На данной странице подобраны актуальные темы проектов по информатике и ИКТ для 9 класса, на основе которых ученик вместе с учителем может выбрать для себя наиболее подходящую требованиям идею для изучения. Тема должна содержать информативную основу — методы исследовательской работы, теоретическую значимость, практическую значимость работы и пр.
Данный раздел содержит темы проектов по информатике для 9 класса школы, посвященные таким сферам изучения компьютерных технологий — сеть Интернет, авторское право в Интернете и киберпреступность, история создания и развития ЭВМ, информационные справочные и поисковые системы и прочее.
Представленные ниже темы исследовательских работ по информатике для 9 класса можно видоизменить, конкретизируя или расширяя формулировку. Например, можно добавить практические методы исследования — наблюдение, интервью, анкетирование, опрос. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Данные темы проектных исследовательских работ по информатике рекомендуются для школьников 9 класса, которые желают улучшить свои знания по предмету информатика и в дальнейшем продолжить изучение информационных технологий и программирования.
Темы проектов по информатике в 9 классе
Internet v. 1.2».( советы по модернизации Глобальной Паутины). Авторское право и Internet. Векторные графические редакторы. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Интернет-зависимость – проблема современного общества. Информационный бизнес. Искусственный интеллект и ЭВМ. Киберпреступность. Кодирование и обработка звуковой информации. Компьютер внутри нас. (какие информационные процессы происходят внутри человека, (безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации) Мировые информационные войны. Обучающие системы. Средства создания электронных учебников. О программах-браузерах в Интернете. О программах-поисковиках в Интернете. Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний. Пакет MathCad. Развитие программных средств математических вычислений от Eureka до Mathematica. Информационная система (база данных) «Борей». Информационные справочные системы в человеческом обществе. Информационные поисковые системы в человеческом обществе. Базы данных и Интернет. Геоинформационные системы. Проектирование и программирование баз данных. СУБД Oracle. Информационная система «Галактика». Информационная система «Консультант плюс» Информационная система «Гарант плюс».
Проектная деятельность на уроках информатики
Если я задам вам вопрос: «О каком школьном предмете идёт речь? Это один из самых молодых предметов, его содержание постоянно обновляется, его практическую значимость трудно переоценить, он вооружает учащихся знаниями и умениями, необходимыми для изучения других школьных дисциплин, он готовит выпускников школы к жизни в информационном обществе». Я думаю, вы со мной согласитесь, что речь идёт об информатике.
Как учитель информатики я столкнулась со следующей проблемой: с одной стороны современные дети способны очень быстро осваивать разные технологические новинки, программные средства, с другой – испытывают большие трудности при работе с информацией, умении работать в команде, умении представить информацию. Я окунулась в поиск приёмов и методов, которые бы разрешили это противоречие, сделали бы мой труд и труд моих учеников максимально результативным, интересным, удовлетворяющим запросам современных учеников и современного общества.
Опираясь на теоретические аспекты:
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»;
- Пахомова Н. Ю. – «Методика использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе»;
- Слинкин Д.А. – «Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики»;
- изучив современные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, я пришла к выводу, что наиболее эффективной для уроков информатики является технология проектного обучения.
Я работаю над проблемой:
Формирования информационно — коммуникативных компетенций и развитие творческих способностей школьников на уроках информатики через проектную деятельность.
Актуальность и социальная значимость применения проектной технологии на уроках информатики заключается в следующем:
В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Выпускник должен быть готов к тому, что ему в течение всей жизни придётся учиться, изучать новую технику, овладевать новыми технологиями, повышать свою квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Сегодня на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений.
Образованный человек в современном обществе − это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации [2].
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель:
Подготовить выпускников школы, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире путём овладения информационными технологиями через проектную деятельность.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
- способствовать формированию информационных, коммуникативных компетенций школьников, компетенций личностного самосовершенствования;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», − вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3].
В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проектная деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как содержание обучения, так как она в большей степени, чем многие другие технологии побуждает учащихся проявлять способности:
- к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
- к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к синтезированию и обобщению информации из разных источников;
- к умению видеть проблему, выдвигать гипотезы;
- к умению делать выбор и принимать решения [1].
Из опыта работы
Осмысление накопленного опыта, анализ методической литературы, современных УМК по информатике, позволили мне разработать собственную методическую систему работы по применению проектной технологии на уроках информатики.
Проектная деятельность на уроках информатики, как и на других предметах, должна соответствовать содержанию программы образования. Поэтому при составлении своего тематического планирования в начале учебного года, я выделяю разделы, которые будут вынесены на «проектирование», изучаю и анализирую возможности учащихся, продумываю темы проектов. Изучение разделов информатики строю так, чтобы на зачётном уроке обучающимися были представлены проекты, в которых отражались бы приобретенные знания и умения по теме. В таблице 1 представлены проекты, которые выполняются учащимися в течение прохождения одного раздела программы и выставляются на защиту по окончанию изучения этого раздела.
Таблица 1
Раздел программы (8-9 класс) | Проект по окончанию изучения раздела |
Информация и информационные процессы | Передача информации: от гонца до электронной почты. |
Устройство компьютера | Как самостоятельно выбрать компьютер? |
Обработка текстовой информации | Текст: история и современность. |
Обработка числовой информации | Диаграммы и графики вокруг нас. |
Технология обработки графической информации | Векторная и растровая графика: преимущества и недостатки. |
Моделирование | Графы в решении задач. |
Коммуникационные технологии. | Интернет: за или против? |
За время работы по методу проектов я могу с уверенностью сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Раздел программы (8-9 класс) | Проекты, выполняемые в рамках одного урока по ходу изучения раздела |
Технология обработки графической и видеоинформации | Фотоколлаж «Мой край родной». Слайд-шоу «Школа, в которой я учусь», «О, спорт, ты − жизнь». |
Моделирование | Биологические модели развития популяций. Графическое решение уравнений. |
Коммуникационные технологии | Общение в Интернете. Образование в сети. Защита информации. |
Тематика проектов может изменяться в зависимости от учёта учебной ситуации, интересов и способностей обучающихся, а также она может быть предложена и самими учениками.
Проведению мини-проектов на уроках информатики способствуют следующие факторы:
1) поиск информации для выполнения проекта из различных источников (учебник, электронный учебник, сеть Интернет, журналы, энциклопедии и т.п.);
2) совмещение поиска информации в сети Интернет с оформлением готового продукта;
3) широкое использование различных сетевых возможностей:
- сетевого диска для обмена информацией во время работы;
- «облачных» технологий для совместной работы;
4) возможность дистанционного координирования проектов;
5) широкая возможность представления готового продукта, как результата проекта (рисунок, презентация, сайт, буклет, фотоколлаж, видеоролик и т.д.).
Несмотря на продолжительность проектов, я выделяю следующие этапы работы над проектом.
Таблица 3
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап: Погружение в проект | ||
1. Определение проблемы. 2. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. 3. Определение цели проекта и поэтапных задач. | Формулирует: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. | Осуществляют: личностное присвоение проблемы; принятие, уточнение, конкретизация цели и задач. |
2 этап: Организация деятельности | ||
1. Определение сроков выполнения. 2. Выбор средств и методов выполнения. 3. Обсуждение критериев оценки проекта. 4. Выбор способа оформления результатов. 5. Выбор формы работы | Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»); критерии оценивания; формы представления результатов; возможное распределение ролей. | Участвуют в обсуждении: плана проекта; критериев оценки, уточнение спорных моментов; форм представления результатов; Осуществляют: разбивку на группы и распределение ролей в группе. |
3 этап: Осуществление деятельности | ||
1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. 2. Проведение исследования, расчётов. 3. Подготовка материала. 4. Оформление готового продукта. 5. Контроль и коррекция промежуточных результатов. | Наблюдает: консультирует; советует; ориентирует. | Активно и самостоятельно работают: сбор и поиск информации из разных источников; проводят исследования, эксперименты, расчёты; подготавливают наглядно-графический материал; оформляют готовый продукт; консультируются по необходимости. |
4 этап: Завершение проекта | ||
1. Презентация проекта. 2. Экспертиза в соответствии с заданными критериями. 3. Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, личностных и групповых достижений. | Принимает: обобщает полученные результаты; подводит итоги. Оценивает. | Защищают проект, демонстрируя понимание проблемы и найденные пути решения. Осуществляют: рефлексию деятельности и результатов; самооценку и взаимооценку деятельности. |
За годы работы мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых. Выполняем проекты не только монопредметные (по информатике), но и межпредметные. Примеры проектов приведены в таблицах 4, 5.
Таблица 4. Типология проектов по предметно-содержательной области
Тип проекта | Проект |
Монопроект | «Устройство компьютера», «Коды в жизни современного человека» |
Межпредметный | Сайт «Поклонимся великим тем годам», Сайт «Экология Кулешовки: проблемы и решения» |
Таблица 5. Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности
Тип проекта | Проект |
Творческий | «От фотографии к картине», «Фотоколлаж – как элемент искусства» |
Информационный | «Макросы в электронных таблицах», «Логика. Формы мышления» |
Исследовательский | «Инфографика: вчера, сегодня, завтра», «ASCII-art – ушедшее в прошлое или современное направление в киберискусстве?», «Мобильный Интернет – веяние моды или практическая необходимость?» |
Социально-значимый | Сайты: «Экология Кулешовки: проблемы и решения», «Краски Донской природы», «Моё село Кулешовка»; Презентации: «Страницы, опалённые войной», «История моей школы», «Здоровый образ жизни − залог твоего будущего», «Приазовье моё – гордость моя»; Видеофильмы: «Интервью с ветераном», «День Победы», «Твори добро – другим во благо»; Слайд-шоу «Чудеса России», «О, спорт, ты – жизнь!», «Города – герои» |
Сетевой | Межрегиональный сетевой проект «Идет волшебница-зима…» на сайте https://www.openclass.ru (Сообщество ЭКО-НН). Сетевой проект по информатике «Шпионские страсти» на сайте https://shpion.64-school.ru/ |
При работе над проектами использую таблицы ЗИУК (Знаю – Интересуюсь – Узнал – Как узнал). Перед началом работы над проектом ребята заполняют первый столбец таблицы «Что я знаю по данному вопросу?». Второй столбец таблицы «Чем я интересуюсь?» − это пробуждение интереса к новой информации заполняется на «стадии осмысления». По окончанию работы над проектом заполняются столбцы «Что удалось узнать?», «Как я это узнал?». Такой приём позволяет активизировать имеющиеся знания обучающихся и установить их личное отношение к вопросам, на которые предстоит дать ответы, даёт возможность ученикам выстроить смысловую цепочку из того, что знали и чему научились в ходе работы над проектом, учителю помогает организовать и проконтролировать деятельность учащихся.
Важное место в работе над проектом занимает его защита. Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы ученики могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты. При этом у каждой команды таблица индивидуальная. Опорная таблица может меняться в зависимости от типа проекта.
Таблица 6. Опорная таблица для защиты исследовательского проекта «Символы вокруг нас»
Название проекта | Своему проекту мы дали название _____________ |
Актуальность | |
Цель исследования | |
Задачи | Найти информацию о том, что______ Провести анализ__________ Составить классификацию символов, создать свой символ. |
Объект исследования Предмет исследования | |
Методы исследования | |
Гипотеза | Мы предположили, что___________ |
Этапы исследования | Мы изучили ________________ Проанализировали_______________ Составили свою классификацию символов_________ Создали свой символ с помощью программы_______ |
Наша классификация | |
Наш символ | |
Выводы. Свое отношение к работе. |
Таблица 7. Опорная таблица для защиты творческого проекта «Слайд-шоу «Город-герой»
Название проекта | Наш проект ____________________ |
Историческая справка | |
Дизайн и музыкальное сопровождение слайд-шоу | Подобранные фотографии соответствуют _____________ |
Творческий замысел. Свое отношение к работе | Мы думаем, что проект ________________ |
Мною разработаны и корректируются в зависимости от типа проекта критерии оценивания проекта и критерии защиты проекта.
Применение проектной технологии на уроках информатики позволило:
- вовлечь каждого ученика в деятельность;
- создать реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;
- создать условия для воплощения творческих идей учащихся.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии на уроках информатики делаю следующие выводы:
- необходимость применения проектной методики в школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в современной образовательной системе;
- метод проектов находит широкое применение при обучении учащихся информатике, что обусловлено характерными особенностями, описанными выше;
- применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. её сущность отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
ЛИТЕРАТУРА
- Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г., Развитие инновационной культуры педагога в системе повышения квалификации: монография, Ростов н/Д., Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2012
- Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов, Москва, АРКТИ, 2005
- Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Москва, Издательский , 1999.
Темы исследовательских работ по информатике в 9 классе
Примерные темы исследовательских работ по информатике для учащихся 9 классов: Докомпьютерная история развития вычислительной техники. Вклад Ч.Бэббиджа в разработку принципов функционирования автоматических цифровых вычислительных машин. Работы Дж. Фон Неймана по теории вычислительных машин. История создания и развития ЭВМ 1-го поколения. История создания и развития ЭВМ 2-го поколения. История создания и развития ЭВМ 3-го поколения. История создания и развития ЭВМ 4-го поколения. Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике. Персональные ЭВМ, история создания, место в современном мире. Супер-ЭВМ, назначение,возможности, принципы построения. Проект ЭВМ 5-го поколения: замысел и реальность. Многопроцессорные ЭВМ и распараллеливание программ. Интерактивные элементы Web-страниц и скрипты. Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet. Электронная коммерция и реклама в сети Internet. Молодёжный компьютерный сленг Операционная система. Принципы и задачи. Организация данных Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Растровые графические редакторы. Системы управления распределенными базами данных. ORACLE и другие. Сравнение мобильных операционных систем iOS и Android. Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы. Системы компьютерной алгебры.
Перейти к разделу: Проектные работы по информатике Темы проектов по информатике
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Проектная деятельность по информатике: этапы и критерии оценки
Чем отличается проектная деятельность от исследовательской?
Организуя творческую работу школьников, необходимо учитывать разницу между видами деятельности: проектной
и
исследовательской
. Иногда происходит подмена понятий.
Исследование
— это получение нового знания про известные предметы.
Исследовательская деятельность
направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проект
— это создание новых предметов с теми качествами, которые нам нужны, которых раньше не было.
Проектная деятельность
направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В школах чаще реализуется проектная деятельность. Эта работа, вкупе с исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством составляет научно-техническое образование. Один из главных трендов в творческой деятельности учащихся на уроках информатики — обращение к робототехнике. Наборы, которыми постепенно оснащаются школы, позволяют ученикам создавать новые конструкции, проверять на них свои теории и программы.
Этапы исследовательской деятельности
- Изучение теоретического материала.
- Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
- Формулировка гипотезы.
- Освоение методики исследования.
- Сбор собственного материала.
- Обработка собранного материала.
- Обобщение, анализ, выводы.
- Представление исследовательской работы.
Соблюдение плана варьируется в зависимости от обстоятельств. Например, при дополнительном образовании каждому этапу уделяется максимальное внимание. На экскурсии резонно исключить освоение методик, обработку материала, представление работы и оставить только изучение теории (краткое), постановку целей и задач, сбор материала, выводы.
Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Рабочие программы
На протяжении всего изложения материала решения поставленных задач оформляются в виде алгоритмов, что в начале курса носит пропедевтический характер, готовит школьников к более легкому восприятию алгоритмов в 9 классе, а затем входит в «добрую привычку» информатика. Алгоритмический стиль изложения готовит к адекватному восприятию основных алгоритмических структур в дальнейшем.
Купить
На основе приведенных пунктов можно составить индивидуальный план выполнения работы, обозначив для каждого этапа:
- Содержание.
- Даты.
- Формы работы.
- Количество часов.
При этом важно разделить работу между учеником и руководителем проекта, чтобы первый имел возможность сделать свой весомый вклад, а второй — проявить свою компетентность. К самостоятельной работе учащихся лучше отнести выбор темы и задачи, формулировку гипотезы, выбор объекта, анализ результатов и выводы. К консультационной работе руководителя — создание теоретической базы, подбор методики под задачу, составление плана работ, подбор методики обработки, составление плана презентации.
Критерии оценки текста исследовательской работы
- Соответствие содержания работы заявленной теме.
- Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность.
- Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования.
- Обоснованность и адекватный подбор методов исследования.
- Глубина анализа литературы по исследуемой теме.
- Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность.
- Глубина самостоятельного анализа полученных результатов.
- Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами.
- Соблюдение требований к оформлению работы.
- Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.)
Критерии оценки текста проектной работы
- Актуальность проблемы и четкость ее постановки.
- Соответствие содержания работы заявленной теме.
- Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы.
- Четкость описания методов реализации проекта.
- Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме.
- Последовательность и логичность этапов реализации проекта.
- Соответствие результатов проекта поставленным задачам.
- Практическая значимость проекта.
- Степень реализации проекта на практике.
- Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.
Что ещё почитать?
Откуда взялся Интернет?
Демоверсия ОГЭ-2019 по информатике и ИКТ
Демоверсия ЕГЭ-2019 по информатике и ИКТ
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке информатики: основные принципы и преимущества
Вопросы для рефлексии педагога
- Как к вам попал автор работы?
- Как родилась тема работы (чья инициатива, как уточнялась)?
- На каких этапах и в чем проявлялась инициатива автора?
- Как вы эту инициативу поддерживали?
- Как и почему корректировались тема и методика исследования в ходе работы?
- Какой этап был самым трудным и почему?
- Как и по чьей инициативе вы разрешили трудности?
- Как вы оценивали успешность работы автора и изменения его отношения к делу?
Индивидуальный проект
Исследовательские и практические работы обычно дополняют урок по конкретной теме. Более серьезная, масштабная работа — индивидуальный учебный проект. Он выполняется школьниками в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
- информационного,
- творческого,
- социального,
- прикладного,
- инновационного,
- конструкторского,
- инженерного.
К слову, в исследовательской работе вредно сразу ориентироваться на конкретный конечный результат. Нужно, чтобы педагог задал вопрос, а ученик в поиске ответа сделал свое маленькое открытие. Подходящие материалы для проектной и исследовательской деятельности вы найдете в книге «Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Рабочие программы» авторства Д.Ю. Усенкова.
#ADVERTISING_INSERT#