Урок по теме «Изучение Вселенной» география 5 класс


Вселенная. Презентация к уроку по природоведению (5 класс) — презентация


Вселенная часть 1 Природоведение 5 класс Учитель: Олейникова А.В. ГБОУ гимназия 399 Санкт-Петербург.


Вселенная Вселенная – это космическое пространство с небесными телами.

Небесные тела


Небесные тела Звёзды ПланетыАстероиды КометыМетеоры


Какая наука изучает небесные тела?

Астрономия («астра» гр.- звезда ) — наука, изучающая небесные тела. Астрономия («астра» гр.- звезда ) — наука, изучающая небесные тела.

Как изучают небесные тела? Телескоп («теле» — далеко, «скопеа» гр.- смотрю, наблюдаю) – прибор для изучения небесных тел.

Как изучают небесные тела? радиотелескоп ракеты спутники межпланетные станции

Звёзды на небе Звёзды – это раскалённые газовые тела шарообразной формы


Солнце – ближайшая к нам звезда

Созвездия Созвездие — это группа звёзд, расположенных в определённом порядке на небе. Созвездие — это группа звёзд, расположенных в определённом порядке на небе. Известно 88 созвездий. Известно 88 созвездий.


Полярная звезда


Изучение звёзд помогло людям: составить календарь; составить календарь; определять время; определять время; находить стороны света; находить стороны света; устанавливать своё местоположение на суше и на море. устанавливать своё местоположение на суше и на море.

Повторение: Какие небесные тела вам известны? Какие небесные тела называются звёздами? К каким небесным телам следует отнести Землю? Чем планеты отличаются от звёзд?

Земля – планета. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Ее возраст примерно 4,5 млрд. лет. Ее возраст примерно 4,5 млрд. лет. Земля шарообразная, немного сплюснутая у полюсов. Земля шарообразная, немного сплюснутая у полюсов.

Земля в представлении людей Представление в древности Вид Земли из космоса

Форма Земли В начале XVI в. испанский мореплаватель Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие, доказав шарообразную форму Земли

Размеры Земли Эратосфен — древнеегипетский учёный ( III век до н.э.), наиболее точно определил размеры Земли, доказав её шарообразность. Эратосфен — древнеегипетский учёный ( III век до н.э.), наиболее точно определил размеры Земли, доказав её шарообразность. Диаметр Земли – км. Диаметр Земли – км. Окружность Земли км. Окружность Земли км.


Глобус Глобус – модель Земли, уменьшенная в миллионы раз.


Глобус


Суточное вращение Земли (вокруг своей оси)

Стороны света – запад, восток, север и юг Для определения сторон света сначала устанавливают, где север. Это можно установить по полярной звезде или по прибору – компасу, который был изобретен в Китае более 3000 лет назад.

Вращение Земли по орбите вокруг Солнца


Вращение Земли Вокруг своей оси Вокруг Солнца Сутки (24 часа) Год (365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд) 48 минут и 46 секунд) 366 дней – високосный год 366 дней – високосный год

1. Какова форма Земли? Земля шарообразной формы, немного сплюснута с полюсов 2. Каковы размеры Земли? Диаметр Земли равен км, а длина окружности более км. 3. Какие два главных движения отмечаются у Земли? Суточное и годовое. 4. Дайте определения: ось Земли, экватор, орбита. Ось Земли – это воображаемая линия, проходящая через полюса, вокруг которой вращается Земля. Экватор – это воображаемая линия, которая разделяет Северное и Южное полушария. Орбита – воображаемая траектория движения Земли вокруг Солнца.


5. Какие вы знаете стороны света? Север, юг, запад, восток. 6. Как можно определить стороны света? По полярной звезде или по компасу. 7. Как доказать, что Земля имеет круглую форму? 8. Почему происходит смена дня и ночи, времен года? 9. В какую сторону вращается Земля? С запада на восток.

Конспект «Мы во вселенной» 5 класс география

Урок 8. Мы во вселенной

В 5 классе на уроке природоведения вы изучали тему «Вселенная»

Слайд 2.Вселенная

– это весь существующий мир.

Она бесконечна во времени и пространстве.

В ней расположены огромные скопления звезд – галактики

.

Число наблюдаемых галактик около 10 млрд.

Слайд 3.

Наша галактика называется Млечный путь.

В ясную безлунную ночь на небе хорошо видна беловатая полоса, которую древние греки назвали Млечный путь.

Слайд 4.

Галактики находятся в движении. Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью около 800 тыс.км час

Слайд 5.

В нашей галактике сосредоточено более 100 миллиардов звёзд. Солнце – одна из них. Вокруг Солнца обращаются 8 больших планет, в том числе наша Земля. Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда». Планеты не занимают определенного места на небе, подобно звездам. А блуждают среди них, все время меняя положение. Происходит это оттого, что они вращаются вокруг Солнца.

Слайд 6.

В древние времена люди знали только пять планет:
Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Уран, Нептун и Плутон
были открыты с помощью телескопов в
1781, 1846 и 1930 годах
. Длительное время астрономы изучали планеты, наблюдая их с Земли. Они определили, что все планеты, кроме Плутона, движутся по круговым орбитам в одной плоскости и в одном направлении, вычислили размеры планет и расстояния от них до Солнца, сформировали своё представление о строении планет, предполагали даже, что Венера и Марс могут быть похожи на Землю, и на них, возможно, существует жизнь. Запуск автоматических космических станций к планетам позволил значительно расширить, а во многом и пересмотреть представления о планетах: появилась возможность увидеть фотографии поверхности, исследовать атмосферу планет.

Слайд 7.

Посмотрите шмуцтитул на стр. 23.

Слайд 8 и 9

. Соотношение планет

Слайд 10.

От Земли Луна удалена на расстояние около 384 400 км. Радиус: 1738 км.

Луна движется по орбите и вращается вокруг своей оси с одинаковой скоростью – 28,5 суток. Поэтому мы всегда видим только одну её сторону. Давней мечтой человека было увидеть обратную сторону Луны. В 1959 году советские учёные запустили к Луне автоматическую станцию, которая облетела вокруг неё и сфотографировала обратную сторону.

Слайд 11

. Луна удерживается на орбите силой тяготения Земли, но каждый год удаляется от нас на 4 сантиметра. Хотя Луна и мала, но сила её тяготения вызывает на Земле океанские приливы и отливы и замедляет скорость вращения Земли на сотую долю секунды за столетие.

Слайд 12.

Солнце — огромное небесное тело (звезда), внутри которого могло бы поместится более миллиона планет, равных по размерам нашей Земли.

План-конспект урока по природоведению «Полет во Вселенной»

обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Вселенной и развитии взглядов древних ученых;

Задачи урока

Образовательные:

ü закрепить основные понятия и термины по данной теме; развить навыки обобщения и сравнения, нахождения причинно-следственных связей на примере объектов, изученных в данной теме;

ü воспитать интерес к изучению окружающего нас мира.

Развивающие:

· развивать умение переноса усвоенного материала в новую ситуацию;

· развивать внимание, память, логическое мышление;

· развить интерес к изучению природоведения.

· развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать аналитико-синтетические способности учащихся;

Воспитывающие:

· воспитывать самостоятельность, коллективизм,

· умение работать с партнером, в группе;

Оборудование: презентация урока.

Оборудование:

· компьютер с мультимедийным оборудованием

· таблицы и картины с изображением звёздного неба, Солнечной системы

Формы работы с классом

: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура урока

:

I.

Организационный момент (3 мин.).

II.

Актуализация полученных знаний (30 мин)

III.

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия (5-7 мин.).

Ход урока

1.Оргмомент.

Учитель

: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет во Вселенной. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых планетах. Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля — это вы, ученики 5 класса. Прежде чем пройти в салон корабля и занять свое место, вы должны приобрести авиабилет, цена которого — ваши знания.

Каждый ученик, отвечая правильно на вопрос, получает авиабилет. СЛАЙД 1

Вопросы на авиабилетах:

Какие естественные науки вы знаете? (астрономия, биология, география, физика и т. д.) В представлениях древних ученых, что являлось центром Вселенной? (Земля). Какие методы изучения природы вы знаете? (опыт, измерения, наблюдения) Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский). Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник). Кто утверждал, что Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца? (Н. Коперник). Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей). Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей). Вселенная – это наша Галактика? (Нет. Таких Галактик много). Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос). Какие планеты не имеют спутников? (Меркурий, Венера) На какие две группы делятся планеты? (Планеты земной группы и гиганты). Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс). Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий). Какую планету называют красной? (Марс). Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс, Земля). Какие планеты относятся к планетам гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун). У какой планеты больше всего спутников? (Сатурн – 33). На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер). Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Нептун). Астероиды. Это звезды? (Нет. Это малые планеты). Из чего состоят кометы? (Ядро, газовая оболочка, хвост). Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты). Что такое метеоры? (Вспышки света, возникающие при сгорании в атмосфере частичек пыли). Какие звезды называются сверхгигантами? (Больше Солнца в сотни раз). Что называют созвездиями? (Фигуры из ярких звезд).

Учитель: Ребята, вы все заняли свои места, и мы отправляемся в наш увлекательный полет по Солнечной системе. В состав ее входят 8 планет, имеющих шарообразную форму. Все планеты светятся отраженным от Солнца светом. Кроме планет в Солнечную систему входят спутники, астероиды, множество метеорных тел. Солнце – небесное тело, самая близкая к Земле звезда. Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что и Земля, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная доля, но она в десятки раз больше, чем могли выработать все электростанции мира. Наблюдения за Солнцем позволили установить, что Солнце вращается вокруг своей оси и полный оборот делает за 27 земных суток. Температура внутри 15 млн. градусов. Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Солнце – гигантский пылающий шар – источник света и тепла на Земле.

Пока мы с вами собирались в полёт, мне встретился наш старый знакомый фантазёр Петя.

СЛАЙД 2

В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывки из его дневника и найти, то что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки.

ОТРЫВОК №1 [слайд №3]

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

на Венере нет лесов, т. к. там вообще нет жизни;

— не может быть морей и океанов с розовой водой, т. к. нет воды в жидком состоянии;

— на Венере не бывает холодной зимы, т. к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.

ОТРЫВОК №2 [слайд №4]

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе — вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета — в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники — все 10 штук были очень хорошо видны.

— Не могли встретить марсиане, т. к. на Марсе нет жизни; — вулкан Олимп имеет высоту 27 км;

— на самом деле Марс значительно меньше Земли — имеет только 2 спутника

ОТРЫВОК №3 [слайд №5]

На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно — это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой.

— Юпитер находится очень далеко от Земли;

— Юпитер выглядит как бы полосатым, из-за слоистости атмосферы;

— на Юпитере нельзя приземлится, у него нет твердой поверхности, поэтому же нельзя ездить на автомобиле; — гулять без скафандра там невозможно, т. к. нет кислорода, необходимого для дыхания

-Большое красное пятно — это атмосферный вихрь; — к обеду не могло стать жарко, на Юпитере держится постоянная отрицательная температура (около -150оС).

ОТРЫВОК №4 [слайд №6]

Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие — всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты — это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет.

— нельзя присатурнится на кольцах и построить там луна-парк, т. к. они образованы постоянно движущимися частицами снега, льды, пыли;

не может быть пшеничных полей, т. к. у планеты нет твердой поверхности;

— это гигантская планета;

— не мог не увидеть спутников, Сатурн имеет около 30 спутников

ОТРЫВОК №5 [слайд №7]

На Уран долетел за пол дня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке!

— на Уран придется лететь очень долго, т. к. он находится очень далеко;

— имеет кольца, как и все планеты-гиганты, но они слабо заметны;

— имеет огромные размеры;

— космический корабль не может накалится, т. к. на Уране постоянная низкая температура — 218оС

ОТРЫВОК №5 [слайд №8]

Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс.

— Плутон с 2006 года относится к планетам карликам

— Плутон имеет только один спутник — Харон;

— по размеру Плутон в 6 раз меньше Луны;

— подлинный цвет поверхности Плутона неизвестен, т. к. из-за соей удаленности он очень мало исследован.

После своих путешествий Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы,

[слайд №9]
Давайте проверим, все ли в ней верно?
СЛАЙД 10

Молодцы! Нашли все Петины Выдумки!

Учитель: Чтобы отдохнуть от экрана сделаем зарядку для глаз.

СЛАЙД № 11 № 12

Учитель: Следующее наше задание узнайте по фотографиям ученых – исследователей космоса

Получить полный текст

Джезеппе Пиацци Эдмонд Галлей Галилео Гагарин

СЛАЙД № 13 № 14

Учитель:

А сейчас мы приземлимся на Марсе в области экватора В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это астероиды, кометы, метеориты, метеоры. В истории известно падение на территории нашей страны Тунгусского метеорита. Упав на Землю, метеорит рассыпается на мелкие кусочки. Да. Это страшное явление происходит крайне редко. По данным наблюдений большинство метеоритов имеют астероидное происхождение. В большинстве своем они имеют небольшие размеры.

Слайды №

Признак Астероиды Кометы Метеоры Метеориты
Перевод звездоподобные волосатая парящие в воздухе
Диаметр Десятки километров Десятки километров мелкие Десятки километров
Происхождение, строение Остатки строительного материала Солнечной системы Ядро, газовая оболочка, хвост Космическая пыль Обломки астероидов
Орбита Вокруг Солнца Вытянутые орбиты В межпланетном пространстве В межпланетном пространстве

Учитель:

Наша Галактика – это лишь небольшая часть Вселенной. Во Вселенной множество Галактик, которые нам недосягаемы. А пока мы возвращаемся на Землю выполните
Задание Дайте определение терминам:
Вселенная —

Галактики —

Созвездия —

Мы приближаемся к нашей планете Земля, расскажите о ней

Фронтальная работа с учащимися.

Поздравляю вас с благополучным приземлением на космодроме. Вам предстоит пройти таможенный контроль и заполнить декларацию в виде кроссворда.

Кроссворд

1. Вторая планета от Солнца. 2. Самая близкая звезда к нашей планете. 3. Что древние греки называли “волосатой”? 4. Кто создал первый телескоп? 5. У какой планеты – гиганта обнаружено красное пятно? 6. Спутник Земли. 7. Кто первым предложил современную модель Вселенной? 8. Какую книгу Аристотель написал в 8 томах? 9. Участки звездного неба.

Учитель: Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем полете. Наклейте, пожалуйста, уходя из кабинета листок со смайликом, который соответствует вашему настроению. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: