Часть 1
§ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
§ 2. ЭКОНОМИКО-И ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
§ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
§ 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
§ 5. РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
§ 6. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РОССИИ
§ 7. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
§ 8. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
§ 9. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
§ 10. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
§ 11. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
§ 12. СЕЛЬСКАЯ ФОРМА РАССЕЛЕНИЯ
§ 13. ГОРОДСКАЯ ФОРМА РАССЕЛЕНИЯ
§ 14. ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
§ 15. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И РЫНОК ТРУДА
§ 16. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
§ 17. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
§ 18. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК). НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
§ 19. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
§ 20. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
§ 21. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЧЁРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
§ 22. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
§ 23. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
§ 24. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
§ 25. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
§ 26. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
§ 27. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. РАСТЕНИЕВОДСТВО
Транспортный комплекс России 9 класс Дырова Л.Б. СОШ 1 г.Тимашевск 2011 год. — презентация
Транспортный комплекс России 9 класс Дырова Л.Б. СОШ 1 г.Тимашевск 2011 год
Эпиграф 4 Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых и территориальных комплексов, внешнеэкономической деятельности традиционно определяется функционированием транспорта.
Основная задача: 4 Транспорт особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.
По назначению транспорт подразделяется: 4 общего пользования 4 личного пользования
По характеру выполняемой работы: 4 на пассажирский 4 на грузовой
транспортназемныйводныйвоздушный
Каждый из видов транспорта имеет свою специфику, но для обеспечения функционирования хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, работая согласованно. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта. Транспортный узел Москвы
Делаем анализ диаграмм: Сл.
Выводы: Перевозки грузов: 1. Железнодорожный; 2. Трубопроводный; 3. Автомобильный. Грузооборот: 1. Трубопроводный; 2. Железнодорожный. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.
Сл.
Выводы: Перевозка пассажиров: 1. Автобусный 2. Троллейбусный 3. Трамвайный 4. Метрополитен Пассажирооборот: 1. Автобусный 2. Железнодорожный 3. Воздушный 4. Метрополитен Автобусный транспорт является главным в перевозках пассажиров, а в пассажирообороте конкурентом является железнодорожный.
Себестоимость: 1. Морской 2. Автомобильный 3. Железнодорожный 4. Авиационный по увеличению: Бесплатные морские пути Сл.
Грузооборот представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Измеряется т·км нетто (на морском транспорте тонно- милями, где миля = 1,852 км) Пассажирооборот — экономический показатель работы транспорта, равный произведению числа перевезенных за определенное время пассажиров на расстояние перевозки. Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок — как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. Словарь
Практическая работа: 4 Используя карты атласа «Транспорт» и «Плотность населения» проведите сопоставление и сделайте вывод о связи транспорта и размещения населения. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям (экономия времени)
Практическая работа: 4 Используя таблицу 43 учебника определите, на размещение каких отраслей транспорт оказывает решающее влияние, а на какие незначительное? Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основной химии, незначительное – на точное машиностроение и легкую промышленность.
Закрепление материала: 1. Первое место в России по грузообороту занимает ….. транспорт. 4 а) железнодорожный 4 б) трубопроводный 4 в) автомобильный
2. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России … 4 а) на западе 4 б) на севере 4 в) на востоке
3. Самые дешевые перевозки: 4 а) железнодорожные 4 б) автомобильные 4 в) морские
4. Погодные условия особенно сильно влияют на работу … 4 а) авиационного транспорта 4 б) автомобильного транспорта 4 в) трубопроводного транспорта
5. В перевозке пассажиров лидирует: A. Автобусный B. Авиационный C. Железнодорожный
Домашнее задание. 4 § 34 4 Исследовательская работа. Провести анкетирование своей семьи: 4 1. Пользуетесь ли вы работой городского транспорта (маршрутками)? 4 2.Как вы оцениваете работу городского транспорта? 4 3.Что не устраивает? 4 4. Как улучшить работу транспорта? 4 5. Какие новые маршруты вы бы предложили?
Часть 2
§ 28. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. ЖИВОТНОВОДСТВО
§ 29. ЗОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 30. ПИЩЕВАЯ И ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
§ 31. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
§ 32. НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ХОЗЯЙСТВА
§ 33. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 34. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 35. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 36. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 37. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 38. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
§ 39. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ХОЗЯЙСТВО
§ 40. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 41. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 42. ПОВОЛЖЬЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 43. ПОВОЛЖЬЕ. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 44. УРАЛ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 45. УРАЛ. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 46. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 47. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 48. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 49. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
§ 50. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 51. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. НАСЕЛЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ХОЗЯЙСТВО
практические работы по географии 9 класс методическая разработка по географии (9 класс) на тему
График проведения практических работ
( 9 класс)
№ п/п | Название практических работ | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Анализ карт административно-территориального и политико — административного деления страны. | ||
2 | Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. | ||
3 | Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения. | ||
4 | Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. | ||
5 | Группировка отраслей по различным показателям. | ||
6 | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения | ||
7 | Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | ||
8 | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | ||
9 | Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. | ||
10 | Оценка экологической ситуации в разных регионах России. | ||
11 | Оценка природных ресурсов и их использования. |
Практическая работа № 1.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Цели работы: формировать умение анализировать географические карты на примере политико-административной карты России;
Ход работы:
А. Вспомните правила анализа географической карты. (Учебник И. И. Баринова География. Природы России. с.269,)
Правила анализа географической карты:
1. Прочитайте название карты.
2. Определите её масштаб.
3. Изучите легенду и определите, что и как показано на карте.
4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что есть на этой территории.
5. Если для ответа данных одной карты недостаточно, используйте другие нужные вам карты.
Б. Используя данный план, дайте характеристику карты атласа.
В.Решите по карте следующие задачи:
А) В каком направлении от Москвы находятся: Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Новосибирск.
Практическая работа № 2.
Тема работы: Определение по картам и статистическим материалам закономерности размещения населения и их объяснение.
Цели работы:- формировать знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснять причины неравномерного размещения населения;
— формировать навыки анализа текстового материала, карты «Плотности населения» и формулирования на основе их анализа выводов.
Ход выполнения работы:
Задание: 1. изучить текст учебника с. 45-49.
2. заполнить таблицу.
План | Основная зона расселения | Зона Севера |
1. Географическое положение | ||
2. Площадь | ||
3.Население | ||
4. Средняя плотность | ||
5. Условия хозяйственного освоения. |
3. Сделайте вывод: какие причины влияют на размещение населения по территории страны
Практическая работа №3
Тема работы: Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения.
Цели работы: — определить крупнейшие народы России, особенности их размещения;
— продолжить формирование умения работать с картами статистическими материалами, делать на их основе анализ, обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы:
1. Пользуясь табл.7с.35 учебника определите крупнейшие народы для каждой языковой семьи.
2. Анализируя карту атласа «Народы» с. 8,определите районы размещения крупнейших народов
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Языковая семья | Крупнейшие народы | Численность | Районы компактного проживания |
1. И…………(89%) | 1. 2. 3. | ||
2. А……………(?) | 1. 2. 3 | ||
3.У ………..(?) | 1. 2. 3 | ||
4. Кавказская(?) | 1. 2. 3 |
4. Выпишите крупнейшие народы России:1. …., 2……, 3…… .
5. Какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?
6.Определите языковую семью, религию для народов:
Осетины Калмыки
Чуваши Ханты
Якуты
Практическая работа № 4.
Тема работы: Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Цели работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картами населения, сравнивать показатели и делать выводы.
Средства обучения: карта атласа с.4-5,6,7,8-9,
Показатели, характеризующие население
- численность и его динамика
- интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертность, естественный прирост.
- расселение, плотность, урбанизация, миграция
- возрастно-половой состав и семейное состояние
- уровень образования
- расовый, языковой, этнический и религиозный состав
- уровень социально-экономического развития, уровень жизни.
Ход работы:
Задание: сравнить основные демографические показатели, характерные для России, республики Татарстан, города Набережные Челны.
Показатели | Россия | Татарстан | Набережные Челны |
1.Численность населения | |||
2. Рождаемость | |||
3. Смертность | |||
4. Естественный прирост | |||
5.Площадь | |||
6.Плотность населения | |||
7. Доля городского населения | |||
8. Уровень образования | |||
9. Этнический состав |
Сделать вывод.
Практическая работа № 5
Тема работы: Группировка отраслей по различным показателям.
Цели работы: — На основе различных источников информации изучить деление отраслей по различным показателям;
— продолжить формирование умения работать со статистическими материалами, текстом учебника, отвечать на вопросы.
Последовательность выполнения работы:
1. Впишите в схему виды структуры хозяйства и их основные элементы:
Структура хозяйства
Отраслевая структура | Территориальная структура |
Состав, соотношение и связи между отдельными отраслями хозяйства | Сочетание, взаимное расположение и взаимосвязи всех территориальных единиц хозяйства (районов, населённых пунктов, систем коммуникаций) |
2. Из каких сфер деятельности состоит хозяйство?
3. Перечислите межотраслевые комплексы хозяйства.
4. На какие сектора подразделяется хозяйство?
Сектор | Отрасли хозяйства |
Практическая работа № 6
Тема работы: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Цели работы: — определить главные районы размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.
-закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.
Справка Трудоемкое машиностроение – производство, связанное с изготовлением машин, состоящих из множества деталей и требующего большого количества рабочих рук для сборки деталей, узлов. Точное машиностроение (вид трудоемкого машиностроения) – производство сложных машин и приборов, требующее высококвалифицированных кадров. Металлоемкое машиностроение – производство крупногабаритных машин (например, локомотивы ж/д) или узлов, (двигатели для электростанций), требующее большого количества металла. |
Ход работы:
1. 1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоёмким, какие к металлоёмким.
2. Проанализируйте карту атласа: Машиностроение. В каких районах будет преобладать трудоёмкое, а в каких – металлоемкое машиностроение.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы
Виды машиностроения | Примеры отраслей | Особенности производства | Основные районы размещения | Факторы размещения |
Трудоёмкое | ||||
Металлоёмкое |
4. Сделайте вывод.
Практическая работа № 7
Тема работы: Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цели работы: составить характеристику Печорского угольного бассейна; проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения и выводы.
Ход работы
- Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
- Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на страницах 15 – 18 учебника, рисунки 4 на странице 5, 16 на странице 16, таблицу 1 на странице 17, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.
- Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, результаты работы оформите в виде таблицы.
План характеристики угольного бассейна | Краткие записи результатов работы |
Название бассейна. Вид добываемого угля (каменный, бурый). | |
Географическое положение. | |
Запасы угля: а) общегеологические; б) промышленные. | |
Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов). | |
Объем добычи. | |
Способ добычи. | |
Качество добываемого угля. | |
Себестоимость. | |
Направление перевозок. | |
Эффективность перевозок. | |
Перспективы развития. |
- Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бассейна.
Практическая работа №8
Тема работы: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства.
Цель работы: — определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства; выявить, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства. — проверить и оценить умения анализировать экономические карты, делать на основе анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы.
1. Для работы необходимы экономические карты атласа с.35, 37,39,41,44-45,47,51 , текст учебника. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
2. Заполните таблицу. Земледелие.
Основные культуры | Условия, влияющие на размещение | Основные районы размещения |
Животноводство
Направления животноводства | Условия, влияющие на размещение (кормовая база) | Основные районы размещения |
3. Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства.
Практическая работа № 9.
Тема работы: Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства
Цели работы: на основе анализа экономических карт определить типы территориальной структуры хозяйства;
Ход выполнения работы:
Заполнить таблицу по мере изучения районов.
Тип территориальной структуры | Географический рисунок | Районы |
Радиально-кольцевой | ||
Радиально-дуговой | ||
Решетчатый | ||
Приморский | ||
Полосчатый | ||
Бассейновый | ||
Очаговый |
Практическая работа №10
Тема работы: Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Цель работы: — проверить умение учащихся анализировать и оценивать экологическую ситуацию региона; продолжить формирование умения давать прогноз изменению экологической ситуации.
Средства обучения: учебник, атлас, материалы периодической печати.
Вариант 1.
Используя текст учебника, информацию периодической печати и содержание карт атласа, в тетрадях составить схему, характеризующую экологическую ситуацию Урала.
1. Назвать факторы, обусловливающие сложную экологическую ситуацию Уральского региона России.
Ответ оформить в виде схемы.
Возникновение экологических проблем.
- Наличие грязных производств
- Мощная промышленная концентрация вредных веществ.
- Острая нехватка водных ресурсов, загрязнение имеющихся
- Захоронение радиоактивных отходов.
- Сырьевое истощение.
2. Перечислить возможные пути улучшения экологической обстановки на Урале и дать прогноз изменения экологической ситуации.
Мероприятия по улучшению экологической обстановки на Урале. | Последствия проведенных мероприятий. |
Вариант 2.
1. Изучив текст, определить причины неблагоприятной экологической ситуации на Урале.
2. Охарактеризовать сложившуюся ситуацию, показав на конкретных примерах, в чём она проявляется.
Экологические и другие проблемы. | Их характеристика. |
Экология воздуха | |
Экология почв | |
Экология воды | |
Экология | |
Проблемы оборонного комплекса | |
Депрессивное состояние сельского хозяйства юга Урала |
3. Поставить «диагноз» экологической ситуации (кризисная, тревожная, благоприятная и т.д.). Обосновать ответ и определить пути решения данных проблем и ситуаций в целом.
Название территории с острой экологической обстановкой | Факторы, вызывающие неблагоприятную экологическую обстановку | Пути улучшения экологической обстановки | Ожидаемые результаты от предлагаемых мероприятий. |