СНЕГ И ЛЁД Презентация урока окружающий мир 3-Б класс Бухарин Егор. — презентация

Лед – это твердое вещество, находящееся агрегатном состоянии, которому свойственно иметь газообразную или жидкую форму при комнатной температуре. Свойства льда начали изучать сотни лет назад. Около двухсот лет тому назад ученые обнаружили, что вода – не простое соединение, а сложный химический элемент, состоящий из кислорода и водорода. После открытия формула воды стала иметь вид Н2О.

Строение льда

Н2О состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В спокойном состоянии водород располагается на вершинах атома кислорода. Ионы кислорода и водорода должны занимать вершины равнобедренного треугольника: кислород располагается на вершине прямого угла. Такое строение воды называется диполем.

Лед состоит на 11.2% процента из водорода, а остальное – это кислород. Свойства льда зависят от его химического строения. Иногда в нем присутствуют газообразные или механические образования – примеси.

Лед встречается в природе в виде немногочисленных кристаллических видов, которые устойчиво сохраняют свое строение при температурах от нуля и ниже, но при нуле и выше он начинает плавиться.

Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?»

Библиографическое описание:

Антонова, Е. А. Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?» / Е. А. Антонова, С. А. Байбакова, Т. А. Митрофанова, А. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5065/ (дата обращения: 10.10.2020).


Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Длительность: краткосрочный

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).

Возраст детей: 4 года

Актуальность:

Все знают, что наша страна самая снежная. Длительность зимы не меньше 4 месяцев. Каждый год дети с нетерпением ждут прихода зимы. Радуются первым снежинкам, первому льду. Снег и лед привычны для нас. Но это не только зимние забавы, это — предмет исследования, который таит в себе много интересного, любопытного и привлекательного. Жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире — важнейшие черты детского поведения. Путем опытов и экспериментов детям предоставляется возможность самим ответить на вопросы «как?», «почему?»

Проблема:

На прогулке дети долго рассматривали снег и сосульки, пытались попробовать на вкус. При обсуждении между собой ребята пришли к выводу, что сосульки — это замерзшая вода. Однако при рассматривании снега мнения детей разделились. Одни утверждали, что это тоже вода, а другие отрицали и затруднялись ответить из чего состоит снег и почему его нельзя есть, ведь он же белый, а значит чистый. С таким вопросом ребята обратились к воспитателю. В связи с этим возникло решение реализовать познавательно-исследовательский проект «Что такое лед и снег, из чего они состоят?».

Цель проекта:

создание условий для исследования простейших свойств снега и льда, и экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

– воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

– воспитывать самостоятельность и целенаправленность;

– развивать общение и взаимодействие со сверстниками;

– создавать условия для становления положительного отношения к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

– стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность;

– формировать умение наблюдать в процессе опыта за изменениями и делать простейшие выводы.

Речевое развитие:

– развивать речь, как средство общения;

– обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь.

Физическое развитие:

– развивать общую и мелкую моторику рук

– способствовать развитию двигательной активности детей во время подвижных игр;

– укреплять здоровье детей

– совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Художественно-эстетическое развитие:

– развивать инициативность и творчество у детей;

– создавать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру.

Работа сродителями:

Консультация «Играем со снегом и познаем его свойства;

Консультация «Как проводить исследования с детьми»;

Анкета для родителей

Продукт проектной деятельности:

Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ.

Этапы реализации проекта

№ п/п Содержание работы Результат
1 этап— подготовительный
1. Анализ условий для реализации проекта Повышение профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Определение цели.
2. Определение интереса детей, родителей для постановки цели проекта
3. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий Реализована работа по проектной деятельности на данном этапе подготовки
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме
6. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта Созданы условия для реализации проекта на данном этапе
7. Оформление родительских уголков в группах с размещением материала по теме проекта Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
8. Подбор материалов для игровой и творческой деятельности детей, подготовка и оформление группы к реализации проекта Сформировать интерес у детей к проектной деятельности
9. Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта Просвещение родителей по данной теме
2 этап— практический
1. Беседы, НОД «Если хочешь быть здоров…»,«Осторожно — гололед!», «Осторожно — опасные сосульки!»

Опыты со снегом, льдом, [3, стр.150];

наблюдение за погодой; снегом,

явлениями природы

2. Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, сюжетных картин, иллюстраций, фотоматериалов по теме;

составление описательных рассказов по картинам;

заучивание стихотворений о зиме, снеге.

Формирование знаний в ходе реализации проекта. Тема «Что такое лед и снег», просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?»
3. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры подвижные игры «Мороз — красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»;

игровые упражн-я «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»;

игры в снежки,

4. Пальчиковые игры, физкультминутки «Снег»,

«Зима»

5. Продуктивная деятельность рисование на тему «Снежинки»;

лепка из пластилина «Снеговик» [2, стр.150];

постройки из снега «Снежная баба», «Снежная крепость».

Создание альбома схем по опытам

6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения наизусть, отгадывание загадок по теме проекта Загадки по теме, пословицы и поговорки; произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»,

русские народные сказки: «Снегурочка», «Морозко»; поэзия: А.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; Н. Некрасов «Снежок», И. Демьянов «Первый снег».

проза: В.Бианки «Лес зимой»; Л.Воронкова «Снег идет»; Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб»

7. Слушание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года» (зима)
3 этап— итоговый
1. Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ. закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта

Литература:

  1. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-синтез, 2012
  2. Лепка. Часть1. Пособие для детей/Сост. И. В. Маслова. — М.:Баласс, 2008–10с., ил.
  3. По планете шаг за шагом. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей 4–5 лет/С. В. Паршина, Т. Р. Кислова, А. А. Вахрушев.-М,:Баласс, 2020.-432с.
  4. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004
  5. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление.2004, № 2

Основные термины
(генерируются автоматически)
: снег, реализация проекта, лед, проектная деятельность, основа проведения опытов, Снежинка, создание альбома, создание условий, сравнительно-сопоставительный анализ, ходя реализации проекта.

Формы льда

Лед относится к распространенным в природе веществам. На Земле есть следующие его разновидности:

  • речной;
  • озерный;
  • морской;
  • фирновый;
  • глетчерный;
  • грунтовый.

Есть лед, напрямую образующийся сублимационным путем, т.е. от парообразного состояния. Такой вид принимает скелетовидную форму (мы их называем снежинки) и агрегатов дендритного и скелетного роста (изморозь, иней).

Одной из самых распространенных форм являются сталактиты, т. е. сосульки. Они растут по всему миру: на поверхности Земли, в пещерах. Этот вид льда образуется путем стекания капель воды при разнице температур около нуля градусов в осенне-весенний период.

Образования в виде ледяных полос, появляющихся по краям водоемов, на границе воды и воздуха, а также по краю луж, называются ледяными заберегами.

Лед может образовываться в пористых грунтах в виде волокнистых прожилок.

Подписи к слайдам:

Что такое снег?

Снег — это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!

Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.

Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки.

Как же образуются снежинки?

Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительной красы звездочкой.

Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Снег идет снег идет Словно падают не хлопья А в заплатаном солопе Сходит наземь небосвод

Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика.

А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится.

Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо – на вашей ладошке. Раз – и нет его. Ладошка тёплая – вот снежинка и растаяла… Посмотрите вокруг: как красиво!

Физические свойства

К физическим свойствам льда относят:

  1. Плотность. В физике неоднородная среда представлена пределом отношения массы вещества самой среды к объему, в котором она заключена. Плотность воды, как и других веществ, является функцией температур и давления. Обычно в расчетах используют постоянную плотность воды, равную 1000 кг/м3. Более точный показатель плотности учитывается только тогда, когда необходимо очень точно провести расчеты ввиду важности получаемого результата разности плотностей. При проведении расчетов плотности льда учитывается, какая вода стала льдом: как известно, плотность соленой воды выше, чем дистиллированной.
  2. Температура воды. Обычно кристаллизация воды происходит при температуре ноль градусов. Процессы замерзания происходят скачками с выделением теплоты. Обратный процесс (таяние) происходит при поглощении того же количества тепла, которое было выделено, но без скачков, а постепенно. В природе встречаются условия, при которых происходит переохлаждение воды, но она не замерзает. Некоторые реки сохраняют жидкое состояние воды даже при температуре -2 градуса.
  3. Теплоемкость. Это количество теплоты, которое поглощается при нагревании тела на каждый градус. Есть удельная теплоемкость, которая характеризуется количеством теплоты, необходимой для нагрева килограмма дистиллированной воды на один градус.
  4. Сжимаемость. Еще одно физическое свойство снега и льда – сжимаемость, влияющая на уменьшение объема под воздействием повышенного внешнего давления. Обратная величина называется упругостью.
  5. Прочность льда.
  6. Цвет льда. Это свойство зависит от поглощения света и рассеивания лучей, а также от количества примесей в замерзшей воде. Речной и озерный лед без посторонних примесей виден в нежно-голубом свете. Морской лед может быть совершенно другим: голубым, зеленым, синим, белым, коричневым, иметь стальной оттенок. Иногда можно увидеть черный лед. Такой цвет он приобретает из-за большого количества минералов и различных органических примесей.

Урок окружающего мира «Свойства снега и льда»

Урок окружающего мира

Осьмакова Людмила Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Вербенская СОШ» Николаевского муниципального района Волгоградской области.

Т е м а: СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА (1 класс)

Ц е л и: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега

и льда;

развивать наблюдательность и воображение;

воспитывать любовь к родной природе.

О б о р у д о в а н и е: снег, лёд тонкий и кусочками; стаканы

блюдца; набор цветной бумаги, газета; карточки на каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Учитель

:
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
I. Речевая разминкаэ

Отвечай на вопросы словами «ДА» и «НЕТ»

Лед – это вода? Роса – это вода? Если из тучи идет вода, то это дождь?

Если вода замерзнет, то это лед? Если на деревьях иней, то это вода?

II. Введение в тему урока.

Уч и т е ль. Отгадайте загадки.

Тихо падают пушинки, белоснежные (снежинки)

На речке неведимки вырос лед из маленькой (льдинки)

Что принёс нам на урок Снеговик?
(Льдинку и снежинку.)
Скажите, а как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить

— О чём он нас просит, прочитайте.
(Изучить свойства снега и льда.)
Под музыку выходят Льдинка и Снежuнка (две ученицы, исполняющие их роль).

Снежинка. В небе зародилась из капельки воды,

Я звездочка резная дивной красоты. Хрусталиком искристым с неба прилечу , Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка. И я тоже капелькой чистенькой была. А когда замерзла, словно замерла. Тоже я искристая, ростом невеличка. Льдинка я лучистая, я — твоя сестричка!

Снежинка.А вот и нет!

Я — из солнца, серебра! Ты же — мутная вода!

Просто замарашка! Тоже мне, близняшка.

Льдинка. Да опомнись! Вот так да!

Все же я твоя сестра!

У ч и т е ль. Давайте помирим их. И с помощью опытов по­пробуем доказать родство снега и льда.

ПI. Изучение нового материала.

1. Практическая работа.

Оп ы т
1. Снег и лед превращаются в воду
(На учительском столе стоят
2стакана с тёплой водой. Один ученик подходит к столу и на ощупь определяет темпе­ратурное различие воды в стакане, снега и льда.)
У ч и т е ль. Что произойдёт со снегом и льдом, если они по­падут в тёплую воду?
(Они растают.)
— Проверим ваше предположение.

(Учитель кладёт в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.)

Механические свойства льда

Механические свойства льда и воды определяются сопротивлением воздействию внешней среды по отношению к единице площади. Механические свойства зависят от структуры, солености, температуры и пористости.

Лед – это упругое, вязкое, пластичное образование, но бывают условия, при которых он становится твердым и очень хрупким.

Морской лед и пресноводный различаются: первый намного пластичнее и менее прочный.

При прохождении кораблей обязательно учитываются механические свойства льда. Также это важно при использовании ледяных дорог, переправ и не только.

Вода, снег и лед обладают схожими свойствами, которые определяют характеристики вещества. Но в то же время на эти показания влияют и многие другие факторы: температура окружающей среды, примеси в твердом веществе, а также исходный состав жидкости. Лед — это одно из самых интересных веществ на Земле.

Пушкин сделал!

1. Практическая работа «Выполняем опыты со снегом и льдом».

1)С помощью учебника сформулируйте цель опытов.

Цель опытов — изучить свойства снега и льда. Выяснить чем отличаются снег и лед и чем они похожи.

2) Рассмотрите и назовите предметы оборудования.

Опыт 1. Палочка и молоточек.

Опыт 2. Цветная бумага

Опыт 3. Лист бумаги

Опыт 4. Два стаканчика.

3) Опишите каждый выполненный опыт по плану: а) что делали; б) что наблюдали; в) какой сформулировали вывод.

Опыт 1. Взяли ком снега. Сделали палочкой углубление. Лед палочкой не проткнулся. Взяли молоточек. Ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался.

Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий.

Опыт 2. На лист цветной бумаги положили комочек снега и кусочек льда. Сравнили по цвету.

Вывод: снег белый, а лед бесцветный

Опыт 3. На лист цветной бумаги положили комочек снега и кусочек льда. Попытались рассмотреть бумагу через снег и лед. Через лед увидели цветную бумагу, через снег нет.

Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный

Опыт 4. Взяли два стакана. Положили в один стакан лед, а в другой стакан снег. Подождали некоторое время. Снег и лед растаяли. В стаканах получилась вода.

Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода.

4) Обобщите выводы о свойствах снега и льда.

Снег и лед отличаются по своим свойствам. Снег белый, непрозрачный и рыхлый. Лед бесцветный, прозрачный и хрупкий. Но также снег и лед похожи тем, что тают в тепле и из них получается вода.

5) Оцените результаты работы (достигнута ли цель опытов).

Цель опытов достигнута, мы изучили свойства снега и льда и выяснили, чем они похожи и чем отличаются.

6) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

2. В каком столбике описаны свойства снега, а в каком — льда? Укажи стрелками.

В левом столбике описаны свойства льда. Лед бесцветный, прозрачный и хрупкий.

В правом столбике описаны свойства снега. Снег белый, непрозрачный и рыхлый.

3. Дорисуй снежинки. Сравни их. Что общего можно обнаружить у всех снежинок? А чем они различаются?

Все снежинки имеют шесть углов, но при этом форма у всех снежинок разная.

4. Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость. Из чего сделаны рыбки?

Так как крепость белого цвета и она непрозрачная, то легко догадаться, что она построена из снега, так как снег тоже белый и непрозрачный.

Так как рыбки бесцветные и прозрачные, то легко догадаться, что они сделаны изо льда, так как лед тоже бесцветный и прозрачный.

Сфотографируйте снег и лёд в природе, на улицах города (села). Свои фотографии поместите здесь. Расскажите с их помощью, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

В любом городе думаю вы без труда сможете сделать такие фотографии.

Фото снеговика, снежной крепости, ледяной горки. Мы с радостью лепим снеговиков, играем в снежки, катаемся с горки. Это помогает нам отдыхать и радоваться зиме.

Фотографии лыжни, катка. Зимой мы катаемся на лыжах и коньках. Это помогает нам укреплять здоровье.

Далее Как живут растения? Стр. 48-49

Назад к содержанию

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]