Разработка урока: «Ориентирование на местности» 6 класс


Основные и промежуточные стороны горизонта

Стороны горизонта необходимы для ориентирования на местности. Четыре из них — основные: север, юг, запад, восток. Первые две указывают в направлении полюсов, сквозь которые проходит ось Земли. Земной шар вращается вокруг нее. Восток указывает в направлении вращения, а стрелка запада направлена противоположно.

Промежуточные стороны горизонта пишутся двумя словами через черточку (дефис): северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. В некоторых случаях этого бывает недостаточно, чтобы указать расположение объекта.

В таком случае его направление будет называться системой из трех слов. Первое из них отражает основную сторону горизонта, а 2 других — промежуточную. Например: северо-северо-восток.

Что значит ориентироваться?

Изучение географии на местности — увлекательное, интересное и полезное занятие. Для проведения работ на местности необходимо многое уметь. Например, хорошо ориентироваться и измерять расстояние, проводить съёмку местности. Умение ориентироваться на местности играет важную роль в жизни человека. Известны случаи, когда из-за потери ориентировки погибали целые экспедиции. И наоборот, умение это не раз помогало людям в трудную минуту.
Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта, а также направления пути. Ориентироваться можно по звёздам, Солнцу, местным признакам.

Неизменный помощник в работе на местности — компас (в профессиональной речи моряков компас). Он служит для ориентирования относительно сторон горизонта.

Чтобы не заблудиться в незнакомой местности (например, во время лыжной прогулки, в походе и т. д.), необходимо сначала определить по компасу, в каком направлении вы собираетесь двигаться. Только в этом случае вы будете знать, в какую сторону возвращаться. Если вы собрались пойти на северо-восток, то возвращаться назад нужно будет на юго-запад.

Ориентирование на местности

Для правильного определения сторон горизонта компас нужно повернуть так, чтобы синий конец его стрелки совместился с буквой «С» (север). Если встать к северу лицом, то позади будет юг, направо — восток, налево — запад. Это основные стороны горизонта. Существуют ещё и промежуточные: северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

С помощью компаса можно легко определить направления и на местные объекты, которые могут послужить надёжным ориентиром в пути. Для этого определяют азимуты этих объектов.

Способы ориентирования

Зная, сколько существует способов ориентирования на местности, опытный человек никогда не заблудится даже в лесу.

Горизонт это

В зависимости от окружающей обстановки требуется решить, на каком из них остановиться. Задача состоит в определении севера. Относительно него нужно выбирать нужное направление движения.

Определить его можно при помощи разных вариантов:

  1. Компаса. Имея на руках этот прибор, нужно расположить его в горизонтальном направлении. Стрелка укажет на север.
  2. Солнца. Нужно дождаться полудня. В этот час все предметы отбрасывают тень на север.
  3. Полярной звезды. Этим способом можно воспользоваться ночью при ясном небе. Полярная звезда всегда показывает северное направление на небосводе.
  4. Деревьев. Не нужно отчаиваться даже в лесу. Всегда должны существовать способы ориентирования на местности. В первую очередь — расположение мха на деревьях. Он растет только с северной их стороны. Важным фактором является густота веток. С той стороны, где они начинают частить, находится юг.
  5. Муравейников. Располагаются только с северной стороны.

Для облегчения ориентирования на местности следует разбираться в понятии азимута. Этот термин обозначает угол, составленный линиями, одна из которых указывает на север, а другая — в сторону выбранного объекта. Находится азимут при помощи компаса.

Для этого к корпусу прикладывается любая палочка, один конец которой соединяется с центром компаса, а второй направляется в нужную сторону. Угол между направлением палочки и севером называется азимутом.

Урок географии в 6 классе на тему:«Стороны горизонта. Ориентирование».

Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование».

Предмет: география, урок изучения нового материала

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 6 класс

,

компас, ручные механические часы, раздаточные материалы, учебник по географии, атлас.

Автор

: Гимазова Ф.Г.

Технологии

: ИКТ — использована презентация.

Аннотация: Стороны горизонта изучаются в начальном курсе географии в 6 классе в
теме « План и карта». В рабочей программе изучению сторон горизонта и ориентированию отводится 1 урок. Главная задача урока — сформулировать у учащихся умения определять стороны горизонта на плоскости.
Использование презентаций положительно отражается на динамике проведения урока и дает возможность увеличения материала и времени для закрепления знаний и умений. В связи с этим урок становится очень легким, но в то же время дается довольно обширный материал.

Обязательным является объявления учащимся целей урока после игрового вступления и подведение итогов в конце урока.

Литература:

1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Начальный курс географии.- Москва. Дрофа, 2009

2. Планирование уроков по географии, 6 кл.

Цели урока:

Обучающие:

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;
  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательние:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование и оснащение урока:

Технические СО:

компьютер, мультимедийное оборудование, экран;

Учебно-информационные СО:

  • карточки-сорбонки для обратной связи
  • карточки с условными топографическими знаками (демонстративные и индивидуальные)
  • таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе – слайде)
  • памятки ученику: при работе с географической картой и планом, правила работы с компасом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)
  • контурные карты;
  • карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту;
  • электронная версия мультимедиа учебника «Начальный курс географии, 6 класс»;
  • презентация урока.

Ход урока

І. Организационный этап.

Задачи этапа:

1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; 2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
ІІ. Этап проверки домашнего задания.
Задачи этапа:

  • выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
  • определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
  • создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
  • развитие пространственных представлений.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:

1. Проговаривание слов с орфограммами по теме «План и карта».

(Слайд 2)

2. Учитель читает орфоэпически.

3. Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой знаний понятий).

4. Составить рассказ по заданным условным знакам. (Слайд 3)

5. Прочитать рассказ с условными знаками (Слайд 4)

6. Работа в паре с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение))

7. Коллективная работа с сорбонками. Показать понятие по данному мною определению (масштаб, план местности, карта, глобус, меридианы, параллели, географические координаты)

Ученики повторяют орфографически.

Учащиеся-контролёры проверяют знания товарищей, дают аннотацию ответов, после чего учитель проверяет у них знания понятий и оценивает.

Учащиеся учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схемах.

Взаимопроверка знаний в определении понятий.

Учащиеся показывают сорбонку с понятием по заданному определению понятия.

Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.

Аннотация ответов товарищей.

Знаковое моделирование.

Развитие речи учащихся.

Знаковое моделирование. Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово.

Использование сорбонок. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Обобщение.

ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задачи этапа:

  1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
  2. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)

Содержание этапа учебного занятия:

  1. Сообщение темы учебного занятия.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
  4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:

1. «Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

2. Задача сегодняшнего урока:

(слайд 5) научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» (слайд 5)

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.

Записывают тему урока в тетради.

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

IV. Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
  • Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Содержание этапа и педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи.

1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

(показ слайда 6)

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия в сорбонках. Прочтите.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 7 — стороны горизонта)

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка (показ слайда)

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности».

(Слайд 8)

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

  • Покажите направления на плане местности.
  • Как оно обычно показано?
  • В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
  • Определите, как изменяется направление реки Соть.
  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите умения согласно новой теме урока.
  • А зачем нам это нужно?
  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?
  • Работа с контурными картами.
  • Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д.
  • Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали?
  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 10)

  • Посмотрите, что можете сказать?
  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
  • Мы с вами определили АЗИМУТ.
  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр. 235.

  • Прочтите определение понятия.
  • Найдите в своих сорбонках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Читают определение понятия в сорбонках про себя, хором.

Чертят и показывают у доски.

Смотрят.

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

Самоконтроль знаний.

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

Работа с учебником.

Стр. 242

Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране.

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Показывают на карте направления параллелей и меридианов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

Учащиеся читают определение понятия на сорбонках, говорят друг другу по памяти.

Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.

Развитие умения выделять главное.

Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта.

Развитие навыков самоконтроля.

Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения;

Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово;

формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта.

Использование алгоритма, ЗУН при изучении данной темы. Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы;

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.

Формирование навыков работы с учебником.

Развитие коммуникативных отношений.

V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
  2. Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
  3. Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.
  4. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.

1. Работа по определению азимута.

по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (слайд 11)

Определить азимут на: гору, высоковольтные столбы, постамент, дерево.

2. Практическая работа с компасом.

  • Показ видеофрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности» Фрагмент.

(образец на слайде 12)

  • Что такое компас?
  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
  • Прочтите памятку «Правила работы с компасом» (слайд 13) и установите компас.
  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» (Слайд 14) и посмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 235.

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на белку, на дверь)

  • Работа с учебником. Чтение текста на стр. 236. движение по азимуту.
  • Как вы думаете, зачем нужно уметь определять азимут?
  • Прочтите, как научиться ориентированию по компасу.
  • С чего начинают движение по азимуту? Что дальше?…
  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. (слайд 15) Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° — 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 записка

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)

Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.

Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.

Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.

Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.

Самостоятельно читают текст учебника.

Отвечают: составлять маршрутную съёмку местности, научиться спортивному ориентированию.

В процессе беседы о прочитанном учащиеся выделяют порядок движения по азимуту.

Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.

Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.

Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

Развитие логического мышления.

Формирование умений практического применения знаний.

Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.

Формирование интереса к изучаемой теме.

Создание условий для формирования коллективно-группо-вых отношений в процессе игровой деятельности.

VI. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Проверка выполнения заданий в записках каждой группой.

Д/з § 61, Вопросы и задания /письменно/

Что нового узнали на уроке и чему научились?

Использование карт

Вести ориентирование на местности удобно по карте.

Так называют нанесенную уменьшенную площадь на бумагу в виде картинки. Для этого применяется такое понятие, как масштаб.

Он означает, во сколько раз нанесенное изображение меньше реального.

Выражаться это может двумя способами:

  1. Дробью, где в числителе стоит единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшено реальное расстояние.
  2. После указанного масштаба ведется разъяснение, сколько км содержится в 1 см расстояния по карте.

Вторым способом удобно измерять расстояние без расчетов. Для этого потребуются циркуль и линейка.

К недостатку карт относится наличие искажений реальной поверхности. Связано это с шарообразной формой Земли. Если на бумагу нанести ее реальный вид, то получатся разрывы.

Урок 2 Ориентирование на местности

Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь:

☛ определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад; ☛ определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.); ☛ выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место; ☛ выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути. 

При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.

Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.

Способы определения сторон горизонта

Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.

Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.

Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.

В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.

Определение сторон горизонта на местности можно выполнить по солнцу и часам. Этот способ менее точен, чем первый (так как наши часы показывают не местное время, а поясное), но для практики ориентирования на местности вполне приемлем. Кроме того, необходимо помнить, что на территории России стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч).

Учитывая это, стороны горизонта по солнцу и часам определяются в следующей последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол, образованный между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1, мысленно разделить пополам, т. е. провести биссектрису этого угла. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

Стороны горизонта по солнцу и часам приблизительно можно определить и другим способом.

Из курса географии вы знаете, что Земля совершает полный оборот на 360° за 24 ч. Значит, солнце перемещается по горизонту с востока на запад на 15° за 1 ч. Таким образом, если солнце в полдень в Северном полушарии находится на юге, что соответствует 180° на шкале компаса, то в 17 ч оно будет на юго-за- паде: (17 ч- 14 ч) х 15° = 45°; 180° + 45° = 225° — на компасе это соответствует юго-западному направлению. В 20 ч солнце сместится на 90° и будет на западе (180° + 90° = 270°). Таким образом, глядя на солнце и часы, приблизительно можно определить стороны горизонта.

Стороны горизонта можно определить и по некоторым местным предметам, в том числе по направлению просек и оцифровке на квартальных столбах. Просеки в лесу прорубают, как правило, почти строго по линиям север — юг и восток — запад. На торцах столбов, установленных на перекрёстках просек, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Таким образом, наименьшая цифра расположена на северо-западном срезе столба, а следующая по порядку — на северо-восточном. Эти две цифры указывают северное направление.

При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.

Определение сторон горизонта ночью Определение сторон горизонта по квартальным столбам

Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы — это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша. Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда. Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг, справа — на восток, слева — на запад.

Однако и ночью самый надёжный способ определения сторон горизонта — при помощи компаса. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.

Проверьте себя

☛ Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности? ☛ Какие основные элементы включает ориентирование на местности? ☛ Каков порядок определения сторон горизонта по компасу? ☛ Какие признаки местных предметов помогут определить стороны горизонта? ☛ Как можно определить стороны горизонта по солнцу и часам?

Определите дома при помощи компаса, в какую сторону горизонта выходят окна вашей квартиры (дома).

В школьном дворе или на прогулке определите стороны горизонта по признакам местных предметов, по солнцу и часам, а затем сверьте полученные результаты с показаниями компаса и определите погрешности первых двух способов

Применение глобуса

Глобус — название уменьшенной модели Земли. Выполняется он в форме шара. На него в неискаженном виде наносятся материки, водные пространства и рельеф территории. Масштаб всегда постоянный и составляет 1:50000000. Это означает, что в 1 см содержится 500 км.

Вся поверхность глобуса покрыта меридианами и параллелями. Они необходимы для нахождения координат любой точки земного шара. Для этого используются такие понятия, как широта и долгота.

Стороны горизонта что такое

Широта — угол, сформированный двумя линиями. Одна представляет радиус экватора, а вторая соединяет центр Земли с определяемой точкой. В зависимости от полушария она бывает северная и южная.

Долгота — угол, образованный двумя плоскостями. Обе проходят через всю ось Земли. Одна из них рассекает планету через нулевой меридиан, а вторая — тот, на котором находится нужная точка. Под нулевым меридианом условно принято расположение Гринвичской обсерватории. Находится она под Лондоном. Долгота также бывает северная и южная.

Такая же градусная сетка применяется и на картах.

План местности

В отличие от карты, план составляется для небольшого участка местности. На нем может выделяться небольшой объект с прилежащей к нему территорией. Внешне он представляет собой схему поселка, колхоза или совхоза. В связи с небольшой площадью кривизна земной поверхности не учитывается.

На планах все существующие объекты вычерчиваются в заданном масштабе. Пропусков не допускается. Формироваться планы могут вручную или с помощью аэрофотоснимков.

На планах отсутствует градусная сетка. Северное направление находится вверху рисунка.

Владея такими знаниями, всегда можно выйти из затруднительного положения, оказавшись в незнакомой местности. Причем не имеет значения, где она находится и какое на данный момент время суток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: