Теоретические аспекты организации наблюдений в старшей группе ДОУ
Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся.
Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.
https://alienushka12.caduk.ru/DswMedia/doshkpedag.pdf
Объектами наблюдения в старшей группе становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания — возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.
Воспитанники старшей группы уже способны самостоятельно формулировать задачи наблюдения
Цель и задачи
Цель наблюдения — формирование представлений о каком-либо предмете или явлении. Например, установление качеств или свойств, строения предмета, распознание сезонных явлений и т. д. Эта цель может реализовываться через следующие задачи:
- образовательные — усвоение знаний об объекте наблюдения;
- развивающие — развитие наблюдательности, креативности, самостоятельности, инициативности и т. п.;
- воспитательные — формирование бережного отношения к природе, понимания роли человека в современном мире, положительного отношения к собственному и чужому труду.
Приёмы
При подготовке плана наблюдения педагогу стоит задуматься о включении в него следующих приёмов:
- Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников: призыв вместе рассмотреть что-то новое и интересное, комментирование действий и процесса наблюдения воспитателем.
- Приёмы включения в работу: создание проблемной ситуации, постановка вопросов, двигательная активность (например, попросить показать, как покачивается дерево от ветра), анализ деятельности.
- Приёмы организации деятельности детей: озвучивание задания, постановка вопроса.
- Приёмы оценки: похвала, разбор трудных моментов, совместная оценка деятельности.
Весной дошкольникам можно предложить наблюдение за первыми ростками на клумбе
Виды наблюдений в детском саду
Выделяется большое количество видов наблюдения. По ряду наиболее важных критериев различают:
- По длительности проведения: эпизодические, или кратковременные,
- длительные (состоящие из эпизодических).
- в специально организованных (например, в живом уголке или в цветнике),
- плановые (спланированные и подготовленные воспитателем),
- первичные (знакомство с новым объектом, например, с кроликом),
- распознающие (их цель — узнать, что за объект подлежит наблюдению, выделить его характерные черты, одним словом, получить ответ на вопрос «Кто это?» или «Что это?»),
- наблюдения за неживыми предметами, природными явлениями (небо, ветер, дождь и т.д.);
Знакомство с кроликом — пример первичного наблюдения
Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками, так и с отдельной подгруппой детей. Это зависит от цели и содержания наблюдения, особенностей объекта и задач, стоящих перед педагогом.
На каких занятиях можно осуществлять наблюдения
Наблюдения могут осуществляться на таких занятиях:
- окружающий мир, например, знакомство с работой дворника или продавца;
- экологическое воспитание: наблюдение за растениями, животными или природными явлениями;
- развитие речи, например, наблюдение за животным и обсуждение его действий, повадок и т. д.;
- занятие по изучению правил дорожного движения: во время наблюдений за транспортом и пешеходами;
- наблюдение может предварять и занятия по лепке, рисованию или аппликации: сначала дети наблюдают за осенним деревом с разноцветными листьями, а потом рисуют или конструируют его.
Организация наблюдений в старшей группе детского сада
При организации наблюдения следует соблюдать следующие правила:
- Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется). Вдоль цветника, например, можно расположить всех детей группы, а вот около клетки с кроликом — не более 5–6 человек.
- Слово не должно подменять восприятие. Это значит, что комментарии воспитателя не должны опережать события, происходящие с объектом наблюдения (например, если происходит длительное наблюдение за посаженным растением, то воспитатель не должен описывать процесс того, как будут появляться всходы и первые листики; сообщить о том, что из-под земли проклёвывается росток можно после того, как он уже начал появляться и т. д.).
- Восприятие объекта не должно длиться долго. Наблюдение — это очень сложная деятельность. Максимальная продолжительность интенсивной нагрузки на ребёнка 5–6 лет не должна превышать 10 минут.
- Наблюдение нужно строить в соответствии с чёткой структурой.
Структура наблюдения
Наблюдение состоит из 3 этапов:
- Начальный. На этом этапе нужно настроить детей на предстоящую работу. Слишком ярким и необычным начало быть не должно, иначе сильные эмоции помешают концентрации, а само наблюдение на фоне эффектного старта может показаться скучным и неинтересным.
- Основной. Здесь реализовывается задуманное содержание наблюдения, организовывается самостоятельная деятельность детей. Может включать игровые, обследовательские, трудовые действия, двигательную активность.
- На завершающем этапе подводятся итоги, обобщаются знания, полученные на занятии. Ещё один важный аспект этого этапа — эмоциональный. Дети после занятия должны пребывать в приподнятом настроении, у них возникает желание наблюдать за различными объектами снова и снова.
Для создания хорошего настроения в конце занятия по наблюдению за осенними деревьями можно предложить детям устроить «дождь» из листьев
Картотека наблюдений
В картотеке все занятия распределены по темам. Создание картотеки наблюдений позволяет получить удобный материал для использования на практике. По каждому предмету следует сделать свою картотеку и озаглавить её соответствующим образом («Картотека наблюдений по развитию речи», «Картотека наблюдений по ПДД» и т. д.). Однако по некоторым предметам, например, по экологическому воспитанию, материал может получиться очень большим, и ориентироваться в картотеке будет сложно. В таком случае лучше сделать несколько материалов по разным темам, например, наблюдение за растениями на подоконнике, наблюдение за сменой времён года и т. д.
Содержание картотеки должно соответствовать её теме:
- В картотеку наблюдения за природой на прогулке можно включить занятия по таким темам: «Наблюдение за ромашкой»,
- «Наблюдение за голубями»,
- «Наблюдение за ветром».
- «Как меняется берёза в различные времена года»,
- «Наблюдение за посаженым растением»,
- «Наблюдение за легковым автомобилем»,
- «Наблюдение за работой дворника»,
В процессе наблюдения за трудом дворника у ребят формируется желание помочь взрослому
Примеры картотек наблюдений, составленных педагогами ДОУ, для воспитанников старшей группы:
- Картотека наблюдений в природе.
- Картотека наблюдений на прогулке (Громова А. В.).
- Картотека наблюдений осенью (Ермакова Г. П.).
- Наблюдения в мае.
- Картотека наблюдений в старшей группе (Терещенко Т. С.).
Конспект наблюдения
Перед проведением занятия по наблюдению за предметом или явлением нужно составить его подробный конспект. Он должен включать:
- цель;
- задачи;
- перечень необходимых материалов;
- описание хода занятия.
Конспект «Наблюдение за весенним солнышком»
Цель: пополнить знания детей о солнце.
Задачи:
- Образовательная: расширить представления о солнце и его свойствах весной.
- Развивающие: развить умение наблюдать и сравнивать;
- развить фантазию;
- развить умение выделять существенные характеристики объекта наблюдения;
- развить умение выражать своё мнение.
- воспитать уважительное отношение к сверстникам;
Материалы:
- тучки,
- жёлтые карандаши,
- солнечные очки,
- деревянные и металлические предметы,
- заготовки — бумажные солнышки.
По окончании наблюдения можно предложить детям раскрасить солнышки
Ход занятия:
- В.: Ребята, вы знаете, какое сейчас время года? (Весна). Правильно. А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте отгадаем про них загадки. Загадывает загадки про каждый месяц. В.: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим про солнышко, оно весной такое красивое. Хотите узнать кое-что интересное про солнышко?
- В.: Давайте все подойдём к окнам, куда светит солнышко, и закроем глазки. Дети подходят к окнам, подставляют лица солнцу, закрывают глаза. В.: Что вы чувствуете? (Тепло). Можно помочь им дополнительными вопросами: Щёчкам не холодно стоять у окна? Солнышко ласкает личико лучиками? В.: Правильно, солнышко греет нас своими лучиками, потому что оно очень горячее. А когда солнце греет сильнее? Зимой или весной? Правильно, весной, а знаете почему? Потому что наша планета Земля вращается и подставляет солнцу разные бока. Сейчас у нас наступила весна, солнце греет сильнее, значит, земля повернулась к солнцу нашим бочком. Давайте возьмём разные предметы и положим их на подоконник. Дети раскладывают на подоконник деревянные и металлические предметы (ложки из разных материалов, деревянные игрушки, металлические колокольчики и др.). В.: Пока вещи там отдыхают, давайте посмотрим, кого «разбудило» на улице солнышко. Смотрите, на деревьях появляются почки, это просыпаются листики, появляются проталинки, земля сбрасывает с себя снежное одеяло и собирается будить травку. А что это капает с крыш? Правильно, тает снег и сосульки. Пришло время посмотреть, как там наши предметы на окне. Давайте потрогаем их. Какие из них нагрелись сильнее? Дети обсуждают с воспитателем, как нагрелись предметы (тёмные и металлические сильнее, чем светлые и деревянные). В.: А сейчас давайте наденем солнечные очки. Только в них можно смотреть на солнышко. Как вы думаете, почему? Правильно, оно очень яркое.
- В.: Посмотрите, у меня тоже есть солнышки, но они совсем не яркие. Давайте их раскрасим. Дети раскрашивают заготовки солнышек. В.: Молодцы, ребята! Как много теперь у нас солнышек! Возьмите их в руки, будем играть. Игра «Солнышки». Как ярко светит солнышко, и играют лучики. (Дети ходят по кругу с солнышками в руках). Но внезапно потемнело, появились тучки. (Дети прячут солнышки за спину и убегают от тучек, которые держит в руках воспитатель). Кто оказался пойманным — становится «повелителем туч». Игра начинается снова. В.: Молодцы, ребята. Понравилось вам наблюдать за солнышком? Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? Молодцы, мы обязательно продолжим знакомство с солнцем, а сейчас можете поиграть в любимые игрушки.
Конспект «Наблюдение за грузовиком»
Цель: расширить знания о грузовом транспорте.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания о грузовых автомобилях и их функциях;
- познакомить с некоторыми правилами дорожного движения;
- познакомить с профессией водителя.
- развить творческие способности;
- воспитать положительное отношение к труду;
Необходимые материалы:
- игрушечные грузовики,
- совочки.
Ход занятия (наблюдение происходит во время прогулки).
В.: Ребята, вы слышите, как громко что-то гудит? Что это? (Дети высказывают предположения). Давайте посмотрим. (Идут к забору, где стоит грузовик).
Посмотрите, ребята, какая машина. Вы знаете, как она называется? Правильно, это грузовая машина. А почему она так называется? Правильно, потому что она перевозит грузы. Давайте посмотрим, что сейчас будет делать грузовой автомобиль. (Наблюдают за действиями).
Что произошло? Как машина выгрузила песок (или разгрузила/ загрузила продукты и т. п.). Кто управляет грузовым автомобилем? Что делает водитель? (Ответы детей). Молодцы, ребята. А сейчас давайте ненадолго сами станем водителями. Мы будем возить песок на «стройку».
Игра в песочнице игрушечными грузовиками.
В.: У одного из водителей сломалась машина, что теперь делать? (Дети предлагают варианты). Молодцы, починили машину. А сейчас наши грузовики отправляются в гараж. (Дети везут грузовики по асфальту, впереди нарисован пешеходный переход).
Смотрите, это что за полосочки? Пешеходный переход? И что должен делать водитель? Почему ему нужно пропустить пешеходов?
Молодцы, ребята. А сейчас давайте рисовать грузовики мелками на асфальте.
В процессе игры дети берут на себя роль водителей грузовиков
Временной план наблюдения
Как и в любом другом занятии в ДОУ, время наблюдения ограничено, поэтому все этапы должны быть тщательно спланированы.
- Начальный этап длится 3–5 минут;
- Основной — до 25 минут;
- Заключительный — 5–7 минут.
Временной план наблюдения за пешеходами
- Введение: вопросы или загадка, стихотворение о пешеходах, приглашение к наблюдению — 4 минуты.
- Основная часть: выход на пешеходную часть, проход по ней — 3 минуты;
- напоминание и обсуждение правил движения по тротуару — 5 минут;
- обсуждение пешеходного перехода (как его узнать, как переходить через дорогу и др.) — 5 минут;
- переход по пешеходному переходу и возвращение на территорию детского сада — 3 минуты;
- игра по мотивам ПДД — 5 минут.
Увлекательным завершением занятия может стать игра на повторение правил ПДД
Временной план наблюдения за птицами
- Введение: загадки о птицах, приглашение к наблюдению — 3 минуты.
- Основная часть: наблюдение за птицами — 10 минут;
- обсуждение голосов и оперения птиц, за которыми наблюдали дети — 5 минут;
- угощение птичек: наполнение кормушек зёрнами и крошками — 3 минуты.
Фотогалерея: наблюдение за птицами
Насыпав зёрнышки в кормушку, дети ждут, когда прилетят птицы
В процессе занятия можно понаблюдать за тем, как птицы клюют зёрнышки
Одним из заданий может быть определение, какой птице принадлежат следы
Цикл наблюдений
Длительные наблюдения хороши тем, что в них можно прослеживать последовательные изменения (например, в природе), доступные восприятию детей. Такие продолжительные наблюдения происходят в виде цикла, включающего в себя ряд наблюдений за объектом. Например, цикл наблюдений за деревьями может складываться из следующих составляющих (приведём лишь небольшую часть из возможного списка):
- прогулка по осеннему лесу;
- наблюдение за осиной;
- наблюдение за берёзой;
- наблюдение за листопадом;
- наблюдение за елью зимой;
- наблюдение за весенними деревьями;
- наблюдение за цветущей черёмухой;
- сравнение дерева и куста.
Каждое наблюдение, включённое в цикл, имеет свою цель, но и цель всего цикла тоже должна быть определена. В процессе цикла наблюдений дети получают знания дозировано, а это значит, что усваиваются они лучше и выстраиваются в целостную систему.
Фотогалерея: цикл наблюдений за луком
Первое занятие цикла посвящено посадке лука
Детям нужно предоставить возможность принимать активное участие в процессе: поливать, рыхлить землю, а не просто наблюдать
Завершением цикла занятий может стать создание такого рисунка, иллюстрирующего каждое из занятий
Видео: наблюдение за дождём в детском саду
Временной план прогулки
Как и любой другой вид деятельности в образовательном учреждении, каждая минута досуга на свежем воздухе должна приносить пользу. Для этого педагогу следует тщательно спланировать все этапы прогулки:
- Организационные вопросы (сбор выносного материала, туалет, одевание) – 30 минут.
- Наблюдение — 5–25 минут.
- Трудовая деятельность — 10–15 минут.
- Игра — 15–40 минут.
Игровая деятельность — самая длительная на прогулке
- Индивидуальная работа — 10–20 минут.
Получается, что без учёта организационного момента, в среднем, зимой прогулка длится 40 минут, а в тёплое время года — до 1,5 часов. Хронометраж рассчитывается по погодным условиям.
На каждый месяц планируется от 10 до 12 тем для прогулок.
Таблица: тематическая картотека прогулок для старшей группы (фрагменты), авторы Татьяна Долгова и Ирина Кравченко
Дата | Тема | Вид деятельности (примерное время выполнения) | Цель | Содержание |
Октябрь | «Транспорт» | Наблюдение за грузовым автомобилем (20 минут) | Учить отличать грузовой автомобиль от легкового. | Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нём возили грузы! Воспитатель задаёт детям вопросы:
|
Труд (10 минут) |
| Уборка опавших листьев | ||
Игра (40 минут) |
| Игра «Горелки»:
| ||
Игра «Волк во рву»:
| ||||
Индивидуальная работа (10 минут) | Добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. | Ходьба по бревну | ||
Октябрь | «Домашние животные: лошадь» | Наблюдение (10 минут) |
| Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу:
|
Труд (30 минут) | Вызывать интерес к посадке деревьев | Посадка ёлочек на экологической тропе. | ||
Игра (30 минут) | Добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы. | Игра «Часовой»:
| ||
Игра «Холодно-горячо»:
| ||||
Индивидуальная работа (10 минут) |
| Ходьба с пятки на носок, махи руками. | ||
Февраль | «ПДД: пешеходная дорожка» | Наблюдение за пешеходной дорожкой (10 минут) | Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения |
|
Труд (15 минут) | Воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок. | Очистка участка от снега. | ||
Игра (10 минут) |
| «Попади в цель»: дети по очереди попадают мячом в корзину или коробку, находясь от неё на одинаковом расстоянии. | ||
Индивидуальная работа (5 минут) | Закреплять умение двигаться приставным шагом. | Ходьба приставным шагом | ||
Март | «Перелётные птицы» | Наблюдение за птицами на участке (15 минут) |
| «Трава опять зазеленела, И закудрявились леса. «Весна! Весна! Пора за дело!» — Звенят уж птичек голоса. Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут — Все пригодится им для дома, Чтоб для птенцов создать уют. И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы, Ведь скоро в гнёздах будут детки — Их желторотые птенцы». Воспитатель задаёт детям вопросы:
|
Труд (15 минут) |
| Посыпание песком дорожек на участке. | ||
Игра (15 минут) |
| Игра «Лови-бросай»:
| ||
Индивидуальная работа (10 минут) | Развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. | Прыжки вверх с места. |
Все виды деятельности на прогулке комбинируются с учётом целей и задач, которые ставит педагог. Так, опыты и наблюдения могут применяться на протяжении всей прогулки.
Виды деятельности на прогулке могут комбинироваться на усмотрение педагога
Таблица: конспект прогулки в старшей группе на тему «Мы мороза не боимся» (фрагменты), автор Елена Шоломицкая
Вид деятельности | Содержание |
Наблюдение (эксперимент) | <�… — В народе говорят: «В феврале два друга — мороз да вьюга». Ребята, а давайте мы с вами проверим, есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замёрзнуть? Дети: Оделись потеплее. — У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его на верёвку и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (Воспитатель выполняет действия)…> <�…А теперь давайте проверим, есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите — он у нас стал каким? (ответы детей). Твёрдым, потрогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно. Вывод по эксперименту: платочек замёрз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает, превращается в лёд, и наш платок был мокрым, и он у нас замёрз, заледенел…> |
Труд | Дети расчищают дорожки от снега. |
Игра | Подвижная игра «Мороз-Красный нос»:
|
«Давайте с вами поиграем в новую игру «Пингвины и медведь». Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.
| |
Индивидуальная работа | Катание на ледянках с горки, катание на санках. |
Заключительный этап |
|