Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста?


1.Ритуал приветствия («давайте поздороваемся!»)

Цель:

развивать коммуникативные навыки, умение вежливо здороваться.

Оборудование:

игрушка зайка

Ход игры:

Педагог: Я рада тебя приветствовать!

Давай с тобой поздороваемся!?

Педагог берет игрушечного зайца на руки, здоровается с ним, произнося разные по форме фразы: «Здравствуй, зайка!», «Привет, зайка!», «Как твои дела, зайка?» и т.д. Предлагает ребенку поздороваться с зайкой. Ребенок берет зайца в руки, произносит слова приветствия по образцу.

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д. Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).


Эмоциональная сфера – структура

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.


Причины нарушений эмоциональной сферы

Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.

Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.


Виды нарушений эмоционально-волевой сферы

Пальчиковая гимнастика «считалка»

Разве это пальчики? Это ж просто мальчики.

Вот Большой

– смешной толстяк, Любит хвастать просто так.

«Как дела?» — спроси его, — Он подпрыгнет, крикнет: «Во!»

Если ослик мой не спит, Указательный

грозит.

Всем он всё указывает, Всем он всё показывает.

Средний палец

– злой мальчишка, Щёлкнет по лбу, сразу шишка.

А потом и сам ревёт: «Больно! Больно! Дайте йод!»

Безымянный

до утра выбирает имена.

А мизинец

– мой любимец, Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю, очень маленьких люблю!

3.Игра «кто спрятался?»

Цель:

учить фиксировать внимание ребенка на се­бе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование:

яркий платок.

Ход игры:

Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ре­бенка . Игру можно повторить несколько раз.

Игра «ласковый ребенок»

Цель:

учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.

Оборудование:

Кукла

Ход игры:

Ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».

«Путешествие к зайке»

Цель

: Формирование умений узнавать, дифференцировать эмоции.

Задачи:

  1. Формировать умение понимать эмоции радости, печали по их мимическим проявлениям на лицах других людей;
  2. Формировать умение определять эмоции (радость, печаль и т.д.) на картинках с изображением сказочных героев и соотносить их с соответствующей пиктограммой;
  3. Формирование своего «Я»
  4. Формировать коммуникативные навыки общения;
  5. Формировать умение здороваться (прощаться) с использованием вербальных и/или невербальных средств;

Ход занятия:

Суть игр на эмоциональное развитие

Печаль, злость, недовольство не умеющие разговаривать малыши выражают криками, рыданиями, топаньем ногами, выплёскивая тем самым физическое напряжение, которое возникло в теле из-за негативных эмоций. В дошкольный период детства благодаря речевому развитию дети осваивают так называемые социальные формы выражения эмоций, которые становятся ярким показателем психического и физического здоровья. Игры на эмоциональное развитие — это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впоследствии формирует их эмоциональное отношение к миру.

Воспитание гармоничной личности невозможно без развития эмоциональной сферы в детском возрасте

Цели игр на эмоциональное развитие

Педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), разрабатывая систему игр, создают некий эмоциональный букварь, цель которого:

  • научить детей пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств;
  • помочь ребятам освоить приёмы для понимания эмоциональных состояний окружающих людей;
  • развивать способность понимать причины тех или иных настроений;
  • показать малышам способы борьбы с негативными состояниями и переживаниями (обидой, страхом);
  • воспитывать уважительное отношение к переживаниям других людей и чувство эмоционального единения.

Основополагающие задачи развития эмоций

Среди задач, направленных на достижение поставленных целей, можно выделить пять. Как и цели, они являются универсальными в работе с детьми любого возраста, но имеют некоторые нюансы в определении акцентов работы.

Продемонстрировать детям механизмы саморегуляции

В младшем дошкольном возрасте, ознаменованном кризисом трёх лет, когда дети мир вокруг воспринимают через призму «Я сам», «Моё», это будут игры, позволяющие отвлечься от эмоций (злости, гнева).

Например, для подавления злости в своей практике я предлагаю малышам сыграть в игру «Ласковые лапки». Малыши закрывают глаза, оголяют по локоть руку, а воспитатель водит по руке предметами различных фактур: кусочком меха, бусами, ватой и пр., спрашивая при этом, какой зверёк прикасается (кошка, улитка, бабочка и пр.).

В младших группах игры на эмоциональное развитие позволяют научить малышей контролировать проявления злости, обусловленные возрастным кризисом

В средней группе для детей будет актуальны механизмы саморегуляции в контексте разрешения конфликтов, которые часть возникают на фоне распределения ролей в играх. Одним из вариантов преодоления негативных эмоций, возникающих на этой почве, может быть игра «Доброе слово». Дети садятся в круг, воспитатель предлагает им повернуться к своему соседу и, глядя в глаза, сказать доброе слово.

В старшем дошкольном возрасте ребята много фантазируют, часто не могут прийти к консенсусу относительно правил игры. Каждый тянет одеяло на себя. Чтобы преодолеть эту ситуацию, научить детей гармонично чувствовать себя частью команды в разных ситуациях-правилах, своим воспитанникам я предлагаю игру «Сороконожка». Дошколята становятся в колонну, кладут руки на плечи друг другу и присаживаются. Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по периметру помещения или площадки, не расцепиться.

Обучить социально приемлемым способам поведения

Иными словами, педагог учит детей правильной реакции на возникшие ситуации. В младшем и среднем дошкольном возрасте, ориентируясь на систему координат малышей 1,5–4 лет, приемлемыми являются только те реакции, которые вписываются в формулу «хочу — не хочу».

Так, например, чтобы показать, что жадным и злым быть плохо, я предлагаю своим детям разыграть сценку из сказки «Жадный медвежонок». По сюжету истории с маленьким мишкой, который не делился с друзьями конфетами и игрушками, никто не хотел дружить. Мы проигрываем отрывки, меняясь ролями, а затем приходим к выводу, что жадным и злым быть плохо.

В старшей и подготовительной группах к «хочу — не хочу» добавляется «так надо, потому что сказал взрослый».

Разобраться с этой ориентировкой, понять и принять (или не принять) её целесообразность, нам с детьми помогает игра «Оцени поступок», направленный на искоренение ябедничества. Педагог сообщает ребятам конфликтную ситуацию: мальчик Вова любил ябедничать, постоянно рассказывал воспитательнице обо всех шалостях ребят. Однажды в очередной раз он подошёл к Марии Анатольевне — так звали воспитательницу — и рассказал, что на прогулке Миша и Андрей высыпали песок из песочницы на дорожку, ведущую к главному корпусу детского сада, которую дворник только-только подмёл. А когда Мария Анатольевна спросила, почему же Вова не сказал мальчикам, что так делать нельзя, он ответил, что очень торопился рассказать об их поступке воспитательнице. Тогда педагог объяснила мальчику, что пока он шёл к ней, рассказывал, Миша и Андрей высыпали ещё больше песка, а значит, в устроенном беспорядке есть вина и Вовы, который, вместо того, чтобы отвлечь хулиганов, объяснить, неправильность их поведения, потерял время на ябедничество. Поэтому Мария Анатольевна сказала, что подметать песок с дорожки будут все трое: и Миша с Андреем, и Вова, которые не остановил их. В ходе обсуждения дети соглашаются, что такая реакция воспитательницы была правильной и что таким, как Вова, быть плохо.

Научить детей делиться игрушками — одна из задач игр на развитие эмоционально-волевой сферы

Научиться не стесняясь проявлять свои положительные эмоции

Эта задача особенно актуальна для средней и старших групп, когда дети, копируя модели поведения взрослых, могут злиться, кричать, а проявления радости подавлять, даже стесняться их.

Для стимуляции позитивного чувства я своим воспитанникам предлагаю театрализованную игру-этюд «Хорошее настроение», которая предваряется такой историей: мама отправила сына Серёжу в магазин, поручив ему купить сладости. «Пожалуйста, купи печенья и немного конфет нам к чаю. А после чая мы пойдём смотреть на бегемота в зоопарке». Мальчик очень обрадовался такой идее и вприпрыжку побежал за покупками. Дети показывают эмоции и движения Серёжи: улыбка, быстрый шаг, переходящий иногда в бег.

Учиться бороться со своими страхами

Как и предыдущая задача, эта особенно актуальна для детей средней и старших групп, так как для игр важно проговаривание тех или иных «страшных» ситуаций.

Так, в старшей группе воспитанникам своей группы я предлагаю провести «Конкурс боюсек»: дети садятся в круг, передавая друг другу мяч, продолжают фразу «Дети боятся…». Тот, кто не смог назвать страх, выбывает. При этом повторять уже названные страхи нельзя. В конце определяем победителя конкурса.

Воспитывать эмоциональное единство с коллективом

Для решения этой задачи детям необходимо показать, что все эмоции люди проживают по-своему, но при этом всё равно в этих проявлениях есть нечто похожее.

Например, удивление. Для того чтобы раскрыть суть этого переживания с детьми подготовительной группы мы играем в игру «Зеркало». По очереди смотрим в зеркало, представляем, что там отразилось что-то сказочное, удивляемся, а затем анализируем: все люди удивляются по-разному, но что-то общее всё равно есть, например, округлившиеся глаза, приподнятые брови и т.д.

Игры на эмоциональное развитие помогают детям прочувствовать радость от общения в коллективе

Игра «сказочный домик».

Цель:

Формирование умений определять эмоции (радость, печаль и т.д.) на картинках с изображением сказочных героев (гномов) и соотносить их с соответствующей пиктограммой.

Оборудование:

изображение домика, пиктограммы, карточки сказочных героев с различными эмоциональными состояниями.

Ход игры:

Педагог обращает внимание ребенка на домик. Предлагает рассмотреть развешанные на домике карточки с изображение гномиков, испытывающих разные эмоциональные состояния.

— Кто из них испытывает радость?; Кто из них испытывает печаль? и т.д.

Педагог описывает состояние радости (печали) у человека, акцентирует внимание на экспрессивных признаках : «Брови напряжены или расслаблены, уголки губ опущены или приподняты» и т.п.

Педагог предлагает выбрать любую из предложенных картинок и подобрать к ней соответствующую пиктограмму.

Коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игротерапии

Аннотация: В статье рассматривается игротерапия как одно из средств коррекции эмоционально-волевой сферы в старшем дошкольном возрасте. Основываясь на том, что нарушения эмоционально-волевой сферы влекут за собой искажение в развитии психических функций и личности в целом, в работе представлены некоторые методики игротерапии, которые наиболее эффективны при коррекции негативных эмоциональных проявлений в поведении детей.

Причинами нарушения в эмоционально-волевой сфере являются как психические и психофизиологические расстройства, обусловленные незрелостью или нарушениями нейродинамики, так и социальные и психологические проблемы, обусловленные первичной незрелостью или несформированностью эмоционально-волевой сферы [2, с. 57]. В обоих случаях ребёнок проявляет неспособность управления собственным поведением. Эмоциональные отклонения у таких детей являются постоянными. Задача взрослых — предупреждать нежелательные проявления, постоянно смягчать эмоциональное напряжение ребенка, помочь в регулировании волевой сферы. Коррекция эмоциональных нарушений у детей требует учета их ранимости, обидчивости, застреваемости на отрицательных эмоциях, непереносимости фрустраций и других поведенческих особенностей.

Такой подход способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника – это деятельность педагога, направленная на развитие эмоциональной и волевой сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других. Эту точку зрения подтверждают слова Н.Л. Кряжевой: «Чувства играют большую роль в познании мира, различных видах деятельности, общении, поведении детей» [2, с. 150].

В рамках гуманистически-ориентированного подхода чаще всего для коррекции указанной сферы используются такие методы как игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия.

Игровая терапия – один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста, поскольку основа данного метода – игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия на детей с применением всех видов игры, появилась в первой половине XX века и быстро получила распространение благодаря широкому спектру направлений и разнообразию своих методов. Также игровую терапию можно рассмотреть, как наиболее эффективный способ коррекции эмоционально-волевых нарушений.

Стоит признать, что влияние игры на развитие и становление личности ребенка исключительно. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, теплых и доверительных отношений между всеми ее участниками, снимает страх, тревогу и напряженность, дает возможность повысить самооценку, позволяет проверить себя и свои силы в различных ситуациях общения, снимает опасность различных социальных последствий. В процессе игры у ребенка появляется уникальная возможность вывести все свои негативные установки и мысли, выразить свой гнев, страх и тревогу по отношению к окружающим и ситуации в целом. В игре ребенок может свободно говорить, выражать свои эмоции, чувства и мысли, ребенок может самостоятельно принимать решения, признавать и принимать самого себя. Все это позволяет ребенку вновь обрести адекватную самооценку, восстановить свои силы и жизненные позиции [1].

Акцент в игротерапии ставится на двуплановый характер игры: играющий осуществляет реальную деятельность, связанную с решение конкретных, чаще нестандартных задач. Часть этой деятельности и ряд определенных моментов носит условный характер, что дает возможность отвлечься от реальной ситуации и обстоятельств. В игре присутствует и развивающий момент. А также, благодаря установлению положительного контакта между взрослым и ребенком, в игровых занятиях присутствует и психокоррекционный эффект.

Игра корректирует негативные эмоции и страхи, расширяет способности детей в общении, подавляет неуверенность в себе, а также увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами и окружающими его людьми в различных жизненных обстоятельствах.

То, что дети делают во время игры, чаще всего символизирует их страхи, эмоции и переживания. Игра – это естественная обстановка для ребенка, в которой он может бессознательно выражать свои эмоции, а после осознавать их, понимать и справляться с ними. Это абсолютно комфортная обстановка для самовыражения ребенка. Именно по этой причине, игровая терапия приобретает все большее значение в современной педагогике и психологии.

Рассмотрим некоторые направления игровой терапии в практике дошкольной коррекционной педагогики.

Игровая терапия отреагирования направлена на работу с детьми, пережившими стрессовые события и ситуации. Суть её в том, что ребенок может играть абсолютно спокойно и свободно, затем игротерапевт в подходящий момент вносит в игру ребенка стрессогенную ситуацию, что дает возможность ребенку освободиться он напряжения, вызываемое данным событием. Например, во время свободного рисования можно включить в работу методику «Азбука страхов». В ней детям предлагается нарисовать различных страшных героев и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали, придумывают истории с продолжением.

Кроме того, в данном направлении игротерапии часто используются специально отобранные игрушки, которые помогают ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него тревогу, страх или другие негативные эмоции, тем самым, в процессе игры у ребенка появляется возможность перейти из роли пассивного наблюдателя в роль активного деятеля. Скорректировать отрицательный эмоциональный настрой отдельных детей возможно посредством проведения игр «Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик» и др. [4]. Цель приведенных методов: снижение уровня проявления негативных эмоций ребенка.

Другое направление игротерапии негативных эмоционально-волевых проявлений – это игротерапия, связанная с повышением эффективности коммуникативной сферы.

В игровой терапии коммуникаций особое внимание уделяется лечебному эффекту и лечебной силе эмоциональных отношений между взрослым и ребенком. Здесь дети могут управлять своей деятельностью, им предоставляется право выбора — играть или нет. Следовательно, параллельно развивается и волевая регуляция ребенка. Например, это такие игры как «Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты» и т.д. [4]. Остановимся подробнее только на одной игре — «Кричалки — шепталки — молчалки». Её цель: развитие волевых проявлений через регуляцию внимания и двигательного контроля. Суть игры: из разноцветного картона игротерапевту следует приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «Молчалкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Формирование коммуникативных навыков при коррекции эмоционально-волевой сферы связано с развитием у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний. Здесь эффективны могут быть игры «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица» и т.п. [4].

Цель эмоциональной коммуникативной коррекции заключается не в том, чтобы поменять ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить чувство собственной ценности. Ребенок уникален по своей сущности, он обладает внутренними источниками саморазвития. Основная цель данного направления игротерапии – установить отношение связи между ребенком и игротерапевтом, где второй принимает все установки и ценности ребенка, выражая тем самым веру в него и его способности.

Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. Именно в ее работах впервые был выделен игровой материал, в который входили различные простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Из всех этих игрушек ребенок может воспроизвести в реальность ситуацию из своего собственного опыта.

При этом по уровню участия в игре терапевта игротерапия может быть активная и пассивная. Активная игротерапия включает игровую ситуацию, в которой ребенок, с помощью отобранных взрослым игрушек, проигрывает травматические эпизоды из своего личного опыта. С этой целью проводятся игры «Дом», «Дочки — матери», «Набивка» и т.п. [4]. Раскроем суть игры «Набивка». В ходе терапии ребенку предлагается смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Предполагается, что успехом активной терапии является факт быстрой коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников благодаря качественной проработке наиболее острых и травмирующих переживаний. Этот метод довольно быстро приводит к положительным результатам.

Параллельно с активным типом игровой терапии используется пассивный тип, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а просто присутствует при ней. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. У ребенка появляется возможность проработать свою тревогу и страхи, враждебность и неуверенность в себе в игровой форме и в своем собственном темпе. При этом важно акцентировать внимание на формирование уверенного поведения, помочь каждому ребенку принять себя как достойного уважения человека. Этому могут помочь игры «Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю» [4].

Ещё одним направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника является игротерапия, центрированная на клиенте. Целью такой терапии является возможность ребенка оставаться самим собой. Не нужно менять и переделывать, учить его специальным навыкам, нужно просто дать ему возможность быть самим собой и играть естественным для него образом.

В основе данного направления лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Задача коррекции состоит в том, чтобы воссоздать значимые отношения между ребенком и взрослым, неудовлетворительное развитие которых часто становится причиной нарушения регуляции эмоционально-волевой сферы.

Планируя индивидуальную работу с дошкольниками с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции, следует сделать акцент на организацию игр, развивающих у детей умения регулировать собственное эмоциональное состояние. Например, «Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки» и др. Параллельно следует проводить игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения: «Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров» и т.п. [4]. Одной из любимых игр из этой серии является «Бой с подушкой», которая способствует снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Еще одним важным направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников является игровая терапия детско-родительских отношений. Это особое направление, которое должно быть направлено на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем в семье.

Данное направление выделяет два основных аспекта: игротерапию с детьми и обучение родителей, в результате прямого вовлечения их в процесс игры с детьми. Терапевт обучает родителей компетентному поведению с детьми, развивает навыки телесных контактов, учит родителей помогать детям снимать мышечное напряжение как одно из проявлений отрицательных эмоций. Для проведения подобной работы можно начать с игр «Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений» [4].

Итак, рассмотрены различные методики игровой терапии. Их многообразие подтверждает актуальность использования данного метода в целях коррекции эмоционально-волевой сфере ребенка. В целом, они могут классифицироваться следующим образом:

  1. Коррекция отрицательных эмоций («Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик»);
  2. Регулирование эмоционального состояния («Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки»);
  3. Развитие волевой регуляции («Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты»);
  4. Развитие у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица»);
  5. Преодоление травматического эпизода («Дом», «Дочки — матери», «Набивка»);
  6. Формирование уверенного поведения, принятие себя как достойного уважения человека («Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю»)
  7. Игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения («Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров»);
  8. Развитие навыков телесных контактов и снятие мышечного напряжения («Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений»).

Игра оказывает огромное влияние на развитие личности, снимая страх, напряженность и тревогу. Игра для ребенка – это радость, приносящая удовольствие и, исходя из этого, многие методы коррекции нарушений в психотерапии основаны на игре.

Игра, как основная деятельность ребенка, свободная он навязывания и подчинения – единственное средство, с помощью которого у ребенка появляется возможность свободно и беспрепятственно самовыражаться, исследуя и изучая собственные чувства и переживания.

Таким образом, определив влияние игры на развитие личности ребенка, можно сделать следующие выводы:

  • игровая терапия является основным методом коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
  • причины, вызвавшие сбой в регуляции эмоционально-волевой сферы, могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка;
  • метод игровой терапии наиболее оптимальный для работы с указанной категорией детей, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра;
  • в игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир и окружающую его действительность, приобретаются умения и навыки воздействия на него, появляется возможность адаптировать мир к своим интересам и адаптироваться к нему самому;
  • знания ребенка об окружающем его мире всегда отражаются в содержании и замысле его игры.

В результате применения описанных игровых методик предполагается получение следующих результатов:

  1. улучшение эмоционального состояния старших дошкольников;
  2. более контролируемая волевая сфера личности;
  3. повышение коммуникативного потенциала детей;
  4. улучшение детско-родительского эмоционального взаимодействия.

Игровая терапия направлена на помощь и коррекцию негативных проявлений эмоционально-волевой сферы детей. А мы, взрослые, должны помочь детям овладеть чувством контроля, развить внутренний источник самооценки, обрести веру в себя, а также стать более ответственными в своих действиях и поступках.

Список литературы:

1. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.

2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.

3. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 2009. – 157 с.

4. Монина Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до 7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 256 с.

Игра «кто это?»

Цель:

формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование:

зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры:

Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя).

Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога).

Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

III. Завершающий этап

  1. РЕЛАКСАЦИЯ

Релаксация проходит под звучание спокойной музыки.

Педагог предлагает ребенку превратиться в медвежонка. «Медвежонок» идет в берлогу, ложится в свою кроватку (ребенок удобно устраивается на диване).

Педагог: Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек-греется. Стало жарко. Медвежонок развернулся. Опять подул северный ветер. (Упражнение повторяется 2-3 раза).

6.РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ (ИГРА «ПОПРОЩАЕМСЯ»)

Педагог: Нам пора прощаться!

Цель:

развивать коммуникативные навыки, умение вежливо прощаться.

Ход игры:

Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д. Предлагает ребенку попрощаться с зайкой.

ЗАНЯТИЕ 3

«ГРУСТНО И ВЕСЕЛО»

Цель

– развитие положительного настроя на занятия, на общение с педагогом и ровесниками, адекватных форм поведения,

Задачи:

  1. снятие эмоционального напряжения;
  2. развитие представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  3. развитие умения находить положительные моменты в любых ситуациях;
  4. развитие и поощрение позитивных форм активности, взаимодействия с другими детьми, педагогом.

Ход занятия:

I.Установочный этап

1.РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!»

Оборудование:

игрушка зайка.

Педагог: Я рада Вас приветствовать!

Давайте поздороваемся!

Педагог берет игрушечного зайца на руки, здоровается с ним, произнося разные по форме фразы: «Здравствуй, зайка!», «Привет, зайка!», «Как твои дела, зайка?» и т.д. Предлагает детям поздороваться с зайкой. Дети берут зайца в руки по очереди, произносят слова приветствия по образцу.

2. БЕСЕДА-УПРАЖНЕНИЕ НА КОВРЕ.

Рассматривание сначала грустных, а потом весёлых картинок и выбор соответствующих пиктограмм.

II.Коррекционный этап

  1. СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ ГРУСТНОЙ ИСТОРИИ

(можно в качестве примера нарисовать падающий осенний листик и соотнести с грустной пиктограммой).

4.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРУСТНОЙ ИСТОРИИ В ВЕСЁЛУЮ

Выявление положительной стороны сложившейся ситуации: рассматривание картин, на которых изображено, как в листья заворачивается ёжик для зимней спячки, как листьями укрывают на зиму грядки, как из листьев дети делают различные поделки и аппликации.

После анализа картинок выбирается новая пиктограмма, соответствующая настроению « радость».

Такая же работа проводится с рисунками учащихся.

Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.

Бабушка играет с внуком

Игра «листопад»

Педагог встаёт на стул и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети по очереди ловят кружащиеся листья.

6. РИСОВАНИЕ ЛИСТЬЯМИ

Оборудование: листья, клей ПВА, альбомная бумага.

Психолог демонстрирует выполнение работы: наносит клеем ПВА на лист бумаги произвольный рисунок, набирает сухих листьев, растирает между ладонями на мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивает. Процедура повторяется до достижения желаемого результата.

После наблюдения за работой психолога и рассматривания получившегося рисунка дети приступают к самостоятельному рисованию листьями.

III.Завершающий этап

Рассматривание работ учащихся, положительная оценка и выбор соответствующей пиктограммы настроения.

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
(ИГРА «ПОПРОЩАЕМСЯ»)
Педагог: Нам пора прощаться!

Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д., предлагает детям попрощаться с зайкой. Дети берут зайца в руки по очереди, произносят слова прощания по образцу.

ЗАНЯТИЕ 4

« НАЙДИ СЕБЕ ТОВАРИЩА»

Цель

— закрепление адекватных форм поведения, соответствующих установленным нормам в обществе.

Задачи:

  1. ознакомление с позитивными эмоционально-тактильными способами выражения симпатии ребёнка к взрослым и детям.
  2. развитие положительных эмоций и ответных реакций при контакте с педагогом и ровесниками;
  3. развитие различных способов взаимодействия детей друг с другом;

Ход занятия:

I.Установочный этап

1. УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА,

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗВОНИ В ЗВОНОЧЕК»

Психолог: «Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас. Иди (называет кого-нибудь из детей по имени) и ты поздоровайся».

Ребенок звонит в колокольчик, здоровается: «Здравствуйте, Зинаида Андреевна!

Здравствуйте, ребята! Иди и ты (называет имя следующего ребенка) поздоровайся».

Высказывания могут быть дополнены другими приятными словами, например, какие вы сегодня веселые, красивые, оживленные, внимательные, какая ты сегодня собранная, аккуратная, какое у тебя замечательное платье и т.п. Кроме слова «здравствуйте», дети усваивают другие слова — приветствия.

Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

  • Рисование тычками.
  • Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
  • Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
  • Пластилинография.
  • Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
  • Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.

Эмоции ребенка

II.Коррекционный этап

1 ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «ЗАЙЧИК»

.

Дети идут по кругу, держась за руки. Один из ребят изображает больного зайчика и находится внутри круга.

— Зайчик, зайчик, что с тобой? Ты сидишь совсем больной! Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать?

(Дети поднимают зайчика, все прикасаются к нему.)

— Зайка, зайка, попляши! (Дети хлопают в ладоши, «зайчик» пляшет.) И другого отыщи.

(«Зайчик» выбирает следующего игрока. Важно, чтобы все дети побывали в роли зайчика.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: