Конспект урока по технологии по теме «Виды швов в ручной вышивке, технология их выполнения»


Открытый урок технологии в 5 классе по теме: «Выполнение простейших ручных швов»

Открытый урок технологии в 5 классе

по теме: «Выполнение простейших ручных швов»

учитель технологии

МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9

Тема раздела:

« Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»

Тема урока:

« Выполнение простейших ручных швов»

Цель урока:

ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока:

комбинированный; объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся

: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах).

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесохраняющие технологии:

инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки.

Оборудование и материалы:

технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; образцы ручной вышивки, выполненные учащимися; раздаточный материал: инструкционно-технологические карты «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» и «шнурок»; карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, рисунок орнамента, иглы, пяльцы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.

Ход урока

I.
Организационная часть урока (3 мин).
Учитель приветствует учеников, знакомится с ними, проверяет внешний вид и организацию рабочих мест учащихся, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

· создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

· создание ситуации успеха на уроке;

· организацию предметного содержания, соответствующего возможностям каждого ребенка;

· определение личностного статуса в коллективной работе.

II.
Вводный инструктаж (5 мин).
1.
Сообщение темы и целей урока, связь новой темы с предыдущей.
2.
Повторение пройденного предметного материала.
Устный фронтальный опрос. Вопросы к учащимся:

— Какие виды ручных швов вы использовали при изготовлении фартука?

— Почему эти швы называются простейшими?

— Где можно использовать простейшие ручные швы?

— Что вы знаете о вышивке?

— Для чего может использоваться вышивка?

— Кто из вас умеет вышивать?

3. Мотивация учащихся.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и вышитых работ учащихся.

Вышивку на Руси использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из
чего состояла? Посмотрите на слайд: одежда была длинной, широкой, чтобыудобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно
связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею сдлинными рукавами.Самым распро­страненным видом праздничного голов­ного убора был ко­кошник — род плот­ной твердой ша­почки, украшеннойречным жемчугом,золотыми и серебря­ными нитями. По­смотрите, какие онибыли красивые, потому что богато украшались вышивкой.Сочетание белого и красного цвета — отличительная черта каквышивки, так и русской народной одежды в целом.
Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т. д.

Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.

III.
Текущий инструктаж (3 мин)
1.
Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ.
Фронтальный опрос по технике безопасности.

— Каким требованиям должно отвечать рабочее место для рукоделия?

— Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете?

— Как правильно выбрать иглу и заправить в нее нитку?

— Как правильно выбрать длину нити и отрезать ее?

— Какие нитки и ткани применяются в рукоделии? для вышивания?

— Как называется приспособление для натягивания ткани для вышивки?

2. Для закрепления понятий,

с которыми будем работать на уроке, предлагается решить головоломку. В двух столбиках расположены половинки слов, из которых нужно сложить термины, относящиеся к теме урока.

ПЯЛЬ
ВЫШИ
ПАС
КАН
ИНЕ
РОК
МЕНТ
ЛА
НИЦЫ
НАЯ
ШНУ
МУЛ
ЦЫ
ИГ
ОРНА
СЧЕТ
МА
ВА
ВКА
НОЖ

Ответ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная, ножницы.

3.
Физкультминутка. Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

IV.
Изучение нового материала (30 мин).
Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять два ручных шва «вперед иголку» и «шнурок». На следующих занятия освоим другие виды ручных швов, с помощью которых вышьем орнамент «Цветок». Этот орнамент можно использовать для изготовления салфетки, прихватки, носового платка и д. р.

1. Инструкция по выполнению вышивки

(раздаточный материал на рабочих столах). Учитель знакомит учащихся с инструкцией (учащиеся читают вслух все пункты и учитель поясняет), затем демонстрирует и комментирует, а учащиеся на своих рабочих местах повторяют основные приемы работы:

· определение нити основы и нити утка на образце ткани;

· выбор ткани (гладкокрашенные и набивные);

· виды ниток для рукоделия (натуральные и искусственные);

· заправка ткани в пяльцы;

· выбор цвета нити мулине;

· определение длины нити и ее отрез (двойная длина локтя, под углом 45 градусов);

· отделение 3-х нитей от пасмы мулине (работа выполняется в паре);

· заправка нити в иголку (показывается прием заправки нити, если очень маленькое «ушко» у иглы);

· закрепление рабочей нити на ткани в начале шва.

2.Объяснение нового материала

. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т. д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Мы будем вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру в один ряд, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).

Получить полный текст

3.Практическая работа №1.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «вперед иголку» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок». При выполнении орнамента важно помнить о цветовом решении и подбирать сочетающиеся по цвету нити.

4.Физкультминутка. Упражнения для рук:

сжать пальцы в кулак и с силой, напрягая каждый палец растопырить их – повторить 10 раз, используя считалку: «Вышивали, вышивали – наши пальчики устали. Сейчас немного отдохнем и опять вышивать начнем».

Объяснение нового материала

. Шов «шнурок» выполняется в два приема. Сначала по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку», затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, то получится еще один вид шва «шнурок».

5.Практическая работа №2.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «шнурок» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок».

Для наглядности на столах учащихся лежат инструкционно-технологические карты. Учитель подходит к каждой ученице, хвалит, одобряет, помогает и проверяет:

· все ли приступили к работе и соблюдают правила по технике безопасности;

· правильность организации рабочего места и выполнения приемов работы;

· натяжение ткани на пяльцах;

· закрепление рабочей нити в начале и в конце шва;

· осуществление самоконтроля за качеством выполнения операции;

· скорость и качество выполнения работы.

Для осуществления контроля правильного выполнения ручных швов учитель просит учениц по очереди сделать несколько стежков на контрольном образце орнамента (происходит вовлечение в творческую коллективную работу).

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

После выполнения заданного объема работы необходимо снять ткань с орнаментом и отутюжить.

V.
Итоги урока (3-5 мин).
1. Общие выводы по теме урока

(делают учащиеся). Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

2. Разбор допущенных ошибок

.

3. Демонстрация лучших работ.

Девочек, которые лучше всех справились с ручной работой сегодня, мы награждаем медалью «Юная вышивальщица» (с выставлением оценки «отлично» в журнал и дневник).

4. Демонстрация коллективной работы

(из отдельных стежков ручными швами «вперед иголку» и «шнурок» получился орнамент в виде цифры «5»). Все молодцы!

5. Домашнее задание:

кто не закончил орнамент ручными швами – доделать дома к следующему уроку, а кто справился с работой полностью – сделать еще один круг орнамента на образце в данной технике вышивания.

6. Уборка рабочего места.

Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

7.
Всем спасибо! До свидания!
Самоанализ урока технологии
в 5 классе
по теме: «Выполнение простейших ручных швов»

учителя технологии

15.03.2011г.

Тема урока:

« Выполнение простейших ручных швов».

Раздел

« Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов», на предыдущих уроках закончена работа по выполнению готового изделия «Фартук» с применением некоторых видов простейших ручных швов.

Цель урока:

ознакомить учащихся с видами простейших ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока:

комбинированный; объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся

: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах).

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесохраняющие технологии:

инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки.

Урок проводился в специально оборудованной швейной мастерской.

По типу урок является комбинированным занятием с присущими ему этапами:

— Оргмомент

— Актуализация полученных знаний

— Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)

— Изучение нового материала (теоретическая часть)

— Изучение нового материала (практическая часть)

— Закрепление нового материала

— Домашнее задание

— Итоги урока, рефлексия

Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения уроков по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.

К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. Актуализация прежде полученных знаний была направлена на то, чтобы показать их необходимость сегодня на уроке, а также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.

Учащимся была сообщена тема и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки, готовые вышитые изделия.

Объяснение новой темы проходит с показом наглядности (вышитых изделий, выполненных учащимися и подготовленной презентацией), а также с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента в технике простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок», в заключительной части урока был подведен итог занятия и закрепление новой темы.

Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.

Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме.

Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.

Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок» и нарушении правил техники безопасности делались своевременно.

Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало хорошее усвоение учащимися изученного материала.

Уборка рабочих мест проводилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса).

При проведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание ( с пояснениями выполнения), лучшие ученицы получили оценки, которые прокомментированы с показом проделанной работы.

Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально и занятие проведено по намеченному плану.

Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, показали знания по предыдущей теме и усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: