Авторская методическая разработка «Дидактические пособия на логопедических занятиях»

Рассматривая авторские логопедические пособия, понимаешь, что многие игры для своих детей можно сделать самостоятельно. Для этого не нужно обладать какими-то особыми талантами или умениями художника. Главное — знать принцип работы с данным материалом. Картинки для него можно вырезать из старых детских книг или журналов, использовать подручный и бросовый материал.

В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.

Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками — ш, ж, щ, ч, с, з.

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Как шить книгу из фетра.

Все развивающие книги из фетра шьют по одному принципу:

  1. Приклейте к лицевой ткани уплотнитель — клеевую ткань утюгом.
  2. Вырежьте из фетра детали и элементы книги
  3. На лист фетра прикрепляют используемые элементы булавками, и прострачивают на швейной машинке или вручную. Две готовые странички сшиваем вместе, пряча изнанку. затем дошиваем съемные элементы и вкладываем в готовые странички.
  4. Если вы используете съемные элементы на липучке, то для того, чтобы ребенок не повредил фетр, случайно закрыв страничку, не прикрепив элемент, пришивайте мягкую часть липучки на страницу, в часть с зацепками на деталь.
  5. Швы, которые используются при пошиве из фетра:
      «Вперед иголкой» (для съемных деталей);
  6. «За иголкой» (для пришивных деталей);
  7. «Петельный» (для того, чтобы оформить странички).
  1. Крепление страниц книги из фетра бывает разным, выбирайте, какой вам больше нравится: люверсное, ленточное, петельным, можно скрепить полосками фетра.
  2. Вы можете использовать фигурные ножницы для обработки страниц — книжка будет смотреться гораздо аккуратнее.
  3. Между страничками можно вшить синтепон или брезентовую ткань. В первом случае книжка будет помягче, а во втором по жестче.

Как пришить липучку к книге из фетра.

Вы можете пришить липучку к фетру с обратной стороны, или на уплотняющую ткань.

  1. Сперва приложите ткань-уплотнитель на изнаночную сторону аппликации.
  2. Пришейте липучку к изнаночной стороне фетра
  3. Обрежьте лишнюю ткань
  4. Пришейте детали

Также вы можете посмотреть, как пришить липучку к книге из фетра, посмотрев видео.

Как пришить липучку к ткани видео

Выработка артикуляции

Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.

Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.

Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.

«Веселая азбука»

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это «Д». Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Темы занятий для подготовительной группы

В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой.

Развитие речи у старших дошкольников игровой деятельностью

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы».

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Оформление чистоговорок

Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв — первая гласная, а вторая — согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

Игрушки для стимулирования развития речи

Добрый день, дорогие участники! Меня зовут Ершова Евгения. Я — логопед, специалист по речевому, интеллектуальному развитию детей и вопросам детского многоязычия. Автор сайта shillopop.com

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности. Прежде чем я начну рассказывать об игрушках для стимулирования развития речи, позвольте отметить несколько важных моментов.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.

Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.

  • 3-6 месяцев: внимание к лицу, мимике взрослого, имитация движений, повторение звуков больше похожих на гласных, “пение”, гуление в ответ на речь взрослого.
  • 6-9 месяцев: лепет – произнесение звуков похожих на согласные, повторение слогов, реагируют на свое имя, понимание слов, фраз, связанных с повседневной жизнью.
  • 9-12 месяцев: имитация цепочек слогов, подражание покашливанию, цоканью, узнают по названию предметы, выполняют простые указания
  • 1 год: появление первых слов, активное использование жестов для общения, увеличение пассивного словаря, понимания речи.

Первые слова не обязательно долгожданные мама или папа. Первые слова чаще связаны с действиями: на, ам, дай. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:

  • людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
  • действия, производимые малышом или другими людьми (тук — тук, топ — топ, ам — ам);
  • животных и птиц (мяу, ки, киса; ав — ав, ава; му; иго — го, ко — к о; кар — кар)
  • еду (ако — молоко, ана — банан, адя — вода, тяй — чай);
  • части лица и тела (нос, рот, глаза);
  • игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
  • одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
  • транспорт (би — би – машина, у — у — самолет);
  • слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо — бо).

Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», «ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев».

Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако». Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости.

Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: «нанАна» — «лекарство»; «тититИ» — «кирпичи».

Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите».

В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова.

1,5-3года: увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам:

словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).

Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):

  • Младенчество (эмоциональное общение)
  • Ранний возраст (предметная деятельность)
  • Дошкольный возраст (игровая деятельность)

Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Информация по возрастным нормам и особенностям речевого развития детей подготовлена по материалам книг, которые я рекомендую прочитать всем родителям:

  • Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?
  • Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.
  • Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить!

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Сейчас получить профессиональную консультацию можно сделать даже не выходя из дома, по скайпу. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

Все больше родителей доверяют этому способу. Мой логопедический он-лайн кабинет работает вот уже три года. Я попросила своих клиентов написать отзывы о консультациях по скайпу. Если вы сомневаетесь, подходит ли вам этот способ, почитайте, чтобы определиться. Или же сходите в поликлинику, ближайший развивающий центр, логопедический садик.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось несколько фаворитов, именно их вам сегодня и покажу. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат. Многие игрушки можно сделать своими руками, об этом я тоже расскажу, а если вам захочется больше информации, то добро пожаловать на сайт за идеями, выкройками или готовыми игрушками.

Мячик.

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

  • Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
  • Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме
  • Мама говорит ребенку — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
  • Мама кидает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
  • Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом

.

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:

Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

Трубочка.

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, как на фото, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.

Мастер класс, который вы получили в рассылке поможет сделать игрушку самостоятельно. Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры:

Предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

Волчок.

Я помню, как в детстве меня завораживала эта игрушка. Мои маленькие ученики так же неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку (слева на фото): волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры:

Волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

Пинцет, палочки.

Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект. Присмотритесь к упаковке, там так и написано : )

Кроме шуток, я с восторгом открыла для себя эти палочки, теперь из каждой поездки привожу их в подарок детям. Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Пример игр:

  • На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.
  • Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
  • Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

Прищепки.

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч. Или части игрушек, как на этой фотографии.

Примеры игр:

  • Мама показывает ребенку ежика и говорит: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»
  • Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.
  • Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.
  • Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

Звучащие предметы

(развитие фонетического слуха).

Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.

Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.

Пример игр

:

  • определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает
  • найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.
  • Что лишнее — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

Мне еще очень нравятся звучащие шары от Вальда.

Бибабо или игрушки на руку.

Верные спутники любого логопеда, говорить с незнакомой тетей на консультации согласится не каждый малыш, а вот поделиться сокровенным с ”живым” мишкой с удовольствием. Зная эту детскую слабость я собираю такие игрушки-помощники. Мишку все любят тискать и обнимать, кормить, гладить – он отлично справляется с ситуацией знакомства и налаживания контакта.

Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же.

Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Пример игр:

  • Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
  • Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя. Про пальчиковый театр стоит говорить отдельно, т.к. тема неисчерпаема, можно придумать бесконечное количество сюжетов и героев! Я покажу несколько видов, отличающихся по тому, как с ними манипулировать.

Традиционный пальчиковый театр.

Шагающий пальчиковый театр.

Еще один вид шагающих игрушек

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.

Приятного творчества и веселых игр!

Евгения Ершова

автор сайта «Shillopop.com»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Онлайн-школа «Учимся играя»

Вам будет интересно:

Тематическое занятие: Контрактный управляющий

День защитника Отечества

Моя Россия. Кострома.

Скороговорки в картинках

Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.

Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

Каждая картинка соответствует одному слову скороговорки. Первым шагом при изучении фразы станет ее четкое проговаривание в медленном темпе. По мере запоминания фраза произносится все быстрее. Главное — следить за четкостью и внятность произношения звуков в словах. Веселые картинки помогут ребятам скорее запомнить текст, так как в этом им помогает зрительная память. Рисуют таблицы схематически. Нужно обладать талантом художника, чтобы сделать такое логопедическое пособие своими руками.

«Угадай звук в слове»

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.

«Послушай и выбери правильно»

В данной логопедической игре дети учатся четко различать на слух звуки в названиях предметов, изображенных в пособии. Есть ряд слов, которые отличаются только одной буквой. Дети часто не могут на звук их различить.

Данные таблицы, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, помогут малышу разобраться в правильности выбора, более внимательно прислушаться к произносимому слову, узнать его на рисунках.

«Звуковые часы»

Следующая игра очень напоминает предыдущий вариант. Задача ставится та же. Дети должны найти парные слова, которые отличаются только одним звуком. Пособие внешне напоминает часы со стрелками, укрепленными на картонном кругу большого размера. Можно игру сделать из фанеры, оклеив потом листом цветной бумаги. Подбираются картинки пар слов, например, рак — мак, луг — лук, майка — гайка, чайка — майка, роза — коза, соль — моль и т. д.

Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.

Дидактическая многофункциональная игра из фетра «Семья ежей»

Наталья Мелкова
Дидактическая многофункциональная игра из фетра «Семья ежей»

Предлагаю Вашему вниманию многофункциональную игру «Семья ежей».

Эта игра, в первую очередь, предназначена для развития мелкой моторики у детей, а также она продуктивна и увлекательна для закрепления навыка начального счета.

Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.

Задачи:

1. Совершенствование навыка счета в пределах 10- ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом;

2. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;

3. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);

4. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;

5. Закрепление знаний детей о насекомых;

6. Развитие внимания, памяти, наблюдательности (игры «Чего не стало» и «Что изменилось»);

7. Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету;

8. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

ВАРИАНТЫ ИГР:

#1.»Тренажер» – на развитие мелкой моторики.

Познакомьтесь — это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Данный еж – многофункциональная двусторонняя игрушка – пособие. С одной стороны мама – Ежиха — пальчиковый тренажер с разными застежками (пуговица, магнитная кнопка, скрытые неодимовые магниты, простые пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок.)

Обратная сторона у мамы — Ежихи из велкроткани — это ворсистая ткань, на которую замечательно цепляются при помощи липучек на обратной стороне яблоки, груши, ягоды, грибы (боровики, лисички, мухоморы, березовые, дубовые, кленовые листья и цветы.

Так же данный еж еще и своеобразная пальчиковая игрушка. Мама – Ежиха легко надевается на руку ребенка и участвует в разных играх.

Дополнительно используются грибы, фрукты и ягоды на прищепках.

#2. «Запасы на зиму».

Надеваем маму — Ежиху на руку и идем в лес за грибами и яблоками для своих малышей. В процессе игры, собирая урожай, ребенок считает количество яблок, груш, ягод, грибов и т. д.

Весь этот припас мамочка ежиха несет домой для своих малышей, которые дожидаются ее дома. Также на ее иголки нацепились березовые, кленовые и дубовый листья. Мама обязательно их покажет малышам. А еще мамочка принесла полюбоваться и понюхать цветочки.

Мама угощает малышей вкусными припасами, ребенок считает, сколько грибов, яблок и т. д. съел каждый ежик.

Все, что малыши не съели, мама развесила сушить на веревочку. Это запасы на зиму.

Дети развешивают грибы и яблоки на веревке, а остальные фрукты «консервируют», чтобы зимой семья ежей пила вкусный компот.

Баночки служат дополнительной игрой на сортировку. Нужно разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке. Банка выполнена из велкроткани, поэтому яблоки с липучками замечательно цепляются на них, таким образом банки с яблоками можно переносить и хранить.

В следующий раз мама – Ежиха может пойти в лес за припасами вместе с ежатами. За счет того, что малыши тоже двусторонние и с одной стороны у них фетровая основа, а с обратной стороны велкротканевая, это позволяет им, как и маме, носить на своем теле грибы и фрукты.

Дети считают, сколько яблок или грибов несет на одном и другом бочке каждый ежик, сравнивают, складывать их кол-во. В этой игре педагог учит детей ориентировке в пространстве (справ, слева, вверх, вниз и т. д.).

#3. «Чудо гриб».

Однажды мама – Ежиха, собирая грибы в лесу, вышла на поляну, где увидела много маленьких грибов и один удивительный большой гриб. В данной игре гриб является многофункциональным тренажером на развитие мелкой моторики.

«Прочитай задуманное слово»

Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.

Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, «оса», «рак», «нос».

В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.

Сбор книги из фетра

Как только вы закончите пришивать аппликации, пуговки, шнурочки, бусины, другими словами, как странички будут готовы, начните шить саму книжку из фетра.

Вам нужно взять фетр с нашитыми аппликациями, положить ее лицом к столу и положите синтепон. Накройте второй страницей, лицевой частью к себе.

Теперь прошиваем страничку вручную по краю, отрезаем выступающий синтепон, затем обшиваем края страничек бейкой.

Как сшить страницу и обработать ее края тканью видео

Как мы уже говорили, переплет у мягкой книги может быть сделан разными способами. Более детально вы можете изучить этот вопрос, посмотрев видео.

Видео: как сделать переплет книге из фетра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]