Упражнения по теме «Местоимение»
М1. Вспомните, что вам известно о местоимении. Прочитайте предложения, завершая мысль:
а) Местоимение – это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…
б) Местоимения отвечают на вопросы…
в) Местоимения не называют… и …, а только…
г) Существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…
М2. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.
Есть небольшие поучительные истории, которые любому из нас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов — кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. В баснях часто говорится о животных, но все понимают: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя — это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.
М3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. В чём особенность выделенных местоимений?
ОБРАЗЕЦ:
ю) Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.
Местоимения: мне – личное, н.ф. – я; ними – личное, н.ф. – они; мои – притяжательное, н.ф. – мой.
а) Я с вызовом ношу его кольцо! (М.И. Цветаева)
б) Я не о дядюшке о вашем говорю его не возмутим мы праха. (А.С. Грибоедов)
в) Наша публика так ещё молода и простодушна что не понимает басни если в конце её не находит нравоучения. (М.Ю. Лермонтов)
г) Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Он вовсе её не заслуживает. (М.Ю. Лермонтов)
д) Он шёл с полковником Н. который доведя его до гостиницы простился с ним и поворотил в крепость. (М.Ю. Лермонтов)
е) В продолжение вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор но она довольно сухо встречала мои замечания и мне с притворной досадою пришлось удалиться. (М.Ю. Лермонтов)
ж) Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей не имея на то никакого положительного права не это ли сладкая пища нашей гордости? (М.Ю. Лермонтов)
М4. Расставьте ударения и объясните правописание местоимений.
Кое-что, нечто, ничто, нечем, ничем, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое-кого, кое с кем, ни с чем.
М5. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки и препинания. Укажите падежи местоимений.
1) Его (н..)кто (н..)заметил (н..)кто (н..)удерж..вал. (Тургенев) 2) Через пять минут (н..)кого (н..)осталось на улице. (Горький) 3) Больше ждать было (н..)кого. (Горький) 4) (Н..)что (н..)трогало его (н..) замечал он (н..)чего. (Пушкин) 5) (Н..)кто (н..)чего (н..)узнал о происходивш..м. (Герцен) 6) Мне решительно скрывать (н..)чего. (Тургенев) 7) А теперь мне выехать (н..)(на)чем (н..)кому лошадей подковать. (Гоголь) Им (н..) (в)чём н..льзя доверять. (Гоголь) 9) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду измуче..ому однообразием бе..конечной картины. (Гончаров) 10) (Н..)какими силами и стараниями н..льзя было докопаться из чего был состряпан его халат. (Гоголь) 11) Но (н..)какого Коровьева так и (н..)нашли и (н..)какого Коровьева (н..)кто в доме (н..)знал и (н..)видел (Булгаков) 12) Пр..дположим что у вас в кармане два яблока; (н..)кто взял у вас одно яблоко… (А.Н. Толстой)
М6. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (не)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не спешил; н..(к)чему не притрагивался; н..(от)куда не ждал вестей; н..(по)чём не догадался бы; я здесь н..(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей щенок; (во)что(бы)то(н..)стало; н..(в)какую не соглашался.
М7. Диктант. Выпишите из текста все местоимения, укажите их начальную форму и разряд.
Жила(была) белка в лесу н..(о)чём н.. тужила и (н..)кто её (н..)бе..покоил. Спала она на ветке большой-пр..большой ели. (Н..)когда н.. забот..лась (н..)(о)ком только о себе. Прошло (не)много времени и у неё по..вилось (н..)сколько бельчат. Теперь белка (н..)куда от них н.. уходила.
Когда(же) зимой нач..лись обвалы какой(то) тяж..лый ком снега обруш..лся с вершины дерева на крышу ж..лища белочки. Белка выск..ч..ла а её бе..помощ..ные дети ок..зались в ловушке. (Н..)куда бежать н..(к)кому обр..тит..ся за помощью. Н..уже(ли) (н..)кто н.. спасёт бельчат? Белка сама быстро пр..нялась ра..капывать снег. (К)счастью круглое внутре..ее гнездо из мягкого мха осталось целым. Н..когда лесная жительница н.. была так счастл..ва. Н..что больше (н..)омрачит её радости. (По В. Бианки)
Упражнения и задания по теме «Местоимения» (6 класс)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1. Поставьте ударения, выберите Е или И, раскройте скобки.
(Не, ни) кого послушать; (не, ни) кому не помог; (не, ни) с кем поговорить; (не, ни) о чём не спорить; (не, ни) чего не делал; (не, ни) кого позвать; (не, ни) кому не писать; (не, ни) о ком не спрашивать; (не, ни) от кого утаивать; (не, ни) у кого узнать; (не, ни) у кого просить не буду; (не, ни) каждый умеет; (не, ни) у кого поинтересоваться; разговаривать (не, ни) о чем; (не, ни) с кем не считается; (не) каждый сможет.
2. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения, раскройте скобки.
1) Я окликнул хозяев – (н…) кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н…) кого не было. 2) Долго не находил я (н…) какой дичи. 3) Я (н…) чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н… (на) кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н… (с) кем не мог. 6.) Оба они н… (к) чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н… (в) какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. Охотиться стало в тот год н… (на) что. 9) Н… (с) кем было словом перемолвиться, (н…) кого пригласить в гости. 10) Тоня (н…) сколько сожалела о сказанном.
3. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения. Укажите их падежи.
1) Его н…кто не заметил, н…кто не удерживал. 2) Через пять минут н…кого не осталось на улице. 3) Больше ждать было н…кого. 4) Не замечал он н…чего. 5) Н…кто н…чего не узнал о Дашеньке. 6) Мне решительно скрывать н…чего. 7) А теперь мне выехать н… (на) чем, н…кому лошадей подковать. Им н…(в) чём нельзя доверять. 9) Н… (на) чем отдохнуть измученному взгляду. 10) Н…какими силами и стараниями нельзя было узнать, из чего был сделан его халат.
4. Вставьте нужное отрицательное местоимение
:
1. Вчера я видел всех, а сегодня я ______________ не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я __________________ не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон ______ ___________ не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга _______________ не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ________________ не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он _____________ не занимается. 7. Моя сестра всегда со всеми соглашается, а я _________________ не соглашаюсь. 8. В этом классе много разных стульев, а в том нет ____________ стульев. 9. Я во всём разобрался, а мой друг _____________ не разобрался.
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1. Вставьте неопределённое местоимение в нужной форме:
1. Дай мне посмотреть _________________ журнал. 2. Давай поговорим ___________________ интересном. 3. Дай мне ___________________ попить. 4. ________________ нам звонит.
2. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:
Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Выяснить (кое) какие подробности, (кое) (о) чём сообщить, с кем (либо) посоветоваться, что (то) узнать, (кое) (с) кем переговорить, какие (то) неприятности, чьи (нибудь) возражения, (кое) (в) ком ошибиться, (кое) (на) кого понадеяться, о чём (то) договориться, чему (нибудь) научиться, кто (то) звонил, уронил что (нибудь); в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) ещё зайду, какой (то) старик что (то) говорил, искусно подражать кому (то), (кое) чему научился; рассердиться из-за чего (то); подготовить доклад (кое) о (ком) из писателей.
4. Решите тест.
А) В каком варианте пишется буква Е
?
1) н… кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н… чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела
Б) В каком варианте пишется буква И
?
1) н…кому остаться дома 2) н… за что не скажу 3) н… у кого взять денег 4) н…которые люди
В) В каком варианте необходимо
слитноенаписание
?
1) (не)сколько книг 2) не(с)кем поговорить 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай
Г) В каком варианте необходимо
раздельноенаписание?
1) (ни)чего не знал 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) горевать
5. Прочитайте текст М.М. Пришвина. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите сверху разряды.
С тех
(………….) пор уже лет, может быть,
двести (
………….
)эти (
…………….
)
ель и сосна вместе растут.
Их (
……………..
)
корни с малолетства сплелись,
их (
………………..
)
стволы
тянулись
(……….)
вверх
(…………) рядом к свету.
Злой (
……………
)
ветер, устроив деревьям
такую (
…………..
)
несчастную жизнь, прилетал
сюда
(…………) иногда покачать
их
(…….….).
6. Прочитайте текст В.Короленко. Подчеркните все местоимения и укажите сверху разряды.
Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие. Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
указывают на предметы, качества предметов, их количества: этот, тот, такой, таков, столько
.
Указательные местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ
изменяются по родам, числам и падежам.
Местоимение ТАКОВ
изменяется по родам и числам:
таков, такова, таково, таковы
.
- Подберите однокоренные слова к слову
«
указательные
». Запишите их
.
_____________________________________________________________________________________
2. Выделите в этих словах корень.
3. Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений?
Указательные ____________________________________________________________________________
2. Просклоняйте местоимения ТАКОЙ, ТОТ, ЭТОТ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите в предложениях указательные местоимения.
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. В этих гнёздах птицы выведут потомство. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Что посеешь, то и пожнёшь. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Каков привет, таков ответ.
4. Вместо пропусков вставьте указательные местоимения в нужной грамматической форме.
Если бьет дрянной драчун Этот вот кричит: — Не трожь
слабого мальчишку, ___________, кто меньше ростом!
я ________________ не хочу ___________ мальчик так хорош,
даже вставить в книжку. загляденье просто!
5. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения.
1. Каков привет, ___________ ответ. 2. Об ___________ они говорили вчера. 3. Она __________ красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ___________ мы не пошли в парк. 5. О ________ деревьях нужно позаботиться. 6. Наша дача стояла по ______ сторону реки, а по _______ простиралось поле да лес заповедный. 7. _______ цветы очень красивые, но _____ мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады _____________.
6. Употребите местоимения ТАКОЙ и ЭТОТ в нужном роде и числе.
__________________ звук __________________ звук
__________________ красота __________________ красота
__________________ разочарование __________________ разочарование
__________________ краски __________________ краски
7. Найдите указательные местоимения, определите число, род и падеж этих местоимений.
1) За тем лесом расстилаются поля нашего хозяйства. 2) Надо сходить в тот лес. 3) Около того леса протекает речка. 4) В том озере много рыбы. 5) В том лесу много грибов. 6) Над тем заливом пролетел самолет. 7) В том здании помещается школа.
8. Прочитайте текст. Подчеркните все местоимения и укажите сверху разряды.
Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто(то) её ра…красил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зелёным цветом она ра…красила р…стущую травку. Таким же цветом покрыла лес. Голубой она под…рила небу, а белый – тем д…лёкие облака. Смотриш… на небо, и тебе к…жется, будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака. Но впереди у Весны ещё столько работы! Разные краски понадобят…ся ей, чтобы создать пр…крас…ный орнамент, чтобы завершить чудес…ные пр…вращения!
9. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал. Есть ли в тексте местоимения других разрядов? Каких?
А. Настоящий книголюб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей.
Б. Ныне не найдёшь такого города или районного центра, где бы не было книголюбов.
В. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде считались недоступными и непроезжими.
Г. Он ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных.
Ответ: _________________________________
Местоимение СТОЛЬКО
изменяется только по падежам
________________________ __________________________
________________________ __________________________
________________________ __________________________
10. Вместо пропусков вставьте в нужном падеже местоимение
столько
.
1. Со ____________ вредными привычками ему приходится бороться ежедневно. 2. Мы знаем о _____________ его положительных чертах! 3. Андрей ____________ друзьям помог! 4. До села оставалось два километра, до леса ______________ же. 5.Мы _______________способами пытались решить задачу, что трудно и сосчитать!
11. Запишите словосочетания, определите разряд местоимений.
Такой большой, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, никто не придет, никогда не говори никогда, с такими родителями, никто не услышит, ты да я, да мы с тобой, об этом дне, который час? несколько раз, узнал себя, сколько стоит? произошло нечто интересное, мы приедем, нисколько не жалко, говорить о себе, эти розы, каких-нибудь претензий, ни за что на свете, это утро, чей-то голос, никто не позаботился, говорить о ней, его собака.
12. Исключите третье лишнее (с комментариями):
А) Твой, такой, свой. Б) Себя, столько, тот. В) Тобой, вами, собой. Г) Нами, они, этот.
Д) Он, она, я. Е) Ты, мне, наш. Ж) Никто, некого, кое-кто. З) Ты, тебе, тот.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
указывают на признак предмета и его принадлежность (чья это вещь
?) и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон, его друг, её кукла, их двор
признаки притяжательных местоимений:
А) имеют ед.ч.
и
мн.ч
.:
ваш — ваши, свой — свои
;
Б) имеют формы рода
:
ваш — ваша — ваше, свой — своя, наш — наша
;
В) изменяются по падежам
(кроме ЕГО, ЕЁ, ИХ) по типу прилагательных.
1. Просклоняйте местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, СВОЙ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найдите в предложениях притяжательные местоимения.
Наша старшая сестрица печь блины-то мастерица! И с той поры в морях твоя дорога, о волн и бурь любимое дитя! Да напомните ему, государю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался. Наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою! Вы заботы бросьте, приходите в гости, прямо к нашему крыльцу к нам на Масленицу! Как у нашей сватьи масляны оладьи. А ваш-то пирог подгорел на один бок. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Зима недаром злится, прошла её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. Грустен лик её туманный.
3. Поставьте местоимения в нужную падежную форму. Укажите падеж.
Помочь (свой) _____________брату, устроили в (наша) _____________квартире, беседовал с (твоя) ___________ мамой, приближался к (наш) ____________дому, в газете писали о (наша) ____________ семье, горжусь (свой) ____________отцом, интересуюсь делами (мои) ___________ родителей.
4. Задание: найти и устранить недочёты.
На ихних огородах травы много выросло. Пограничники охраняют рубежи ихней Родины. В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы. Об ихней службе написано много книг.
5. Вставьте нужные по смыслу притяжательные местоимения. Подчеркните их.
1) Жил старик со ________ старухой у самого синего моря. 2) Царь Салтан гостей сажает за ________ стол. 3) Прощай же, море! Не забуду ________ торжественной красы и долго, долго слышать буду _________ гул в вечерние часы. 4) Яков наслаждался _________ победой, как дитя.
6. Найдите в предложениях притяжательные местоимения. Запишите над ними вопросы. Укажите падеж. Есть ли в данных предложениях местоимения других разрядов? Каких?
И к нашему берегу приносит хорошее дерево. На твою спесь пословица есть. Своя ноша не тянет. За своею думкою и сам не поспеешь. Твоими бы устами да мёд пить. За твоим языком не поспеешь босиком. Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. Своей бедой всяк себе ума копит.
7. Словарный диктант (с определением разряда местоимений).
Какой-то суффикс, ни у кого не было, ни о ком не расспрашивал, кто-нибудь местный, ни за что не преодолеть, кое с кем поссориться, ни с кем не меняться, некто неизвестный, несколько часов, какие-то водоросли, кое-что привезти, не у кого переночевать, рассказывать кое-кому про себя.
8. Используя материал учебника, вставьте необходимые местоимения, определите их разряд (текст можно разместить на доске, можно спроецировать на мультимедийную доску).
Гарнизонная жизнь имела для _________ мало привлекательности. Я старался вообразить ________ капитана Миронова, __________ будущего начальника, и представлял _______ строгим, сердитым стариком, не знающим ____________, кроме службы, и готовым за ___________ безделицу сажать под арест на хлеб и воду. ______ ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил ____ у ___________ ямщика. «Недалече, — отвечал ____. — Вот уж видна». Я глядел во ______ стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и башни, но __________ не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.
«Где же крепость?» — спросил ___ с удивлением. «Да вот ____», — отвечал ямщик, указывая на деревушку. И с ___________ словами мы в ________ въехали. (А.С. Пушкин).
Морфологический разбор местоимения I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая роль.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Местоимение материал закрепления на упражнениях
После изучения каждого разряда местоимений необходимо провести ряд работ, закрепляющих навык подбора начальной формы местоимений и определения их разрядов.
1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд. (Данное задание включает все разряды, поэтому его можно по частям использовать после изучения каждого разряда местоимений.)
Обратите внимание на интересную игру: устанавливается на телефон под управлением Андроид.
С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.
2. Выборочный диктант.
Учитель диктует предложения, насыщенные местоимениями, а учащиеся записывают в столбик только местоимения, а затем находят их начальную форму, определяют разряд, падеж.
1) Всякому овощу свое время.
2) С кем и о чем у тебя был спор?
3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.
4) У него мы с тобой обо всем договоримся.
5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.
3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.
1) Никому из нас не хотелось их огорчать.
2) Он ни с кем о вас не говорил.
3) Кое-что для него мне удалось сделать.
4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.
4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? — из-за меня, из-за тебя, из-за него…
Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?
5. С местоимениями составить предложения.
Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.
Разбор слов, в состав которых входят местоимения, поможет учащимся осознанно выделять местоимения, узнавать их в тексте.
6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.
Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.
Для развития и обогащения речи учащихся полезна работа и с устойчивыми выражениями, в состав которых входят местоимения.
7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.
Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).
8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.
Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.
9. Предложения для диктантов.
1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).
2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).
3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).
4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).
5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).
6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).
7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).
10. Переделать отрывок, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными.
И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу. (Примерные слова для вставки: писатель, мальчик, Иван Сергеевич, Тургенев, автор.)