Музыкально-дидактические игры для детей подготовительной группы


Виды, задачи и приёмы проведения музыкальной игры в подготовительной группе (6–7 лет )

Прежде чем выбирать вид игры, нужно чётко сформулировать цели и задачи, которые хотите достигнуть.

Цели и задачи игры

Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:

  1. Развитие творческих способностей детей.
  2. Формирование музыкального слуха и вкуса.
  3. Приобщение детей к основам музыкального искусства.
  4. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
  5. Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.

Виды и приёмы проведения музыкальных игр

При подготовке к занятиям воспитатели выбирают методы и приёмы, с помощью которых решаются поставленные цели.

Основные приёмы

  • Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
  • Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Воспитатель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
  • Практический: исполнение воспитателем ритмических движений, пение, игра на инструментах.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает.

Г.Н. Недоноскова

Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста: https://docplayer.ru/27665430-Metody-i-priemy-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Основные виды игры

Исходя из задач и действий, игры делят на три основных вида: дидактические, подвижные, игры с пением.

Дидактические игры

Предполагается малоподвижное поведение детей и деление на команды. Соревнование заключается в способности точно и быстро определять по картинкам или на слух инструменты, ноты или музыкальное произведение.

Для проведения игры заранее готовят реквизит. Можно приобрести готовый образовательный материал или создать самим. При создании продукции желательно приобщать детей, это станет для них занимательной работой.

Материалы к играм:

  • печатная или ручная продукция (изображения, карточки и др.);
  • музыкальные инструменты и игрушки;
  • аудиозаписи.

Во время игры дошкольники выполняют правила, показывая соответствующие изображения или поднимая флажки, когда слышат нужное название или мелодию. Для повышения интереса к заданию, в конце проводится награждение.

Дидактические игры применяются на разных занятиях. Например, с помощью музыкальных инструментов или же их изображений, можно изучать счёт или развивать речь.

Подвижные игры

Этот вид основан на динамике действий. Дети слушают композиции и реагируют на звуки движениями. По степени динамичности выделяют следующие игры:

  • Высокой подвижности: задействуется большая группа детей. Игра включает бег и прыжки.
  • Средней подвижности: включают в себя работу в команде или поочерёдное выполнение заданий. Ход игры предполагает более спокойное перемещение в пространстве.
  • Малой подвижности: имеет низкую интенсивность со спокойным движением детей.

Кроме музыкальных занятий, такого типа игры используются с учётом тематики как физминутки, соревнования и развлекательные моменты.

Игры с пением

Основаны на знании песен разного формата. В связи с чем их делят на три группы:

  • хороводные: наполнение и мелодии игровых песен определяют движения детей;
  • народные: содержат традиционные тексты, чаще всего используемые на фольклорных праздниках или прогулках;
  • с песнями для инсценирования: имеют тексты с развёрнутым сюжетом и нескольким образами, чем и определяются действия дошкольников.

В зависимости от наполнения текста, игровые песни могут переходить из одной группы в другую.

Вам представлены основные виды музыкальных игр. Помните, что список не конечен и методика допускает комбинирование их между собой.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

Игровая картотека

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

НазваниеЦельПриёмыМатериалыХод игры
«Мельница»Научить детей отличать сильную и слабую долю такта через движения рукНаглядный (наглядно-слуховой )Инструмент для игры или аудиозаписьДетей можно не расставлять в специальном порядке, пусть стоять врассыпную. Воспитатель показывает расположение рук: не напряжены, немного согнуты в локтях и подняты в стороны. Движения под музыку зависят от такта:
  • С 1 по 8: все легко качают руками перед собой: звучат нечётные такты — скрещивают перед грудью, чётные — взмахивают в стороны.
  • С 9 по 14: выполняют круговые движения, начиная с небольших взмахов, которые сопровождаются лёгкими пружинистыми движениями в коленях, затем постепенно увеличивая их. Когда начинаются более энергичные движения, дети становятся на носки при взмахах.
  • Во время 15 такта мелодия проигрывается с замедлением. Дошкольники постепенно ослабляют взмахи.
  • После 16 такта все останавливаются.

Движения сначала лучше провести без музыкального сопровождения и показать на личном примере. Акцент нужно делать во время напряжения и ослабления рук, чтобы дети хорошо их чувствовали.

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

НазваниеЦельПриёмыМатериалыХод игры
«Волшебная коробка»Научить детей различать инструменты по звучаниюНаглядный и практический
  • цветная коробка,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозаписи их звучания,
  • карточки с изображениями.
В начале игры воспитатель показывает и даёт детям рассмотреть коробку со всех сторон. Ребята должны назвать изображённые на ней инструменты. Затем рассказывает о волшебстве этой коробки, ведь она непростая, потому что внутри живут музыкальные инструменты. Воспитатель ставит коробку рядом с разложенными карточками. Затем все прослушивают записи и угадывают инструменты. Угадавший вынимает инструмент и кладёт его к подходящей картинке. Для детей подготовительной группы задание может быть простым, поэтому можно его усложнить: угадавшему нужно сыграть на инструменте под музыку.

Наглядное пособие игры: фото


Коробка и карточки


Внутри может быть любимая игрушка детей, которая участвует в игре


Ребёнок угадал инструмент

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель: развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий.

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Временной план детской деятельности тесно связан с осознанием её целей и средств. Вопросы типа: «Для чего тебе это нужно?», «Что ты будешь делать с этой машинкой?», «Что сначала, а что потом?» — направляют внимание ребёнка на цели и средства его действий.

Е.О. Смирнова

Особенности общения с дошкольниками: https://pedlib.ru/Books/1/0290/index.shtml?from_page=45

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
ЭтапСодержание
Вводная частьВоспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил«Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игрыВоспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
ЗавершениеПосле того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
ЭтапСодержание
Вводная частьРебята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правилСтановитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игрыДети идут по кругу и поют: Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что (имя) нам покажет, Будем дружно повторять! Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
ЗавершениеКак только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
ЭтапСодержание
Вводная часть«Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил«Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игрыВоспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
ЗавершениеЗатем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Игра «Ходим кругом»: видео

Игра «Узнай инструмент»: видео

Картотека музыкально- дидактических игр предназначена для детей подготовительной к школе группе

Картотека

музыкально – дидактических игр

подготовительная к школе группа

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Музыкальные лесенки.

Игровой материал:

Четыре комплекта карточек — с обоих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В один комплект входят 12 карточек (6пар). Каждая пара состоит из карточки на которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4 ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма.

Ход игры:

Играют от 3-х до 7 детей, один – ведущий. Ведущий делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточку с кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего, у кого есть такая лесенка отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки.

Бубенчики.

Игровой материал:

12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма.

Ход игры:

Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке. Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.

Лесенка-чудесенка.

Игровой материал:

Лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.

Ход игры:

Воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)

Учёный кузнечик.

Игровой материал:

Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

Ход игры:

Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.

Примечание.

Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».

Игры на развитие чувства ритма.

Весёлый поезд.

Игровой материал:

Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.

Ход игры:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

Наше путешествие.

Игровой материал:

Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

Выполни задание.

Игровой материал:

Фланелеграф, карточки с изображением длинных и коротких звуков, музыкальные инструменты (металлофон, баян, триола, пианино).

Ход игры:

Воспитатель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, ребёнок должен этот рисунок выложить на фланелеграфе. Дети, которые сидят за столом выкладывают ритмический рисунок на столе.

Игры на различие тембровой окраски.

Музыкальные загадки.

Игровой материал:

Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Музыкальные инструменты.

Игровой материал:

8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 – жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение музыкальных инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены такие же музыкальные инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты: триола, аккоррдеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон.

Ход игры:

Играют четверо детей и пятый ведущий. После пения песни, ведущий напоминает звучание каждого инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.

Кого встретил колобок.

Цель:

Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Игровой материал:

Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные

части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Ход игры:

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» — высокий, «лиса» — средний, «волк» — низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.

Музыкальный репертуар:

«Кого встретил колобок?» Левкодимова.

Игры на различие динамики.

Море.

Игровой материал:

Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.

Ход игры:

Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

Кто самый внимательный.

Цель:

Упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова.

Игровой материал:

Три набора аккордеонов, разных по размеру: большой(красный), средний(синий), маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный.

Ход игры:

Играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.

Игры на восприятие музыки.

Наши песни.

Игровой материал:

Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.

Ход игры:

Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Чей это марш?

Цель:

Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Игровой материал:

Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом — изображены марширующие пионеры; на втором — марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)

Ход игры:

Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Музыкальный материал:

«Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.

Слушаем внимательно.

Игровой материал:

Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

Весело-грустно.

Цель:

Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.

Игровой материал:

Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Ход игры:

Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

Музыкальный материал:

«Три настроения» Левкодимова.

Пример конспекта игры

Автор: Наталья Федорина.

НазваниеЦели и задачиФорма работыОборудованиеЭтапыХод игрыРезультативность
«Учимся танцевать»Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников. Задачи:
  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
индивидуально — групповая
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.
1.Вводная часть.Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!»Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей.
2.Объяснение правил.«Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять».
3.Проведение игры.Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним. Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку. После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить. Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку.
4.Завершение.После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие.

Фотоотчёт игры


Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками


Дети повторяют ритм за воспитателем


Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух


Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: