Характеристика и классификация детских музыкальных инструментов.


Создание и работа музыкального уголка в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ри), но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Таблица: задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группаЗадачи
ОбразовательныеРазвивающиеВоспитательные
Младшие дошкольники (1,5–4 года)Повторение изученного на музыкальных занятиях:
  • Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.
  • Названия и звучание музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.
  • Развитие координации движений.
  • Формирование умения играть на музыкальных инструментах.
  • Развитие голосовых данных.
  • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.
  • Формирование ответственности в выполнении заданий.
  • Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.
  • Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.
Средняя группа (4–5 лет)Работа по теме темам музыкальных занятий:
  • Закрепление представления о музыке как виде искусства: средствах музыкальной изобразительности, жанрах.
  • Знакомство с композиторами.
  • Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).
  • Обучение выразительному и хоровому пению.
  • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.
  • Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.
  • Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).
Старшая группа (5–6 лет)
  • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов: легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.
  • Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен.
  • Развитие чувства ритма.
  • Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.
  • Развитие умения сольного выступления.
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.
  • Знакомство с видами музыкальных театров: опера, оперетта, балет, мюзиклы.
  • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.
  • Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Оснащение музыкального уголка в группе (консультация для воспитателей) консультация на тему

6

«Оснащение музыкального уголка в группе»

консультация для воспитателей

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Как оформить музыкальный уголок?

Инструкция

  1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
  2. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
  3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
  4. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
  5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
  6. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.

Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке — барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это
  • мягкие игрушки;
  • мягкие музыкальные игрушки;
  • куклы — неваляшки,
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)
  1. Образные пособия — это

1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

  • «Птицы и птенчики»,
  • «Кукла шагает и бегает»,
  • «Угадай на чем играю?»,
  • «Повтори звуки»,
  • «Где мои детки?»,
  • «Что делают дети?»,
  • «Сложи песню по ритмическому рисунку»,
  • «Догадайся кто поет»,
  • «Тише — громче в бубен бей»,
  • «Назови песню по картинке»,
  • «Чудесный мешочек».

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

3) Иллюстрации

  • пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками

(н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)

  • всевозможные картинки:
  • книжки-малютки «Мы поем»,
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
  • иллюстрации по теме «Времена года»,
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»,
  • иллюстрации музыкальных инструментов,
  • ноты,
  • картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,
  • альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,
  • альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
  1. Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) — это
  • неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).
  • альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни
  1. Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:

1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)

— Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.

— Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

— Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д.

(музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)

3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)

4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)

  1. Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):

1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);

2) шелестящие инструменты:

а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;

б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;

в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,

скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.

  1. Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

  1. Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
  1. Театры

Виды театров:

  • театр картинок (Фланелеграф)
  • Пальчиковый театр
  • Кукольный театр

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек: свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается свими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной), а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка

Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло»: на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель»: выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).

Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам

Требования к оформлению музыкального уголка

  1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
  2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки), тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
  3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
  4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
  5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.

Видео: музыкальный уголок в ясельной группе

Видео: музыкальный уголок в младшей группе

Видео: музыкальный уголок в старшей группе

Видео: музыкальный уголок в разновозрастной группе

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка:

  • Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
  • Перечень музыкальных инструментов, количество.
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням.

Как назвать музыкальный уголок

Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.

  • Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «, «Весёлые нотки».

    Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

  • Креативные названия: «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа», «Музыкальный городок», «Доремишка», «Домисолька», «Музыкальная палитра/страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Играй, гармонь!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».

    Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей

Средства оформления музыкального уголка

Одно из основных требований к оформлению музыкальной зоны в помещении группы — эстетичность. Детям уютно и комфортно в уголке. Яркие краски в оформлении создают хорошее настроение. Образцы детского продуктивного творчества могут украсить уголок: рисунки, поделки, макеты. К оформлению развивающей зоне привлекаются родители: рисуют плакаты и стенгазеты совместно с детьми.

Таблички: фотогалерея


Весёлые персонажи на табличке настраивают на позитивное отношение к занятиям в уголке Содержание таблички отражает направление деятельности в уголке


Персонажи любимых мультфильмов привлекают детей

Развивающие центры обозначаются соответствующим образом. У каждого уголка должна быть табличка или эмблема с названием. Рекомендуется расположить на табличке рисунки и символы, указывающие на направление образовательной деятельности в уголке. Присутствие на табличке любимых ребятами персонажей доставляет им радость. Эмблемы и таблички выдерживаются в одном стиле в помещении группы в целом или среди уголков творческого характера.

Стенд: варианты оформления на фото


На музыкальном стенде содержатся тексты песен, правила ритмических игр


На стенде размещаются фотографии с прошедших музыкальных досугов и праздников


Эскиз стенда музыкального уголка


На нотном стане размещается важная информация Яркое оформление привлекает детей к изучению закреплённых на стенде материалов


Стенд музыкального уголка содержит информацию для родителей: темы занятий, тексты песен

Стенд музыкального уголка содержит текстовые и графические материалы. Удобно размещать рисунки, распечатки, схемы в пластиковых карманах-ячейках, использование канцелярских кнопок в детском саду нежелательно. Создавая стенд своими руками (лист ватмана или картона), используйте для оформления музыкальную символику и яркие цвета. Что размещается на стенде:

  • тексты песен для заучивания;
  • схемы артикуляционных и ритмических упражнений;
  • темы будущих досугов, мастер-классов;
  • рисунки воспитанников на тему музыки;
  • фотографии с музыкальных мероприятий в детском саду.

Декоративные наклейки на фото


Яркие наклейки украсят однотонную стену Котики — любимые животные детей


Картинки на стену стоят недорого, а смотрятся эффектно


Наклейки в музыкальном уголке содержат специальную символику


Наклейки на стене могут быть использованы в качестве фона для игр («В оркестре», «Большой концерт», «Музыкальный театр»)

В современных детских садах стены холла, концертного зала, групповых помещений украшаются рисунками и граффити. Для оформления уголка советуем использовать намного более простым и экономичным вариантом — декоративными наклейками. Они продаются в магазинах для творчества (Хобби-гипермаркет Леонардо), широко представлены на Алиэкспресс, Пандао, Таобао. Плюсы этих наклеек — в оригинальном исполнении и простоте использования. Декоративные наклейки мобильны: легко снимаются и не оставляют следов на поверхности, не теряют клейкости, составляющие композиции можно менять местами. Декоративные наклейки для музыкального уголка выбираются с изображением нот, скрипичного и басового ключей, музыкальных инструментов. Такие изображения используются в качестве развивающего наглядного материала, как фон для игр «Оркестр», «Концерт», «Музыкальный театр».

Иллюстративные материалы: фотогалерея


Плакаты и картинки используются для повторения изученного на музыкальных занятиях


Портреты композиторов украшают музыкальный уголок по мере изучения новых имён в мире на музыкальных занятиях


Наглядным материалом уголка выступают нарисованные музыкальные инструменты и нотный стан


Плакат-картинка украшает музыкальный уголок


В оформлении плаката использованы стихотворения о музыкальных инструментах

Для оформления музыкального уголка используются следующие иллюстративные материалы:

  • плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира»;
  • портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ;
  • нарисованные музыкальные инструменты: балалайки, гитары, гармонь, скрипки;
  • Нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.

Куклы: варианты на фото


С помощью куклы показано, как можно заниматься игрой на фортепиано


Куклы приглашают к знакомству с музыкальными инструментами


Куклы в костюмах ждут начала музыкальной сказки

В оформлении музыкального уголка используются куклы в качестве эстетического элемента: они могут являться частью композиции. Дети могут использовать их для инсценировок. Но, если их сделать одушевлёнными персонажами уголка, это разнообразит занятия с детьми младших и средней групп. Кукла может показать детям новый инструмент и продемонстрировать, как на нём играют. С помощью куклы создаётся проблемная ситуация: «Катя забыла слова песни, которую вы учили на занятии, поможем Кате?», «Ляля не умеет водить хоровод, покажете?».

Театрализованная зона: фото


Атмосфера музыкального уголка побуждает к проявлению творческих способностей


Стеллаж музыкального уголка имеет посередине ширму для игр-драматизаций


Музыкальный и театрализованный уголки иногда объединяется в одну развивающую зону в детском саду

Одна из формы работы в музыкальном уголке — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Для создания маленького музыкального представления в уголке выделяется место для инсценировок с куклами на руку, бибабо, простых марионеток. Как правило, это столик с ширмой. При желании дети дополняют пространство театрализованной зоны игрушками, выстраивая своего рода декорации: ставят игрушки-деревья, постройки из кубиков и конструктора и т. д. Атмосфера музыкального уголка, соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.

Таблица: оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы
  • Неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики;
  • озвученные поющие и двигающиеся игрушки;
  • иллюстрации к детским песенкам;
  • музыкальные («поющие») книжки;
  • детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики;
  • атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;
  • атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.
Средняя группа
  • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;
  • сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;
  • дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;
  • дополнение к игровым атрибутам: маски животных;
  • для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.
Старшая группа
  • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;
  • иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;
  • плакаты с группами музыкальных инструментов;
  • портреты композиторов;
  • дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;
  • дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);
  • для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.
Подготовительная группа
  • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;
  • иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;
  • пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;
  • коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.

Примерный эскиз оформления музыкального уголка

Продумывая организацию музыкального уголка, соблюдайте принцип компактности. Зону для дидактических игр и инсценировок можно объединить — это будет стол и стульчики по возрасту. Существуют стеллажи с «окошком» для театрализованной деятельности.

Музыкальный уголок младших дошкольников содержит в открытом доступе игрушки и инструменты, понятные и безопасные для детей.

Игрушки и инструменты располагаются на невысоких полках и столике, для игр-драматизаций имеется удобная зона

В старшей и подготовительной группе обязательно наличие стенда, дети учатся работать по мнемотаблицам и схемам. Иллюстративный материал размещается там же или на выделенной для временных выставок полке (по видам инструментов, творчеству композиторов). Дети 5–7 лет любят заниматься настольными играми, для этого занятия (и для выполнения дидактических заданий) предусмотрен рабочий стол. Старшим дошкольникам для инсценировок предлагаются складные бумажные или картонные ширмы, они могут рисовать их совместно с педагогом в творческой мастерской.

В старших группах обязательно наличие информационного стенда, места для дидактических и настольных игр, полки/столика для временных выставок

Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок»

В музыкальных уголках должны находиться:

  • Нео звучные музыкальные инструменты;
  • О звучные музыкальные инструменты;
  • Музыкальные игрушки;
  • Самодельные музыкальные инструменты;
  • Музыкально – дидактические игры;
  • Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Обновляется уголок 1-2 раза в квартал!

  • вносить новые музыкально – дидактические игры,
  • новое оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста), для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных), т.е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Ответьте на вопросы:

  1. Какова основная цель музыкального уголка:
  1. учить музыкальной грамотности
  2. развивать творческие способности
  3. воспитывать эстетический вкус
  4. укреплять физическое и психическое развитие ребёнка?
  1. Музыкальный уголок на какие уровни делится и почему?
  2. Сколько раз обновляются пособия и материал в год?
  3. Что требуют современные тенденции?

Музыкальные уголки в группах.

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:

  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет

(старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др.
  • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
  • музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ри, «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков »

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,

на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя

мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы

построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на

спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения

танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не

пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,

петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не

включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое

восприятие и сосредоточенность

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

нитофон, аудиоматериалы.

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя: с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!»), предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке

  1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно. Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление. Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики»: ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются), каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.
  2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла), кастаньеты (средиземноморские танцы), платочки и деревянные ложки (русские народные танцы), маракасы (латиноамериканские мотивы).
  3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
  4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент), на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке), на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
  5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах

Свидинская Т.В. Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах // Совушка. 2020. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 89679

Когда дети свободны, они проявляют индивидуальные склонности: рисуют, лепят, поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок и оборудовать его пособиями.

В уголке должны находиться полка для музыкальных пособий и настольных дидактических игр. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду. Это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик «поет» выше, какой ниже.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание из струнной, духовой или ударной группы, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Рекомендации по оснащению музыкальных уголков.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики и шумовые инструменты – трещотки, шуршалки.

Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года) а также разные коробочки с наполнителями.

Старшей – румба, треугольник металлофон, а также шумовые инструменты.

Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и шумовые инструменты, которые могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2008.
  2. Арсеневская О.Н. Система — музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, 2011.
  3. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая группа. Волгоград, 2012.
  4. Бутенко Э.В. Музыкальные игры и развлечения. 2-3 года. М., 2011.
  5. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.
  6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
  8. Игрушки и пособия для детского сада / составитель Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. М.: Просвещение, 1982. 175 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: