Паспорт методического кабинета ДОУ
МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 102»
ПАСПОРТ
методического кабинета
Методический кабинет расположен на первом этаже здания ДОУ
Общая площадь 16.8 кв. м
Ответственный за деятельность кабинета:
- Старший воспитатель Титова Елена Федоровна
График работы: вторник, среда, пятница 8.00 – 15.30
понедельник, четверг 10.00 – 17.30
Назначение методического кабинета ДОУ
—
оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.
Задачи и функции:
1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.
3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.
4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.
Методический кабинет призван обеспечить:
— достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
— построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
— адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
— эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
— взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.
Оборудование:
представлено на схеме.
Технические средства:
Название технического средства | Марка | Год приобретения |
Компьютер | ASUS P5LD2 — VM | 2008 |
Сканер-принтер-копир | hp Photosmart 2573 All-in-One | 2007 |
Сканер-принтер-копир | EPSON L210 | 2013 |
Документ-камера | AVerVision F-siries | 2013 |
Ноутбук | RAYbook Si152.4 | 2013 |
Мультимедиа проектор | EPSON | 2013 |
Материал методического кабинета рассортирован на
блоки:
- Нормативные и инструктивные документы
- Учебно-методическое обеспечение
- Наглядно-иллюстративные материалы
- Литература педагогическая, детская, периодические издания
- Документация по содержанию работы ДОУ
Нормативно-правовые документы
№ | Название документа |
1 | Семейный кодекс РФ |
2 | Трудовой кодекс |
3 | Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” |
4 | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» |
5. | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384) |
6. | Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» |
7. | Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 № 08-1937 «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» |
8. | Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” |
9. | Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек” |
10. | Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования” |
11. | Концепция дошкольного воспитания |
12. | Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) |
13. | СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». |
14. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 |
15 | ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие дошкольного образования города Владимира на 2013-2015 годы» (постановление Губернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176) |
16 | Приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 1213 от 25.09.13г. «Об утверждении плана внедрения ФГОС ДО на 2013-14 годы». |
Учебно – методическое обеспечение
- Содержание воспитательно-образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 102» определяется:
— Комплексной
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования«От рождения до школы»
авторы — Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.
— Комплексной прогаммой “Радуга”
– авторы — Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.
Парциальными программами:
- «Безопасность»
(Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
- «От звука к букве»
(Е.В. Колесникова)
Реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основных и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата обеспечивается наличием учебно-методического и дидактического комплекса в соответствии с требованиями программ и включает в себя:
- методические руководства
- учебно-методические пособия и специальную литературу
- комплекты рабочих тетрадей для работы с детьми
- наглядно-практический, демонстрационный материал
- дидактические пособия
- научную, энциклопедическую и художественную литературу
- отражает специфику деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 102 и систематизировано по образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие; речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Направление развития (стандарт) | Авторы, название программ (методических разработок) | Ключевые положения программ (методических разработок) | Дидактическое обеспечение |
Физическое | В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова «Старт» Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам» | Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогическизх условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Воспитание физических качеств у детей. Сотворчество взрослых и детей с использованием нетрадиционных способов физического развития, оздоровления | Спортивное оборудование. Традиционный и нестандартный инвентарь. Фонотека. Картотека игр и упражнений, различных видов гимнастик. |
Социально-личностное | И.Ю.Ионова, Г.В.Беззубцева, Г.В.Золотухина, О.Ю.Липатова «Этическая грамматика» «Я – ты – мы» программа социально-эмоционального развития детей. | Создание у детей эмоционально-положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими. Развитие навыков сотрудничества, становление чувства уверенности в себе. Умение справляться с чувствами. | Подборка художественной литературы. Иллюстративный материал. Дидактические игры. Картотека игр и упражнений. |
Интеллектуальное и познавательно-речевое | Учебный Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи» С.Н.Николаева «Юный эколог» | Развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире. Формирование математических навыков. Приобщение детей к чтению. Формирование экологической культуры. | Методические рекомендации, пособия. Игры. Методические пособия и комплекты рабочих тетрадей. Наличие библиотеки и фонотеки. Портреты детских писателей Методические рекомендации, технология. Наглядно-демонстрационный материал, дидактические пособия, игры. |
Художественно-эстетическое | С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду» А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» Т.Н.Девятова «Звук-волшебник» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки» Б.М. Неменский А.И. Савенков | Обучение основам хореографического искусства. Развитие потребности детей в творческом самовырвжении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обогащение детей музыкальными знаниями в процессе насыщенной музыкальной игры. Формирование эмоционально-художественного взгляда на окружающий мир. Творческое преобразование действительности Развитие творческого потенциала личности. | Фонотека. Музыкальные инструменты. Наглядно-иллюстративный материал. Дидактические пособия и игры. Нестандартное оборудование для шумового оркестра. Специальная литература Репродукции картин Портреты художников. Иллюстративный материал. Дидактические игры и пособия. Изоматериалы и разнообразный материал для творчества. |
Конструирование | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» | Развитие конструкторских и художественных способностей детей. | Различные виды конструкторов. Схемы. Материалы для художественного труда. |
Творчество | Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества» А.М. Страунинг ТРИЗ-РТВ | Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением. | Картотека дидактических игр и упражнений Практический материал. |
- Научно-методические материалы, обосновывающие содержание коррекционной работы в детском саду:
- А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;
- Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии»;
- Е.В. Колесникова. Наглядно-методический комплект для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях и в семье — «500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет»
«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет»
«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №2 для детей 5-7 лет»
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.
Наглядно-иллюстративные материалы
включают в себя наборы картин, папки, ширмы, игрушки, настольно-печатные игры по всем разделам программы и образовательным областям
Педагогическая литература
расположена
— по рубрикам-разделителям, соответствующим разделам методического кабинета
— по образовательным областям
— литература по вопросам педагогики и психологии
— коррекционная работа
— работа с родителями
— словари, справочники, познавательная литература.
Детская литература
распределена по авторам, выделены отдельные тематические сборники: сказки, рассказы о животных.
Периодические издания
хранятся по годам выпуска
Журналы:
- «Дошкольное воспитание»
- «Ребенок в детском саду»
- «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
- «Обруч» (со всеми приложениями)
- «Вестник образования»
- «Справочник старшего воспитателя»
- «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
- «Информационный бюллетень» ВИРО имени Л.И. Новиковой г. Владимира
Документация по содержанию работы ДОУ
Основная общеобразовательная программа МБДОУ, годовой и учебный план, циклограммы работы на месяц |
Графики работы кабинетов, педагогов-специалистов |
Протоколы заседаний Педагогического совета |
Протоколы ПМПк |
Материалы взаимодействия со школой |
Материалы взаимодействия с семьей |
Материалы работы по годовому плану (семинары, консультации) |
Перспективные планы педагогов |
Материалы организации летней оздоровительной работы в МДОУ |
Материалы участия МДОУ в конкурсах |
Информационно-аналитический блок |
Организация контроля воспитательно-образовательного процесса |
Материалы мониторинга образовательного процесса |
Аналитические отчеты педагогов за учебный год |
Методическая копилка по организации и проведению контроля |
Материалы оценки уровня профессионального мастерства педагогов |
Блок – педагогические кадры |
Банк данных о педагогических кадрах |
Материалы по организации аттестации и повышении квалификации педагогических кадров |
Аттестационные документы педагогов |
Работа творческих групп |
Банк данных по обобщению передового педагогического опыта |
Частно-методический блок |
Организация работы МДОУ по безопасности жизнедеятельности |
Организация развивающей среды в группах |
Организация работы в группах раннего возраста |
Здоровьесберегающее пространство ДОУ |
Игровая деятельность |
Экологическое воспитание |
Патриотическое воспитание |
Развитие творческих способностей детей |
Взаимодействие взрослого и ребенка |
Речевое развитие |
Трудовое воспитание |
Методические материалы по направлениям воспитательной системы |
Педагогическая копилка (конспекты занятий, сценарии праздников, досугов) |
Оформление методического уголка в детском саду
Понадобятся:
- Эстетичная и удобная мебель;
- Игрушки и пособия;
- Информационные стенды;
- Детская литература, а также литература для воспитателей;
- Собственные методические разработки;
- Технические средства обучения.
Прочитайте у нас – как оформить детскую комнату. Что такое веломобиль и как собрать его самому вы узнаете в нашей интересной статье.
Построить спортивный уголок правильно вам поможет наш материал размещенный по https://karuselkin.ru/dlya-zanyatij-sportom/idei-sozdaniya-sportivnogo-prostranstva/ ссылке.
Порядок оформления:
- Конечно, сначала нужно подобрать соответствующее помещение, в котором будет производиться оформление;
- Как только выбрали место, приступайте к оформлению стен краской. Стоит отметить, что светлые краски создадут спокойное и радостное настроение. Рекомендуемые цвета для покраски стен: бежевый, кремовый, разовые оттенки. Касательно входных дверей, то они тоже не должны выделяться цветом. Холодные оттенки в методическом уголке детского сада будут неуместны;
- Выбор мебели – следующий дизайнерский этап в обустройстве уголка. Отмети, что шкафы, навесные удобные полки, тумбы, а также стулья и многофункциональный стол должны гармонично сочетаться между собой. К тому же мебель располагается удобно;
- Также могут понадобиться журнальные столики, на которых появится возможность устраивать всевозможные детские дидактические игры;
- На стене желательно повесить информационный стенд с полезной информацией для родителей малышни, а также воспитательского состава и других работников. Обязательно сделайте еще несколько стендов, на которых разместите рисунки воспитанников детского сада, а на другом – фотографии из жизни учреждения;
- Проектор, телевизор, радиоприемник – все эти предметы должны иметь место в методическом уголке, быть частью интерьера, и стоять около дверей или окна;
- Систематизировать пособия просто необходимо. Все демонстрирующие материалы находятся в полном порядке.