Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода


Установка интерактивных досок в образовательных учреждениях

При установке доски возникает вопрос – где именно в классе она должна находиться. Хотя интерактивной доски упоминаются в нормах СанПиН, правил размещения досок не проработаны и не всегда можно однозначно их истолковать.

Для того, чтобы понять, как должна быть размещена интерактивная доска, нужно понимать, какие соображения влияют на выбор места для ее установки.
Очевидно, что и учащиеся, и педагог, должны иметь возможность работать непосредственно на интерактивной доске, а те, кто в данный момент находится не у доски – наблюдать за происходящем на ней. При работе исключительно со старшеклассниками и взрослыми студентами совместить эти два требования достаточно просто – при установке доски на такую высоту, чтобы человек среднего роста легко дотягивался и до верхнего, и до нижнего края рабочей поверхности, весь экран достаточно хорошо видно сидящим в аудитории людям.При работе с маленькими детьми сочетать эти требования несколько сложнее.

Второй элемент системы, место для которого нужно выбрать – это проектор.

Схема ниже представляет три основных типа проекторов.

Она достаточно условна и не учитывает особенности конкретных моделей каждого типа, в зависимости от которых проектор может располагаться на разной высоте относительно доски, а расстояние между проектором и доской несколько варьируется. Как видно из схемы, при использовании стандартного проектора (на схеме обозначен красным прямоугольником) тень от работающего у доски человека закрывает часть изображения на экране, даже если у доски работает ребенок (область тени отмечена розовым).

При работе с короткофокусным проектором (на схеме – фиолетовый) ребенок уже не видит свою тень на экране, но для взрослого пользователя разница не существенна (сравните голубую и сиреневую области). Ультракороткофокусный проектор (зеленый), позволяет избавиться от тени практически полностью. Использование двух последних типов проекторов при работе с детьми предпочтительно, но при выборе места установки надо иметь в виду, что над интерактивной доской к стене крепится штанга для проектора, высоту которой относительно доски менять нельзя.

Грамотный выбор проектора обеспечивает комфорт при работе с доской, а точное место его установки зависит от технических характеристик проектора и расположения интерактивной доски.

Поскольку дети должны выходить к доске, она должна быть легко доступна, недопустимо, чтобы мебель или дополнительное учебное оборудование преграждало доступ к доске.

Во всех случаях предпочтительно, чтобы оборудование располагалось стационарно, на настенных/потолочных креплениях, а все кабели были убраны в кабель-каналы — это обеспечит и безопасность людей, и сохранность оборудования. При использовании доски на мобильной стойке желательно использовать короткофокусный или ультракороткофокусный проектор, установленный на ту же стойку и размещать ноутбук/компьютер рядом с этим комплексом. Это не только облегчит настройку системы перед началом работы, но и позволит свести к минимуму риски, связанные со свободно лежащими на полу проводами, в том числе кабелями питания.

Как выбрать место для размещения интерактивной доски в школе.

Следующий рисунок показывает доску, размещенную на рекомендованной СанПиН высоте в начальной школе. Бледно-оранжевым выделена часть доски, на которой первокласснику среднего роста удобно выполнять задания. Как и в случае с обычной меловой доской, детям, сидящим на задних партах, рассмотреть нижнюю часть доски несколько мешают головы впереди сидящих, но эта помеха не критична.

В средней школе иногда появляется дополнительный фактор, влияющий на выбор места для доски. В кабинетах химии, физики, биологии и др. часто перед доской располагается достаточно высокая кафедра. Она полностью закрывает от учеников, работающих на своих местах в классе, нижнюю часть доски. В таких кабинетах можно рассмотреть размещение доски на большей высоте, если это существенно не осложняет работу преподавателя (в отличие от меловой доски, верхнюю часть которой можно не использовать), на интерактивной часто возникает необходимость дотянуться до верхнего края рабочей поверхности (например, закрыть окно программы).

Нормы СанПин указывают также, что доска должна располагаться по центру класса, но эта норма применяется и к меловым, и к интерактивным доскам, что порождает некоторую неопределенность. В случаях, когда в кабинете используется в первую очередь меловая доска, ее размещают по центру, а интерактивную доску – справа или слева от нее. Если меловая доска используется редко, по центру размещают интерактивную доску, а меловую – рядом (или «крылья» от трехстворчатой доски — по обе стороны интерактивной). Можно интерпретировать эту норму и таким образом, что группа из меловой и интерактивной доски должна располагаться по центру.

Рекомендации по установке в детском саду.

В дошкольных учреждениях лучше отказаться от использования стандартных проекторов при работе с интерактивной доской – маленькому ребенку достаточно непросто приспособиться к тому, что его собственная тень перекрывает картинку на доске в том месте, где он собирался что-то нарисовать или выполнить задание. Оптимально использовать короткофокусные или ультракороткофокусные проекторы. Рекомендации по установке интерактивной доски в ДОУ не столь однозначны.

На схеме ниже представлена интерактивная доска, установленная на высоте, насколько возможно близкой к «взрослым» стандартам.

Воспитателю в этом случае удобно работать с доской, доска висит достаточно высоко, чтобы все дети видели всю или почти всю поверхность доски, независимо от того, как они рассажены в группе. Но при этом дети даже старших групп будут свободно доставать только до небольшой части доски (область отмеченная бледно-рыжим на схеме), что затруднит разработку заданий для детей. На следующей схеме представлена доска, расположенная на очень небольшой высоте.

На схеме видно, как увеличилось пространство, доступное работающему у доски ребенку, но и у такого размещения доски есть некоторые недостатки — воспитатель не сможет работать в нижней части доски, не нагибаясь, при уменьшении высоты, на которой устанавливается доска, опускается ниже и настенное крепление проектора, что не позволяет крепить доску слишком низко, в противном случае воспитатель будет задевать проектор головой. В большой группе необходимо будет рассадить детей так, чтобы сидящие впереди не загораживали изображение сидящим сзади.

В целом можно заключить, что в детских садах не следует ориентироваться на некие «абсолютные» нормы, а выбирать высоту таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную работу и детям и воспитателям.

Применение информационно-образовательных ресурсов в ДОУ

Современные технологии речевого развития дошкольников по ФГОС включают в себя не только книжные материалы, но и электронные образовательные программы. Действует связна система, по которой осуществляется обучение дошкольников в разных сферах.

Образование в садике

ДОУ обеспечивает для воспитателей и педагогов доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) и мультимедийной технике. Интерактивные системы применяются для развития речи, памяти, воображения, навыков обращения с компьютерами.

Дополнительная информация! На родительских собраниях и мастер классах активно используется различное мультимедийное оборудование. Педагоги садика составляют презентации, которые в дальнейшем помогают в логопедической и психо-коррекционной работе с детьми.

Виды электронных образовательных ресурсов

Технологии речевого развития дошкольников по программам ФГОС с каждым годом развиваются и расширяются. Для воспитателей ДОУ и педагогов проводится семинар, на котором представляются новинки программ, допустимые к использованию в дошкольных учреждениях.

Информационные технологии в ДОУ

Рособрнадзор строго контролирует образовательный процесс, был введен единый учебный стандарт, которому нужно следовать.

Программы, используемые в детских садиках:

  1. Электронный детский сад: шаблоны документов, методические рекомендации для воспитателя, программа повышения квалификации.
  2. Конструктор сайтов «e-Publish».
  3. Портал «Музеи России».
  4. Сайт для воспитателей — Дошколенок.
  5. Программа «Детство».
  6. Онлайн-журнал «Детский сад будущего».

Дополнительная информация! В последний год перед школой мультимедийное оборудование используется наиболее часто для того, чтобы подготовить ребенка к поступлению в первый класс.

Раскраски онлайн

Государственный детский сад обеспечивает всестороннее развитие детей для последующего поступления в школу. Старшая или подготовительная группа проходят разные развивающие программы на компьютере. Один из способов развития усидчивости, внимательности и чувства вкуса — раскраски онлайн.

Сервисы с раскрасками онлайн:

  • Закраски
  • Играемся
  • Играем.Pro

Чтобы приступить к раскрашиванию, не нужно регистрироваться на сайтах, достаточно лишь выбрать понравившуюся раскраску.

Детские лабиринты

Другой вид развивающих игровых программ для ДОУ — лабиринты. Это небольшие квесты, в которых ребенок должен пройти путь от А до Я и спасти птичку, кошечку или собачку. Такие квесты развивают память и внимание.

Онлайн игры для развития речи

Ссылки на лучшие виды игр для детского сада:

  • Лабиринт «Птичка»
  • «Собери игрушки» или «Помоги червяку»
  • Лабиринты для машины, рыцаря или ежика

Подобные игры способствуют развитию усидчивости, внимательности и памяти у детей дошкольного возраста. В ДОУ используется только лицензионный диск или официальный сайт, во избежание наличия на странице с игрой посторонних материалов.

Технология деятельностного метода обучения

Важно! Играя в компьютерные квесты, дети обучаются основным навыкам использования программ. Они не только весело проводят время, но и узнают, как устроен компьютер, как его включать и выключать, настраивать.

Развивающие детские онлайн игры

Дошкольный период в жизни ребенка — не самое простое время. Малыш должен научиться взаимодействовать с окружающим миром, управлять компьютером, логически мыслить и общаться с детьми и взрослыми.

Развивающие игры:

  • игры
  • игры
  • игры

Дополнительная информация! Существуют разные виды игр, с помощью которых дети могут развивать мышление и логику, узнавать что-то о профессиях, улучшать память, математические и аналитические способности.

Интерактивный класс

Интерактивный класс 21 века «Волшебный экран» является своеобразным мостиком, обеспечивающим преемственность детского сада и школы:

  • в ДОУ
    он помогает подготовить малышей к поступлению в школу;
  • в начальной школе
    — обеспечивает более комфортную адаптацию детей к новым формам обучения;

Интерактивный класс, в соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, делает ее содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Интерактивный класс 21 века в ДОУ и начальной школе

можно подключить по сети Wi-Fi к ноутбуку педагога. К тому самому ноутбуку, к которому подключается обычно проектор и интерактивная доска. Получится настоящий интерактивный класс!

При этом появляются новые, удивительные возможности для занятий:

  1. Можно контролировать ход выполнения заданий детьми на мониторе преподавателя
  2. Можно помочь любому ребенку непосредственно с компьютера педагога
  3. Можно с компьютера педагога запустить конкретное задание на всех партах класса
  4. Можно вывести изображение любой из парт на интерактивную доску для продолжения работы на доске

Подключение парт к интерактивной доске

можно подключить к интерактивной доске любого производителя. При этом:

Изображение всех парт одновременно можно вывести на интерактивную доску, и каждый ребенок будет видеть, насколько он преуспел в выполнении задания по сравнению с остальными.

Изображение монитора любой из парт можно вывести на интерактивную доску в полный экран, для совместного обсуждения вариантов решения заданий или решения задания непосредственно на доске.

Изображение с компьютера педагога можно вывести на интерактивную доску, и интерактивная доска станет при этом дополнительным рабочим местом — для педагога или еще одного ребенка.

Видео об интерактивном классе

Есть интерактивная доска? Просто добавьте парты!

Если у вас уже есть интерактивная доска, проектор и компьютер педагога (воспитателя), можно использовать это оборудования для подключения интерактивных парт и создания полноценного интерактивного класса.

Интерактивный класс – это модульная система, которую можно комплектовать постепенно. При наличии интерактивной доски – докупать парты, или наоборот, начать с приобретения интерактивных парт, а позднее докупить ноутбук, проектор и интерактивную доску.

Ваша первая станет радостью для детей и полезным инструментом в педагогов, логопедов ДОУ и школы, детских психологов.

Нет интерактивной доски? Приобретите в дополнение к партам:

Организация совместной деятельности ребенка и взрослого по принципам свободы выбора

  • 19 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, построение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и, одновременно, изменения в социальной жизни доказали, что современному обществу необходимы люди, способные легко адаптироваться к переменам в окружающем мире, осуществлять осознанный и самостоятельный выбор, нести за него ответственность. Но на данном этапе изменения в обществе привели к тому, что увеличилось, и неизменно растет количество людей, подверженных какой-либо зависимости, дезориентированных в социальной действительности.

Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для адаптации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.

Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослым. Тем самым, важнейшим фактором в развитии детского выбора выступает определенным образом организованная среда.

Таким образом, целесообразнее начинать подготовку такой личности уже в дошкольном возрасте. Этому в большей мере способствует построение свободной деятельности детей во втором блоке по принципам выбора.

Выбор является неотъемлемой частью повседневной жизни человека и от того, насколько верно он совершен, очень часто зависят такие важные факторы как физическое и психологическое здоровье, отношения с окружающим, а может быть и сама жизнь.

Характерной особенностью нашего времени является активизация толерантных тенденций в воспитании и обучении детей. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.

Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.

Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми.

Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.

Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.

Таким образом, педагогический процесс в нашем детском саду направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.

Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста. Мы предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными и интересными:

  • Одним из них является «Доска выбора», которая представляет из себя таблицу, где вверху расположены символы всех видов деятельности, а внизу клеточки для фишек детей. Дети ставят свои фишки под выбранным видом деятельности.
  • Другой разновидностью можно считать следующий вариант: перемешивают все фишки детей, чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры.
  • Следующий вариант: в каждом центре групповой комнаты висит таблица, где в левом столбце написано имя ребенка, его символ, и кружками изображено допустимое количество посещений данного уголка для каждого ребенка. Приходя в выбранный центр, ребенок заштриховывает кружок и начинает работу. Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности.

В нашем ДОУ педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов, желаний, потребностей детей. Большое внимание коллектив уделяет формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представлению о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.

Изменилась и позиция воспитателей – главным становится развитие личности ребенка, помощь ему в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях, создание социально-эмоционального комфорта для ребенка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия и взаимопомощи.

Взрослые создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию (темы занятий «Кто такой Я», «Узнай себя», «Я – это…»);
  • самореализации (темы занятий «Я действую», «Я разный», «Я могу»);
  • саморегуляции (темы занятий «Я и мои чувства», «Мир эмоций»);
  • самоопределению («Я выбираю», «Моя ответственность»).

Нами отмечено, что в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по принципам выбора:

  • поддерживается уверенность ребенка в своих возможностях, поскольку он выступает в качестве субъекта деятельности, а взрослые и сверстники принимают его как данность, устанавливая требования к нему в соответствии с возрастными возможностями;
  • формируется ответственность ребенка за результаты деятельности;
  • развивается произвольность поведения ребенка, что проявляется в умении сознательно ставить цели действий и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Необходимо отметить, что без определенных установок в сознании воспитателя невозможно достигнуть положительного результата в работе.

Мы используем следующие принципы работы:

  • строить работу так, чтобы знать для чего то или иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает?
  • постоянно задавать себе вопросы: «Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу для каждого ребенка? Что для этого делаю?»
  • входить в образ ребенка, всякий раз при решении трудных ситуаций;
  • внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни;
  • жить вместе и вместе работать;
  • создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность;
  • относиться к каждому ребенку, как к личности, поддерживать индивидуальность;
  • искренность в поведении общении с детьми;
  • давать постоянно новый импульс для того, чтобы ребенок гордился собой;
  • формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе;
  • развивать самостоятельность ребенка;
  • быть для ребенка предсказуемым.

Работая по таким принципам, мы создаем атмосферу психологической комфортности для ребенка: он окружен вниманием и заботой, обеспечен эмоционально окрашенным общением со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, строится система комплексного педагогического воздействия, при которой стимулируется личностное развитие ребенка и его социальная адаптация.

Автор: Харчева Ольга Васильевна, заведующий высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 34 года, награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ; лауреат конкурса «Образцовый детский сад», «Лучший руководитель детского сада». Соловьева Лилия Владимировна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 12 лет; награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, победитель конкурса проектов и грант Фонда «Тольятти» на проект «Секреты Доброй Дороги».

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя – индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.

Результаты опроса Informburo.kz
Результаты опроса Informburo.kz

Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада.

«Предметно — развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (консультация для воспитателей)

«Центр творчества»

обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Игровой центр»

, обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетноролевых игр;

«Литературный центр»

, обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

«Спортивный центр»

, обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Младшая группа

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Маленькие дети — это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Присмотритесь к педагогическому коллективу

Самое важное в детском саду — люди, которые руководят воспитательным процессом. «Воспитатели, педагогический состав и, в особенности, директор должны быть ориентированы на индивидуально-психологические особенности детей и отталкиваться от индивидуальности каждого конкретного ребёнка», — говорит детский психолог Алексей Кравченко.

Детский и семейный психолог Алина Алексанянц рекомендует начать с разговора с руководством детского сада. «Перефразируя известную пословицу про рыбу, садик “цветёт” с заведующей. Этот человек — часто голова, душа и сердце организации», — рассуждает Алексанянц. Родители в разговоре с заведующей должны найти отклик и понимание, а смыслы и ценности, которые транслируются руководством сада, должны совпасть с их ожиданиями, подчёркивает психолог.

По словам Кравченко, в детском саду также должны работать узкие специалисты: детский психолог, логопед и дефектолог. «Психолог может продиагностировать ребёнка, понять особенности его развития и выявить наличие у него проблем медицинского характера, связанных с психикой — желательно, чтобы у специалиста была квалификация по клинической психологии», — объясняет эксперт. Реализовать программу, назначенную психологом, может дефектолог. А логопед сможет поставить ребёнку хорошую речь, которая необходима для развития его личности и мышления, заключает Кравченко.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: