Здравствуйте, читатели моего блога!
Научиться рисовать красивые узоры шаг за шагом совсем не сложно. Освоив простой метод поэтапного рисования, вы сможете применять его во многих стилях и направлениях вашего творчества. Давайте создадим вместе несколько затейливых рисунков.
Что такое узор
Как научиться рисовать узоры? Это намного проще, чем может показаться на первый взгляд.
Узор – это, прежде всего, повторяющиеся формы.
Африканский орнамент
Вы замечали, что в разных культурах по всему миру имеются орнаменты и узоры? Дело все в том, что простые рисунки легли в основу культур много столетий назад.
Японский орнамент
Африканские, японские, египетские, индейские, древнерусские, узоры майя и многие другие орнаменты хранят в себе отпечаток культуры древних народов и их восприятия жизни.
Индейский орнамент
Зачастую, сохранившиеся до нашего времени рисунки на древних храмах, на керамике или рукописях способны рассказать об образе жизни древних народов, их занятиях, времяпрепровождение, верованиях.
Различные варианты и техники
Рисование различных узоров поможет вам в самых различных творческих областях. Их можно выполнять красками и на бумаге карандашом. Легкие узоры можно выполнять лаком на ногтях.
Когда вы потренируетесь и нарисуете много рисунков в тетради, вы свободно сможете выполнять рисунки из головы: здесь важна только ваша фантазия и творческое мышление.
Узоры служат неотъемлемым элементом в различных видах искусства: масляной живописи, рисунке, иллюстрации, батике — когда люди украшают платок и другие изделия разнообразными рисунками.
Помимо текстиля и художественных работ, их также можно встретить в архитектуре и всех областях, связанных с дизайном.
Если узор сложный и состоит из множества элементов, лучше предварительно наметить его простым карандашом.
Также проверьте, помещается ли он в ваш формат. Очень часто в процессе рисования можно увлечься и не рассчитать нужное место.
Хорошим упражнением является рисование по клеточкам в тетради.
Для новичков это отличный метод освоения азов рисования. Вы удивитесь сколько всего можно нарисовать таким методом. Простую косичку или красивого котенка вы нарисуете за считанные минуты.
Для детей рисование по клеточкам или рисование простых узоров подходит очень хорошо.
Эти методы развивают концентрацию и мелкую моторику ребенка. Как ребенку освоить рисование? Начните с простых рисунков, и вы удивитесь, как ребенок втянется в этот увлекательный процесс.
Выбирайте такое изображение, чтобы оно было в первую очередь интересно ребенку.
Это могут быть животные, птицы, цветы или мультперсонажи. Творческому процессу поможет тетрадь в клетку. Детям бывает сложно рисовать в обычном альбоме без разметки.
Орнамент. Символика в орнаменте
Орнамент.
Это слово происходит от латинского слова
украшение
. Обозначает узор, который основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.
Как правило, орнамент
используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.
Самым первым в истории человечества появился геометрический орнамент
.
Его основными элементами являются
прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире.
Прямая горизонтальная линия
означала землю
, волнистая
– воду,
крест
– огонь,
ромб,круг
или
квадрат
– солнце.
Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл.
Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.
Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве.
Солнце во всевозможных видах можно найти в разных предметах.
Прямой равноконечный крест
тоже был образом солнца.
Ромб
же был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком.
Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты.
Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.
Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами.
Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.
Очень часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов
, которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором урожая.
Все существующие орнаменты можно разделить на несколько видов
. Это деление связано с тем, что именно изображено.
В процессе изготовления глиняных изделий на гончарном круге, появляется характерный рисунок. То же самое происходит и тогда, когда прядется ткань или плетутся веревки. Такой вид орнамента называется техническим.
К следующему виду относится символический орнамент.
Здесь через простые символы можно выразить даже самое сложное понятие. Этот вид орнамента появился
в Древнем Египте и других странах Древнего Востока
, но и сегодня он продолжает играть важную роль.
Растительный орнамент.
Это второй по распространению орнамент после геометрического, для него характерны свои мотивы, причем они отличаются от страны в которой их наносят и от времени когда они были сделаны. С помощью растительного орнамента можно создать очень много самых разнообразных сюжетов.
Для этого вида орнамента характерны многочисленные формы растений:
листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. В руках мастера первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются.
Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растениям, которые используются для этого вида относятся:
акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Каллиграфический или эпиграфический орнамент.
Он состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось
в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси.
Фантастический орнамент.
Для него характерны
изображения несуществующего, воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение такой вид орнамента с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока.
Еще существует орнамент, основными элементами которого являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Его называют астральный или звездный
(от слова ”астра” – звезда). Наиболее распространен
в Японии и Китае.
Если же для орнамента используются разнообразные пейзажи, то перед нами пейзажный орнамент
.
Животный орнамент.
Орнамент, который состоит из изображений птиц и зверей. Как похожих на настоящих, так и условных.
Предметный орнамент.
Возник в древнем Риме и широко используется и сегодня.
Для него характерны
изображения военной атрибутики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Очень большую роль орнамент играл в русском народном костюме.
Основными мотивами являлись
знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.
Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.
Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.
Итоги урока.
Мы узнали об орнаменте. Это поможет вам определится с тем, чем будет украшено ваше изделие.
Что полезного
Подобное рисование полезно не только для детей, но и для взрослых. Рисуя в свободное время, вы способны совершенствовать свои навыки и развивать творческие способности.
Чем разнообразнее будут ваши работы, тем быстрее вы сможете осваивать новые техники в рисовании.
Самое важное в процессе – это ваша фантазия. Креативность – это то, что будет выделять вас и ваши работы среди других.
Новые способности вы сможете применить в жизни. Можно оставить ваше увлечение в качестве хобби, и создавать работы, когда есть свободное время.
А можно сделать их частью своей профессии.
- Например, на мехенди очень большой спрос. Многие девушки хотят украсить свое тело временным орнаментом в индийском стиле.
- Вы также можете оформлять открытки или, скажем, пригласительные на свадьбу.
- Почему бы не использовать ваши новые навыки в работе по оформлению интерьеров или визиток?
В любой творческой сфере можно найти применение рисованию.
Даже, если ваша профессия не связана с творчеством, подобное рисование поможет вам развивать в себе новые качества. Это очень ценно, так как среди всех сотрудников вы будете выделятся за счет креативного мышления.
Обучающее видео:
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Рождена_Весной
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
УРОК № 4. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ.
Наш четвертый урок будет посвящен орнаменту в круге. Круговой орнамент используется в творчестве всех народов, независимо от их вероисповедания и проживания : он украшает храмы, одежду ,домашнюю утварь, украшения и т.д. ( фото 1,2,3). фото 1
фото 2
фото 3
В основе такого орнамента — круг, а это символ целостности, единства, непрерывности в диалектике жизни человека. Круговой орнамент это к тому же знак солнца и полной луны. Белье и одежда , украшенные таким орнаментом, защищали от темных сил, охраняли благополучие дома, т.к. солнце и круговорот времен года давали человеку для жизни все необходимое. А какие невообразимые круговые орнаменты встречаются в живой природе ! Вспомните строение цветка, снежинки , медузы и т.д ( фото 4,5,6). фото 4
фото 5
фото 6
Основные особенности орнамента в круге это повторение, ритм и симметрия. Орнамент в круге имеет несколько названий: мандала, фрактал, розетка, круговой орнамент, калейдоскоп. Последнее название больше всего подходит к нашему случаю, т.к. отражает тот способ, которым мы с вами будем создавать круговые орнаменты. Таким образом, сегодня мы с вами будем говорить об СХ- КАЛЕЙДОСКОПЕ.
Эти две недели нам с вами придется достаточно много рисовать , так как прежде чем перенести СХ-калейдоскоп на ткань, мы должны точно изобразить его на бумаге. Можно нарисовать такие орнаменты и с помощью компьютерной программы, но давайте постараемся сделать это своими собственными силами. Я уверена, вам понравится создавать круговые композиции уже на бумаге. СХ – версию калейдоскопа я впервые увидела в альбоме Любови Гайруновой « Узоры СХМС». ( фото 7,8). Автор мне не известен. Работа поразила своей выразительностью и качеством исполнения. Сначала мне показалось, что создать и воспроизвести на ткани такой орнамент мне совершенно не под силу . Но внимательно разглядев работу, проанализировав узор, я поняла, что это не так и сложно… фото 7
фото 8
Я предлагаю вам три способа изготовления СХ-калейдоскопов. Сразу скажу, что до той последовательности в создании розеток, которую я опишу ниже, я додумалась не сразу. Методом проб и ошибок я нашла, как мне кажется, наиболее рациональные способы рисования орнамента в круге.Я уверена, что в процессе работы у вас обязательно возникнут какие-то свои идеи.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ
. Круговой орнамент обычно состоит из нескольких лучей , чаще всего число их четное : 4,6,8,12, 24 и т.д. Рисунок в самом луче может быть как симметричен относительно центра этого луча, так и ассиметричен. Первым способом мы создадим СХ-калейдоскоп из 8 лучей с симметричным рисунком в луче ( фото 9). фото 9
1.Берем квадратный лист прозрачной бумаги ( например , кальки). Длина одной стороны квадрата равна диаметру вашего будущего круга + 2 см . 2.Несколько раз сгибаем этот лист , всё время пополам ( вспомните, как вы в детстве делали снежинки). Для 8-лучевого симметричного калейдоскопа сгибаем так 4 раза ( фото 10, 11, 12, 13). фото 10
фото 11
фото 12
фото 13
Затем на сгибах делаем отметку по величине радиуса будущего круга. Мы получаем с вами сегмент круга ( ½ луча), на котором нам надо нарисовать узор. 3. Рисуем узор на ½ части луча . Рисунок с одной стороны должен доходить до высоты радиуса, а с другой может быть любой величины, но не более высоты радиуса. Стройте его , используя любые геометрические фигуры ( треугольники, ромбы, квадраты, круги, овал и т.д.), в любом порядке, не соблюдая никакой симметрии, но соединяя эти фигуры между собой. Рисовать лучше хорошо отточенным мягким карандашом , а не шариковой ручкой, так как иногда бывает нужно рисунок в дальнейшем подправить.( фото 14, 15) фото 14 фото 15
4. Сгибаем бумагу по центру нашего луча и перерисовываем созданный узор на другую его сторону. Получаем один симметричный луч из восьми. ( фото 16) фото 16
5. Дальнейшее создание калейдоскопа возможно по двум вариантам. ВАРИАНТ А. Сгибаете бумагу сбоку от нарисованного луча и переводите рисунок , получая 2 луча – 1/4 часть узора( фото 17), снова сгибаете и получаете 4 луча — ½ часть узора ( фото 18); и последний раз сгибаете и переводите весь узор ( смотри фото 9). При этом варианте надо очень четко сгибать бумагу первоначально, чтобы сегменты были одинаковые. фото 17
фото 18
ВАРИАНТ Б Вы берете идентичный первому второй лист прозрачной бумаги, сгибаете его 3 раза ( получаете 8 лучей) , расправляете и переводите ваш первый рисунок 8 раз. Обязательно совмещайте сгибы второго листа бумаги и боковые границы вашего первого образца. (фото 19 ) При этом варианте легче подогнать лучи к друг другу, даже если вы немного ошиблись в сгибах. фото 19
6. Ваш набросок калейдоскопа готов. Теперь вы должны подрисовать его с учетом непрерывности заполнения рисунка ( ведь вам надо будет его в дальнейшем стегать на ткани), добавить кое-где какие-то простые микростежки. Вам необходимо также разделить узор по цвету ( фото 20 ). Обычно смена цвета идет кругами : центр- один цвет нитей, затем несколько рядов другого цвета и т.д. Можно всё это сделать на первоначальном рисунке или на одном из лучей. фото 20
7. Переводим рисунок на ткань с помощью стежки по кальке. Советую прострочить по кальке лишь самые основные крупные детали и сразу нитью того цвета, которой потом будете стегать эту часть кругового орнамента. ( фото 21 ) фото 21
8. Отрываете бумагу и окончательно доделываете ваш рисунок , украшая его мелкими деталями, СХ- зигзагом , уплотнениями и микростежками ( вспомните, как мы с вами создавали зентанглы ) . СХ-зигзаг старайтесь строчить, направляясь всегда к центру или от центра круга, тогда линия будет выглядеть симметричной . ( фото 22) фото 22 Именно таким способом я выполнила свою первую работу в технике СХ- КАЛЕЙДОСКОП . Панно называется «Гори, сияй моя звезда». Узор имеет радиус 25 см. Размер панно 55 х 70 см. ( фото 23, 24) фото 23
фото 24
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Вторым способом мы с вами создадим 6-лучевой калейдоскоп с ассиметричным рисунком в луче ( фото 25). фото 25
По-моему, этот рисунок выглядит более динамично и естественно. 1.Опять берем квадрат из прозрачной бумаги , сторона которого равна диаметру будущего вашего СХ-калейдоскопа + 2-3 см. Сгибаем дважды, получаем маленький квадрат и его складываем в три сложения, то есть получаем сегмент с центральным углом 30 градусов ( фото 26). Расправляем наш квадрат и через один сгиб на высоте радиуса ставим отметку – эту будут вершины наших 6 лучей ( фото 27). фото 26
фото 27
2.Сгибаем квадрат снова по прежним сгибам, оставляя открытым полностью один луч. Выполняем на луче рисунок ( я рисовала крупные фигуры из волнистых линий, чтобы заполнить их потом покрывной стежкой).( фото 28) фото 28
3. Далее создание калейдоскопа идет по любому из выше перечисленных вариантов ( см. первый способ) . При варианте А получаем зеркальное отражение ( фото 29) ; при варианте Б идет последовательное повторение одного и того же рисунка ( смотри фото 25). фото 29
4. Опять уточняем окончательный рисунок, определяемся с деталями ( прорисовываем их на одном из лучиков), с цветом. 5. Далее действуем аналогично первому способу, пунктам 7,8 ( фото 30) фото 30
По второму способу я выстрочила фантазийный цветок в любимом мною стиле модерн » Цветок фантазии моей» ( фото 31, 32) Размер квилта 33 х 33 см, радиус узора 16 см. фото 31
фото 32
ТРЕТИЙ СПОСОБ.
Третьим способом я предлагаю вам создать узор, к которому больше всего подходит понятие «розетки» . Этот рисунок будет состоять из нескольких окружностей с одним центром и заполняться он будет всеми нами любимой стёжкой- лентой ( фото 33). фото 33
1.Для начала из центра нашего квадрата циркулем нарисуем несколько окружностей с разными радиусами . Круг с самым большим радиусом будет границей нашего узора. ( фото 34 ) Расстояние между кругами выбирайте произвольно, чередуя более узкие и более широкие ленты . фото 34
2. Складываем квадрат 4 раза ( как в первом способе ) и таким образом мы получаем 16 лучей СХ- калейдоскопа ( фото 35). Выберите один из лучей и нарисуйте на нем узор, используя известные вам узоры стежек- лент . Я рекомендую вам чередовать стежки по плотности и сложности рисунка, добавлять сверхплотные включения. Самый крайний ряд можно оформить как лепесток цветка или просто треугольник с вершинкой на крайней точке вашего луча. Хорошо бы , если при рисовании вы искали какие-то ориентиры расположения узоров относительно друг друга ( фото 36). фото 35
фото 36
3. Этот созданный рисунок переносим на заранее подготовленный , тоже сложенный в 4 раза , черновик ( фото 37 – на черновике рисунки трех розеток ) фото 37
4. Переводим рисунок с черновика на чистовик ( первый квадрат), последовательно заполняя лучи вашего калейдоскопа и следя за совпадением направляющих линий ( то есть, нарисованных вами предварительно окружностей) ( фото 38). фото 38
5. Определяемся с мелкими деталями, переходом цветов. 6. Переводим рисунок на ткань стежкой по кальке, сразу теми цветами ниток, которыми потом будете заполнять рисунок. Старайтесь переводить только самые крупные и важные для симметрии части узора ( мелкая стежка, типа стипплинга, галечника, вьюнка, прямых коротких линий, сетки и т.д. в предварительном переводе с кальки на ткань не нуждается). ( фото 39 – заготовка для перевода на ткань) фото 39
7. Тщательно обрываете бумагу и дополняете узор мелкими деталями. По третьему способу я сделала мини- квилт для проекта «Мой цветок- тебе в подарок», который проводится в сообществе «Пэчворк». Размеры панно 21 х 29 см ( формат А 4). Радиусы цветков 7, 9 и 12 см. ( фото 40, 41,42) Особенностью этой работы является то, что СХ- калейдоскопы сочетаются здесь с техникой шадоу-трапунто ( фото 43) фото 40
фото 41
фото 42
фото 43
Мне очень понравился этот способ изготовления круговых орнаментов с помощью СХМС , как впрочем и первые два. Абсолютно уверена, что у меня будет ещё не одна работа с использованием способа рисования «СХ-калейдоскоп» . Кстати, в своих работах вы можете выстрочить не всю окружность, а лишь какую- то её часть ( полкруга, четверть круга и т.д.), как это сделала я в последнем панно. Особенность этого урока состоит в одном парадоксе : насколько просто и интересно создавать эти узоры , настолько же сложно и нудно объяснить, как это делать. Впервые очень пожалела, что у меня нет видеокамеры, чтобы всё это показать вам воочию. Если что-то непонятно- пишите, постараюсь объяснить ещё подробнее.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.Выполняя сегодняшнее домашнее задание, вам придется много рисовать. Советую вам нарисовать по 2-3 образца каждым способом и прислать мне те рисунки, которые вы пока не успеете воплотить в стежку. 2.Сделать одну работу ( панно, подушку, сумку, обложку для фотоальбома и т.д.) с использованием техники РШМ «СХ- калейдоскоп» Мне бы хотелось, чтобы наши аспирантки поучаствовали в проекте « Мой цветок -тебе в подарок». Если у вас есть такое же желание – можете «нарисовать» ваши цветы любым из вышеперечисленных способов. Успехов в совершенствовании ваших навыков художественной стежки !!! Чуть потерпите, до окончания аспирантуры осталось только одно, довольно простое занятие . А пока : НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ !!!
https://blogs.mail.ru/mail/buba-lu/5AFCCB6A729A13FB.html