Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в детском саду
О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:
- 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
- 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
- 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
- 8:30–9:00 — завтрак.
Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка — Чтобы силу развивать И весь день не уставать.
П. А. Синявский
Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой
Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность
Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.
Таблица: задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада
Область развития | Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) | Средняя группа (4–5 лет) | Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) |
Физическое развитие |
|
|
|
Психическое развитие |
|
|
|
Нравственное развитие |
|
|
|
Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться
Виды утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:
- доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
- эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
- позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.
Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.
Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.
Видео: утренняя гимнастика «Пионерская зорька»
«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.
Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.
Видео: тематическая утренняя гимнастика «Зима» в средней группе
Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.
Видео: утренняя зарядка «Путешествие в Мурляндию» для детей 3–4 лет
«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.
Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».
Видео: гимнастика после сна в детском саду
Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).
К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).
Видео: утренняя гимнастика на степ-платформах в подготовительной группе
Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.
Полезные ссылки
Роль разных видов гимнастики в
здоровьесбережении детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.
В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.
Что же такое гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.
В нашем дошкольном учреждении проводятся разные виды гимнастики с детьми.
1. Утренняя гимнастика
Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 5-8 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.
Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:
— традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
— сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
— игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;
— ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
2. Артикуляционная гимнастика
Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика «Сказки весёлого Язычка».
3. Дыхательная гимнастика
На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью:
— обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;
— профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
— насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;
— восстановления дыхания после физической нагрузки.
Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь то, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.
В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
4. Пальчиковая гимнастика
Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, — пальчиковая гимнастика.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.
Виды пальчиковых игр:
- Народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей раннего возраста;
- Игры с речевым сопровождением (стихами);
- Игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);
- Игры с кинетическим песком;
- Пальчиковый театр.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и сначала выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.
5. Гимнастика для глаз
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.
Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.
Методов проведения зрительной гимнастики несколько. Дома можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как:
- Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.
- Зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста.
6. Психогимнастика
Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.
В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:
- Игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);
- Упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление мышц (например, «Солнце и тучка»);
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и темно. (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки. (Расправляем плечи, расслабляемся)
- Этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения сказки «Машенька и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и бабушка),
- Расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает)
7. Бодрящая гимнастики, или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.
В детском саду бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых — педагогов и родителей.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду
Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:
- общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
- дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.
Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.
Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны
Таблица: этапы проведения утренней гимнастики
Этап гимнастики | Содержание |
Сбор на зарядку, построение |
|
Ходьба |
|
Бег |
|
Прыжки |
|
Общеразвивающие упражнения |
|
Бег в быстром темпе |
|
Окончание зарядки |
|
Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц
Рекомендации по проведению зарядки
Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.
Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках
В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.
В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ
Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).
Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором
Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ри, «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.
Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.
Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта
Таблица: примеры тематических комплексов для разных возрастных групп
Возрастная группа | Название комплекса | Содержание |
Первая младшая | «Барбарики» |
|
Вторая младшая | «Солнышко лучистое…» |
|
Средняя | «Осень золотая» |
|
Старшая | «ПДД» («Дорожное движение») |
|
Подготовительная | «Полетим в космос» |
|
Длительность утренней гимнастики
Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:
- в первой младшей группе — 4–5 минут;
- во второй младшей — 5–6 минут;
- в средней — 6–8 минут;
- в старшей — 8–10 минут;
- в подготовительной — 10–12 минут.
Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.
На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «Барбарики» в первой младшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба | 1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 2 минуты |
Построение, завершение зарядки | 0,5–1 минута |
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «ПДД» в старшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба и бег | 1,5 минуты |
Дыхательное упражнение | 1–1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 3–5 минут |
Бег без перерыва | 0,5 минуты |
Восстановление дыхания, завершение зарядки | 1 минута |
Таблица: конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» (фрагмент)
Автор | Афанасьева М., воспитатель МБДОУ Д/с №588, г. Екатеринбург, Свердловская обл. |
Цель | Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. |
Вводный этап | Воспитатель загадывает загадку про кота и сообщает, что сегодня с ними проведёт зарядку кот Леопольд.
|
Основная часть | Комплекс ОРУ без предметов:
|
Заключительная часть |
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-s-kotom-leopoldom.html |
Текстовый материал для утренней гимнастики в ДОУ
Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.
Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.
Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе
Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:
- Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, Заниматься надо нам.
- Приучай себя к порядку, Делай каждый день зарядку. Смейся-смейся веселей, Будешь-будешь здоровей.
- Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.
- Пусть летят к нам в комнату Все снежинки белые! Нам совсем не холодно — Мы зарядку сделали.
- Малыши-крепыши вышли площадку. Малыши-крепыши сделали зарядку.
- Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна. От лени и болезни Спасает нас она.
- Зарядку делай каждый день: Пройдёт усталость, вялость, лень.
- Если кто-то от зарядки Убегает без оглядки, Он не станет нипочём Настоящим силачом!
Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.
Таблица: примеры тематических стихотворений для зарядки (составлено по материалам открытого доступа)
Тема | Текст стихотворений |
Про физкультуру |
|
Про животных |
|
Про природу |
|
Про сказки |
|
Картотека дыхательной гимнастики для детей
Педагогу или воспитателю стоит подготовить задел – сделать картотеку упражнений, подходящих под возраст ребенка в детском саду. Это же касается и родителей. Из упражнений можно составить несколько комплексов, которые не будут повторяться в течение 2-4 дней.
Некоторые игровые упражнения для детей младшей группы детсада (от 2 лет):
- Водолаз. Нужно представить себя водолазом и задержать дыхание как можно на дольше.
- Тазик с корабликом. Набрать в емкость воды, запустить легкий кораблик и попросить ребенка дуть, чтобы судно добралось до другого берега.
- Подуть на игрушечный ветрячок, чтобы он закрутился.
- Нюхать игрушечный цветок (вдыхать носом и выдыхать ртом, на длинном выдохе протягивая «ааааах!»). Аналог – «Роза и одуванчик» (нюхать розочку и дуть на одуванчик).
- Сдувать конфетти или другие мелочи с ладошки.
- Дуть на горящую свечу, чтобы не задувать, но пламя колыхалось (лучше делать дома с 1-2 детьми, а не в ДОУ с большим количеством). Кстати, яркий аналог этого упражнения – обычные мыльные пузыри.
Для деток 4 5 лет подойдут более сложные игровые упражнения:
- Хомячок. Попросите дошкольника надуть щеки, походить с ними, а потом хлопнуть по ним ладошами и выпустить воздух. И еще немного подышать носом, словно вынюхивая вкусную еду.
- Дракон. Я точно не уверена, что драконы так дышат, но проверить этот момент сложно. Пусть ребенок представит себя дракончиком, который дышит попеременно через разные ноздри (надо закрывать и открывать то одну, то другую).
- Бросаем мяч (на улице). Ребенок стоит, ручки с мячом подняты. Надо вдохнуть, бросить мяч вперед на выдохе и сказать долгое «уууууух!».
- Игровые и имитационные упражнения (игра на трубе, сенокос, самолеты, куры и т.д.).
- Дети старшей группы (6-7 лет) вполне могут освоить общеукрепляющую гимнастику Стрельниковой, Толкачева, упражнения сюжетные или для удлинения выдоха. Есть подробные описания упражнений. Лучше разобраться помогут видео, на которых гимнастику демонстрируют дошколята.
Наглядные материалы для утренней гимнастики
С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.
На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.
По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.
Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках
Каждый ряд картинок представляет собой схему выполнения упражнений
На плакате схематично изображён порядок выполнения упражнений с мячом и обручем
Настенный плакат напоминает детям исходную позицию, порядок действий и двигательную технику упражнения «Хлопки»
Какое исходное положение принять и как упражняться с кубиками, ребятам напомнит плакат
Изображение забавного персонажа на плакате привлечёт внимание самых маленьких воспитанников
Выполнять зарядку, повторяя движения за котиком, намного веселее
Схема для отдельного упражнения может использоваться для объяснения техники в средней и старшей группах (вместо показа педагогом)