Конспект прогулки в старшей группе №2 «Наблюдение за берёзой зимой»


Теоретические аспекты организации наблюдений в старшей группе ДОУ

Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся.

Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.

https://alienushka12.caduk.ru/DswMedia/doshkpedag.pdf

Объектами наблюдения в старшей группе становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания — возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.

Воспитанники старшей группы уже способны самостоятельно формулировать задачи наблюдения

Цель и задачи

Цель наблюдения — формирование представлений о каком-либо предмете или явлении. Например, установление качеств или свойств, строения предмета, распознание сезонных явлений и т. д. Эта цель может реализовываться через следующие задачи:

  • образовательные — усвоение знаний об объекте наблюдения;
  • развивающие — развитие наблюдательности, креативности, самостоятельности, инициативности и т. п.;
  • воспитательные — формирование бережного отношения к природе, понимания роли человека в современном мире, положительного отношения к собственному и чужому труду.

Приёмы

При подготовке плана наблюдения педагогу стоит задуматься о включении в него следующих приёмов:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников: призыв вместе рассмотреть что-то новое и интересное, комментирование действий и процесса наблюдения воспитателем.
  • Приёмы включения в работу: создание проблемной ситуации, постановка вопросов, двигательная активность (например, попросить показать, как покачивается дерево от ветра), анализ деятельности.
  • Приёмы организации деятельности детей: озвучивание задания, постановка вопроса.
  • Приёмы оценки: похвала, разбор трудных моментов, совместная оценка деятельности.

Весной дошкольникам можно предложить наблюдение за первыми ростками на клумбе

Виды наблюдений в детском саду

Выделяется большое количество видов наблюдения. По ряду наиболее важных критериев различают:

  • По длительности проведения: эпизодические, или кратковременные,
  • длительные (состоящие из эпизодических).
  • По месту проведения:
      в специально организованных (например, в живом уголке или в цветнике),
  • в естественных условиях (у озера, в парке, в лесу и т. п.).
  • По способу возникновения:
      плановые (спланированные и подготовленные воспитателем),
  • спонтанные (возникающие по инициативе ребят, например, если они увидели гусеницу и наблюдают за ней под руководством педагога).
  • По новизне задач:
      первичные (знакомство с новым объектом, например, с кроликом),
  • повторные (наблюдение за этим объектом и получение новых сведений, например, обучение уходу за кроликом),
  • сравнительные (например, сравнение кролика и хомяка),
  • итоговые (систематизация всех полученных знаний о кролике).
  • По цели:
      распознающие (их цель — узнать, что за объект подлежит наблюдению, выделить его характерные черты, одним словом, получить ответ на вопрос «Кто это?» или «Что это?»),
  • воссоздающие (цель таких наблюдений — воссоздать объект по памяти, например, узнать животное по следам на снегу или растение по его листикам).
  • По объекту наблюдения:
      наблюдения за неживыми предметами, природными явлениями (небо, ветер, дождь и т.д.);
  • наблюдения за предметами живой природы (деревья, трава и т. д.);
  • наблюдения за транспортными средствами (например, за грузовиком, подъехавшим к забору детского сада);
  • наблюдения за животными (на улице или в живом уголке);
  • наблюдения за трудом людей (в детском саду, например, за тем, как нянечка наливает суп, на территории около учреждения, где дворник убирает снег или листья, на экскурсии в магазин или на почту и т. д.).
  • Знакомство с кроликом — пример первичного наблюдения

    Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками, так и с отдельной подгруппой детей. Это зависит от цели и содержания наблюдения, особенностей объекта и задач, стоящих перед педагогом.

    На каких занятиях можно осуществлять наблюдения

    Наблюдения могут осуществляться на таких занятиях:

    • окружающий мир, например, знакомство с работой дворника или продавца;
    • экологическое воспитание: наблюдение за растениями, животными или природными явлениями;
    • развитие речи, например, наблюдение за животным и обсуждение его действий, повадок и т. д.;
    • занятие по изучению правил дорожного движения: во время наблюдений за транспортом и пешеходами;
    • наблюдение может предварять и занятия по лепке, рисованию или аппликации: сначала дети наблюдают за осенним деревом с разноцветными листьями, а потом рисуют или конструируют его.

    Организация наблюдений в старшей группе детского сада

    При организации наблюдения следует соблюдать следующие правила:

    • Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется). Вдоль цветника, например, можно расположить всех детей группы, а вот около клетки с кроликом — не более 5–6 человек.
    • Слово не должно подменять восприятие. Это значит, что комментарии воспитателя не должны опережать события, происходящие с объектом наблюдения (например, если происходит длительное наблюдение за посаженным растением, то воспитатель не должен описывать процесс того, как будут появляться всходы и первые листики; сообщить о том, что из-под земли проклёвывается росток можно после того, как он уже начал появляться и т. д.).
    • Восприятие объекта не должно длиться долго. Наблюдение — это очень сложная деятельность. Максимальная продолжительность интенсивной нагрузки на ребёнка 5–6 лет не должна превышать 10 минут.
    • Наблюдение нужно строить в соответствии с чёткой структурой.

    Структура наблюдения

    Наблюдение состоит из 3 этапов:

    1. Начальный. На этом этапе нужно настроить детей на предстоящую работу. Слишком ярким и необычным начало быть не должно, иначе сильные эмоции помешают концентрации, а само наблюдение на фоне эффектного старта может показаться скучным и неинтересным.
    2. Основной. Здесь реализовывается задуманное содержание наблюдения, организовывается самостоятельная деятельность детей. Может включать игровые, обследовательские, трудовые действия, двигательную активность.
    3. На завершающем этапе подводятся итоги, обобщаются знания, полученные на занятии. Ещё один важный аспект этого этапа — эмоциональный. Дети после занятия должны пребывать в приподнятом настроении, у них возникает желание наблюдать за различными объектами снова и снова.

    Для создания хорошего настроения в конце занятия по наблюдению за осенними деревьями можно предложить детям устроить «дождь» из листьев

    Картотека наблюдений

    В картотеке все занятия распределены по темам. Создание картотеки наблюдений позволяет получить удобный материал для использования на практике. По каждому предмету следует сделать свою картотеку и озаглавить её соответствующим образом («Картотека наблюдений по развитию речи», «Картотека наблюдений по ПДД» и т. д.). Однако по некоторым предметам, например, по экологическому воспитанию, материал может получиться очень большим, и ориентироваться в картотеке будет сложно. В таком случае лучше сделать несколько материалов по разным темам, например, наблюдение за растениями на подоконнике, наблюдение за сменой времён года и т. д.

    Содержание картотеки должно соответствовать её теме:

    • В картотеку наблюдения за природой на прогулке можно включить занятия по таким темам: «Наблюдение за ромашкой»,
    • «Наблюдение за голубями»,
    • «Наблюдение за ветром».
  • В картотеку наблюдения за сменой времён года можно включить следующие темы:
      «Как меняется берёза в различные времена года»,
  • «Наблюдение за погодой»,
  • «Наблюдение за солнцем»,
  • «Как меняется река зимой».
  • В картотеку наблюдения за животными в живом уголке и растениями в здании детского сада могут включаться такие темы:
      «Наблюдение за посаженым растением»,
  • «Наблюдение за животными»,
  • «Как пьёт растение» и т. п.
  • В картотеку наблюдения за транспортом может включаться:
      «Наблюдение за легковым автомобилем»,
  • «Наблюдение за строительным краном»,
  • «Наблюдение за грузовиком».
  • В картотеку наблюдений за трудом человека можно включить:
      «Наблюдение за работой дворника»,
  • «Наблюдение за работой поваров на кухне»,
  • «Наблюдение за работой библиотекаря в ходе экскурсии в библиотеку».
  • В процессе наблюдения за трудом дворника у ребят формируется желание помочь взрослому

    Примеры картотек наблюдений, составленных педагогами ДОУ, для воспитанников старшей группы:

    • Картотека наблюдений в природе.
    • Картотека наблюдений на прогулке (Громова А. В.).
    • Картотека наблюдений осенью (Ермакова Г. П.).
    • Наблюдения в мае.
    • Картотека наблюдений в старшей группе (Терещенко Т. С.).

    Конспект наблюдения

    Перед проведением занятия по наблюдению за предметом или явлением нужно составить его подробный конспект. Он должен включать:

    • цель;
    • задачи;
    • перечень необходимых материалов;
    • описание хода занятия.

    Конспект «Наблюдение за весенним солнышком»

    Цель: пополнить знания детей о солнце.

    Задачи:

    • Образовательная: расширить представления о солнце и его свойствах весной.
    • Развивающие: развить умение наблюдать и сравнивать;
    • развить фантазию;
    • развить умение выделять существенные характеристики объекта наблюдения;
    • развить умение выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
      воспитать уважительное отношение к сверстникам;
  • воспитать желание трудиться, умение доводить до конца начатое дело.
  • Материалы:

    • тучки,
    • жёлтые карандаши,
    • солнечные очки,
    • деревянные и металлические предметы,
    • заготовки — бумажные солнышки.

    По окончании наблюдения можно предложить детям раскрасить солнышки

    Ход занятия:

    1. В.: Ребята, вы знаете, какое сейчас время года? (Весна). Правильно. А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте отгадаем про них загадки. Загадывает загадки про каждый месяц. В.: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим про солнышко, оно весной такое красивое. Хотите узнать кое-что интересное про солнышко?
    2. В.: Давайте все подойдём к окнам, куда светит солнышко, и закроем глазки. Дети подходят к окнам, подставляют лица солнцу, закрывают глаза. В.: Что вы чувствуете? (Тепло). Можно помочь им дополнительными вопросами: Щёчкам не холодно стоять у окна? Солнышко ласкает личико лучиками? В.: Правильно, солнышко греет нас своими лучиками, потому что оно очень горячее. А когда солнце греет сильнее? Зимой или весной? Правильно, весной, а знаете почему? Потому что наша планета Земля вращается и подставляет солнцу разные бока. Сейчас у нас наступила весна, солнце греет сильнее, значит, земля повернулась к солнцу нашим бочком. Давайте возьмём разные предметы и положим их на подоконник. Дети раскладывают на подоконник деревянные и металлические предметы (ложки из разных материалов, деревянные игрушки, металлические колокольчики и др.). В.: Пока вещи там отдыхают, давайте посмотрим, кого «разбудило» на улице солнышко. Смотрите, на деревьях появляются почки, это просыпаются листики, появляются проталинки, земля сбрасывает с себя снежное одеяло и собирается будить травку. А что это капает с крыш? Правильно, тает снег и сосульки. Пришло время посмотреть, как там наши предметы на окне. Давайте потрогаем их. Какие из них нагрелись сильнее? Дети обсуждают с воспитателем, как нагрелись предметы (тёмные и металлические сильнее, чем светлые и деревянные). В.: А сейчас давайте наденем солнечные очки. Только в них можно смотреть на солнышко. Как вы думаете, почему? Правильно, оно очень яркое.
    3. В.: Посмотрите, у меня тоже есть солнышки, но они совсем не яркие. Давайте их раскрасим. Дети раскрашивают заготовки солнышек. В.: Молодцы, ребята! Как много теперь у нас солнышек! Возьмите их в руки, будем играть. Игра «Солнышки». Как ярко светит солнышко, и играют лучики. (Дети ходят по кругу с солнышками в руках). Но внезапно потемнело, появились тучки. (Дети прячут солнышки за спину и убегают от тучек, которые держит в руках воспитатель). Кто оказался пойманным — становится «повелителем туч». Игра начинается снова. В.: Молодцы, ребята. Понравилось вам наблюдать за солнышком? Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? Молодцы, мы обязательно продолжим знакомство с солнцем, а сейчас можете поиграть в любимые игрушки.

    Конспект «Наблюдение за грузовиком»

    Цель: расширить знания о грузовом транспорте.

    Задачи:

    • Образовательные: закрепить знания о грузовых автомобилях и их функциях;
    • познакомить с некоторыми правилами дорожного движения;
    • познакомить с профессией водителя.
  • Развивающие:
      развить творческие способности;
  • развить воображение;
  • развить умение выделять важные характеристики.
  • Воспитательные:
      воспитать положительное отношение к труду;
  • привить навыки взаимопомощи.
  • Необходимые материалы:

    • игрушечные грузовики,
    • совочки.

    Ход занятия (наблюдение происходит во время прогулки).

    В.: Ребята, вы слышите, как громко что-то гудит? Что это? (Дети высказывают предположения). Давайте посмотрим. (Идут к забору, где стоит грузовик).

    Посмотрите, ребята, какая машина. Вы знаете, как она называется? Правильно, это грузовая машина. А почему она так называется? Правильно, потому что она перевозит грузы. Давайте посмотрим, что сейчас будет делать грузовой автомобиль. (Наблюдают за действиями).

    Что произошло? Как машина выгрузила песок (или разгрузила/ загрузила продукты и т. п.). Кто управляет грузовым автомобилем? Что делает водитель? (Ответы детей). Молодцы, ребята. А сейчас давайте ненадолго сами станем водителями. Мы будем возить песок на «стройку».

    Игра в песочнице игрушечными грузовиками.

    В.: У одного из водителей сломалась машина, что теперь делать? (Дети предлагают варианты). Молодцы, починили машину. А сейчас наши грузовики отправляются в гараж. (Дети везут грузовики по асфальту, впереди нарисован пешеходный переход).

    Смотрите, это что за полосочки? Пешеходный переход? И что должен делать водитель? Почему ему нужно пропустить пешеходов?

    Молодцы, ребята. А сейчас давайте рисовать грузовики мелками на асфальте.

    В процессе игры дети берут на себя роль водителей грузовиков

    Временной план наблюдения

    Как и в любом другом занятии в ДОУ, время наблюдения ограничено, поэтому все этапы должны быть тщательно спланированы.

    1. Начальный этап длится 3–5 минут;
    2. Основной — до 25 минут;
    3. Заключительный — 5–7 минут.

    Временной план наблюдения за пешеходами

    • Введение: вопросы или загадка, стихотворение о пешеходах, приглашение к наблюдению — 4 минуты.
    • Основная часть: выход на пешеходную часть, проход по ней — 3 минуты;
    • напоминание и обсуждение правил движения по тротуару — 5 минут;
    • обсуждение пешеходного перехода (как его узнать, как переходить через дорогу и др.) — 5 минут;
    • переход по пешеходному переходу и возвращение на территорию детского сада — 3 минуты;
    • игра по мотивам ПДД — 5 минут.
  • Заключительная часть — подведение итогов, инсценировка с участием сказочных персонажей о том, как нужно вести себя на дороге — 5 минут.
  • Увлекательным завершением занятия может стать игра на повторение правил ПДД

    Временной план наблюдения за птицами

    • Введение: загадки о птицах, приглашение к наблюдению — 3 минуты.
    • Основная часть: наблюдение за птицами — 10 минут;
    • обсуждение голосов и оперения птиц, за которыми наблюдали дети — 5 минут;
    • угощение птичек: наполнение кормушек зёрнами и крошками — 3 минуты.
  • Итоговая часть: подведение итогов, игра «Перелётные птицы» — 5 минут.
  • Фотогалерея: наблюдение за птицами


    Насыпав зёрнышки в кормушку, дети ждут, когда прилетят птицы


    В процессе занятия можно понаблюдать за тем, как птицы клюют зёрнышки


    Одним из заданий может быть определение, какой птице принадлежат следы

    Цикл наблюдений

    Длительные наблюдения хороши тем, что в них можно прослеживать последовательные изменения (например, в природе), доступные восприятию детей. Такие продолжительные наблюдения происходят в виде цикла, включающего в себя ряд наблюдений за объектом. Например, цикл наблюдений за деревьями может складываться из следующих составляющих (приведём лишь небольшую часть из возможного списка):

    • прогулка по осеннему лесу;
    • наблюдение за осиной;
    • наблюдение за берёзой;
    • наблюдение за листопадом;
    • наблюдение за елью зимой;
    • наблюдение за весенними деревьями;
    • наблюдение за цветущей черёмухой;
    • сравнение дерева и куста.

    Каждое наблюдение, включённое в цикл, имеет свою цель, но и цель всего цикла тоже должна быть определена. В процессе цикла наблюдений дети получают знания дозировано, а это значит, что усваиваются они лучше и выстраиваются в целостную систему.

    Фотогалерея: цикл наблюдений за луком


    Первое занятие цикла посвящено посадке лука


    Детям нужно предоставить возможность принимать активное участие в процессе: поливать, рыхлить землю, а не просто наблюдать


    Завершением цикла занятий может стать создание такого рисунка, иллюстрирующего каждое из занятий

    Видео: наблюдение за дождём в детском саду

    Временной план прогулки

    Как и любой другой вид деятельности в образовательном учреждении, каждая минута досуга на свежем воздухе должна приносить пользу. Для этого педагогу следует тщательно спланировать все этапы прогулки:

    1. Организационные вопросы (сбор выносного материала, туалет, одевание) – 30 минут.
    2. Наблюдение — 5–25 минут.
    3. Трудовая деятельность — 10–15 минут.
    4. Игра — 15–40 минут.

      Игровая деятельность — самая длительная на прогулке

    5. Индивидуальная работа — 10–20 минут.

    Получается, что без учёта организационного момента, в среднем, зимой прогулка длится 40 минут, а в тёплое время года — до 1,5 часов. Хронометраж рассчитывается по погодным условиям.

    На каждый месяц планируется от 10 до 12 тем для прогулок.

    Таблица: тематическая картотека прогулок для старшей группы (фрагменты), авторы Татьяна Долгова и Ирина Кравченко

    ДатаТемаВид деятельности (примерное время выполнения)ЦельСодержание
    Октябрь«Транспорт»Наблюдение за грузовым автомобилем (20 минут)Учить отличать грузовой автомобиль от легкового.Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нём возили грузы! Воспитатель задаёт детям вопросы:
    • Для чего нужны грузовые автомобили? Что они перевозят?
    • Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны.
    • Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?
    Труд (10 минут)
    • Приучать доводить начатое дело до конца;
    • воспитывать аккуратность, ответственность.
    Уборка опавших листьев
    Игра (40 минут)
    • Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;
    • развивать ловкость.
    Игра «Горелки»:
    1. В игре принимает участие нечётное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперёд.
    2. Дети хором повторяют слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят! Раз! Два! Три! Беги!
    3. Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперёд, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперёд, встать перед водящим и снова взяться за руки.
    4. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки.
    5. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
    Игра «Волк во рву»:
    1. Посредине площадки проводится две параллельные черты на расстоянии 80–100 см одна от другой — это ров.
    2. По краям площадки на расстоянии 1–3 шагов от её границ очерчиваются дома коз.
    3. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.
    4. По сигналу воспитателя: «Волк во рву!» — козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону.
    5. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», — козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
    6. После 3–4 перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
    Индивидуальная работа (10 минут)Добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.Ходьба по бревну
    Октябрь«Домашние животные: лошадь»Наблюдение (10 минут)
    • Закреплять знания о лошади, её характерных особенностях как млекопитающего, домашнего животного;
    • воспитывать интерес к жизни животного.
    Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу:
    1. «Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу». (Лошадь).
    2. Почему лошадь — домашнее животное?
    3. Как выглядит лошадь?
    4. Чем она питается?
    5. Как называются детёныши лошади?
    6. Какую пользу людям приносят лошади?
    7. Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы знаете?
    8. «Тлеют костра огоньки, Берег в тумане тонет. Ночью в лугах у реки Мирно пасутся кони. Головы опустив, Свесив пышные гривы, Щиплют траву возле ив, Бродят по краю обрыва».
    9. Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная память, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хозяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25–30 лет.
    Труд (30 минут)Вызывать интерес к посадке деревьевПосадка ёлочек на экологической тропе.
    Игра (30 минут)Добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.Игра «Часовой»:
    1. Один из детей — «часовой» — садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга.
    2. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому».
    3. Услышав шаги или шорох, «часовой» должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается.
    4. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.
    Игра «Холодно-горячо»:
    1. Дети присаживаются по кругу и перекатывают мяч.
    2. Если ребёнок катит другому мяч и говорит слово «холодный», второй ребёнок может трогать мяч. Но если ему говорят «горячий», то он не должен трогать мяч.
    3. Кто ошибается и дотронется до «горячего» мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).
    Индивидуальная работа (10 минут)
    • Улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);
    • воспитывать выносливость.
    Ходьба с пятки на носок, махи руками.
    Февраль«ПДД: пешеходная дорожка»Наблюдение за пешеходной дорожкой (10 минут)Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения
    1. Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам?
    2. Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону.
    3. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.
    4. Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? (Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы).
    Труд (15 минут)Воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.Очистка участка от снега.
    Игра (10 минут)
    • Учить бросать мяч в цель, развивать меткость;
    • соблюдать правила игры.
    «Попади в цель»: дети по очереди попадают мячом в корзину или коробку, находясь от неё на одинаковом расстоянии.
    Индивидуальная работа (5 минут)Закреплять умение двигаться приставным шагом.Ходьба приставным шагом
    Март«Перелётные птицы»Наблюдение за птицами на участке (15 минут)
    • Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
    • развивать наблюдательность, память;
    • воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
    «Трава опять зазеленела, И закудрявились леса. «Весна! Весна! Пора за дело!» — Звенят уж птичек голоса. Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут — Все пригодится им для дома, Чтоб для птенцов создать уют. И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы, Ведь скоро в гнёздах будут детки — Их желторотые птенцы». Воспитатель задаёт детям вопросы:
    • Какие птицы прилетают к нам на участок?
    • Как вы им помогаете?
    • Какого они размера?
    • Какую пользу приносят птицы?
    • Какая у них окраска?
    • Чем питаются птицы?
    • Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
    • Как птицы заботятся о своём потомстве?
    • Каких птиц вы ещё знаете?
    Труд (15 минут)
    • Воспитывать положительное отношение к труду;
    • учить оказывать помощь младшим.
    Посыпание песком дорожек на участке.
    Игра (15 минут)
    • Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
    • бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
    Игра «Лови-бросай»:
    1. На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч де­тям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку: «Лови, бросай, Упасть не давай!..»
    2. Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребёнок успел поймать и бросить обратно мяч.
    3. Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличи­вается до 2—2,5 м.
    4. Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
    Индивидуальная работа (10 минут)Развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.Прыжки вверх с места.

    Все виды деятельности на прогулке комбинируются с учётом целей и задач, которые ставит педагог. Так, опыты и наблюдения могут применяться на протяжении всей прогулки.

    Виды деятельности на прогулке могут комбинироваться на усмотрение педагога

    Таблица: конспект прогулки в старшей группе на тему «Мы мороза не боимся» (фрагменты), автор Елена Шоломицкая

    Вид деятельностиСодержание
    Наблюдение (эксперимент)<�… — В народе говорят: «В феврале два друга — мороз да вьюга». Ребята, а давайте мы с вами проверим, есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замёрзнуть? Дети: Оделись потеплее. У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его на верёвку и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (Воспитатель выполняет действия)…> <�…А теперь давайте проверим, есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите — он у нас стал каким? (ответы детей). Твёрдым, потрогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно. Вывод по эксперименту: платочек замёрз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает, превращается в лёд, и наш платок был мокрым, и он у нас замёрз, заледенел…>
    ТрудДети расчищают дорожки от снега.
    ИграПодвижная игра «Мороз-Красный нос»:
    1. Дети по считалке выбирают водящего. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из них.
    2. Водящий — «Мороз-Красный нос» становится посередине площадки лицом к играющим и произносит: «Я — Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?»
    3. Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз».
    4. После произнесения слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой — «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят на месте.
    5. Стоп игра. «Мороз» подсчитывает количество «замороженных». Выбирают нового водящего «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий — «Мороз» — заморозил больше играющих.
    6. Играем 2 раза.
    «Давайте с вами поиграем в новую игру «Пингвины и медведь». Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.
    1. Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят: «Шли пингвины по тропинке, По прозрачной тонкой льдинке Шли вразвалку, Шли вприсядку. А за ними — белый мишка».
    2. «Не успели рассмотреть, вдруг бежит (имя ребёнка) медведь! Ведущий (воспитатель или ребёнок) называет имя любого из игроков, тот внезапно и для себя, и для играющих становится «медведем». Пингвины убегают от него. Кого «медведь» запятнал, выходит из игры.
    3. Стоп игра.
    4. Играем 2–3 раза.
    Индивидуальная работаКатание на ледянках с горки, катание на санках.
    Заключительный этап
    1. В конце прогулки ребята собирают игрушки и строятся парами.
    2. Вместе с воспитателем отправляются в группу.
    3. Релаксация в группе: обсуждение прогулки. Что понравилось? Что запомнили?
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: