Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе детского сада


Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе детского сада

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе детского сада

Задачи:

Закрепить знание детей о диких перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

Развивать связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что) .

Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

карточки с изображением птиц, маски птиц, разрезные картинки, пуховые и маховые перья птиц, веер.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Педагог: — Ребята почтальон принес нам неизвестное письмо. На письме есть адрес получателя поселок Садовый детский сад. А адрес отправителя неизвестен. Вскроем конверт, может там отгадка.

(Педагог показывает детям разрезные картинки)

Педагог:- Какие – то картинки, а что нам с ними делать?

Дети: — Собрать.

Дети собирают картинку, на которой нарисованы Гадкий утенок и Лебедь.

Педагог: — Кто получился? Из какой сказки этот герой?

Педагог: — Здесь письмо от лебедя: Ребята вы правильно вспомнили сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я вырос на птичьем дворе вместе с домашними птицами и все про них знаю, а сейчас возвращаясь из теплых краев, я встретил стаи перелетных диких птиц, я ничего о них не знаю, помогите мне расскажите о них.

Педагог: — Ребята, поможем лебедю? Давайте вспомним диких перелетных птиц. Поиграем в игру.

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка»

(дети стоят в кругу)

Педагог говорит слова: Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка, и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

(сова, кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист)

Педагог: — Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц:

Ласточка, грач, кукушка, сова, соловей, курица

Педагог: Какая птица лишняя? Почему?

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище) .

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых) .

Педагог: ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю ворону)

Педагог: — Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

Педагог: — Закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо вороны ставлю орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него загнутый клюв и длинные, острые когти) .

Упражнение с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.

Педагог: — Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение называя причину того, о чем я буду говорить.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов) .

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… .

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Поиграем в игру «Птицелов»

Игра «Птицелов»

Дети с масками птиц на голове становятся в круг, в центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг птицелова со словами:

В лесу, во лесочке

На земле, на дубочке,

Птицы весело поют

Ай, птицелов идет

Он в неволю нас возьмет.

Птицелов подходит к ребенку, который говорит:

1) Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)

2) Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

3) Я пою лучше всех птиц (Соловей)

4) Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)

5) Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

6) Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

7) Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок) .

Педагог: — Молодцы! Вы много рассказали лебедю о диких перелетных птицах, а он расскажет, почему птицы умеют летать.

Педагог: — Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни — мягкие, маленькие, другие — твердые, длинные)

— Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое, где они расположены?

А другое — называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья?

Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге) .

Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?

Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе) .

На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере.

Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Итог: Что понравилось на занятии?

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Перелетные птицы» средняя группа

воспитатель: Орлова Н.В.

Цели:

познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах.

Материалы и оборудование:

фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц и их гнезд, материал для гнезд: веточки тонкие и потолще, соломинки, пух; мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, послушайте звукозапись, что вы слышите (ответы детей)

— А как вы догадались, что это лес?

— Каких птиц вы знаете?

— Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на картинки, каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам немножко подскажу с помощью загадок.

Загадки о перелётных птицах:

  • На шесте — дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)

  • Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Так важно она по болоту шагает!

Червяков, жуков находит. (Грач)

  • Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

  • Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

Воспитатель: Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей детёныш? Упражнение «Чей детёныш» (с мячом) на образование супплетивных форм существительных. У грача — грачонок и грачата. У скворца — скворчонок и скворчата. И так далее.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам? Как вы думаете, почему птицы улетают на зиму в теплые края?

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? Игра «Опиши птицу». (Дети по желанию выходят и описывают птиц).

Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне и мы поиграем в игру «Перелетные птицы»

Физминутка: подвижная игра «Зимующие и перелетные» проводится под фонограмму веселой музыки.

— Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать». (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Присаживайтесь на свои места. Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики, на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

Воспитатель: Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Давайте попробуем для наших перелетных птиц свить гнезда. Что нам для этого нужно? (на столы выкладываются карточки с изображением 4-х перелетных птиц, дети выбирают материал из общей корзины: для грача – ветки потолще, для ласточки — глину и пух, для скворца – тоненькие веточки, а кукушке …;). Молодцы, ребята, свить гнездо очень тяжелая работа, но вы с ней справились, теперь птичкам есть, где жить.

Итог занятия: Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями?

— Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

— Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

— Что случится, если птицы исчезнут?

— За что вы любите птиц?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: