Рабочая программа «Проектная деятельность» 3 класс
- Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
- Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2019 № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утверждённым Распоряжением комитета по образованию от 11.02.2014 №407-р.
Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
- Общая характеристика факультативного курса
обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Проектная теятельность», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
4. Место факультативного курса в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности факультативный курс изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
3 класс
— 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
5. Результаты
изучения факультативного курса.
Обучающийся будет знать
:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- метод исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь
:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении — коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки
результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
6. Содержание программы:
3 класс:
«Развитие познавательной сферы»
-Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений»
-Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
- «Исследовательская практика»
-Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
3 класс 34 часа
№ | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
Тайны памяти. 1 ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. | |
Как улучшить свою память? 1 ч | Анкетирование как метод исследования. 1 ч | «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч | ||
Конкурс математических развлечений. 1 ч | Компьютер – друг и помощник. 1 ч | «Кругосветные путешествия» ( инд. проекты) 1 ч | ||
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч | «Гнездо мыши — малютки» ( инд. проекты) 2 ч | ||
Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч | ||
Что значит умение договариваться? 1 ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч | « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект) 2 ч | ||
Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч | Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование) 1 ч | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч | ||
Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч | «Вредные звуки» ( инд. проект) 1 ч |
В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 3 «Г» классе
«Проектная деятельность» по программе «Начальная школа
XXIвека».
1 час в неделю, 34 часа за учебный год
Тема | Формируемые УУД | Форма проведения занятия | Контроль | Дата | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | Беседа | Текущий | 1 неделя |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно — популярный текст; определять главную мысль текста. Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | Беседа | Текущий | 2 неделя |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно — популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Д оброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | Беседа | Текущий | 3 неделя |
4 | Выбор помощников работе над проектом | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. | Игра | Текущий | 4 неделя |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | Круглый стол | Текущий | 5 неделя |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | Круглый стол | Текущий | 6 неделя |
7 | Проблема. Решение проблемы | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным | Круглый стол | Текущий | 7 неделя |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | Беседа | Текущий | 8 неделя |
9 | Цель проекта | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | Беседа | Текущий | 9 неделя |
10 | Задачи проекта | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно — популярный текст; определять главную мысль текста. | Беседа | Текущий | 10 неделя |
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | Поисковые и научные исследования | Текущий | 11 неделя |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | Научное общество | Текущий | 12 неделя |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Круглый стол | Текущий | 13 неделя | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | Работа над понятием «продукт проекта» .Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта Применять знания на практике. | Создание проекта | Текущий | 14 неделя |
15 | Играем в учёных. Это интересно | Игра | Текущий | 15 неделя | |
16 | Тест. «Чему ты научился?» | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно — популярный текст; определять главную мысль текста. | Соревнование | Выступление | 16 неделя |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Круглый стол | Текущий | 17 неделя | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | Ролевая игра | Текущий | 18 неделя | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций. Практическая работа на компьютере . Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность Практическая работа на компьютере Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности Практическая работа на компьютере Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией. Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Самостоятельное выполнение теста Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно — популярный текст; определять главную мысль текста. Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям Выступать перед незнакомой аудиторией Формирование умения публичного выступления представления результатов работы Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов Рисовать открытки своим помощникам Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам Активно участвовать в играх Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников | Беседа | Текущий | 19 неделя |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft PowerPoint | Практическое Занятие | Текущий | 20 неделя | |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Практическое Занятие | Текущий | 21 неделя | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | Конференция | Текущий | 22 неделя | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Круглый стол | Текущий | 23 неделя | |
24 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Соревнование | Текущий | 24 неделя | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Практическое занятие | Текущий | 25 неделя | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Беседа | Текущий | 26 неделя | |
27 | Играем в учёных. Это интересно | Игра | Текущий | 27 неделя | |
28 | Различные конкурсы проектно — исследовательской деятельности | Игра | Текущий | 28 неделя | |
29 | Памятка жюри конкурса | Клубное мероприятие | Текущий | 29 неделя | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Конференция | Текущий | 30 неделя | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Беседа | Текущий | 31 неделя | |
32 | Играем в учёных. Это интересно | Игра | Текущий | 32 неделя | |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | Выставка | Выступление | 33 неделя | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Игра | Текущий | 34 неделя |