Методические особенности подготовки и проведения бесед в первой младшей группе


Суть приёма беседы

Беседа с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — это разновидность речевых способов взаимодействия, представляющая собой углублённую форму разговора со всей группой детей или индивидуально, используемую для детального раскрытия сути конкретного явления или объекта. Будучи диалогической формой разговора, беседа имеет вопросно-ответный характер.

Беседа — важный речевой приём в работе с детьми

Цели и задачи беседы во второй младшей группе

Любой элемент учебно-воспитательного процесса имеет триединую цель: познавательную, то есть обучающую, развивающую и воспитательную:

  • расширяет кругозор малышей (к примеру, дети 3–4 лет узнают об опасностях, которые таят в себе привычные игрушки, такие как песок);
  • стимулирует любознательность в познании окружающего мира, себя и других людей (например, малыши узнают самые интересные достопримечательности своего города);
  • способствует речевому развитию (для детей второй младшей группы это очень важный аспект образования, так как именно в этом возрасте дети осваивают весь звукоряд языка, а также получают представление о грамматическом строе речи);
  • воспитывает умение взаимодействовать в коллективе — и с детьми, и со взрослыми.

Учитывая то, что в 3–4 года происходит активное освоение речи, развивающие задачи беседы выходят на первый план:

  • обогащение активного и пассивного словаря (в отличие от первой младшей группы, когда пополнялся в основном пассивный);
  • развитие связной монологической и диалогической речи (дети не только отвечают на вопросы педагога, но и учатся поддерживать разговор на ту или иную тему друг с другом, например, выясняют правила обращения с книгой — то, чего не было в первой младшей группе);
  • развитие умения систематизировать высказанные мысли (так, в процессе беседы на тему «К нам пришли гости», дети, называя слова-приветствия, формулы вежливости, составляют правила этикета при приёме гостей);
  • формирование умения слушать и слышать собеседника (эта цель проходит сквозной линией через все годы обучения в ДОУ).

Беседа учит малышей слышать и слушать собеседника

Картотека бесед по безопасности во второй младшей группе

Дети 3-4 лет часто становятся жертвами несчастных случаев, поэтому темам безопасности в дошкольном образовательном учреждении нужно уделять особое внимание.

К сведению! Важно донести до родителей детей информацию о необходимости профилактики. На родительских собраниях выдавать памятки и разъяснить, как лучше донести информацию до детей в этом возрасте.

Беседы проводятся с элементами игры, прослушиванием тематических песен, стихов, просмотром раздаточного материала (иллюстраций из книг, карточек, плакатов), а также фильмов, мультфильмов по соответствующей тематике.

Минутки безопасности в младшей группе (картотека тем):

  • «Ядовитые ягоды» (рассказать об ядовитых ягодах, почему их нельзя есть, особенно обратить внимание на ядовитые ягоды, похожие на съедобные).
  • «Стой, дорога!» (правила перехода проезжей части, правила поведения у дороги).
  • «Красный, жёлтый, зелёный» (беседа о светофоре, для чего он нужен, и что означают его цвета, рассказать о видах светофоров).
  • «Зебра — полосатая подружка. Безопасность на пешеходном переходе.»
  • «Путешествие в машине.»
  • «Автобус, троллейбус, трамвай — ты двери свои открывай!»
  • «Я потерялся» (правила поведения в случае потери в торговом центре, на вокзале или в аэропорту, на улице, в лесу).
  • «Незнакомец.»
  • «Что такое высота?»
  • «Ой, огонь!» (запрет на игру со спичками, зажигалками, газовыми конфорками; детская шалость с огнём; элементарные правила при тушении пожара).
  • «Опасное электричество.»
  • «Кто может помочь?»

Беседа по безопасности

  • «Я умею звонить по телефону» (экстренным службам, родственникам).
  • «Осторожно, клещи!»
  • «Как вести себя с чужой собакой» (беседа о мерах предосторожности при общении с собаками, объяснить, как правильно наладить контакт, если хочется пообщаться, как угощать, вести себя при встрече с агрессивной собакой)?
  • «Кто стучится в дом ко мне?»
  • «Ядовитые грибы.»
  • «Бешенство, что должен знать даже ребёнок?»
  • «Правила поведения в грозу.»
  • «Как вести себя при сильном ветре?»

Пошаговая методика рисования портрета мамы для детей

Классификация бесед во второй младшей группе

В зависимости от приоритетной цели беседы, а также места её проведения в процессе изучения конкретного материала, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) выделяется несколько основополагающих принципов классификации бесед, ряд из которых применяется во второй младшей группе.

Это интересно. По критерию содержания выделяются этические и познавательные беседы, которые, по мнению большинства методистов, не практикуются во второй младшей группе. Этические — только со старшими дошкольниками, так как требуют определённого социального опыта детей, а познавательные вводятся в практику со второго полугодия средней группы из-за того, что они опираются на аналитически осмысленные имеющиеся знания. При этом элементы и одного, и другого вида бесед всё равно обязательно (!) присутствуют в разговорах с малышами.

Таблица: классификация бесед по различным критериям

Принцип классификацииВид беседыЦелиПримеры, образовательные задачи
По обучающим целямВводная
  • Подготовить к восприятию материала, участию в той или иной деятельности, наблюдению;
  • актуализировать опыт детей, необходимый для последующей работы
«Далеко и близко» Задача: познакомиться с понятиями далеко и близко по отношению к себе
ИтоговаяСистематизировать, уточнить знания, полученные за довольно длительный отрезок учебного времени«Одежда, обувь, головные уборы» Задача: закрепить знание предметов одежды и умение описывать их назначение
По количеству участниковГрупповая
  • Включить всех малышей в работу;
  • проверить общий уровень качества усвоения материала или готовности к восприятию нового
«Наши любимые сказки» Задачи:
  • развивать инициативную монологическую речь (дети сами включаются в беседу о любимых сказках);
  • повторить названия изученных сказок, имена персонажей и основные коллизии сюжета
Индивидуальная
  • Восполнить пробелы в знаниях ребёнка, например, если он болел и пропустил занятия;
  • объяснить материал малышу, который не уяснил что-то в процессе занятия;
  • провести воспитательную работу с ребёнком, испытывающим проблемы в общении с товарищами
«Будем вежливы друг с другом» Задача: формировать доброжелательное отношение к другим детям, а также воспитывать умение находить словесное разрешение конфликтов
По месту в учебно-воспитательном процессеУтренняя
  • Создать эмоционально-положительную атмосферу в группе;
  • сориентировать в плане рабочего дня
«Волшебные слова» Задача: учиться быть вежливыми, здороваться, говорить слова благодарности, прощаться
СитуативнаяОбсудить возникшую ситуацию (конфликтную, например, когда мальчики обижают девочек и наоборот) или увиденное, услышанное в процессе занятий, прогулок или выполнения режимных моментов (например, что делать, если неожиданно во время зимней прогулки во второй половине дня отключили электричество)«Мальчики и девочки» Задачи:
  • поговорить об интересах, предпочтениях в играх мальчиков и девочек;
  • определить круг традиционных характеристик девочек и мальчиков;
  • прийти к выводу о том, что есть вещи, которые присущи только мальчикам или только девочкам
По характеру образовательной деятельностиПо ознакомлению с окружающим миромЦели определяются частными задачами конкретной образовательной деятельности в данный отрезок учебно-воспитательного процесса«Бабочки», «Грибы», «Овощи», «Фрукты» Задачи:
  • рассмотреть наиболее распространённые виды насекомых (грибов, овощей, фруктов);
  • повторить времена года;
  • определить их значение для человека
По музыке«Мы и музыка» Задачи:
  • расширять музыкальный кругозор за счёт знакомства малышей с произведениями классиков и современников (Моцарт, Шаинский);
  • развивать представления о жанрах музыки
По физкультуре«Делай зарядку и будешь здоров» Задача: составить представление о важности физических упражнений для здоровья. «Для чего человеку сон» Задача: формировать представление о необходимости сна для полноценной жизнедеятельности человека
По основам безопасности жизнедеятельности«Опасности, которые есть в доме» Задача: познакомить с возможными источниками опасности в доме (плита, вода, электроприборы). «Огонь: добрый и злой» Задача: составить представление о правилах безопасного использования бытовых приборов
По воспитанию культурно-гигиенических навыков«Важно быть опрятным» Задача: воспитывать привычку следить за своей внешностью. «Правила гигиены рук» Задачи:
  • закрепить навык правильно мыть руки;
  • повторить алгоритм использования мыла
В зависимости от организатора беседыПо узкой специализацииБеседа с врачом на тему «Почему важно закаливание», с полицейским на тему «Что делать, если потерялся» Задача: выяснить конкретный алгоритм действий в той или иной ситуации

Беседа в работе с детьми 3–4 лет часто используется для обобщения пройденного материала

КАРТОТЕКА » Разбор ситуаций по общению» картотека (младшая группа) на тему

Разбор ситуаций по общению

Карточка 1

Тема: «У нас новые дети».

Цель: помочь детям познакомиться, подружиться, побуждать детей объединяться в игровые пары, сообщества.

Карточка 2

Тема: «Как дружно мы сегодня трудились и играли»

Цель: формировать умение детей видеть результаты совместного труда, подвести детей к пониманию словосочетания «дружные ребята».

Карточка 3

Тема: «Мы дружные ребята».

Цель: приучать детей играть дружно, не ссориться, не обижать друг друга, побуждать детей делиться игрушками друг с другом, развивать умение договариваться, воспитывать толерантность, коммуникативные навыки.

Карточка 4

Тема: «Где живут куклы и машинки?»

Цель: помочь детям запомнить место нахождения игрушек в группе, приучать детей убирать их на место, воспитывать заботливое отношение.

Карточка5

Тема: «Почему куклы плачут?»

Цель: приучать детей убирать игрушки на своё определённое место, учить детей бережно относиться к игрушкам.

Карточка 6

Тема: «Мы вежливые дети». Цель: приучать детей здороваться входя в группу с взрослыми и детьми, отвечать на приветствие других людей; воспитывать культуру поведения в обществе.

Карточка 7

Тема: «Что случилось с Мишкой?»

Цель: познакомить детей с ситуацией (Мишка грязный пришел домой и сел за стол есть…); формировать умение рассматривать картины, понимать, что на них изображено; учить составлять предложения из 2-3 слов; формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

Карточка 8

Тема: «Что случилось с Мишкой?»

Цель: познакомить детей с ситуацией (Мишка разбросал игрушки в комнате); формировать умение рассматривать картины, понимать, что на них изображено; учить составлять предложения из 2-3 слов; формировать у детей трудовые навыки, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Карточка 9

Тема: «К нам приходили гости».

Цель: воспитывать культуру поведения в обществе, приучать детей здороваться, отвечать на приветствие других людей, отвечать на вопросы

Карточка 10

Тема: «Машины едут в гараж».

Цели: приучать детей убирать игрушки на своё место, соблюдать порядок расстановки (большие машины вверху, маленькие внизу), воспитывать бережное к ним отношение.

Карточка11

Тема: «О чём мы договорились?»

Цель: приучать детей убирать игрушки на место, бережно к ним относиться; развивать дружеские отношения между детьми, воспитывать желание помогать друг другу, побуждать в речи использовать в речи вежливые слова.

Карточка 12

Тема: «Как игрушки обиделись на детей».

Цель: приучать детей убирать игрушки на место, бережно к ним относиться; развивать дружеские отношения между детьми, воспитывать желание помогать друг другу, использовать в речи вежливые слова.

Карточка13

Тема: «У нас в гостях куклы».

Цель: формировать у детей культуру общения, воспитывать бережное, заботливое отношение к игрушкам, умение вести диалог.

Карточка14

Тема: «Мы не собачки, мы не кусачки».

Цель: развивать потребность в общении и взаимодействии, показать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения.

Картотека бесед во второй младшей группе

Обычно педагог составляет картотеку бесед на весь год, объединяя разговоры разных видов и тем. Однако существует практика создания блока разговоров по отдельным видам или темам. Вот ряд примеров.

Таблица: картотека бесед во второй младшей группе на год, автор — Оксана Кулишина (фрагмент на ноябрь)

ТемаЗадачи
«Какая одежда нужна нам сегодня?»
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали предметов одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды людей от состояния погоды;
  • развивать эстетическое восприятие, вкус
«Наши друзья книги»
  • Рассказать детям о значении книг, об их видах (энциклопедии, справочники, словари, художественная литература);
  • познакомить с правилами обращения с книгами, воспитывать бережное отношение к ним
«Милые игрушки»
  • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, формировать элементарные представления об обращении с вещами;
  • поддерживать стремление детей наводить порядок, воспитывать бережное отношение к игрушкам
«Мальчики и девочки»
  • Побеседовать с ребятами об их интересах, любимых игрушках, предпочтениях в одежде, любимых играх, о том, кем они станут в будущем;
  • выделить ответы, характерные для мальчиков и девочек
«Светофор»Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях, знакомить с правилами безопасности дорожного движения
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/08/temy-besed-vo-vtoroy-mladshey-gruppey

Таблица: картотека бесед на тему безопасности во второй младшей группе, автор — Виктория Нечаева (фрагмент)

ТемаЗадачи
«Безопасность в нашей группе»
  • закрепить знания о своей группе;
  • развивать умение ориентироваться в групповом пространстве, чувство безопасности и самосохранения;
  • обогащать представление о доступном предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в группе.
«Самообслуживание»
  • обогащать представление детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;
  • развивать умение одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого, способствовать развитию стремления к самостоятельным действиям;
  • формировать элементарной культуры поведения во время еды за столом.
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»
  • рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице;
  • научить правильно вести себя в таких ситуациях.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-besed-po-bezopasnosti-vo-921–921-mladshei-grupe.html

Это интересно. Во второй младшей группе беседы на тему безопасности планируются раз в две недели, то есть 17 раз в год. Ситуативные беседы проводятся вне плана. А индивидуальные составляются под конкретную проблему в группе, например, если у детей или ребёнка проблемы с поведением за столом.

Таблица: картотека бесед по окружающей среде во второй младшей группе, автор — Лариса Ивахова (фрагмент)

ТемаЗадачи
«Добрый доктор Айболит»
  • Укрепление здоровья детей;
  • пополнение знаний детей о способах укрепления здоровья;
  • развитие координации, силы и ловкости движений;
  • закрепление и дополнение знаний о профессии врача и личной гигиене
«Транспорт»
  • Закреплять представление детей о транспортных средствах;
  • закреплять обобщающее понятие «Транспорт»
«Как дикие животные готовятся к зиме»
  • Продолжать формирование представлений о подготовке животных к зиме, их приспособлении к сезонным изменениям;
  • закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;
  • учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
  • закреплять знания детей о диких и домашних животных;
  • расширять кругозор детей через их ознакомление с животными
«Безопасная дорога»
  • Воспитывать уважение к разным профессиям;
  • закреплять с детьми правила дорожного движения, сигналы светофора;
  • развивать внимание, ориентирование на местности
Цит. по: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_biesied_po_oznakomlieniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_vo_2_mladshiei_ghru

Темы бесед с детьми во второй младшей группе

Татьяна Плотникова

Темы бесед с детьми во второй младшей группе

Сентябрь

1. Беседа на тему : «Как правильно мыть руки”Цель: совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания.

2. Беседа на тему“Сиди за столом правильно”Цель: формирование элементарных навыков поведения за столом.

3. Беседа на тему“Волшебные слова”Цель: формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)

4. Беседа на тему «Я – хороший»

Цель: формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.

5. Беседа на тему : «Золотая осень”Цель: развитие умения замечать изменения в природе. становиться холоднее, листья меняют окрас.

6. Беседа на тему “Насекомые”Цель: расширение представлений о насекомых (3-4 вида, характерных для данной местности)

7. Беседа на тему “Посуда – чайная и столовая”Цель: формирование умения классифицировать предметы.

8. Беседа на тему: “Части суток. Что мы делаем утром, днём, вечером, ночью”Цель: развитие умения называть части суток.

9. Беседа на тему“Наша одежда”Цель: развитие умения различать и называть детали и части одежды (у платья -рукава, у пальто – пуговицы)

10. Беседа на тему“Моя семья”Цель: Закрепить знания о членах семьи, умение называть их имена.

11. Беседа на тему “Опасные вещи”Цель: знакомство с источниками опасности дома.

12. Беседа на тему «Мои выходные дни»

.Задачи: Активизировать словарь детей (выходные, дома, ходили, играли, весело, дружно, интересно, трудились, учить отвечать на вопросы воспитателя.

13. Беседа на тему «Что я видел по дороге в детский сад»

.Задачи: Продолжать работу по активизации и расширению словаря детей, уточнить названия знакомых предметов и явлений.

14. Беседа на тему «Одежда»

.Задачи: Рассказать детям о временах года, подвести к пониманию взаимосвязи между изменениями погоды и одеждой людей.

15. Беседа на тему «Головные уборы»

.Задачи: Обогащать представления детей о ближайшем окружении, активизировать словарь, учить называть предметы одежды
(головные уборы)
.

16. Беседа на тему «Наша одежда»

.Задачи:Учить детей понимать обобщающие слова: одежда, головные уборы. Уточнить названия и назначение предметов, особенности их использования.

17. Беседа на тему «Одежда, головные уборы»

.Задачи: Закреплять понимание
детьми обобщающих слов, учить различать и называть качественные характеристики головных уборов и одежды (цвет, форма, размер)
.

18. Беседа «Как козлята встретились с волком»

.Задачи: Воспитывать у детей чувство осторожности, познакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми.

19. Беседа «Внешность и намерения»

, чтение отрывка из сказки
«Три поросенка»
.Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомцами. Воспитывать чувство ос-торожности в общении с незнакомыми людьми.

20. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, знакомить с нормами поведения за столом, учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

21. Беседа «Внешность и намерения»

, просмотр отрывка мультфильма по сказке А. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
.Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами общения с незнакомыми людьми, воспитывать осторожность, осмотрительность

22. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике. Учить пользоватьсясалфеткой, правильно держать ложку.

23. Беседа на тему «Кукольный театр»

.Задачи: Познакомить детей с деятельностью кукольного театра, особенностями данного вида искусств. Рассказать о правилах поведения в театре.

24. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей организованно занимать свои места за столом, самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку.

25. Беседа на тему «Чистые руки»

.Задачи: Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой. Предложить показать, как нужно правильно мыть руки.

26. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.

27. Беседа «Будем вежливы»

.Задачи: Учить детей употреблять вежливые слова и выражения, обсудить, в каких ситуациях их нужно использовать, каково их значение.

28. Беседа на тему «Я и мое здоровье»

.Задачи: Рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.

29. Беседа на тему «В мире добрых слов»

.Задачи: Учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях, показать на примерах значение вежливых слов. Обогащать словарный запас.

30. Беседа на тему «Не прыгай с высоких предметов»

Задачи: Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.

31. Беседа на тему «Никогда не порти книги»

Задачи:Учить бережно относиться к книгам. Прививать аккуратность, бережливость.

Перспективное планирование бесед во второй младшей группе

Беседа во второй младшей группе проводится один раз в неделю. Исключение составляют лишь ситуативный и индивидуальный разговор, имеющий прецедентный, то есть ситуационный характер.

Таблица: перспективный план бесед во второй младшей группе на октябрь и ноябрь, автор — Анжелика Шевченко

Октябрь
День недели1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя
Понедельник«За столом веду себя хорошо» Цель: формирование элементарных навыков поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить, не разговаривать)«Чистота и опрятность» Цель: формирование привычки следить за своим внешним видом (пользоваться расчёской, умываться)«Береги игрушки» Цель: поощрение желания детей жить дружно, вместе пользоваться игрушками«Как надо вести себя в группе» Цели:
  • закрепление навыков культурного поведения в детском саду;
  • формирование умения общаться спокойно, без крика
Вторник«Осень пришла, нам урожай принесла» Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов«Дикие животные» Цель: расширение представлений о диких животных 3–4 видов, характерных для данной местности«Русская матрёшка» Цель: развитие желание слушать рассказы воспитателя о понятных детям вещах«Расскажи о своём домашнем животном» Цель: формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и со сверстниками
Среда«Какую одежду носят осенью» Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения«Профессия врач» Цель: знакомство детей с доступными пониманию профессиями«Какие бывают игрушки» Цель: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже«Времена года» Цель: вовлечение детей в разговор во время рассматривания картин
Четверг«Бабушки и дедушки» Цель: закрепить умение называть имена членов семьи«Кто живёт с тобой в квартире» Цель: закрепить знания детей о членах семьи«Народные игрушки» Цель: знакомство с родной культурой, игрушками народных мастеров«Кто работает в детском саду» Цель: напоминание имён и отчеств работников детского сада
Пятница«Дары осени» Цель: формирование представлений о здоровой пище«Что нужно делать, чтобы не болеть» Цель: формирование представления о ценности здоровья, желания вести ЗОЖ«Как правильно переходить дорогу» Цель: формирование представления безопасного поведения на дороге«Как правильно спускаться с лестницы» Цель: формирование навыков безопасного поведения в помещении
Ноябрь
Понедельник«Надо быть опрятным» Цель: формирование привычки следить за своим внешним видом«Как правильно мыть руки» Цель: закрепить правильность мытья рук, пользования мылом«Скажем другу волшебные слова» Цель: формирование доброжелательного отношения друг к другу«Если плачет друг, пожалей его» Цель: поощрение попыток пожалеть сверстника, обнять, помочь
Вторник«Осень в гости к нам пришла» Цель: развитие умения замечать изменения в природе«Изменения в природе» Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе«Домашние и дикие животные» Цель: формирование умения вести диалог с педагогом, слушать, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него«Скоро зима» Цель: расширять представления о временах года, развивать речь
Среда«Далеко — близко» Цель: развитие умения определять расположение предметов по отношению к себе, то есть далеко — близко«Наша улица» Цель: знакомство с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника)«Любимые сказки» Цель: развитие инициативной речи при взаимодействии со взрослыми и детьми«Полезные продукты» Цель: формирование знаний о полезной пище
Четверг«Когда я был маленьким» Цель: сообщение детям сведений о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и произошедшими с ними изменениями«Мальчики и девочки» Цель: формирование первичных гендерных представлений (мальчики сильные, девочки нежные)«Наша группа» Цель: стимулировать детей в посильном оформлении группы (красиво расставлять книги и игрушки)«Как я провёл выходные» Цель: побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни
Пятница«Делай зарядку — будешь здоров» Цель: формирование представлений о том, что утренняя зарядка вызывает хорошее настроение«Для чего нужно спать» Цель: формирование представлений о том, что с помощью сна восстанавливаются силы«Опасные предметы дома» Цель: знакомство с источниками опасности дома«Добрый и злой огонь» Цель: формировать знания о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/16/planirovanie-besed-v-mladshey-gruppe

Темы бесед с детьми в первой младшей группе

Елена Борисова

Темы бесед с детьми в первой младшей группе

1. Беседа на тему : «Как правильно мыть руки”Цель: совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания.

2. Беседа на тему“ Сиди за столом правильно”Цель: формирование элементарных навыков поведения за столом.

3. Беседа на тему“ Волшебные слова”Цель: формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)

4. Беседа на тему «Я – хороший»

Цель: формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.

5. Беседа на тему : «Золотая осень”Цель: развитие умения замечать изменения в природе. становиться холоднее, листья меняют окрас.

6. Беседа на тему “Насекомые”Цель: расширение представлений о насекомых (3-4 вида, характерных для данной местности)

7. Беседа на тему “Посуда – чайная и столовая”Цель: формирование умения классифицировать предметы.

8. Беседа на тему: “Части суток. Что мы делаем утром, днём, вечером, ночью”Цель: развитие умения называть части суток.

9. Беседа на тему“ Наша одежда”Цель: развитие умения различать и называть детали и части одежды (у платья -рукава, у пальто – пуговицы)

10. Беседа на тему“ Моя семья”Цель: Закрепить знания о членах семьи, умение называть их имена.

11. Беседа на тему “Опасные вещи”Цель: знакомство с источниками опасности дома.

12. Беседа на тему «Мои выходные дни»

.Задачи: Активизировать словарь детей (выходные, дома, ходили, играли, весело, дружно, интересно, трудились, учить отвечать на вопросы воспитателя.

13. Беседа на тему «Что я видел по дороге в детский сад»

.Задачи: Продолжать работу по активизации и расширению словаря детей, уточнить названия знакомых предметов и явлений.

14. Беседа на тему «Одежда»

.Задачи: Рассказать детям о временах года, подвести к пониманию взаимосвязи между изменениями погоды и одеждой людей.

15. Беседа на тему «Головные уборы»

.Задачи: Обогащать представления детей о ближайшем окружении, активизировать словарь, учить называть предметы одежды
(головные уборы)
.

16. Беседа на тему «Наша одежда»

.Задачи:Учить детей понимать обобщающие слова: одежда, головные уборы. Уточнить названия и назначение предметов, особенности их использования.

17. Беседа на тему «Одежда, головные уборы»

.Задачи: Закреплять понимание
детьми обобщающих слов, учить различать и называть качественные характеристики головных уборов и одежды (цвет, форма, размер)
.

18. Беседа «Как козлята встретились с волком»

.Задачи: Воспитывать у детей чувство осторожности, познакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми.

19. Беседа «Внешность и намерения»

, чтение отрывка из сказки
«Три поросенка»
.Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомцами. Воспитывать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми.

20. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, знакомить с нормами поведения за столом, учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

21. Беседа «Внешность и намерения»

, просмотр отрывка мультфильма по сказке А. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
.Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами общения с незнакомыми людьми, воспитывать осторожность, осмотрительность

22. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике. Учить пользоваться салфеткой, правильно держать ложку.

23. Беседа на тему «Кукольный театр»

.Задачи: Познакомить детей с деятельностью кукольного театра, особенностями данного вида искусств. Рассказать о правилах поведения в театре.

24. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей организованно занимать свои места за столом, самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку.

25. Беседа на тему «Чистые руки»

.Задачи: Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой. Предложить показать, как нужно правильно мыть руки.

26. Беседа «Поведение за столом»

.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.

27. Беседа «Будем вежливы»

.Задачи: Учить детей употреблять вежливые слова и выражения, обсудить, в каких ситуациях их нужно использовать, каково их значение.

28. Беседа на тему «Я и мое здоровье»

.Задачи: Рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.

29. Беседа на тему «В мире добрых слов»

.Задачи: Учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях, показать на примерах значение вежливых слов. Обогащать словарный запас.

30. Беседа на тему «Не прыгай с высоких предметов»

Задачи: Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.

31. Беседа на тему «Никогда не порти книги»

Задачи: Учить бережно относиться к книгам. Прививать аккуратность, бережливость.

32. Беседа с детьми на тему «Овощи»

.Цель: расширить представление о пользе овощей, обогащать словарь глаголами и прилагательными.

Приёмы, используемые в беседах во второй младшей группе

Как уже отмечалось, беседа — это разновидность словесной группы средств взаимодействия с детьми. Но при организации работы в рамках этого приёма остальные способы взаимодействия важны ничуть не меньше.

Для реализации образовательных целей беседы педагог комбинирует все группы методических приёмов, в том числе и практические

Таблица: приёмы для проведения беседы во второй младшей группе, автор — Наталья Василишин

Группа приёмовВидНа каком этапе беседы используетсяПример
СловесныеОбъяснениеНа основномОбычно этот приём я использую для введения новой информации в процессе беседы. Например, во время беседы о семье понятия двоюродная бабушка и двоюродный дедушка я разъясняю так: «У вас есть братья и сёстры, точно так же и у ваших бабушек, дедушек есть братья и сёстры. Они вам хоть и не близкие, но родные, поэтому называются двоюродными»
Рифмовки (загадки, стихотворения)На вводном или заключительном. Разучивание стихотворений, если этот вид работы предполагается, или составление подборки загадок осуществляется на подготовительномПеред началом беседы о дружбе я зачитываю малышам стихотворение:
  • Об этих ребятах не зря говорят: «Они друг за дружку горою стоят». Их двое, а кажется — топает взвод, Когда подготовка к сраженью идёт. Жуков изучают, сидят у реки, И очень охотно едят пирожки. Один завздыхает, вздохнёт и другой. Один зачихает, чихнёт и другой. Они не дерутся почти никогда, Ведь драка — не спорт, борьба — это да. Где первый, там, стало быть, будет второй! Стоят друг за дружку ребята горой!
СказкиНа основномПри обсуждении темы, касающейся важности мытья рук, своим воспитанникам я рассказываю сказку про Микроба. «Жил-был Микроб, маленький и вредный. Любил он вызывать у детей боли в животе. Только кто-то из малышей возьмёт грязными руками грушу или яблоко, тут как тут Микроб. Но надоело детям болеть, и тогда Фея Чистоты посоветовала ребятам не забывать мыть руки перед едой. Стало Микробу скучно, и он ушёл, а малыши перестали болеть». После обсуждения вопросов («Почему болели дети?», «Что посоветовала Фея Чистоты ребятам?» и пр.) мы приходим к выводу о важности соблюдения личной гигиены
ЧистоговоркиНа заключительномЗавершить беседу о личной гигиене можно чистоговоркой:
  • Мама Милу с мылом мыла
НаглядныеКартинки, плакаты, макетыНа всехВ процессе беседы о ПДД я предлагаю своим детям рассмотреть макет проезжей части, повторить сигналы светофора, действия пешеходов
ДемонстрацияНа основномЭтот приём подразумевает, что педагог показывает какие-то действия детям, например, порядок выполнения движений в подвижной игре или алгоритм мазков кисти при выполнении рисунка (ёлки, травы и пр.)
Показ презентаций, видеороликовНа основномДля углубления рассмотрения вопроса гигиены в беседе я использую показ тематического видеоролика о Смешариках
НаблюденияНа подготовительномПеред беседой о жизни в городе я предлагаю детям на прогулке и на пути домой понаблюдать за потоком машин на дорогах, отметить загрязнённость снега, лежащего у автодорог, а также обратить внимание на выбросы котельных труб
ИгровыеДидактическиеНа заключительномЗавершить разговор об овощах можно игрой «Подбери вершки к корешкам»: дети находят части мягких игрушек-овощей, соединяя их липучками
ТеатрализованныеЗавершение беседы о транспорте в городе я практикую в виде сюжетно-ролевой игры «В автобусе», в которой малыши повторяют правила поведения в общественном транспорте
ПодвижныеРазговор о труде человека осенью со своими воспитанниками я завершаю подвижной игрой на имитацию «Две сестрицы, две руки»:
  • Две сестрицы, две руки — Левая и правая — (показ рук поочерёдно) Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. (имитация движений) Две сестрички, две руки — Левая и правая — (поочерёдно показывать) Воду моря и реки Загребают, плавая. (выполняют плавательные движения)
ПрактическиеРисунки, аппликации, поделкиБеседу о деревьях родного края со своими воспитанниками мы завершаем рисунком рябины, который выполняется пальчиками

Видео: показ как приём в беседе — Смешарики о личной гигиене

Методика проведения обобщающей беседы во второй младшей группе

Структура подготовки и проведения беседы с малышами не зависит от её вида и состоит из четырёх этапов. При этом хронометраж определяется задачами и содержанием, поэтому колеблется от 5 минут (например, если разговор индивидуальный и ситуативный) до 15 минут, когда речь идёт об обобщающей, утренней беседе или любой другой.

Таблица: этапы организации беседы во второй младшей группы

ЭтапСутьПример
Подготовка
  • Определить задачи беседы;
  • подобрать подходящее содержание;
  • сформулировать основные вопросы
Перед беседой на тему «Растения и кустарники»:
  • педагог подбирает подходящую наглядность (картинки с изображением дуба, рябины, берёзы, шиповника и др.);
  • дети рассматривают засушенные листья этих растений;
  • воспитатель готовит запоминающиеся факты о растениях (в сказке о спящей красавице заросли шиповника вокруг замка были непроходимыми; вокруг берёзы в народе принято было водить хороводы и пр.)
ВведениеВызвать яркий образ из памяти детей при помощи рассказа, наглядности в виде картинок, игрушки, загадок, стихотворений по темеБеседу на тему «Здоровый образ жизни в большом городе» можно начать с рассматривания картинок пешеходов на улице с разным выражением лица. Сосредоточив внимание на грустном человеке, идущем по пыльному тротуару, приходим к выводу, что эмоциональное здоровье зависит от физического
Основной этап
  • Педагог задаёт вопросы для направления активности детей в нужное русло;
  • воспитатель обобщает сказанное малышами;
  • привлекает наглядность, словесные приёмы (чтение, объяснение);
  • углубляет и уточняет знания детей
В беседе «Мы дружим со спортом» основной этап начинается с вопросов:
  • Какие виды спорта вам нравятся?
  • Чем можно заниматься летом, зимой?

Затем педагог читает ребятам стихотворение Т. Волгиной «Два друга» и предлагает ответить на вопросы:

  • Почему заболел мальчик?
  • Почему, занимаясь спортом, мы реже болеем?
  • В какую подвижную игру вы любите играть?

Воспитатель подводит к выводу о необходимости заниматься спортом

Заключительный этапПедагог предлагает ребятам спеть песню по теме, вспомнить стихотворение или поиграть в игруБеседа о транспорте может быть завершена обучающей настольно-печатной игрой «Кто на чём ездит?»: воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, дети определяют на каком транспорте они ездят, ориентируясь на карточки на своих столах

Проведение беседы состоит из трёх этапов работы плюс подготовительный этап, включающий выбор наглядности и содержания игр

Таблица: пример конспекта беседы на тему «Тело человека» во второй младшей группе, автор — Светлана Нестерова (фрагменты)

ЭтапСодержание
ПодготовительныйПодготовить картинки с изображением кукол разной внешности, игрушку куклу Машу
ВводныйВ гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предложить найти различия, подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе)
ОсновнойОтветить на вопросы:
  • Что можно делать ногами, в какие игры играть?
  • Что делают руками?
  • Для чего нужны уши?
Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста. Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своём здоровье
ЗаключительныйДети играют в подвижную игру «Покажи правильно»: педагог называет одну часть тела, а показывает другую. Дети должны повторить название, но показать правильно
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/18/metodika-provedeniya-besedy-s-detmi-v-doshkolnykh
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: