Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в средней группе


Организация работы театрального кружка в ДОУ

Знакомство ребёнка с окружающим миром посредством образов, звуков, красок считается самым продуктивным, позволяющим адаптироваться в социальной среде, при этом ведущим видом деятельности у дошкольников является игра.

Занятия в театральной студии помогают детям раскрыть свой творческий потенциал

Воплощение художественного содержания в игровой форме — это и есть суть театрализованной деятельности (или театрализованной игры), занятия которой в концентрированном виде проходят в рамках работы театрального кружка. То есть педагогом проводятся организованные занятия по принятой и утверждённой методическим советом ДОУ программе в установленные часы.

Цели и задачи

Миссия работы театрального кружка в ДОУ направлена на:

  • расширение багажа знаний и приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);
  • развитие речи через воспитание привычки к выразительному публичному слову;
  • формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);
  • развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов);
  • воспитание толерантного отношения к людям;
  • сплочение детского коллектива.

Реализовать поставленные цели помогает решение следующих задач:

  • приобщение к чтению (индивидуальному, групповому) и анализу прочитанного (выделение положительных, отрицательных качеств персонажей, оценка поступков и пр.);
  • знакомство с различными видами театра (на столе, верховой театр, наручный, напольный, живых кукол);
  • практика выразительности исполнительских умений (через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации);
  • совершенствование пластики движений;

    Занятия ритмопластикой — важный аспект программы театрального кружка

  • активизация словаря маленьких актёров, совершенствование звуковой культуры речи, диалоговой формы общения;
  • развитие интереса малышей к театрально-игровой деятельности (за счёт знакомства с лучшими образцами профессиональной актёрской игры);
  • воспитание доброжелательности, миролюбия (взаимопомощь ребят в процессе работы приводит к хорошим результатам).

Кто занимается с детьми

Занятия в студии могут проводить следующие специалисты:

  • воспитатель или педагог дополнительного образования не чуждый театральному искусству (многие театральные студии являются своего рода хобби для педагогов);
  • музыкальный работник (также имеющий представление не только о музыкальном сопровождении лицедейства, но и о законах сцены);
  • приглашённый профессиональный актёр (актриса, режиссёр).

    Зачастую в детских садах театральный кружок ведут студенты профильных ВУЗов, для которых эта работа — отличная практика мастерства и одновременно способ подзаработать

Занятия с детьми в студии проводятся людьми, которые находят удовольствие в перевоплощениях и выступлениях на публике, а также имеют представление об устройстве театра.

Что нужно для работы

В детском саду дошкольники получают представления об основных видах театров, значит, работа студии требует системного подхода в организации. Для занятий потребуется следующее:

  • Образцы кукол для различных видов театра (бибабо, настольный, пальчиковый театр на фланелеграфе и др.).
  • Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски).

    Детям нужно дать возможность испробовать изобразительные возможности всех видов театра, в том числе и театра теней

  • Атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул режиссёра, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, «деньги», номерки, ткани, природный материал, бумага различного цвета и плотности, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).

На занятиях кружка малыши продолжают знакомство с музыкальными инструментами

Как организуются занятия

На занятия театрального кружка приглашаются дети 3–6 лет, то есть второй (в редких случаях первой) младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Набор, как правило, свободный, то есть все, кто хочет. В редких случаях проводится конкурс — когда желающих слишком много.

Длительность занятия, которое проводится 1–2 раза в неделю во второй половине дня, определяется возрастом маленьких лицедеев:

  • для 3–4-летних — 15 минут;
  • для 4–5-летних — 20 минут;
  • для 5–6-летних — 25 минут;
  • для 6–7-летних — 30 минут.

Это интересно. Психологи рекомендуют проводить занятия театрального кружка после дневного сна. Это связано с тем, что особенной познавательной активности от детей не требуется, в отличие от уроков в первой половине дня.

В зависимости от продолжительности занятия и возрастной группы, руководитель студии подбирает оптимальный набор приёмов работы с малышами.

Во время занятий дети часто меняют виды деятельности: от актёрского мастерства до изготовления декораций, что позволяет им всегда оставаться в работе

Театральная студия «Мамин Садик» (ЦАО)

Адрес: м. Цветной бульвар, ул. Каретный ряд, д. 3 (Сад «Эрмитаж») Сайт: https://mamin-sadik.ru Телефон: Стоимость: от 1800 р. за 1 занятие

Преподает занятия в театральной студии Михаил Плутахин — актёр, режиссёр, который учился в Школе-студии МХАТ — курс Д. В. Брусникина.

В этой студии на каждом занятии с детьми занимаются актерскими тренингами, речью, упражнениями на пластику и ставят этюды, пантомимой, рисуют и мастерят декорации и реквизит.

Но самое главное — в театральной студии «Мамин Садик» создают такую творческую свободную и живую атмосферу, где каждый участник процесса обязательно проявит себя, но при этом научится быть частью творческой команды.

В процессе занятий дети знакомятся с азами актерского мастерства и составляющими драматического театра, а также учатся преодолевать робость, развивать коммуникативные качества, внимание, эмпатию, умение работать в команде, любви к литературе.

В конце курса ставится спектакль: итальянские сказки в жанре комедии Дель Арте, в которых дети погрузятся в итальянскую культуру, музыку, читать итальянские сказки, подготовят себе костюмы и маски.

Приёмы в работе театрального кружка

Взаимодействие с детьми в театральном кружке требует от педагога определённых методических умений, позволяющих не просто удерживать интерес маленьких подопечных на занятиях, но и стимулировать их к сотворчеству. Для этого необходимо владеть достаточным набором приёмов, а также знать возрастные особенности ребят, которые посещают занятия, чтобы грамотно сочетать разные виды деятельности.

Наглядные приёмы

Театр — это искусство перевоплощения, то есть дети должны видеть образец и, подражая ему, находить с помощью педагога способы по-новому обыгрывать образ. В этом смысле ценными являются наглядные приёмы: наблюдение и демонстрация.

Просмотр представлений кукольного театра

Представления кукольного театра — один из самых зрелищных видов театрализованных игр-наблюдений для малышей 3–4 лет. С помощью представлений, где действующими лицами являются куклы (пальчиковые, бибабо), дети знакомятся с разными сюжетами, осознают, что добиться нужных эмоций можно путём произношения фраз с разной интонацией. Для юных театралов, которые только осваивают возможности речевого аппарата, такая практика очень полезна. При этом сами малыши остаются лишь зрителями и только в конце учебного года пробуют свои силы в таком виде игр.

Демонстрация — основной приём на этапе знакомства с театром

Постановка сказок, инсценировки

Демонстрация является конечным продуктом занятий в театральном кружке. Обычно разыгрывание сюжета детьми происходит в качестве своеобразного итогового занятия по завершении изучения темы или блока тем. Например, после того как ребята познакомятся с 3–4 народными сказками, одну из них готовят к постановке.

Это интересно. Учитывая возраст участников студии, для инсценировок следует выбирать сюжеты с большим количеством персонажей или же обыгрывать все сценические элементы: деревья, цветы и пр.

В рамках театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ инсценировки рекомендуется проводить, начиная со средней группы (редко — второй младшей). Но студийная программа позволяет даже трёхлеток занимать в сборных представлениях, к примеру, в качестве актёров второго плана в постановках со старшими детьми.

В чистом виде зрителей в театральной студии быть не должно, у каждого есть своя миссия: подобрать декорации, реквизит, сделать грим, продавать билетики и т. д

Картинки и фото

Безусловно, без самого доступного вида наглядности не обойтись. Иллюстрации должны сопровождать творческий процесс на всех его этапах. В качестве наглядного пособия можно сделать стенд с фотографиями постановок, рабочих моментов — это поможет ребятам оценить результаты своего труда, что важно для рефлексии.

Весь творческий процесс в театральной студии сопровождают иллюстрации или фотографии

Словесные приёмы

Основным материалом для занятий театрализованной деятельностью является художественное слово, которое нуждается в объяснениях на доступном для понимания детей уровне.

Беседа

Прежде всего, этот приём используется при обсуждении сюжета рассматриваемого произведения: от потешки с малышами до авторской сказки с ребятами 6–7 лет. Вне зависимости от возраста участников студии на занятиях обязательно следует обсуждать эмоции, которые испытывают персонажи и читатели, слушатели. Если в младшей группе вопросы могут быть альтернативными («Серый волк из сказки о «Трёх поросятах» добрый или злой?»), то для старших детей больше подойдут проблемные задания («Как вы думаете, почему Дюймовочка не хотела жить с Кротом?»).

Детям будет проще отвечать на вопросы, если сопроводить задания иллюстрациями произведения, о котором идёт речь

Рассказы

Ещё один важный приём, используемый в основном на начальных этапах проработки темы. Так, знакомство с театром на первом-втором занятии уместно начинать с рассказа об этом виде искусства в сопровождении картинок-иллюстраций или мультимедийной презентации. В монологе-пояснении нуждается и представление разных видов театра и кукол.

Занимательные факты о театре могут сделать рассказ отличным мотивационным приёмом, который точно заинтересует малышей. Правда, для детей с 3 до 5 лет словесные формы мотивации уступают наглядным. Иными словами, лучше показать малышам куклу Петрушки, чем рассказывать о том, что появился он благодаря бродячим артистам — скоморохам. А вот старшим дошкольникам будет забавно услышать, что в Италии на Сицилии есть театральные постановки, которые длятся… по месяцу.

Чтение

Приобщить ребят к чтению поможет пример воспитателя. На занятиях театрального кружка, как и в любом «взрослом» театре, практикуются читки, то есть обсуждение действий героев по ходу развития сюжета. Однако использовать этот приём можно только в том случае, если участники кружка умеют читать приблизительно на одном уровне. Для малышей, которые ещё не владеют этим навыком, читки заменяются многократным прослушиванием текста.

Чтение вслух для театралов младшего дошкольного возраста — важный словесный приём

Стихотворения, загадки

Эти традиционные приёмы в работе с детьми могут обыгрываться и в деятельности театрального кружка. Так, по мере знакомства с персонажами литературных образцов малышам можно предлагать загадки, которые, ко всему прочему, позволяют педагогу выяснить уровень владения детьми материалом.

  • Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он весёлая игрушка, И зовут его… (Петрушка).
  • Фруктово-огородная страна — В одной из сказок есть она, А в ней герой — мальчонка овощной, Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино).
  • У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный… Кто же это? (Буратино).

Относительно стихотворений, то лучшего способа отработать выразительность речи, имеющую непосредственное отношение к успеху на театральном поприще, нет. Обычно в план работы студии включается занятие (иногда даже открытое), на котором дети читают стихотворения, объединённые одной темой. Например, на мероприятии, посвящённом 8 Марта:

  • Встану утром рано, Поцелую маму. Подарю цветов букет — Лучше мамы в мире нет!
  • Вот какой нарядный Детский сад! Это мамин праздник У ребят. Мы для мамы Песню запоём, Мы для мамы Пляску заведём.
  • На Восьмое марта Нарисую маме Голубое море, Небо с облаками. Рядом с этим морем, Пеною одетым, Нарисую маму С праздничным букетом.

Выразительность речи — один из показателей её качества

Практические приёмы

К практическим приёмам относятся методики отработки актёрского мастерства.

Этюды

Этюды — это упражнения, направленные на формирование выразительности исполнительского мастерства ребёнка. Выполнение таких заданий обычно начинается с 4 лет, когда у детей уже есть элементарные представления о сути театрального действа. Например, у самых младших участников студии вызывает восторг задание «Рисуем на заборе». Каждый ребёнок по очереди рисует на «заборе» (стене комнаты) любой предмет, а остальные дети угадывают, что изображено, а также следят, чтобы рисунок не залезал на предыдущую картинку. Нравится дошкольникам и задание «Собери картинку»: малыши получают наборы геометрических фигурок, педагог показывает изображение (например, собаку, лошадь), а ребята выкладывают эти рисунки из тех фигур, которые даны.

Для детей 4–7 лет задача может быть связана не только с активизацией исполнительского мастерства, но и формированием навыков простейших арифметических действий. Например, «Покажи цифру»: дети принимают позу какой-либо цифры, а потом становятся «в пример», используя руки в качестве знака «плюс» или «минус». Аналогом математической игры является буквенная — «Покажи букву».

Этюды для детей — это своеобразная игра, в которую они с удовольствием включаются

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Суть заданий в том, чтобы научиться соотносить звуки с ситуацией, персонажем, эмоциями. В младшей группе это будет элементарная задача соединить звукоподражательные слова («муу», «мяу» и т. д.) с животным, которое произносит данные звуки. Для старших ребят испытание может быть такое: один из участников становится спиной к детям, а все остальные, представив, что он потерялся в лесу, по очереди с разными эмоциями зовут его: «Ауу… Богдан!». Стоящий спиной ребёнок должен догадаться по голосу, кто его зовёт.

Психогимнастика

Психогимнастические упражнения развивают рефлексию у детей. В качестве заданий обычно предлагается представить определённый образ под соответствующую музыку: поход в лес под звуки природы, сладкий сон под шум моря и т. д. При этом состояние по инструкции меняется: лес становится более густым, налетают комары, услышали волчий вой или налетел ветер, забросал пляж песком, начался дождь и т. д. Как правило, такие рефлексивные упражнения устраиваются ещё и в качестве физкультминуток на занятии.

Навык изменения эмоций по установке у взрослых артистов считается высшим пилотажем, дети же обычно справляются с этой задачей довольно легко

Скороговорки

Это приём используется для отработки дикции, чёткости произношения:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Сыворотка из-под простокваши.
  • Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

В старшем дошкольном возрасте скороговорки можно усложнять диалоговой формой:

  • — Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
  • Краб крабу сделал грабли, Подал грабли крабу краб: — Грабь граблями гравий, краб!

Это интересно. К двум годам дети осваивают звуки: а, о, э, п, б, м. К трём список расширяется до и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й. К четырём в звукоряд добавляются: с, з, ц, ш, ж, ч, щ. В пять лет малыши справляются с л, р.

Скороговорки — это часть артикуляционной гимнастики, которая является обязательным компонентом занятий в ДОУ

Игра

Большинство приёмов, используемых в работе театрального кружка, так или иначе, подразумевает игру — ведущий вид деятельности дошкольников. Но если говорить об игровом приёме в «чистом» виде, то здесь в основном забавы, формирующие исполнительское мастерство (у самых маленьких) и способствующие социально-эмоциональному развитию (у старших детей).

Таблица: примеры игр на занятиях театрального кружка

ВозрастНазвание игрыЦелиОписание
3–4 года«Зеркало»
  • Развитие внимания (произвольного и непроизвольного),
  • тренировка слуховой и зрительной памяти.
Дети в парах становятся друг напротив друга, один медленно делает движения, а его «отражение» их повторяет. Меняются ролями.
5–7 лет«Волшебная палочка»
  • Формирование умения перевоплощаться,
  • развитие креативности,
  • воспитание терпения и усидчивости.
Педагог показывает детям предмет (к примеру, ручку), малыши должны по очереди сказать, чем эта ручка может быть: червяком, микрофоном и т. д. Для усложнения можно попросить детей показывать свои ответы, а не называть их.
«Сплетня»Развивать:
  • остроту слуха,
  • чёткость произношения,
  • творческие способности,
  • фантазию,
  • пантомимику.
Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему.

Рабочая программа театральной студии в детском саду

Программа, по которой ведётся работа в театральной студии, является авторской разработкой, составленной на основе возрастных характеристик участников кружка и с учётом связей с другими образовательными курсами в ДОУ. Как правило, набор в студию происходит раз в год-два, но с возможностью добора по необходимости. В некоторых детских садах программа театрального кружка рассчитывается на 4 года. Обычно это делается в том случае, когда занятия ведутся профессиональными театральными деятелями (актёрами, режиссёрами местных театров) в рамках муниципальных программ сотрудничества театра с образовательными учреждениями.

Обычно постановка сказки — это своеобразный итог работы кружка за определённый период

Обычно план работы рассчитан на одно занятие в неделю с детьми одной возрастной группы. Однако подобные кружки, как правило, организуются самим воспитателем, который не чужд театральной деятельности. Если же занятия проводятся педагогом дополнительного образования, актёром, режиссёром, то планируется также по одному уроку в неделю, но с детьми разного возраста.

Это интересно. Разделение по возрасту может быть на старшие (5–7 лет, то есть старшая и подготовительная группы) и младшие (3–5 лет — младшие и средняя группы).

К старшему дошкольному возрасту дети уже, как правило, определяются с той ролью, которую они предпочли бы играть в постановках: актёра, режиссёра, декоратора и др

Таблица: пример рабочей программы театрального кружка для старшей группы (фрагмент)

АвторЧерешнева А. В., воспитатель МБДОУ № 9 «Василёк», г. Грязи, Липецкая область
Название«Весёлый балаганчик»
МесяцДатаТемаТеорияПрактикаДругие виды работы
СентябрьВ мире театра (театр игрушек, картинки на фланелеграфе)Беседа о видах театров:
  • драматический театр,
  • театр кукол,
  • музыкальный театр,
  • академический театр.
Занятие «В гостях у домовёнка Кузи».
  • Упражнения: дыхательное «Задуй свечу»;
  • на релаксацию «Тяжёлая ваза»;
  • артикуляционное «Сказка о весёлом язычке».
  • Игра «Улиточка».
  • Техника речи: дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка.
  • Обыгрывание этюдов:
    • «Знакомство»,
    • «Встреча с другом»,
    • «В театре».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Знакомство с правилами поведения в театре.
Настольный театр игрушекСпособы использования разнообразных игрушек — фабричных и самодельных.
  • Игры на знакомство.
  • Игра «Кто это?»
  • Упражнения: «Ласковое имя»,
  • «Лифт»,
  • «Глубокое дыхание».
  • Техника речи: дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка.
  • Обыгрывание стихотворений:
    • «Маша обедает» (С. Капутикян),
    • «Девочка чумазая» (А. Барто).
  • Изготовление игрушек из природного или другого материала.
  • Чтение стихотворений.
  • Экскурсия в прачечную детского сада.
  • Рисование «Искусство гжельских мастеров».
Настольный театр картинокОсобенности изготовления персонажей и декорации (двусторонние с опорой).
  • Особенности управления картинкой-персонажем.
  • Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба.
  • Упражнения: «Порхание бабочки»,
  • «Путешествие в волшебный лес».
  • Техника речи: дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка.
  • Распределение ролей с помощью загадок.
  • Постановка сказок:
    • «Весёлые лягушата»,
    • «Теремок».
  • Изготовление декораций.
  • Просмотр диафильма «Теремок» (художник Е. Черкасов).
Театр игрушек или картинок на столе
  • Правила дорожного движения.
  • Зависимость движения по улице транспорта и людей от работы светофора.
  • Занятие «Как вести себя на улице».
  • Игры: «Путешествие по городу»,
  • «Паровозик».
  • Техника речи: дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка «Обыгрывание звуков [у], [и]».
  • Упражнения:
    • «Ах, какой я молодец!»,
    • «Насос и колесо»,
    • «Самолёт».
  • Инсценировка «Случай на дороге».
  • Знакомство с различными видами транспорта.
  • Отгадывание загадок про транспорт.
  • Беседа о правилах дорожного движения.
  • Изготовление транспортных средств и светофора с помощью аппликации.
  • Выставка детских работ на тему «Наш город».
  • Знакомство со стихотворением О. Бекарева «Азбука безопасности».
  • Просмотр диафильма.
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/3767-plan-raboty-teatralnogo-kruzhka-veselyj-balaganchik.html

Таблица: пример рабочей программы театрального кружка для младшего дошкольного возраста (фрагмент)

АвторПатракова Т. Н., воспитатель МБДОУ «Осиновский детский сад», деревня Осиново, Никольский район, Вологодская область
Название«Театр для малышей»
МесяцТемаЗадачи
Сентябрь
  • 1-я неделя: «Давайте познакомимся».
  • 2–3-я неделя: рассказывание и пересказ народной сказки «Курочка Ряба».
  • 4-я неделя: театрализация по сказке «Курочка Рябa».
  • Рассмотреть ширму для кукольного театра, театральные игрушки, персонажей для настольного театра, провести игру: «Скажи своё имя ласково», народную игру.
  • Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», учить детей пересказывать сказку.
  • Учить детей обыгрывать роли из сказки.
Октябрь
  • 1–2-я неделя: чтение и пересказ сказки «Репка».
  • 3–4-я неделя: театрализация сказки «Репка».
  • Познакомить детей со сказкой «Репка», учить пересказывать сказку.
  • Учить обыгрывать роли по сказке «Репка», развивать желание помогать родным и друзьям.
Ноябрь
  • 1–2-я неделя: чтение и пересказ сказки «Теремок».
  • 3–4-я неделя: театрализация сказки «Теремок».
  • Познакомить детей со сказкой «Теремок», учить детей пересказывать сказку, рассмотреть иллюстрации к сказке «Теремок».
  • Учить детей обыгрывать роли, сопереживать героям.
Декабрь
  • 1–2-я неделя: знакомство с потешкой «Как на тоненький ледок…».
  • 3–4-я неделя: театрализация «Как на тоненький ледок».
  • Познакомить детей с новой потешкой, рассмотреть иллюстрации к потешке.
  • Учить детей обыгрывать роли.
Январь1–2-я неделя: пальчиковые игры по сказкам.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Вспомнить знакомые сказки.
Февраль
  • 1–2-я неделя: знакомство со сказкой «Колобок».
  • 3–4-я неделя: театрализация сказки «Колобок».
  • Познакомить детей с новой сказкой «Колобок», учить пересказывать сказку, сопереживать героям сказки.
  • Рассмотреть иллюстрации к сказке.
  • Учить обыгрывать роли.
Цит. по: https://урок.рф/library/plan_raboti_kruzhkovoj_deyatelnosti_teatr_dlya_malish_114831.html

Таблица: пример рабочей программы театрального кружка для первой младшей группы (фрагмент)

АвторОлейник С. В., воспитатель МКДОУ Детский сад №1, с. Бутурлиновка, Воронежская область
Название«Теремок»
МесяцСодержание работы
Октябрь
  1. «Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки». «Варись, варись, кашка…» (угостим бабушку). Задачи:
      активизировать мелкую моторику рук,
  2. устанавливать связь между речевой и двигательной функциями,
  3. прививать интерес к кукольному спектаклю развивать умение концентрировать внимание на кукле.
  4. «Коза-хлопота». «Идёт коза рогатая». Задачи: приучать детей слушать песни в исполнении педагога, наблюдая за действиями игрушек настольного театра бибабо (коза).
  5. «Курочка Ряба». «Подарки от Курочки Рябы». Задачи: учить детей внимательно слушать сказку, наблюдая за действиями педагога с картинками на фланелеграфе.
  6. «Птичка». «Уточка и утята». Задачи:
      познакомить детей с потешкой,
  7. приучать слушать текст, повторять движения за взрослым,
  8. вовлекать детей в процесс управления игрушкой.
Ноябрь
  1. «Весёлые гуси». Подвижная игра «Гуси-гуси». Задачи: познакомить детей со спектаклем, побуждать ребят эмоционально реагировать на происходящие действия.
  2. «Мишка-топтыжка». Подвижная игра «Мишка-лежебока». Задачи: побуждать малышей с интересом следить за действиями педагога с мягкой игрушкой, поддерживать желание общаться с игрушкой, развивать эмоциональную отзывчивость.
  3. «Петушок-золотой гребешок». «Вышла курочка гулять» (песенная импровизация). Задачи:
      вызвать желание участвовать в театрально-игровой деятельности,
  4. приобщать детей к играм с использованием шапочек-масок.
  5. «Репка». «Ай, ду-ду» (шумовой оркестр). Задачи:
      познакомить детей со сказкой в исполнении персонажей пальчикового театра,
  6. поддерживать стремление принимать участие в представлении,
  7. подпевать персонажам.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/12/rabochaya-programma-kruzhka-po-teatralizovannoy-deyatelnosti-teremokv

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

Разработала: воспитатель Бирюкова М.И. Новый Торъял 2020г.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Рабочая программа разработана на основе программы театрального кружка по ФГОС в школе и в детском саду.

Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Формированию условий для развития творческого потенциала каждого участника постановочной деятельности.
  2. Совершенствованию артистических навыков в плане переживания и воплощения образов, исполнительских умений ребят.
  3. Формированию простейших образно-выразительных умений, обучению подражанию сказочным животным.
  4. Активизации словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, интонационного строя, навыков вести диалоги.
  5. Обучению элементам выразительных средств художественно-образного типа (мимике, интонации, пантомимике).
  6. Развитию интереса к постановочно-игровой деятельности.

Формы работы с детьми:

  • игра
  • инсценировки и драматизация
  • рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Как вести себя в театре.

Организация деятельности и режим кружка:

Кружок проводится один раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15. 40-16. 05ч., продолжительностью 25 минут.

Требования к подготовке.

Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

  1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
  2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
  3. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
  4. Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.

Календарно-тематическое

планирование кружковых занятий

Октябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Как вести себя в театре.

Цель: знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ноябрь

1. Тема. Знакомство с видами театров.

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. «К бабушке в деревню».

Цель: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображемыми предметами. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.84)

3. Тема. А. Барто «Игрушки», прибаутки.

Цели: развивать интерес и бережное отношение к игрушкам; поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. (Н. Ф. Губанова «Театр. деят. дошкольн.» с.47)

4. Тема. Сказки из сундука.

Цель: познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее, пробудить обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.181)

Декабрь

1. Тема. Чтение сказки «Под грибом».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Тема. Распределение ролей в сказке «Под грибом».

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Цель: продорлжить формировать эмоциональную выразительность речи детей;

4. Тема. Выступление со сказкой «Под грибом» перед малышами.

Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

Январь

1. Тема. Зимние забавы.

Цель: создать атмосферу волшебства; учить детей придумывать игровые ситуации; порадовать и увлечь детей игровой ситуации. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.175)

2. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

3. Тема. Культура и техника речи. «Забавные стихи»

Цель: учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

Февраль

1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с кукольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Тема. Чтение сказки «Репка».

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

3. Тема. Распределение ролей. Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

4. Тема. Инсценировка сказки «Репка». (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Март

1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

2. Тема. Чтение стихотворения В.Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Инсценировка спектакля «Зайки серые сидят» «для своей группы».

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Апрель

1. Тема. Развлечение Улыбайся детвора»

Цель: вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника.

2. Тема. Сказка «Заюшкина избушка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

Май

1. Тема. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

2. Тема. Театральные игры. Артикуляционная гимнастика;

Цель: развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность.

3. Тема. «Игры с бабушкой Забавушкой»

Цель: создание игровой мотивации. Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Список литературы

  1. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.
  2. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».
  3. А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
  4. 3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.
  5. ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Следующая >

Проведение занятия в театральном кружке в ДОУ

Как и любой другой вид образовательной деятельности в ДОУ, занятия театральной студии тщательно планируются, что находит отражение в конспекте театрализованной деятельности. Составляется он исходя из времени, отведённого на занятие для конкретной возрастной группы. В целом структура занятия выглядит так:

  1. Вводный этап: актуализация опорных знаний, мотивация ребят на работу (2–5 минут).
  2. Основная часть занятия: беседы по теме, постановка этюдов, разыгрывание сценок, читка с обсуждением, игры, отработка инсценировки (5–20 минут).
  3. Заключительный этап: оценка работы каждого ребёнка педагогом, рефлексия (2–5 минут).

Чем детальнее прописан конспект занятия, тем больше шансов, что работа будет продуктивной и хорошо организованной

Таблица: пример конспекта занятия театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста (фрагмент)

АвторРоманова Г. В., музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №49, г. Новочеркасск, Ростовская область
Тема«В гостях у Петрушки»
ЦельСоздать условия для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи
  • Познакомить детей с новой скороговоркой, этюдом на выразительность жеста;
  • закрепить правила музыкально-дидактической игры «Сказочные герои»;
  • развивать диалогическую, монологическую интонационную выразительность речи, персонификацию тембра голоса;
  • развивать навыки кукловождения;
  • развивать музыкально-творческие способности детей в театрализованной деятельности;
  • развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, инициативу, творческую активность и умение импровизировать;
  • совершенствовать коммуникативные качества;
  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;
  • воспитывать театральную культуру.
Оборудование
  • Куклы верховые на гапите,
  • музыкально-дидактическая игра «Сказочные герои»,
  • ширма,
  • декорации,
  • бутафория,
  • музыкальные инструменты (детские и нетрадиционные).
Репертуар
  • Скороговорки («Хохлатые хохотушки хохотом хохотали», «Волки рыщут — пищу ищут, «Кудахчут куры во дворах — кудах-тах-тах»), потешки, чистоговорки.
  • Этюды на выразительность жеста «Я не знаю» (М. Чистяковой) и на сопоставление эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера М. Чехова.
  • Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального творчества «Сказочные персонажи».
  • Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад», муз. А. Рыбникова, сценарий Ю. Энтина.
  • Этюд «Петушок» («Петух», муз. Т. Ломовой).
  • Этюд «Козлята».
  • Песня «Где живут чудеса?» (сл. и муз. О. Чекановой)…>
Ход занятияВводная частьОсновной этапЗаключение
Петрушка (грустно): Доброе утро! (если дети не обратят внимание на настроение Петрушки, то спросить, не знают ли они, что случилось с Петрушкой). Муз. руководитель (М/Р): Здравствуй, милый Петрушка! Что с ним? Я не знаю. Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподняты, руки слегка разводятся, ладони раскрыты. Дети:… М/Р: Покажите мимикой, какое настроение у Петрушки. Петрушка: У меня плохое настроение, мне очень грустно, тоскливо. М/Р: Так вот в чём дело! Ребята, что же нам делать? Использование педагогом знаний воспитанников, полученных ранее (предварительная работа, содержание разных видов деятельности). Дети: Песню спеть, станцевать, поиграть. Сказку показать… Петрушка невнятно что-то бормочет. М/Р: Ничего не понимаю. Ребята, что он пробормотал?
  • Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Послушай, как наши ребята чётко проговаривают скороговорки. И ты сможешь так научиться.

  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
  • Волки рыщут — пищу ищут.

Дети проговаривают скороговорки в разном темпе с различной динамикой. Петрушка пытается повторить, но у него ничего не получается.

Петрушка: А я тоже знаю скороговорку. Кудахчут куры во дворах — кудах-тах-тах. Дети проговаривают новую скороговорку медленно, затем увеличивают темп. М/Р: И ещё раз: начинаем тихо, затем — громко! По движению моей руки — начали! (Дети проговаривают скороговорку несколько раз). Замечательно! Какие молодцы! Проговорите скороговорку сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, смеясь, робко, хитро. Дети проговаривают скороговорку. Петрушка: А я лучше всех скороговорку проговорил! Я лучше всех! Я лучше! М/Р: Ой, что произошло с Петрушкой? Каким он стал? Покажите мимикой, каким задавакой стал Петрушка. Вот это да! Дети показывают. Петрушка: Ой, ой, ой! Мне так стыдно, я больше так не буду! Я от стыда даже забыл, к какому виду кукольного театра я принадлежу. Подскажите мне, пожалуйста! (Ответы детей). Спасибо, я всё вспомнил! Я живу в кукольном домике верховых кукол на гапите. Петрушка загадывает детям загадку.
  • Встаёт на заре, поёт во дворе, На голове — гребешок. Кто же это? (Петушок.)
  • Идёт петушок, красный гребешок. Хвост с уборами, сапоги со шпорами, Двойная бородка, частая походка, Рано утром встаёт, красны песни поёт…> Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Петрушка: Вот спасибо, угодили! И меня развеселили! Мне очень понравилось! А чем вам понравилось выступление? Чем довольны? Что вам запомнилось? Приходите ко мне ещё, я буду очень рад вас видеть!
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-teatralnogo-kruzhka-v-gostjah-u-petrushki-muzykalnogo-rukovoditelja-mbdou-ds-49-romanovoi-g-v.html

Видео: открытое занятие театральной студии в младшей группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: