Основные аспекты организации НОД по ОБЖ в ДОУ
Любая обучающая деятельность начинается с целеполагания и детализации этапов достижения цели через постановку задач.
Цель и задачи занятий по ОБЖ
Общая цель занятий по ОБЖ с дошкольниками заключается в формировании у них знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, и, главное, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил. Достигая эту цель, воспитатель решает целый комплекс задач: воспитательных (воспитывает уверенность, дружелюбие, эмпатию и др.), образовательных (даёт знания в предметной области, обучает критически оценивать ситуации, обучает правилам поведения и др.), развивающих (развивает коммуникативные навыки, познавательные способности и др.), оздоровительных (обеспечивает психофизиологическое благополучие ребёнка, контролирует его самочувствие и др.). Воспитатель должен понимать также, что задачи будут дифференцироваться в зависимости от возраста детей, их индивидуальных потребностей и особенностей, темы занятия и иных переменных. В качестве общих задач занятий по ОБЖ в ДОУ можно назвать следующие:
- Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т. п.
- Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
- Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
- Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
- Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.
Сформулированная цель и задачи занятий по ОБЖ закладываются воспитателем-педагогом в основу разработки ОП (образовательной программы), которая разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт — главный нормативный документ, в нём изложены обязательные требования к дошкольному образованию. Действующий Стандарт предполагает обязательное включение предметной области «Безопасность» в образовательную программу ДОУ. Опираясь на требования Стандарта, каждое ДОУ разрабатывает свою уникальную образовательную программу. Можно порекомендовать следующие основные правила разработки и реализации программы по ОБЖ:
Рекомендации по разработке программы по ОБЖ
- Программа может быть самостоятельной или являться частью комплексной программы, т. е. интегрированной. Обычно занятия по ОБЖ объединяются с занятиями по физическому, экологическому воспитанию и др. Если программа по ОБЖ реализуется как часть интегрированной, то стремитесь избегать повторов, соблюдать последовательность тем, координировать тематику и содержание занятий с тематическими планами других педагогов. Такой подход, с одной стороны, усложняет задачу разработчиков программы, но, с другой стороны, способствует более полному её освоению детьми.
- Важно наполнять содержание обучения и использовать формы проведения занятий, соответствующие психофизиологическим особенностям детей.
- Работа по реализации программы должна проводиться систематически в течение всего учебного года. Планомерно распределяйте содержание программы по месяцам, неделям, дням. Неплохо иметь альтернативный план на случай непредвиденных ситуаций.
- Обязательно делайте упор на природно-климатические особенности своей местности, территориальные условия проживания детей, поскольку значительная часть программы основана на знакомстве детей с природой родного края и условиями проживания в конкретной (городской либо сельской) местности. При этом не исключайте из программы экзотические для своей местности ситуации.
- Помните, про сотрудничество с родителями детей. Максимальный эффект достигается когда работа осуществляется совместно. Ознакомьте родителей с основными разделами программы, возможно, родители предложат интересные идеи, которые можно будет использовать при реализации программы. А также родители смогут продолжить работу с ребёнком на предложенные темы вне ДОУ.
Разрабатывая свою программу по ОБЖ для дошкольников, воспитатель может использовать многочисленные уже готовые разработки.
Перспективный план по ОБЖ
Программа находит своё конкретное воплощение в перспективном плане занятий. Форма написания плана может быть различной. Традиционно в перспективном плане по ОБЖ прописываются программные задачи по конкретным видам занятий; разделы и тематика занятий; формы проведения; сроки; ответственные лица и исполнители; методическое обеспечение.
этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для младшей группы
На представленных примерах мы видим, что перспективный план для старшей группы содержит те же разделы, что и для младшей, однако количество запланированных занятий увеличивается, усложняется материал, расширяется тематика, ставятся более сложные педагогические задачи.
этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для старшей группы
По желанию родителей и в целях повышения качества обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности в ДОУ организуется дополнительная подготовка в виде кружковой деятельности. Тематика кружков по безопасности обширна, предполагает более углублённое изучение наиболее значимых разделов по ОБЖ (как правило, ПДД, пожарная безопасность). Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, их продолжительность 10–25 минут в зависимости от группы. Работа кружка рассчитана на учебный год. Программа кружка по безопасности имеет структуру, аналогичную перспективному плану по ОБЖ, основное отличие будет заключаться в том, что план охватывает все основные разделы области «Безопасность», его тематика разнообразна, а в рамках кружка углублённо изучается только один раздел/тема. Отметим также, что кружковая деятельность в ДОУ, является бесплатной для родителей. Ниже представлен пример плана кружка по безопасности.
этот план может быть использован в качестве опорного образца при организации кружка безопасности с углубленным изучением ПДД
Проектная деятельность в ДОУ
В настоящее время в образовательную среду ДОУ активно вводится проектная деятельность. Под проектом понимают совместную творческую познавательно-исследовательскую деятельность участников, направленную на достижение определённого результата. По продолжительности проекты, реализуемые в ДОУ, в том числе проекты по ОБЖ, могут быть: во-первых, краткосрочными, когда реализация и оценка проекта занимает 1–3 занятия, и, во-вторых, длительными (средне- и долгосрочными) — продолжительностью более месяца, или осуществляться в течение года.
картотека бесед по ОБЖ картотека (старшая группа) на тему
Картотека бесед по ОБЖ в старшей-подготовительной группах детского сада.
Номера и темы бесед:№1 — «Гололед»№2 — «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»№3 — «Как песок может стать опасным»№4 — «Кошка и собака- наши соседи»№5 – «Как был наказан любопытный язычок»№6 – «Как вести себя в жару»№7 – «Зимой на горке»№8– «Мы любим трудиться»№9 – «Правила поведения на участке д/с во время прогулки»№10 – «Насекомые- польза и вред»№11 – «Как вести себя во время проведения подвижных игр»№12 – «Осторожно- растения и грибы на участке д/сада» №13 – «Как вести себя в группе»№14 – «Передвигаемся по д/саду»№15- «Зимние дороги»№16- «Морозы жестокие в этом году»
Беседа №1.Тема: «Гололед»Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;уметь по картинкам определять опасную ситуацию;описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получитьтравму и не погибнуть.Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.Ход беседы:1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:Подморозило с утра,Нет вчерашнего тепла,На дорогах гололед,И машины все несет.Тротуары, как каток,Сделать бы еще шажок,Но подошва подвела-Очень скользкая она.Сколько бед от гололеда!Есть для дворников работа-Соль насыпать и песок,Чтоб пройти прохожий мог.2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».3. Вопросы к детям:-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?-Почему в гололед люди часто получают травмы?-Как обезопасить себя в гололед?-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?Запомнить правила:-не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;-если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!5.Задание:На улице — помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.Беседа №2.Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма и вспомнить,если облизывать или есть- ангина);учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»Ход беседы:1.Отгадайте! -Я прозрачна, как хрусталь,С крыши я зимой свисаю.Только очень, очень жаль,Что в тепле я быстро таю.(Сосулька)2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях.Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!- Подходить и трогать свисающие сосульки!- Нельзя сосать и есть сосульки!- Не кидайся сосулькой или снегом!- Будь внимательным и наблюдательным!- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.С крыши свесилась сосулька,С виду вкусный леденец!Заработает ангину.Если съест ее глупец!4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком. От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос.То от тепла она заплачет, — собирают «слезы» в ладонь.То платьице ушьет свое. — проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожатНемного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх, встают на носочкиОкрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.Тяжелой станет- упадет. -приседают.5.Задание: На улице — помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.Беседа №3.Тема: «Не ешь снег и сосульки!»Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина);Материал: логическая картина «Как Вася заболел?»Ход беседы:1.Беседа-Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)-Как мы должны заботиться о своем здоровье?(закаляться, гимнастика»2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда»(Т.А.Шорыгина «беседы о здоровье», с.4)3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»- Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?4.Обыгрывание проблемных ситуаций:• «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»• «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»5. Чтение стихотворений:Я вам расскажу, ребята,Умные школьники и дошколятаЗдоровье свое всегда берегут,Снег и сосульки в рот не берут!С крыши свесилась сосулька,С виду вкусный леденец!Заработает ангину.Если съест ее глупец!6.Опыт со снегом (сосулькой)( побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)Растопить снег(сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.Беседа №4.Тема: « Как песок может стать опасным»Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.Материал: 2 куклы- Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия дляигры с песком.Ход беседы:Приходят 2 куклы- Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются в друг друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их);копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы- приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы- можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга- вся одежда в песке, грязная.И другие ситуации.Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают ПРАВИЛА:
-Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.-Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).Беседа №5.Тема: «Не играй с бродячими животнымиЦель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;учить заботиться о своей безопасности.Материал: д/у пражнение- «Как это случилось?»Ход беседы:1.Отгадай!:«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается»(Кошка).«Гладишь- ласкается, дразнишь- кусается»(Собака).3. Рассказ воспитателя:«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.4.Обыгрывание проблемных ситуаций:«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»5.Чтение стихотворения6Мяукает у дереваНезнакомая кошка,Налью молокаЯ бедняжке немножко.Но трогать рукамиКотенка не буду,Что мама сказалаВедь я не забуду:«будь добрым, сыночек,Животных корми,А в руки бродячихЗверей не бери,От них мне поверь,Легко заразиться.Придется в больницеДолго лечиться!»6.Запомните ПРАВИЛА!- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.-Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.-Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.- не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)и не дразните животных ( они могут терять терпение и укусить);-не подходите к ним сзади.-Не буди спящую собаку.7.Д/упр. «Как это случилось?»Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин). (Дразнили собаку- она укусила. Ребенок попал в больницу.)Беседа №6.Тема: «Как был наказан любопытный язычок»Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.Материал: сюжетная картина.Ход беседы:1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)2.Помочь запомнить ПРАВИЛО: — Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.3.Проведение опыта:Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.Беседа №7.Тема: «Дежурство по столовой»Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.Материал: д/и: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».Можно использовать значки- символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.Ход беседы:1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным обьяснением правил безопасности.2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)-Мы дежурные сегодня.Будем няне помогать,Аккуратно и красивоВсе столы сервировать.-Мы тарелки всем поставимВилки, ложки и ножи.Не спеши, как класть, подумай,А потом уж разложи.-От тарелки справа нож,Ложка рядышком лежит,Нож от ложки отвернулся,На тарелочку глядит.-Ну а слева от тарелкиНужно вилку положить.Когда станем есть второе,Будет с вилкой нож дружить.3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:-Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;-Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;-Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;-Нож и вилку неси острием вниз;-Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;-Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;-Не балуйся и не играй с ножом и вилкой. -Накрывая столы, не отвлекайся;-Не мешайте дежурным накрывать столы; — не бегайте, когда накрывают столы.Беседа №8.Тема: «Как вести себя в жару на участке?»Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.(Можно придумать и нарисовать другие картинки)Ход беседы:1.Рассматривание картины.Вопросы к детям:-Что изображено на картинке?- Кто из девочек поступил правильно? Почему?- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?- Что нужно делать теперь?- А как мы ведем себя на улице в жару?-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.3.Игра «Закончи предложение»-Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой…(шляпу).Неразлучные друзьяВеревка и прищепка.Не разлучные в жаруЯ и моя …(кепка)-Сильно солнышко печет?-Спрашиваю маму.Одеваю я в жаруБелую …(панамку).4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!-В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.-Не бегай босиком в жару по асфальту.-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.Беседа № 9.Тема: «Зимой на горке»Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди;выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.Ход беседы:1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.3.Игра (словесная) «Хорошо- плохо».Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.4.Сформировать ПРАВИЛА:-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;-Подниматься на горку только по ступенькам;-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;-Не кататься стоя, а только сидя;-Не толкать, не цепляться за товарищей;- Соблюдать очередность;-Не спрыгивать с горки;-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другойи может сбить тебя;-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;-Не сбегай по скату;-Не кидайся снегом в сторону горки.Беседа №10.Тема: «Трудовая деятельность»Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности(лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд;грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментамиХод беседы:1.Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.- Для чего нужен? -Когда невозможно обойтись без этого предмета? -Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?-Как правильно им пользоваться?2. Выучить пословицу: «Каждой вещи — свое место».3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:- Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;-Не размахивай и не тычь в лицо другим;-Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди-Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);-После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;-Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;-Не толкайся, не отбирай у других;-Не бегай с опасными предметами;-Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!Беседа №9.Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;знать границы своего участка;напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.Материал: ИллюстрацииХод беседы:1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.2. Проигрывание ситуаций:Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.3.Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
5.Запомнить ПРАВИЛА:- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, бытьдоброжелательным и вежливым.-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.-Не играть с острыми предметами.-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться. -Не кидаться песком, землей, снегом.-Не подходить к собакам и кошкам.-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.-Не ломать деревья, кусты.-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.Беседа №10.Тема: «Насекомые- польза и вред»Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.Материал: предметные картинки с изображением насекомых;сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.Ход беседы:1.Вопросы к детям:-Каких насекомых вы знаете?Когда появляются насекомые?Где они живут?Чем они отличаются от птиц?Что случится, если не будет насекомых?Чем могут быть опасны насекомые?Как себя вести при встрече с ними2.Чтение стихотворения:Меня ужалила пчела.Я закричал: «Как ты могла?Пчела в ответ: «А ты как могСорвать любимый мой цветок?Ведь он мне был ужжасно нужжен:Я берегла его на ужжин!»3.Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.4.Запомнить ПРАВИЛА:Необходимо знать, как защищаться от насекомых:-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.-Не ловите и не убивайте насекомых!-Не стойте около муравейника!Беседа №11.Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиватьсяк мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учитьсогласовывать свои действия с действиями партнера.Ход беседы:1.Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).2.Беседа- Почему у ребят не получилась игра?-Что им можно посоветовать?-Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?-Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.Первое правило:-Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?Тогда второе правило:-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;-Считайся с мнением друзей!Третье правило: — Делись игрушками, не жадничай!Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!Пятое правило: Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!Беседа №12.Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;познакомить с растениями нашего участка;научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».Ход беседы:1. Игра «Распутай путаницу»На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
2. Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.3. БеседаСпросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.-У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровьюНо любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.4.Рассматривание гербария, плакатов и энциклопедий5. Обыгрывание проблемной ситуации• Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?5.Запомнить ПРАВИЛА:Запомните!-Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.- Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.6.Д.и. «Съедобное – несъедобное»Беседа №13.Тема «Как себя вести в группе»Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада(в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правиламбезопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.Материал: сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ- кукла (или медвежонок).Ход беседы:1.Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу. Обыграть ситуации:*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;*затем спотыкается об брошенную игрушку;*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.-03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучитьПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.Если не можешь достать, попроси воспитателя!*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!Беседа №14.Тема: «Передвигаемся по детскому саду»Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театр.представлений в муз.зале;заходят в физ. зал, и т.д.. Кукла Незнайка (или взрослый).Ход беседы:Вопросы к детям:- Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное- почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.Незнайка обещает исправляться.Воспитатель показывает детям карту- схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи):-Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;-Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;-Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;-При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;-Коридоры и лестница- не место для игр и баловства. Помни об этом!-Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т.к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь! (Ой, ребята,-
Верь, не верь,-От меня сбежала дверь. -Прощай,- сказала,- дорогой, Ты открывал меня ногой!)Беседа №15.Тема: «Зимние дороги»Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время.Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы дажепосле торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживатьсебя, быть внимательными, не играть на дороге.Ход беседы:1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.2. . Объяснение слов:«Снегопад»,«Гололед» ( Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане — несколько суток.)«Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы),чем опасны для водителя и пешехода.3. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях:* в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое — то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.); *в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).4.Беседа-Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей)-А хотите послушать, как мишка играл зимой?5.Чтение стихотворенияСкрылись под снегом газоны с травой.Скользко машинам на мостовой,Льдом затянуло русло реки,Плюшевый мишка встал на коньки.-Только катается не на катке…Вышел на улицу с клюшкой в руке.Долго ли, дети, здесь до беды?Есть для хоккея катки и пруды.Только ботинки с коньками надень,Лед будет петь под коньками весь день.-А мостовая- опасный каток.Нужно во двор возвращаться, дружок.-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей)6. Повторение правил поведения на зимних дорогах.Беседа №16.Тема: «Морозы жестокие в этом году»Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.Ход беседы:1. Д/у «Какая зима»2. Рассматривание зимней одежды3. Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.4. Записать правила:-В сильные морозы надо одеваться очень тепло-Нельзя без взрослых выходить на улицу-Нельзя оставаться на улице долго-Нельзя открывать дома и в садике окна.-Лицо смазывать специальным детским кремом от холода — «Морозко»-Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.
Занятие по ОБЖ в ДОУ
После определения цели, задач и составления плана перед воспитателем встают вопросы, большинство из которых связано с проблемами подготовки, реализации и оценки НОД.
Основные требования СанПиН к НОД
Как известно, занятие — форма обучения в детском саду. Воспитатель должен проводить НОД с детьми в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049–13), которыми определяется её продолжительность для детей разных возрастов. Так, для малышей в возрасте от трёх до четырёх лет НОД может длиться не более чем пятнадцать минут. Дети постарше, в возрасте от четырёх до пяти лет могут быть вовлечены в НОД не более двадцати минут, от пяти до шести лет — не более двадцати пяти минут, от шести до семи лет — не более получаса. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает тридцати и сорока минут соответственно, а в старшей и подготовительной — сорока пяти минут и полутора часов соответственно. Воспитатели обязательно должны провести физкультурные минутки в середине занятия, сделать перерыв между занятиями не менее десяти минут. С детьми старшей и подготовительной групп допускается проводить занятия после дневного сна, их продолжительность не более двадцати пяти — тридцати минут в день.
Структура занятия по ОБЖ
Структурно занятие состоит из трёх частей (этапов): первая — организационная часть, самое начало занятия, его первые минуты, включает проверку готовности детей к занятию (все ли собрались, внешний вид, правильность расположения в группе или на игровой площадке) и создание интереса к занятию (мотивационный этап); вторая — основная часть занятия (содержательный этап), на которую отводится примерно 80% всего времени; третья — окончание занятия (рефлексивный этап). Все этапы занятия важны, однако, если воспитателю не удастся заинтересовать детей с самого начала, задачи занятия могут быть не достигнуты либо придётся приложить для этого больше усилий. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия по ОБЖ? Общие рекомендации таковы — это интригующие приёмы, в их основе заложена загадочность, таинственность, которую очень любят дети либо сюрпризность, неожиданность.
Подробнее об особенностях проведения игр по ОБЖ можно узнать и нашей статьи — Проведение игр по ОБЖ в детском саду.
Пример мотивирующего начала занятия по ОБЖ для детей старшей группы
Например, начало занятия по ОБЖ в старшей группе на тему «Пожароопасные предметы» может быть таким: воспитатель-ведущий говорит детям, что тему занятия они узнают, после того как отгадают загадки. Примеры загадок:
Он друг ребят, Но когда с ним шалят, Он становится врагом И сжигает всё кругом. (Огонь)
В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт.(Печь)
Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет — я посвечу.(Свеча)
https://www.prozagadki.ru/342-zagadki-pro-pech-dlja-detejj.html
Воспитатели современных ДОУ должны работать с детьми на основе индивидуального подхода, создавать условия для активной познавательной деятельности ребёнка, учитывать специфические черты развития каждого воспитанника (этот подход становится все более актуальным в свете внедрения в практику ДОУ инклюзивного образования). Так, отстающему ребёнку либо ребёнку, плохо воспринимающему информацию на слух, вместо загадки можно показать картинку, иллюстрацию и т. п.
Виды занятий по ОБЖ
Что касается видов занятий, то в арсенале воспитателя довольно широкий их спектр:
— во-первых, занятия, отличающиеся по дидактическим задачам (например, может происходить усвоение новых знаний либо могут закрепляться знания, ранее приобретённые; основой занятия может быть процесс творческой трансформации ранее усвоенных знаний и навыков);
— во-вторых, по содержанию занятия могут быть однотемные; интегрированные; комплексные;
— в-третьих, по форме реализации занятия различаются на традиционные и нетрадиционные (различные виды игр — развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и другие, тренинги, разбор проблемных ситуаций, театрализованные занятия и др.). Как отмечают практики, игра является наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности.
Примеры игровых занятий по ОБЖ
Вид игры | задача | Необходимое оборудование |
Дидактическая игра « Катюша поранила пальчик» | Выявить/закрепить знания о действиях, при оказании первой помощи при травме | Кукла, пластырь, бинт, дезинфицирующие средства |
Игра-тренинг «Как вызвать полицию?» | Отработать действия вызова полиции по телефону, выучить номер экстренной службы | Телефон стационарный, телефон сотовый, карточки с номерами экстренных служб |
Сюжетно-ролевая игра «Полезные продукты для зубика» | Провести диагностику знаний о вредных и полезных продуктах для зубов и полости рта | Предметы и игрушки изображающие различные продукты |
Примеры тем игровых тренингов по ОБЖ для дошкольников
В последнее время всё больший обучающий и воспитательный эффект демонстрирует игровой тренинг. Специфика тренинга заключается в имитации реальной ситуации и отработка навыков выхода из неё. Ребёнок с помощью воспитателя или других детей должен найти и отработать верный алгоритм поведения в ситуации с заданными параметрами. Круг вопросов, который можно предложить детям, определяется их возрастом и уровнем подготовленности. Так, для детей старшей и подготовительных групп можно предложить следующие темы тренингов: «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте», «Что делать в случае теракта?». Для детей средней группы можно предложить следующие темы тренингов: «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома». С детьми младшей группы можно отработать ситуации, связанные с лёгкими травмами, обращением с электроприборами и др.
Основные разделы по ОБЖ
Чаще всего в ДОУ занятия по ОБЖ проводятся по следующим разделам, затрагивающим основные сферы жизни ребёнка: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и улица», «Ребёнок в быту», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка», «Психоэмоциональное благополучие ребёнка». Каждый из этих разделов включает широкий спектр тем, требующих детального изучения. Ниже представлен примерный перечень вопросов/тем, которые могут быть рассмотрены в рамках раздела.
Картотека тем по ОБЖ: таблица
Наименование раздела | Примерный перечень тем |
Ребёнок и другие люди |
|
Ребёнок и улица |
|
Ребёнок и природа |
|
Ребёнок в быту |
|
Здоровье ребёнка |
|
Психоэмоциональное благополучие ребёнка |
|
Конспект занятия по ОБЖ
Прежде чем проводить занятие воспитатель должен подготовить его конспект. Примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности (НОД) представлен ниже.
Правила составления конспекта: таблица
Структурный элемент конспекта | Описание/содержание | Пример конспекта |
Заголовок | В заголовке укажите название НОД и возраст (группу) детей. | Конспект НОД по БДД в младшей группе на тему «Малыши — друзья светофора» |
Формы организации НОД | Укажите формы коллективной деятельности и самостоятельной деятельности детей, вид занятия и предполагаемые затраты времени. | Анализ проблемной ситуации, игры с использованием современных образовательных технологий: игровая, ИКТ-технологии. Продолжительность: 15 минут. |
Материально-техническое обеспечение | Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря. А также необходимое для проведения занятия время. | Макет светофора, бумажные кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета, чёрные и белые полоски бумаги, д/и «Умные машинки», разрезные картинки машинок (скорая помощь, полицейская, пожарная машина, грузовик), игрушки би-ба-бо (Мишутка, зайчик, медведица). |
Предварительная работа | Кратко описывается деятельность, предваряющая занятие. | Беседа о назначении дорожных знаков, разметки, тротуаров, светофора, пешеходного перехода, игра с машинками, игры с пазлами, просмотр иллюстраций в книгах и мультфильма. |
Ожидаемые результаты | Составляется планируемый перечень результатов занятия. | У детей будут сформировано понимание опасности шалостей на проезжей части, освоены основы безопасного поведения при переходе проезжей части |
Задачи | Важно! Правильно писать в конспекте не «цели НОД», а «задачи НОД». Цель — это заключительный общий результат, протяжённый во времени. Итак, для конкретного занятия ставьте задачи, 4–5 задач достаточно, и помните, что они все должны быть решены по его окончании. Формулируя задачи, используйте глаголы — «дать знания», «закрепить знание», «сформировать умение» и т. д. | Обучающие задачи: дать детям знания о правилах перехода проезжей части, ввести в тезаурус слова «светофор» и «переход», закрепить знания детьми цветов светофора. Развивающие задачи: развивать коммуникацию, мышление, память. Воспитательные задачи: воспитывать стремление применять правила дорожного движения в игре, жизни и требовать их соблюдения от других. |
Ход непосредственно образовательной деятельности | В данной части педагог предлагает сценарий, расписанный по этапам и по словам.
| Пример приводится в сокращённом виде 1.Воспитатель: «Отгадайте дети, что я сегодня нашла в почтовом ящике? (Ответы детей) Правильно, письмо (показывает). Его прислал Мишутка из сказки. Он пишет нам: Здравствуйте, дети. В сказочном городе, где я живу случилась беда: сильный дождь смыл всю краску со светофора на главной улице. Теперь огоньки на светофоре не горят, случаются аварии. Помогите нам, пожалуйста. Ну что, поможем?» Дети: «Да!» 2.Воспитатель: «Только давайте сначала вспомним, для чего нужен светофор!» (Ответы детей) Воспитатель: «А на чём мы можем с вами отправиться в сказочный город?» Динамическая пауза «Мчится поезд»(звучит музыка) Воспитатель: «Ой, посмотрите, что это на полу?» На полу в виде дорожки лежат красные, жёлтые и зелёные кружки. «Построй свой пешеходный переход» Воспитатель детям раздаёт полоски, обозначающие пешеходный переход (чёрно-белые) и ребята должны выложить правильно свой пешеходный переход Игра «Собери машинку» Нужно сложить из частей целое. Назвать вид транспорта и цвет. Дети собирают пазлы, на интерактивной доске показываются собранные картинки. 3.Рефлексия «Дети вам понравились наши приключения? Что нового вы узнали? Как правильно переходить через проезжую часть? Зачем нужен светофор?» и т. д. |
Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по ОБЖ
Для воспитателей детского сада, особенно начинающих, является актуальным вопрос о том, как провести открытое занятие. Открытые занятия обычно посещают родители детей, коллеги-воспитатели, руководство детского учреждения, представители контролирующих органов. Присутствие гостей, критически оценивающих происходящее создаёт стрессовую ситуацию для воспитателя, влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому открытые занятия, как, впрочем, и большинство НОД, не проводятся спонтанно. Использовать готовый конспект можно, но при этом не забывайте применять самостоятельные творческие решения. Естественно, что проведение открытого занятия требует ещё более тщательной предварительной подготовки. Хорошей помощью в планировании открытого занятия будут следующие рекомендации:
- Определитесь с темой, постарайтесь выбрать ту, что наиболее разработана вами и интересна детям; составьте глоссарий ключевых понятий.
- Чётко обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия, обоснуйте его целесообразность.
- Тщательно спланируйте учебно-методические материалы (подберите соответствующую литературу, найдите готовые либо разработайте задания самостоятельно). При разработке заданий не забывайте об основных критериях, которым они должны соответствовать: придерживайтесь принципа «от простого к сложному», составьте три набора заданий: во-первых, способствующих воспроизведению материала; во-вторых, способствующих осмыслению материала; в-третьих, способствующих закреплению материала. И, главное, — творческий подход! Продумайте нестандартный ход, который удивит и запомниться участникам и зрителям.
- Тщательно сгруппируйте отобранный материал, распределите его по структурным элементам занятия. Главное — обеспечить активность детей.
- Не менее тщательно распланируйте «фокусы» контроля и особого внимание во время занятия (что и как контролировать, как использовать результаты диагностики).
- Продумайте необходимость оборудования и подготовьте его. Лучше составить исчерпывающий список учебно-наглядных пособий, техники, расходных материалов и т. п. Используйте побольше визуализации: макеты, плакаты, наглядный материал, слайды и др. Не забудьте непосредственно перед занятием ещё раз проверить, работает ли необходимое оборудование. Если занятие очень ответственное продумайте альтернативные варианты на случай форс-мажора. .
Анализ занятия по ОБЖ
Проведя определённую работу, будь то десятиминутное занятие или долгосрочный проект, воспитатель задаётся вопросами: а была ли продуктивной проделанная работа? стоит ли её масштабировать? каковы проблемные области, ошибки и недоработки? можно ли улучшить результат? и др. Получить ответы на эти вопросы позволяет диагностический анализ проведённого занятия. Анализ занятия в ДОУ предполагает оценку по количественным и качественным критериям. Например, использовались ли методы привлечения внимания на мотивационном этапе занятия? (да/нет — количественный критерий); насколько эффективны использованные методы (качественный критерий). В целом методология оценки предполагает ответы на вопросы определённого характера. Чем более детализирована оценка, тем больше вопросов нужно задать. Оформляя документально результаты диагностики занятия, не забывайте указать: Ф.И.О. того, кто проводит занятие; тема, дата, возраст детей и группа, поставленные задачи и способы их достижения, основные выводы, включающие в себя оценку действий воспитателя, обоснование как положительных, так и отрицательных моментов, а также изучение мнения детей. Проводя анализ, обязательно заполните все пункты приведённого ниже шаблона, по необходимости эти пункты могут быть дополнены.
Шаблон для оценивания занятия: таблица
Критерии оценки | 0–10 баллов |
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, рациональность его расположения и использования | |
Доступность подачи материала | |
соответствие формы занятия применяемым образовательным технологиям | |
Предварительная работа с детьми | |
Соблюдение требований к проведению НОД по СанПиН | |
Использование игровых приёмов | |
Приёмы привлечения и сосредоточение внимания на мотивирующем этапе | |
Приёмы активизации детей на деятельностном этапе | |
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей | |
Стимулирование активности детей на занятии | |
Степень усвоения материала занятия детьми | |
Психоэмоциональное состояние детей | |
Творческая активность детей |
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе / Л. И. Саяпина, Н. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (22). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4171/ (дата обращения: 10.10.2020).
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.
Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.
Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием взрослого, под влиянием впечатлений окружающего мира. Особенно дети подготовительной группы, которые более осознанно начинают воспринимать все происходящее в мире и готовятся к прочному усвоению знаний в дальнейшем в школьном обучении [2, с. 52].
Осуществляя образовательную деятельность в дошкольном учреждении, воспитатели реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая выдвигает определенные требования по основам безопасной жизнедеятельности детей.
Обучая детей навыкам безопасности жизнедеятельности, решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ней, наряду с традиционными задачами по охране и здоровью жизнедеятельности, выдвигаются требованию к сформированности у детей дошкольного возраста умений, необходимых в быту, социуме и на природе относительно безопасной жизнедеятельности [1, с. 32].
Детей дошкольного возраста отличает высокая двигательная активность, которая в зачастую может привести к травмоопасным ситуациям. Об этом свидетельствуют данные медицинской статистики, а также в медицинских исследованиям обнаружено, что именно в дошкольном возрасте установлен наибольший процент травматизма в быту [2, с. 46].
Дошкольник имеет предрасположенность к несчастным случаям, а связано это, прежде всего с незрелостью коры головного мозга, быстрым истощением нервной системы, неспособностью правильно оценивать обстановку, недостатком знаний об источниках опасности. Именно поэтому важно создавать для детей дошкольного возраста условия по формированию безопасной жизнедеятельности.
Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре- важнейшему виду деятельности, так как именно этот вид деятельности для детей дошкольного возраста является основным. Дети лучше понимают и усваивают определенные нормы играя, они воспринимают это как занимательный процесс, а не учение. Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством наиболее эффективно можно через дидактические игры [1, с. 29]. Дидактические игры помогут в решении следующих задач:
− обогатить представления детей об основных источниках и видах опасностей в быту;
− познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения;
− сформировать у них осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать у воспитанников интерес к правилам безопасного поведения [3, с. 55].
Еще советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста во многом зависит от умений и профессионального мастерства воспитателя, от его знаний возрастной психологии, учета индивидуальных особенностей детей и умелого взаимодействия с детьми. Немаловажным является и правильная организация работы, а также верное применение методических приемов в работе с дошкольниками.
Для формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предлагаем ряд дидактических игр:
1. Телефон.
Цель: познакомиться с номерами телефонов служб помощи.
Содержание игры: детям предлагается определенный номер телефона, а им нужно по нему позвонить и вежливо попросить о помощи.
2. Исправим ошибки ребят!
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.
Содержание игры: дети получают картинки, в которых другие ребята нарушают правила безопасности, их задача исправить ошибки.
3. Горит или не горит?
Цель: уметь классифицировать предметы по признаку возгорания.
Содержание игры: Дети получают различные предметы и определяют, опасен ли этот предмет или безопасен, как правильно им пользоваться.
4. Кому что нужно?
Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.
Содержание игры: Детям предлагается определенная профессия, их задача назвать, какие предметы необходимы представителю этой профессии для работы
5. Запретим или разрешим?
Цель: закрепить знания детей об основных требованиях безопасности и т. д.
Содержание игры: Воспитатель детям рассказывает выдуманные истории про других детей, а дошкольники отвечают, согласны ли они с действиями ребят из истории.
6. В гостях у пожарника.
Цель: закрепить знания о первичных средствах пожаротушения, описывать предмет, узнавать его по описанию.
Содержание игры: детям организовывается виртуальная экскурсия в гости к пожарнику, где они должны продемонстрировать свои знания о пожаре.
7. Дорожные знаки.
Цель: формирование у детей понимания и умелого применения дорожных знаков.
Содержание игры: каждый ребенок получил задание нарисовать определенный дорожный знак, после чего другие дети должны рассказать все, что знают о каждом дорожном знаке.
Часы безопасности
1. Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о дорожном движении, дорожных знаках. Продолжать знакомить и закреплять знания детей о том, что есть знаки:
1) Предупреждающие
2) Запрещающие
3) Информационно-указательные.
С помощью игровой информации дети должны осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Способы игры: играть в игру можно самим детям и с взрослыми. Игра предусматривает несколько вариантов игровой деятельности.
− Игра-лото дорожных знаков
− Чудесный мешочек
− Найди знак, о котором прослушал стих или загадку
Оборудование и элементы к игре.
− Чудесный мешочек с деревянными дорожными знаками, стихами, загадками к ним
− мешочек с дорожными знаками для игры в лото
− деревянные карты — полоски с изображением дорожных предупреждающих и запрещающих знаков
− дополнительные стихи и загадки собранные в отдельный сборник
Ожидаемый результат: с помощью игровой деятельности с детьми и применения воспитателем игрового, обучаемого пособия на занятиях по безопасности дети легче и быстрее выучат знаки и правила дорожного движения.
С детьми также можно также обыграть различные ситуации, например «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети. Обыгрывание различных ситуаций делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность [4, с. 61].
Таким образом, все проблемы по безопасности жизнедеятельности, которые так необходимо знать и уметь решать детям в дошкольном возрасте осознаются ими в игровых ситуациях. Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он мог бы осваивать необходимые знаний, помочь детям дошкольного возраста выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной и создает уверенность в своих силах.
Литература:
- Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская– СПб.: Юный ученый, 2010.
- Иванова, Л. В. Безопасность малыша / Л. В. Иванова. — СПб.: Издательский Дом «Литература», 2011.
- Шалаева, Г. П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева. — М., 2011.
- Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, дошкольный возраст, содержание игры, игра, безопасная жизнедеятельность, дорожное движение, знание детей, безопасное поведение, дошкольное образование, знак.
Оформление уголка по ОБЖ в ДОУ
Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, подспудно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Общих требований к оформлению уголка нет, он может быть оформлен как единый стенд (не менее 30*65 см) либо как набор составных частей, каждая из которых предназначена для определённой тематики. Подходы к организации такого уголка определяются наличием свободной площади и количеством размещаемой информации, т. е. определяются условиями конкретного ДОУ.
Коллаж можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по теме «Неосторожное обращение с огнём и электроприборами»
Иллюстративные материалы могут быть выполнены типографским способом либо вручную воспитателями. В оформлении уголка могут принимать участие и дети.
Плакат можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по темам раздела «Ребенок и другие люди»
Уголок, как правило, посвящён определённой тематике.
Стенд даёт представление детям о необходимом оборудовании для тушения пожара
Урок безопасности в детском саду: видео
Минутки безопасности
В дополнение к основной теме, полезно проводить ежедневные беседы, затрагивающие основы безопасного существования.
Примеры литературного досуга в средних группах детских садов
Следует обращать внимание детей на предметы и события, способные причинить неприятности, при неправильном поведении. Например, просить показать игрушки, имитирующие бытовые электроприборы. Лишний раз напоминать о правилах использования острых, колющих предметов: ножниц, ножей, вилок.
Периодически спрашивать воспитанников номера телефонов для вызова спасателей или медиков. Просить назвать своё имя, адрес, причину вызова.
Беседовать с ребятами, обсуждать как правильно вести себя в разных ситуациях. Если звонят в дверь, по телефону или на улице подходят незнакомые люди.
Чем больше у малыша будет возможностей «прожить» предлагаемую ситуацию, тем больше шансов, что он примет правильное решение при необходимости в реальной жизни.