Картотека дидактических игр и заданий шахматного кружка «Белая ладья»

Шахматы хоть и довольно сложная игра, но она очень нравится детям. Это относится не только к подросткам, но и дошкольникам. Причин тому масса: получение удовольствия от такого досуга, улучшение умственного развития, логики, самовоспитания, внимательности. Воспитывает это занятие и сосредоточенность.

Почти все медики одобряют занятия шахматами, считая их очень полезными для любого ребенка. Даже активные дети становятся более усидчивыми, могут концентрироваться и вникать в процесс игры. В целом шахматы неплохо воспитывают характер человека с самого детства. Поэтому многие родители решают отдать свою дочь или сына дошкольного возраста на курсы по шахматам.

Как обучать шахматам дошкольников

Вообще, основной функцией игры в шахматы для ребенка становится формирование наглядно-образного мышления. Сам дошкольник становится более усидчивым, вдумчивым, внимательным и целеустремленным. Также занятия учат ребенка не отчаиваться и не расстраиваться при неудачах. Появляется стремление одержать победу над соперником. Вот некоторые задачи и цели шахматной игры:

  • формирование интереса к игре;
  • освоение новых понятий в шахматах (поле, доска, фигура, ход, позиция, взаимодействие);
  • развитие аналитического и логического мышления;
  • умение устанавливать простейшие отношения, самостоятельное решение задач;
  • умение действовать согласно установленным правилам;
  • освоение начальных принципов шахматной игры;
  • практическое использование знаний.

Также дошкольник научится оценивать свою позицию во время игры. Особенно хорошо влияют занятия на внимательность, концентрацию, логику.

Значение шахмат для развития ребенка

Что развивают шахматы у младших детей:

  • Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.

Шахматы

  • Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей. А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.

Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты.

  • Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
  • Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
  • Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
  • Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
  • Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.

Реванш

Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:

  • Почему так случилось?
  • Что сделать, чтобы это не повторилось?
  • Как стать сильнее?

Как быстро учить составы чисел от 1 до 10 дошкольнику

Программа обучения дошкольников

Педагог или тренер при обучении малышей шахматам должен заинтересовать детей. Игра должна стать увлекательной и приятной. Для этого используются определенные программы. На самом деле их существует несколько: например, «программа И.Г. Сухина». Она представляет игру как развивающий процесс с учетом психических и физиологических способностей учеников. Лучше всего для дошкольников подходит программа «Динозавры учат шахматам». Она подойдет и для индивидуального, и для группового обучения.

Все дошкольные программы рассчитаны на возраст с 3-4 до 8 лет. Они подходят и мальчикам, и девочкам. После занятий дети получают базовые и основные представления о шахматах. Также ученики знакомятся с шахматной доской и шахматными фигурами, понятиями «шах» и «мат». После этого малыши могут применять свои знания на практике. После каждой игры выданный ребенку питомец подрастает. Это мотивирует малышей к дальнейшим занятиям.

Интересно, что появление шахматного мышления у детей происходит через определенные этапы: репродуктивное повторение, алгоритмы, схемы, типовые положения, творческое использование знаний. Многие родители ценят возможность получения своими детьми таких знаний.

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Уроки рисования во второй младшей группе

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Консультация для родителей по занятиям

Конечно, не у всех детей есть тяга к шахматной игре. Но если все же родители хотят привить любовь своего ребенка к такому занятию, то здесь важно замотивировать сына или дочь. Еще до того, как познакомить свое чадо с шахматами, нужно периодически доставать доску и фигурки, расставлять их, потихоньку знакомить ребенка с их названиями, принципами ходов. Также можно при ребенке сыграть несколько партий с членами семьи или друзьями. Есть еще несколько правил и рекомендаций:

  • первое занятие должно длиться не дольше десяти минут;
  • отвечайте на все интересующие ребенка вопросы;
  • второе занятие тоже должно быть непродолжительным, но побольше первого, достаточно 15 минут;
  • перед началом занятий можно дать малышу посмотреть мультфильмы про шахматы.

Во многом и от родителей зависит заинтересованность их ребенка в шахматах. Поэтому обязательно показывайте сыну или дочери, что вам тоже интересна игра. После этого ребенок точно увлеченно начнет расспрашивать о разных аспектах. Как только почувствуете заинтересованность и мотивацию малыша, можно начать водить ребенка на специализированные курсы по шахматам в кружки или к репетитору. Здесь уже педагог будет заниматься с ребенком. Притом такие уроки будут очень полезными: они развивают творческое и логическое мышление, учат победе и проигрышам, малыши смогут овладеть навыками по созданию собственных стратегий и логических цепочек игры.

Также на курсах ребенку будет интересно заниматься шахматами, так как он будет видеть примеры других детей. Даже чужие успехи могут стимулировать дошкольника к получению новых знаний и навыков. Обязательно поддерживайте и подогревайте интерес ребенка к таким занятиям. Отлично, если кто-то в семье любит и умеет играть в шахматы. Тогда тренировки можно продолжать и дома. Когда малыш сможет побеждать соперников, он будет радоваться и получать удовольствие. При проигрышах же дошкольник сам начнет понимать, что в процессе игры нужно быть более внимательным и осмотрительным.

(192)

Методика игры

  • Привить интерес.

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

  • Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

  • Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

План – конспект шахматного занятия для дошкольников

План – конспект шахматного занятия в детсаду

Составила: учитель шахмат МБОУ гимназия

им.А.И.Яковлева В.В.Акишина

Тема:
Конь против ферзя, ладьи, слона
Цель:

продолжить знакомство детей с волшебным миром шахмат, формировать способнось «действовать в уме», развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы:

наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование:

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, интерактивная доска, комплект шахмат для каждого участника, книга
И.Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»,
мультфильм «Путешествие в шахматную страну», мешочек с шахматными фигурами.

ХОД

Вступительная часть

— Здравствуйте!

— Сегодня мы вместе с мальчиком Юрой и девочкой Клеточкой отправимся в сказочную шахматную школу. (Мультфильм)

2 . Основная часть.

1

. И сегодня мальчик Юра пришел к нам на занятие. Он принес с собой загадки из тетрадки Загадая.

Ребята, поможем Юре решить задания?

А сейчас достаньте фигуры и положите правильно перед собой доску. (Правое нижнее поле – белое).

Покажите любую горизонталь. Сколько на доске горизонталей? Давайте посчитаем. Как обозначаются горизонтали?

Покажите любую вертикаль. Сколько на доске вертикалей. А как они обозначаются?

Вспомним наш стишок:

Мы сидели на крыльце, повторяли А,В,С,

А потом спросили: «Где буква D и буква Е?»

— Папа, дай нам карандаш, мы запишем F,G. H!

— Покажите у себя на доске поле А1 и скажите, какого оно цвета. (В7, Е5)?

2

. А вот и первое задание из тетрадки Загадая. Ребята, что у меня в руках (волшебный мешочек). Как вы думаете, что в нем? (Фигуры)

А фигуры эти не простые, а с секретом. Сейчас мы будем отгадывать. Вы по очереди опускайте руку в мешочек, на ощупь угадывайте и называйте эти фигуры, а затем доставайте.

Посмотрите, на дне фигуры какой-то знак. Что здесь написано? (Обозначения шахматных полей). Нужно найти такую же фигуру из демонстрационного набора и поставить ее на то поле, которое указано. А ребята ставят точно так же у себя на досках. Но прежде нужно еще отгадать сказочную загадку из тетрадки.

1) С Пятачком, сев под лопух, в шахматы играет (Вини-Пух)

2) На стене висит картина. Мат мне ставит (Буратино)

3) Когда я командовал яхтой Беда, фигуры под мышкой держал иногда (Капитан Врунгель)

4) Однажды в шахматы играл двое суток подряд, в окошко смотрю – опять Ленинград (Рассеянный с улицы Бассейной)

5) Знает любой в нашей квартире – ферзей на доске ровно (2)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: