Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «КУДЕСНИКИ»
развитие коммуникативных способностей;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура занятия:
Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)
репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)
частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
эвристический – творческие задания.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)
коллективный — в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Авторская программа Кружка по декоративно-прикладному творчеству
Тема 4.2. Творческая композиция макета
Учащимся предлагаются примерные темы: «На улицах древнего Булгара», «Архитектурные памятники Казани», «Древняя Русь», «Родная деревня» и др. Анализируются конструктивное строение зданий, пропорциональные отношения объемов. Работа выполняется бригадами из 3-4 человек. Материалы: бумага (белая, цветная), картон.
Раздел 5
Художественная обработка натуральной и искусственной кожи
Тема 5.1. Конструирование шкатулки из картона
Учащимся демонстрируются образцы шкатулок, декоративных коробок, оформленных кожей. Обращается внимание на конфигурацию, оригинальность конструкции. Разрабатывается развертка шкатулки с помощью чертежных инструментов. Из твердого картона вырезаются части шкатулки и склеиваются (клей ПВА, скотч).
Тема 5.2. Технология декора изделия кожей
Для оформления шкатулки учащиеся применяют ранее изученные приемы (техника «жмурка», наклеивание на фон плоских кусочков кожи). Для декора изделия также применяются объемные или плоские цветы, листья, фигурки насекомых и др. из кожи; тесьма, шпагат, деревянные бусы. Внутренняя часть шкатулки оформляется бархатной тканью (бумагой).
Раздел 6
Декоративно-оформительская работа
Тема 6.1. Подготовка к Новому году
В канун новогодних мероприятий учащиеся вовлекаются в оформительскую деятельность; оформление выставки работ, сцены, участие в оформлении стенгазет, праздничных плакатов и т.д.
Раздел 7
Работа с бисером
Тема 7.1. Техники вышивки бисером
Вышивание бисером в народном искусстве и современном ДПИ. Демонстрация вышитых изделий бисером. Простейшие способы вышивания бисером. Последовательность вышивания с одной и двумя иголками. Разработка эскиза вышивки декоративного панно. Определение цветового строя композиции, вышивка изделия.
Раздел 8
Декуаж
Тема 8.1. Декоративный натюрморт
Понятие о натюрморте. История развития жанра натюрморта. Основы стилизации в натюрморте. Приемы декора готового изделия (вышивка бисером, пайетками, применение аппликационной техники и т.д.)
Тема 8.2. Архитектурные мотивы в декупаже
Завершающая композиция по декупажу. Требования к ее исполнению. Основы стилизации архитектурных форм. Основы применения орнаментального декора в композиции. Примерные темы для композиции: «Лучезарная Сибирь», «РиСтаринный город», «Храм Василия Блаженного», «Православная Русь» и др.
Раздел 9
Декоративные куклы
Тема 9.1. Технология изготовления кукол
Разновидности кукол (промышленные, народные, сувенирные и т. д.). Виды материалов, используемые в изготовлении кукол. Демонстрация кукол, сделанных в традициях народного искусства. Разработка эскиза собственной куклы в народном стиле. Определение материалов, технологии изготовления.
Образовательная программа кружка декоративно-прикладного творчества в подготовительной группе ДОУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кружка «Мастерилки» для детей 6- 7 лет
Аннотация: в данной программе описывается работа с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию. Разработан учебно- тематический план работы. В содержании программы представлено фото поделки, материал для её изготовления. Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность. Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов аппликации и конструирования из бумаги и бросового материала через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению. В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Для формирования творческой личности ребенка недостаточно традиционных средств, чтобы выразить свои фантазии в полном объеме. Продуктивная деятельность, разновидностью которой является и нетрадиционные виды аппликации, и конструирование из бумаги и бросового материала– один из эффективных методов самовыражения, развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ребенка. Активная работа кружка будет способствовать воспитанию у ребенка художественно-эстетического восприятия; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия. Основная цель программы: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Развивать мелкую моторику рук. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Формировать художественный вкус. Осуществлять индивидуальный подход к детям ,как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Основой для разработки рабочей программы по художественно- эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста стали: Принципы организации работы кружка Принцип системности и регулярности проведения занятий Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории Принцип подачи материала от «простого к сложному» Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается) Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 6- 7 лет. Программа реализуется в течение одного года обучения- 28 часа. Количество непосредственно образовательной деятельности за год — 28, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6- 7 лет — 30 минут. Срок реализации программы с октября по апрель. Форма работы кружка тематическая совместная деятельность детей и педагога Форма организации детей- групповая. Формы проведения занятий: Выставки, галерея, конкурс, ярмарка, творческая мастерская. Методы работы Словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы); Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции, рассматривание иллюстраций); Практический (выполнение работ детьми по образцу). Ожидаемые результаты: В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как: Обогащение знаний у детей о разных видах художественного творчества. Овладение новыми приемами работы с материалами в разных техниках аппликации и конструирования Умение самостоятельно планировать свою работу и технологично осуществлять замысел Умение создавать композиции, используя подходящие материалы, инструменты Умение следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами (ножницы, мелкие предметы) Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации Формы подведения итогов реализации образовательной программы Диагностика сформированности художественно- творческих способностей в конце учебного года. Выставки рисунков, поделок, творческих работ. Участие в конкурсах разного уровня. Для анализа сформированности художественно-творческих способностей дошкольников используется модифицированная диагностика Н.А. Лепской, которая позволит выявить степень сформированности художественно-творческих способностей у детей. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Учебно- тематический план
Октябрь Осень 1.Цветы из тыквенных семечек
Материал: лист картона, клей ПВА или клей – карандаш, вода, краски гуашь или акварельные, простой карандаш, кисть, семечки тыквы, лак.
2. Вертолётики
Материал: футляр от киндер- сюрприза, «самолётики» от клена, пластилин, зубочистки.
3.Красивые цветы (семена подсолнечника и тыквы)
Материалы: пластилин, семена подсолнечника и тыквы, бумага для шаблона, краска, карандаши для стебля, стаканчик для цветов.
4.Осеннее дерево
Материалы: цветная двухсторонняя бумага (по одному листу: красной, светло-зеленой, оранжевой, 3 листа желтой); цветной картон (2 листа коричневого и лист зеленого цвета); ножницы простые; ножницы фигурные; клеящий карандаш; линейка, простой карандаш; 2 круга : диаметр – 13 см и 19 см .
Ноябрь Игрушки 1.Человечек из пластиковой бутылки
Материалы: пластиковая бутылка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные нитки.
2.Корзинка из газет
Материалы: глянцевые журналы, клей
3.Муха- цокотуха
Материалы: цветная и бархатная бумага, кусочек целлофановой плёнки (белой или прозрачной), цветной фон — основа, шерстяные чёрные нитки, монетка, ножницы, клей.
4.Подставка для карандашей
Материалы: ножницы; салфетки бумажные; клей ПВА; газета; степлер; коробочки из под сока.
Декабрь Новый год 1 Снеговичок
Материал: два носка (один из них белого цвета), рис (круглый), пуговицы, красивая веревочка, бумага оранжевого цвета или оранжевый карандаш.
2 Лыжник
Материал: белый картон, зубочистки, деревянные палочки для мороженого,фломастеры.
3 Снежинка
Материалы: ножницы; кусочек пенопласта; клей — карандаш; зубочистки; салфетки.
4 Ёлочка
Материал: ватные диски — 1уп. Картон средней толщины либо полипропилен; клей.
Январь Зима 1 Всюду снег, в снегу дома
Материал: бумага чёрная; бумага «вафельная» из коробки конфет;гуашь белая; снежинки из белой бумаги; клей; кисточки и ватные палочки.
2 Ребятки- снегурятки
Материал: плотная белая бумага(1/3 альбомного листа (по вертикали), клей, гофрированная цветная бумага (салфетки), фломастеры, ножницы.
3 Снеговик из стаканчиков пластиковых
Материал: пластиковые (бумажные) стаканчики, фломастеры, гофрированная бумага, цветной картон.
4 Снеговик из ладошек
Материал: белая бумага, ножницы, клей, три круга разного диаметра из плотного картона.
Февраль Животный мир 1 Пальчиковый театр
Материал: цветной картон, фломастеры, ножницы.
2 Пингвин (коробочка для мелочей)
Материал: пластиковая бутылка (половинка с донышком); бархатная бумага, ножницы, двусторонний скотч.
3 Кошка Маша
Материал: рулончик от туалетной бумаги, фантики, ватные диски, клей, фломастеры.
4 Зайка
Материал: рулончик от туалетной бумаги, фантики, ватные диски, клей, фломастеры.
Март Весна 1 Сирень
Материалы: для фона белая бумажная тарелка, зеленая цветная бумага квадраты 5х5 см, зеленая гофрированная бумага квадраты 5х5 см, полоски 5х10 см, сиреневая и белая гофрированная бумага квадратики 2х2 см,простой карандаш, трафарет половинки листа сирени, ножницы. клей ПВА.
2 Бабочки
Материал: тёсанные палочки, цветная бумага, клей или степлер, ножницы,фломастеры, карандаши, тонкие верёвочки.
3 Уточка
Материалы : бумага красного и светло-желтого цвета, картон желтого цвета , красная хлопчатобумажная нить длиной 40 см (может быть узкая тесьма или шнурок)
4 Муравей
Материал: яичные подложки, проволока, гуашь, ножницы.
Апрель Цветы 1 Цветы из ткани и пуговиц
Материал: кусочки разноцветного фетра, яркие пуговицы, нитки, деревянные палочки.
2 Объёмный цветок из конусов
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
3 Букет в плетёной вазе
Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4 Открытка к 9 мая «Гвоздика»
Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, георгиевская лента
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
— Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; — Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей; — Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ; — Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ; — Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Индивидуальный подход. Сотрудничество, а не настойчивость. Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить). Динамичность.
План работы с родителями
Октябрь Беседа с родителями о сборе необходимого материала для изготовления поделок (бросовый , природный материал, бумагу разной фактуры и т.п.) Конкурс семейных работ «Семейный логотип». Ноябрь Папка- передвижка «Творите своими руками» Декабрь Консультация «Творческий ребёнок» Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» ( нетрадиционное техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов). Январь Папка- передвижка « Волшебная бумага» Февраль Консультация «Как воспитать творческую личность» Март Буклет «Истоки рукоделия» Апрель Акция «Украсим землю цветами» — поделки, оригами из бумаги, созданные совместно с родителям к «Дню земли»
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с. 2. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004, 128с. 3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” — Ярославль: Академия развития, 2000, 144с. 4. Парамонова Л. А. « Детское творческое конструирование». 5. Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002, 48с. 6. Петрова И. М. « Волшебные полоски». 7. Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М.: Педобщество России, 2009, 64с. 8. Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги». 9. Соколова С. В. « Оригами для самых маленьких». 10. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, 176с (старшая группа), 160с (подготовительная группа).
Рекомендуем посмотреть:
Бабочка из бисера. Мастер-класс с пошаговыми фото Ромашки в технике оригами. Мастер-класс с пошаговыми фото Объемной аппликация из полосок бумаги Одуванчик своими руками для детей 4-7 лет Радужный цветок из бумажных кексов своими руками для детей 4-5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Похожие статьи:
Осенний лист из бисера. Мастер-класс