Основные и промежуточные стороны горизонта
Стороны горизонта необходимы для ориентирования на местности. Четыре из них — основные: север, юг, запад, восток. Первые две указывают в направлении полюсов, сквозь которые проходит ось Земли. Земной шар вращается вокруг нее. Восток указывает в направлении вращения, а стрелка запада направлена противоположно.
Промежуточные стороны горизонта пишутся двумя словами через черточку (дефис): северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. В некоторых случаях этого бывает недостаточно, чтобы указать расположение объекта.
В таком случае его направление будет называться системой из трех слов. Первое из них отражает основную сторону горизонта, а 2 других — промежуточную. Например: северо-северо-восток.
Что значит ориентироваться?
Изучение географии на местности — увлекательное, интересное и полезное занятие. Для проведения работ на местности необходимо многое уметь. Например, хорошо ориентироваться и измерять расстояние, проводить съёмку местности. Умение ориентироваться на местности играет важную роль в жизни человека. Известны случаи, когда из-за потери ориентировки погибали целые экспедиции. И наоборот, умение это не раз помогало людям в трудную минуту.
Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта, а также направления пути. Ориентироваться можно по звёздам, Солнцу, местным признакам.
Неизменный помощник в работе на местности — компас (в профессиональной речи моряков компас). Он служит для ориентирования относительно сторон горизонта.
Чтобы не заблудиться в незнакомой местности (например, во время лыжной прогулки, в походе и т. д.), необходимо сначала определить по компасу, в каком направлении вы собираетесь двигаться. Только в этом случае вы будете знать, в какую сторону возвращаться. Если вы собрались пойти на северо-восток, то возвращаться назад нужно будет на юго-запад.
Для правильного определения сторон горизонта компас нужно повернуть так, чтобы синий конец его стрелки совместился с буквой «С» (север). Если встать к северу лицом, то позади будет юг, направо — восток, налево — запад. Это основные стороны горизонта. Существуют ещё и промежуточные: северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
С помощью компаса можно легко определить направления и на местные объекты, которые могут послужить надёжным ориентиром в пути. Для этого определяют азимуты этих объектов.
Способы ориентирования
Зная, сколько существует способов ориентирования на местности, опытный человек никогда не заблудится даже в лесу.
В зависимости от окружающей обстановки требуется решить, на каком из них остановиться. Задача состоит в определении севера. Относительно него нужно выбирать нужное направление движения.
Определить его можно при помощи разных вариантов:
- Компаса. Имея на руках этот прибор, нужно расположить его в горизонтальном направлении. Стрелка укажет на север.
- Солнца. Нужно дождаться полудня. В этот час все предметы отбрасывают тень на север.
- Полярной звезды. Этим способом можно воспользоваться ночью при ясном небе. Полярная звезда всегда показывает северное направление на небосводе.
- Деревьев. Не нужно отчаиваться даже в лесу. Всегда должны существовать способы ориентирования на местности. В первую очередь — расположение мха на деревьях. Он растет только с северной их стороны. Важным фактором является густота веток. С той стороны, где они начинают частить, находится юг.
- Муравейников. Располагаются только с северной стороны.
Для облегчения ориентирования на местности следует разбираться в понятии азимута. Этот термин обозначает угол, составленный линиями, одна из которых указывает на север, а другая — в сторону выбранного объекта. Находится азимут при помощи компаса.
Для этого к корпусу прикладывается любая палочка, один конец которой соединяется с центром компаса, а второй направляется в нужную сторону. Угол между направлением палочки и севером называется азимутом.
Урок географии в 6 классе на тему:«Стороны горизонта. Ориентирование».
Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование».
Предмет: география, урок изучения нового материала
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 6 класс
,
компас, ручные механические часы, раздаточные материалы, учебник по географии, атлас.
Автор
: Гимазова Ф.Г.
Технологии
: ИКТ — использована презентация.
Аннотация: Стороны горизонта изучаются в начальном курсе географии в 6 классе в
теме « План и карта». В рабочей программе изучению сторон горизонта и ориентированию отводится 1 урок. Главная задача урока — сформулировать у учащихся умения определять стороны горизонта на плоскости.
Использование презентаций положительно отражается на динамике проведения урока и дает возможность увеличения материала и времени для закрепления знаний и умений. В связи с этим урок становится очень легким, но в то же время дается довольно обширный материал.
Обязательным является объявления учащимся целей урока после игрового вступления и подведение итогов в конце урока.
Литература:
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Начальный курс географии.- Москва. Дрофа, 2009
2. Планирование уроков по географии, 6 кл.
Цели урока:
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
- формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.
Развивающие:
- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить работу над развитием устной монологической речи;
- создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательние:
- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование и оснащение урока:
Технические СО:
компьютер, мультимедийное оборудование, экран;
Учебно-информационные СО:
- карточки-сорбонки для обратной связи
- карточки с условными топографическими знаками (демонстративные и индивидуальные)
- таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе – слайде)
- памятки ученику: при работе с географической картой и планом, правила работы с компасом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)
- контурные карты;
- карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту;
- электронная версия мультимедиа учебника «Начальный курс географии, 6 класс»;
- презентация урока.
Ход урока
І. Организационный этап.
Задачи этапа:
1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; 2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
ІІ. Этап проверки домашнего задания.
Задачи этапа:
- выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
- определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
- создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
- развитие пространственных представлений.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:
1. Проговаривание слов с орфограммами по теме «План и карта».
(Слайд 2)
2. Учитель читает орфоэпически.
3. Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой знаний понятий).
4. Составить рассказ по заданным условным знакам. (Слайд 3)
5. Прочитать рассказ с условными знаками (Слайд 4)
6. Работа в паре с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение))
7. Коллективная работа с сорбонками. Показать понятие по данному мною определению (масштаб, план местности, карта, глобус, меридианы, параллели, географические координаты)
Ученики повторяют орфографически.
Учащиеся-контролёры проверяют знания товарищей, дают аннотацию ответов, после чего учитель проверяет у них знания понятий и оценивает.
Учащиеся учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схемах.
Взаимопроверка знаний в определении понятий.
Учащиеся показывают сорбонку с понятием по заданному определению понятия.
Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.
Аннотация ответов товарищей.
Знаковое моделирование.
Развитие речи учащихся.
Знаковое моделирование. Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово.
Использование сорбонок. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.
Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Обобщение.
ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Задачи этапа:
- Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
- Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)
Содержание этапа учебного занятия:
- Сообщение темы учебного занятия.
- Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
- Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
- Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:
1. «Ассоциативный ряд».
Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации…
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
2. Задача сегодняшнего урока:
(слайд 5) научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» (слайд 5)
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.
Записывают тему урока в тетради.
Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
Опора на опыт, знания учащихся.
Развитие монологической речи.
IV. Этап изучения нового материала.
Задачи этапа:
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
- Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
- Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Содержание этапа и педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи.
1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности
(показ слайда 6)
- Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Найдите определение понятия в сорбонках. Прочтите.
- Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
- Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).
2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 7 — стороны горизонта)
3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)
Самопроверка (показ слайда)
4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.
5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности».
(Слайд
6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)
- Покажите направления на плане местности.
- Как оно обычно показано?
- В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
- Определите, как изменяется направление реки Соть.
- Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите умения согласно новой теме урока.
- А зачем нам это нужно?
- Как по карте узнать направление сторон горизонта?
- Работа с контурными картами.
- Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д.
- Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали?
- Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?
ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.
1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 10)
- Посмотрите, что можете сказать?
- Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
- Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
- Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
- Мы с вами определили АЗИМУТ.
- Так что такое АЗИМУТ?
(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)
2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).
3. Работа с учебником. Стр. 235.
- Прочтите определение понятия.
- Найдите в своих сорбонках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Читают определение понятия в сорбонках про себя, хором.
Чертят и показывают у доски.
Смотрят.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
Самоконтроль знаний.
Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.
Работа с учебником.
Стр. 242
Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране.
Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.
Отвечают на вопрос:
чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.
Показывают на карте направления параллелей и меридианов.
Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.
Делают вывод.
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.
Учащиеся читают определение понятия на сорбонках, говорят друг другу по памяти.
Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.
Развитие умения выделять главное.
Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта.
Развитие навыков самоконтроля.
Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения;
Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово;
формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта.
Использование алгоритма, ЗУН при изучении данной темы. Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы;
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.
Формирование навыков работы с учебником.
Развитие коммуникативных отношений.
V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Задачи:
- Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
- Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
- Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.
- Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.
1. Работа по определению азимута.
по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (слайд 11)
Определить азимут на: гору, высоковольтные столбы, постамент, дерево.
2. Практическая работа с компасом.
- Показ видеофрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности» Фрагмент.
(образец на слайде 12)
- Что такое компас?
- Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
- Прочтите памятку «Правила работы с компасом» (слайд 13) и установите компас.
- Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» (Слайд 14) и посмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 235.
Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на белку, на дверь)
- Работа с учебником. Чтение текста на стр. 236. движение по азимуту.
- Как вы думаете, зачем нужно уметь определять азимут?
- Прочтите, как научиться ориентированию по компасу.
- С чего начинают движение по азимуту? Что дальше?…
- Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?
3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.
Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. (слайд 15) Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.
1 группа. 1 записка.
От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° — 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.
2 записка
Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.
(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)
Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.
Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.
Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.
Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.
Самостоятельно читают текст учебника.
Отвечают: составлять маршрутную съёмку местности, научиться спортивному ориентированию.
В процессе беседы о прочитанном учащиеся выделяют порядок движения по азимуту.
Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.
Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.
Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.
Развитие логического мышления.
Формирование умений практического применения знаний.
Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.
Формирование интереса к изучаемой теме.
Создание условий для формирования коллективно-группо-вых отношений в процессе игровой деятельности.
VI. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.
Проверка выполнения заданий в записках каждой группой.
Д/з § 61, Вопросы и задания /письменно/
Что нового узнали на уроке и чему научились?
Использование карт
Вести ориентирование на местности удобно по карте.
Так называют нанесенную уменьшенную площадь на бумагу в виде картинки. Для этого применяется такое понятие, как масштаб.
Он означает, во сколько раз нанесенное изображение меньше реального.
Выражаться это может двумя способами:
- Дробью, где в числителе стоит единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшено реальное расстояние.
- После указанного масштаба ведется разъяснение, сколько км содержится в 1 см расстояния по карте.
Вторым способом удобно измерять расстояние без расчетов. Для этого потребуются циркуль и линейка.
К недостатку карт относится наличие искажений реальной поверхности. Связано это с шарообразной формой Земли. Если на бумагу нанести ее реальный вид, то получатся разрывы.
Урок 2 Ориентирование на местности
Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь:
☛ определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад; ☛ определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.); ☛ выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место; ☛ выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути.
При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.
Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.
Способы определения сторон горизонта
Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.
Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.
В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.
Определение сторон горизонта на местности можно выполнить по солнцу и часам. Этот способ менее точен, чем первый (так как наши часы показывают не местное время, а поясное), но для практики ориентирования на местности вполне приемлем. Кроме того, необходимо помнить, что на территории России стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч).
Учитывая это, стороны горизонта по солнцу и часам определяются в следующей последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол, образованный между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1, мысленно разделить пополам, т. е. провести биссектрису этого угла. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.
Стороны горизонта по солнцу и часам приблизительно можно определить и другим способом.
Из курса географии вы знаете, что Земля совершает полный оборот на 360° за 24 ч. Значит, солнце перемещается по горизонту с востока на запад на 15° за 1 ч. Таким образом, если солнце в полдень в Северном полушарии находится на юге, что соответствует 180° на шкале компаса, то в 17 ч оно будет на юго-за- паде: (17 ч- 14 ч) х 15° = 45°; 180° + 45° = 225° — на компасе это соответствует юго-западному направлению. В 20 ч солнце сместится на 90° и будет на западе (180° + 90° = 270°). Таким образом, глядя на солнце и часы, приблизительно можно определить стороны горизонта.
Стороны горизонта можно определить и по некоторым местным предметам, в том числе по направлению просек и оцифровке на квартальных столбах. Просеки в лесу прорубают, как правило, почти строго по линиям север — юг и восток — запад. На торцах столбов, установленных на перекрёстках просек, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Таким образом, наименьшая цифра расположена на северо-западном срезе столба, а следующая по порядку — на северо-восточном. Эти две цифры указывают северное направление.
При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.
Определение сторон горизонта ночью Определение сторон горизонта по квартальным столбам
Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы — это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша. Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда. Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг, справа — на восток, слева — на запад.
Однако и ночью самый надёжный способ определения сторон горизонта — при помощи компаса. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.
Проверьте себя
☛ Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности? ☛ Какие основные элементы включает ориентирование на местности? ☛ Каков порядок определения сторон горизонта по компасу? ☛ Какие признаки местных предметов помогут определить стороны горизонта? ☛ Как можно определить стороны горизонта по солнцу и часам?
Определите дома при помощи компаса, в какую сторону горизонта выходят окна вашей квартиры (дома).
В школьном дворе или на прогулке определите стороны горизонта по признакам местных предметов, по солнцу и часам, а затем сверьте полученные результаты с показаниями компаса и определите погрешности первых двух способов
Применение глобуса
Глобус — название уменьшенной модели Земли. Выполняется он в форме шара. На него в неискаженном виде наносятся материки, водные пространства и рельеф территории. Масштаб всегда постоянный и составляет 1:50000000. Это означает, что в 1 см содержится 500 км.
Вся поверхность глобуса покрыта меридианами и параллелями. Они необходимы для нахождения координат любой точки земного шара. Для этого используются такие понятия, как широта и долгота.
Широта — угол, сформированный двумя линиями. Одна представляет радиус экватора, а вторая соединяет центр Земли с определяемой точкой. В зависимости от полушария она бывает северная и южная.
Долгота — угол, образованный двумя плоскостями. Обе проходят через всю ось Земли. Одна из них рассекает планету через нулевой меридиан, а вторая — тот, на котором находится нужная точка. Под нулевым меридианом условно принято расположение Гринвичской обсерватории. Находится она под Лондоном. Долгота также бывает северная и южная.
Такая же градусная сетка применяется и на картах.
План местности
В отличие от карты, план составляется для небольшого участка местности. На нем может выделяться небольшой объект с прилежащей к нему территорией. Внешне он представляет собой схему поселка, колхоза или совхоза. В связи с небольшой площадью кривизна земной поверхности не учитывается.
На планах все существующие объекты вычерчиваются в заданном масштабе. Пропусков не допускается. Формироваться планы могут вручную или с помощью аэрофотоснимков.
На планах отсутствует градусная сетка. Северное направление находится вверху рисунка.
Владея такими знаниями, всегда можно выйти из затруднительного положения, оказавшись в незнакомой местности. Причем не имеет значения, где она находится и какое на данный момент время суток.