Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и упражнений


Детство

Пора детства – это то чудесное время, когда закладываются необходимые знания и умения, которые определяют наше будущее. Речевое воспитание малышей имеет огромное значение для их успешной социализации в обществе и формирования успешной личности.

В детском саду перед воспитателями стоит ряд важных воспитательных и образовательных задач, наиважнейшей среди которых является обучение родному языку, развитие связной речи, закладывание основ грамматики и подготовка к обучению грамоте.

Мои тексты на педагогические темы я адресую, в первую очередь, родителям, которым важно понимать свою роль в жизни ребенка. Хотя воспитатели и учителя работают для того, чтобы дать вашим детям все необходимое в плане личностного развития, но только на вас, мамы и папы, лежит ответственность за будущее ребенка. Не полагайтесь на садик и школу. Больше, чем могут дать родители, никто не даст вашим деткам.

Это касается и речемыслительной деятельности, о которой я столько пишу. Занимайтесь со своими детками, уделяйте им время и это вернется вас сторицей. Вы закладываете знания как депозит в банк, потом сможете получить солидный дивиденд в виде успехов вашего чада. Нет времени уделить занятиям даже полчаса? Тогда зовите ребенка на кухню, варите вместе борщ, попутно комментируйте свои действия и задавайте вопросы ребенку.

Просто болтайте в свое удовольствие! Не упустите время, приучайте деток к активному общению с вами, пусть рассказывает, делится с вами своими впечатлениями, проблемами, страхами.

Как помочь ребенку овладеть родной речью в совершенстве?

Смешно, но мы изучаем иностранные языки, при этом не имеем понятия о богатстве родного языка. Речь наша часто примитивна, мы часто используем штампы, заменяем целое предложение одним междометием «Вау!» Что же удивительного в том, что наши дети не умеют разговаривать полными, грамотными предложениями?

Детки 3-4 лет только постигают диалогическую речь, они начинают овладевать умением связно излагать собственные мысли. Ребята постепенно усложняют предложения, применяя придаточные конструкции, типа «потому что…, когда…»

Объем словарного запаса достигает 2,5 тысяч слов, но в речи ребята допускают множество ошибок при построении предложений, описании качества предмета и т.п. Сейчас – самое время широко применять прилагательные, обозначающие признаки предмета и качество действия. Пора делать первые умозаключения, выводы и обобщения.

Если в младшей группе мы побуждаем детей выполнять определенные действия по словам воспитателя (принеси, пожалуйста, игрушку; нарисуй солнышко), то средняя группа уже учатся отвечать и задавать вопросы, слушать воспитателя, повторять за ним.

Чтобы обеспечить ребенку успех в деле постижения основ диалогической речи, задавайте вопросы конкретно, понятно, соответственно возрасту: Как тебя зовут? Какого цвета зайчик? Какую игрушку ты любишь?

Точно так же коротко и конкретно мы просим рассказать о чем-то: расскажи про свою игрушку. И помогаем наводящими вопросами: какая она, какого цвета, какого размера.

Улавливая смысл высказывания ребенка, стараясь его понять, я как педагог стараюсь побуждать детей говорить со мной, просить о чем-то, рассказывать. Зарубив стремление высказаться своими замечаниями, нетерпением, критикой, вы надолго «закроете рот» вашему ребенку.

Особенности развития речи средней группы заключается в двух направлениях: самостоятельный рассказ и пересказ. Начиная с самого простого сюжета, ребята обучаются постепенно строить более сложные речевые структуры.

Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте статья по развитию речи (средняя группа)

Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте

Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.

Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Они отличаются между собой по коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Диалог не требует развернутых предложений, потому что их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, а также ситуацией. В монологе, наоборот, сравнительно мало используется неречевой информации, вытекающей из ситуации разговора. Так, вместо того, чтобы указать на предмет, в монологе его называют, а при необходимости дают его описание.

Монологическая речь является более сложной, чем диалог. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуацией, репликами собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят; — полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; — последовательность; — широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; — правильный ритм, отсутствие длительных пауз; — культура изложения в широком смысле слова: — правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, — интонационная выразительность речи, — достаточная громкость, — отчётливость произношения.

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Приёмы работы по формированию связной речи.

1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

Пример «усложнённой» беседы.

— Каких животных ты видишь на этой картинке? — Волка, медведя и лису. — Что ты знаешь о волке? — Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. — А что ты можешь сказать о медведе? — Он большой, коричневый, зимует в берлоге. — А что ты знаешь о лисе? — Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. — Где ты видел этих зверей? — В зоопарке, там они живут в клетках. — Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.

Пример составления описательного рассказа по схеме.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Примеры серии сюжетных картинок.

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

— она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка; — сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; — на картине должно быть небольшое число действующих лиц; — она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

7. Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.

Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.

Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:

— Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

— Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

— Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

— Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:

— полноту пересказа; — последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; — использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности); — характер употребляемых предложений и правильность их построения; — отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примеры

«Нарисуй картину словами»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

«Придумай сказку»

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

стол – столы кусок – куски
стул – стулья день – дни
гора – горы прыжок – прыжки
лист – листья двор — дворы
дом – дома перо — перья

Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Взрослый Дети
Овощи картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Ягоды малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака
Перелётные птицы стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль
Зимующие птицы голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова
Мебель стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа
Посуда тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:

Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Взрослый Дети
Кто живёт в дупле? Белка
Кто живёт в скворечнике? Скворцы
Кто живёт в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки
Кто живёт в будке? Собака
Кто живёт в улье? Пчёлы
Кто живёт в норе? Лиса
Кто живёт в логове? Волк
Кто живёт в берлоге? Медведь

Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:

Взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Весёлый счет

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:

Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов Один цыплёнок – пять цыплят
Один слон – пять слонов Один заяц – пять зайцев
Один журавль – пять журавлей Одна шапка – пять шапок
Один лебедь – пять лебедей Одна банка – пять банок
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: