Общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы»

Правильная подготовка к школе играет огромную роль в дальнейшей успеваемости ребенка, создавая для него плавный переход между занятиями в детском саду и учебными буднями. К тому же хорошая подготовка влияет не только на успеваемость, но и сказывается на психологическом состоянии ребенка. Тот, которого хорошо подготовили к школе, относится к занятиям спокойно, легко воспринимает изменившуюся ситуацию, стабильно учится, не нервничает, быстро находит друзей, спокойно адаптируется. При отсутствии тщательной подготовки резкое изменение ситуации от детского сада к школе может стать серьезным фактором стресса для ребенка, что отразится не только на его учебе, но и на состоянии здоровья.

Учитывая роль хорошей подготовки к школе, родители должны твердо знать, что именно должны изучить их дети в подготовительной группе, чтобы успешно подготовиться к первому классу школы. При этом, если учитывать отзывы сотен родителей, во многих детских садах подготовительные группы работают на высоком уровне, а дети, получившие в них обучение, отлично справляются с учебой в первом классе.

Общее развитие

В этой области каждый ребенок должен быть хорошо подготовлен к школе, где ему придется проявлять значительную по сравнению с детским садом самостоятельность:

  • Знание собственного имени и фамилии, дня рождения, возраста.
  • Знание имен родителей.
  • Домашний адрес.
  • Знание названия родной страны.
  • Дни недели, месяца, времена года.
  • Знание основных профессий людей и понимание, с какой работой они связаны.
  • Ребенок в подготовительной группе должен знать основных домашних и диких животных, а также названия их детенышей.
  • Разбираться и объяснять природные явления (солнце светит днем, ночью темно, вода мокрая и так далее).
  • Различать разные виды транспорта.
  • Обладать навыками правил дорожного движения.
  • Распознавать времена года по внешним признакам (зимой холодно, идет снег, осенью падают желтые листья и так далее).
  • Уметь узнавать растения по деталям (листьям, цветам, ягодам и так далее).
  • Понятие праздника и буднего дня.
  • Понимание разницы между живой и неживой природой.

Эти базовые знания могут быть намного шире, если ребенок развит, но малыш, подготовленный к школе, не может иметь более скудные познания.

От составителя

В данной книге представлены «Программа воспитания и обучения в детском саду» и методические рекомендации по всем разделам работы с детьми подготовительной к школе группы.

Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения в последний год пребывания в детском саду – всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учетом возрастных и психических особенностей.

Наряду с наглядно-образным мышлением у дошкольников 6–7 лет интенсивно развиваются словесно-логическое мышление, познавательные интересы, самостоятельность; укрепляется произвольность поведения и действий, формируется более высокий уровень сознания своих возможностей. Это требует усложнения всех видов деятельности детей и находит отражение в содержании работы с дошкольниками, в подготовке их к школе, которая осуществляется во всех направлениях деятельности.

Индивидуальные особенности и способности детей подготовительной к школе группы проявляются более ярко. Это должны учитывать педагоги и родители, предоставляя детям больше свободы и самостоятельности в проявлении предпочтений в выборе решений, вместе с тем тактично направляя их, оказывая по мере необходимости помощь, положительно оценивая результаты их действий.

Важными условиями эффективной работы с детьми подготовительной к школе группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» и «Методическим рекомендациям» являются:

• преемственность между предыдущими возрастными группами и данной группой, а также между подготовительной группой и начальной школой;

• взаимосвязь всех разделов воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, интегрированный подход к построению педагогического процесса;

• разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы;

• уважение к ребенку и создание условий для развития у него разнообразных способностей;

• всесторонняя подготовка детей к школе без лишнего давления и перегрузки;

• взаимодействие детского сада и родителей;

• учет специфики дошкольного учреждения, региональных особенностей.

При подготовке пособия авторский коллектив основывался на достижениях отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.

Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

В школе ребенок будет больше предоставлен сам себе, поэтому у него должны быть хорошо сформированы и закреплены основные навыки самообслуживания:

  • Самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться.
  • Застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать обувь.
  • Уверенно, хорошо ходить, бегать, прыгать и лазать.
  • Уметь переносить нетяжелые предметы на небольшие расстояния.
  • Кидать и ловить мяч.
  • Играть в подвижные игры.
  • Танцевать.
  • Самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, причесываться.
  • Следить за внешним видом.
  • Складывать одежду, обувь.
  • Проявлять индивидуальность при выборе нарядов.
  • Умение исправно пользоваться горшком и унитазом.
  • Умение изображать ровные линии от руки.
  • Способность рисовать по клеточкам в тетради или по линейкам.
  • Управляться с конструктором, создавать достаточно сложные конструкции по образцу или инструкции, а также самостоятельно придумывать новые формы.

Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи и функций мозга, поэтому с детьми в подготовительной группе нужно продолжать много играть, учить делать мелкие операции, например, шить, вязать, вышивать, нанизывать бусины, разумеется, в пределах, доступных и понятных малышам дошкольного возраста.

Подготовительная к школе группа

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒

(от шести до семи лет)

Возрастные особенности психического развития детей

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваи­вать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, тру­доустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появле­ния новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать испол­нение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передава­емые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, под­бородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освои­ли конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных де­талей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объ­емными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зритель­ной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый ма­териал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в ко­торой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям —он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже до­ступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые мо­гут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается об­разное мышление, однако воспроизведение метрических отношений за­труднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отноше­ния между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон­статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грам­матический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказыва­ниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают актив­но употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной обра­зовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем по­знавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем ус­пешно учиться в школе.

Задачи воспитания и обучения

Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познаватель­ные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, фор­мировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Раз­вивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриоти­ческие и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. За­креплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди раз­ных национальностей.

Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользо­ваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематиче­ский слух и навыки звукового анализа речи.

Развивать художественно-творческие способности детей в различ­ных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое вос­приятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллекти­визм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, ока­зывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

Продолжать формировать навыки учебной деятельности: вниматель­но слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а так­же самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставлен­ную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Примерный режим дня

Дома
Подъем, утренний туалет6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак8.30-8.50
Подготовка к занятиям8.50-9.00 |
Занятия9.00-11.05 ‘
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)11.05-12.35 !
Возвращение с прогулки12.35-12.45
Подготовка к обеду, обед12.45-13.15
Подготовка ко сну, дневной сон13.15-15.00
Подъем, воздушные, водные процедуры, игры15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник15.25-15.40
Игры,труд15.40-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка16.30-18.00
Возвращение с прогулки18.00-18.20
Подготовка к ужину, ужин18.20-18.45
Игры, уход детей домой18.45-19.00
\Дома
Прогулка19.00-20.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры20.15-20.45
Ночной сон20.45-6.30 (7.30)

Физическое воспитание

Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, само­оценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

⇐ Предыдущая8Следующая ⇒


Общество и окружающий мир

Ребенок в подготовительной группе должен понимать различие между людьми и животными, называть части тела человека и животных, описывать, почему одни животные домашние, а другие дикие.

Также у ребенка должно быть сформировано понятие семьи, родины, дружбы, любви к ближнему в понятных его возрасту выражениях. Дети дошкольного возраста должны обладать базовыми знаниями о поведении в обществе, правила приема пищи, дорожного движения.

У дошкольника должны быть определенные интересы, он должен уметь выполнять элементарные бытовые действия, например, убрать за собой тарелку, чашку, подмести пол, полить цветы, накормить аквариумных рыбок и так далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]