Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?
После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.
Государственная концепция духовно-нравственного воспитания
У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.
Открытое мероприятие по духовно-нравственному воспитанию
Форма проведения:
классный час.
Цель:
Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;
дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;
мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.
- Формировать духовно- нравственные качества человека.
- Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
- доброта
- зло
- милосердие
- сострадание
1.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.
Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.
А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)
Тема классного часа – «Добро и зло».
2. Основная часть
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…
«Добро – это…» «Доброта – это …» «Добрый человек – это … »
«Зло –это …»
«Злой челоловек- это…»
Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).
Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)
Может ли человек родится злым?
Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?
Послушайте притчу
Два волка
Притча неизвестного происхождения
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Источник: https://pritchi.ru/id_1203
Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?
Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.
Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.
Приложение.
Чему учит эта история? Что заставило больного у двери совершить такой поступок?
Как вы думаете, что произошло потом?
Ситуации
. Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.
1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.
2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.
3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.
4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.
5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.
6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.
7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.
8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.
Нина сопротивляется.
9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.
10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.
11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.
12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.
13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.
Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?
Просмотр мультфильма «Просто так»
Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках.
Сказка о добре и зле. Джу Джулия
Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.
Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.
— Да что же это такое? — сокрушалось Добро, — Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло — и все разрушит!
Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.
А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?
И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана — Зло прихватило с собой кусок.
Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?
А Зло сладенько так поет:
— Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.
А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь — и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может — сама ведь впустила в дом-то.
Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.
— Чего тебе? — спросило Добро.
— Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.
— Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, — ответило Добро и не открыло дверь.
Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие — Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.
И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.
Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.
И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.
Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:
— Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.
Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.
Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.
Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.
(На доске):
- На добрый привет… (добрый ответ).
- Про доброе дело… (говори смело).
- Жизнь дана на… (добрые дела).
- Учись доброму… (дурное на ум не придет).
- Без добрых дел… (нет доброго имени).
- Худо тому, … (кто добра не делает никому).
- Добрые дела… (красят человека).
- Путем зла… (не доходят до добра)
- Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).
- Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).
- Лихо помнится, а добро…( век не забудется).
- Бедного обижать…(себе добра не желать).
3.Итог
Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.
На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Литература:
Божович Л.И., Конникова Т.Е.
Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка.
Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
Макаренко А.С.
Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
Рожков М.И., Байбородова Л.В.
Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин
и др. М. 1995
5