Речевые игры по сказкам К. Чуковского. картотека по развитию речи (средняя группа) на тему


Развлечение по сказкам К.И.Чуковского (старший дошкольный возраст)

  • 14 апреля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей интерес к творчеству К.Чуковского, желание узнавать новые сказки; доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

МАТЕРИАЛ: портрет К. И. Чуковского, детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, коробка с потерянными вещами, разрезные картинки (полотенце, кран, мочалка, кувшин, мыло), «Волшебная книга сказок», аудиозаписи: «Ехали медведи на велосипеде» из сказки «Тараканище» муз. И.Цветкова, слова К.И.Чуковского,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница»; продуктивная деятельность: рисование на тему: «Герои сказок К.Чуковского», лепка на тему: «Федорина посуда», аппликация на тему: «Разноцветное платье Мухи-Цокотухи».

Ход занятия

Под аудиозапись «Ехали медведи на велосипеде» из сказки «Тараканище» муз. И.Цветкова, слова К.И.Чуковского в нарядно украшенный зал входят дети и садятся на стульчики.

ВЕДУЩАЯ: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Ответы детей).

ВЕДУЩАЯ: Закрывайте глаза. Мы отправимся в сказочную страну.

В гости дедушка Корней Приглашает всех детей. Но особенно он рад Пригласить таких ребят. Кто умеет слушать сказки Или любит их читать.

Как у наших у ворот чудо дерево растёт, не цветочки, не листочки на нём, а сказки К. И.Чуковского (оформлено дерево со сказками).

ВЕДУЩАЯ: Посмотрите ребята сколько сказок на дереве выросло. А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.

ВЕДУЩАЯ: Книги просят:

А сейчас Вы, друзья, узнайте нас. Думайте ребята дружно, Сказки эти вспомнить нужно!

1. Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперёд. А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле… Едут и смеются, пряники жуют. Вдруг из подворотни страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)

2. Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. («Мойдодыр»)

3. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)

4. Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: Вот вам телеграмма От гиппопотама!: «Приезжайте доктор В Африку скорей И спасите доктор Наших малышей» («Доктор Айболит»)

5. Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали. А букашки по три чашки, С молоком и крендельком. («Муха-Цокотуха»)

6. А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит… («Путаница»)

7. А в Большой реке Крокодил лежит, И в зубах его не огонь горит,- Солнце красное, Солнце краденое. («Краденое солнце»)

8. А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»

Но ответило корыто: «На Федору я сердито!» И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)

9. У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. («Телефон»)

10. Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять!

В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы.

Будут вас кусать, Бить и обижать,- Не ходите, дети, В Африку гулять. («Бармалей»)

Ведущая: Молодцы, много знаете сказок. Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Ответы детей: Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

Ведущая: Чему нас учат сказки?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

ИГРА Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда — сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда — сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

ВЕДУЩАЯ: Где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, у врача, он не тратил время попусту, а сочинял загадки для детей. Послушайте и отгадайте.

Была телега у меня, Да только не было коня, И вдруг она заржала, Заржала, побежала. Глядите, побежала Телега без коня. (Машина)

Был веселый дом, чудесный дом. И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выскочило чудо. Такое теплое, такое Пушистое и золотое. (Цыпленок)

Паровоз без колес, Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел, Прямо по морю пошел? (Пароход)

Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня. Чтобы дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. Дети: Еж!

Ведущий: У Чуковского есть стихотворение про ежей.

Стихотворение «Ежики смеются»

У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! Всё не могут перестать: «Эх вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы»

Игра «Собери иголки для ежат».

Оборудование: Два рисунка ёжика, маркер 2 шт.

Ход игры: Командам нужно нарисовать иголки ёжику. Чья команда быстрее справится с заданием.

Ведущая: Сейчас дети старшей группы расскажут нам отрывок из сказки «Муха Цокотуха».

Ведущая: Ребята, а каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Игра «Кто есть кто».

  • Айболит — (доктор)
  • Бармалей — (разбойник)
  • Федора — (бабушка)
  • Каракула — (акула)
  • Мойдодыр — (умывальник)
  • Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
  • Цокотуха — (муха)
  • Рыжий, усатый великан — (таракан)

ИГРА «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

— Что это? (Калоша) В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». — Что это? (Мочалка) В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». — Что это? (Варенье) В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит». — Что это? (Шоколад) В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище». — Что это? (Шарик)

Ведущая: Сейчас дети старшей группы покажут вам сказку «Телефон».

Ведущая: Вот и подошло к концу наше путешествие в сказки дедушки Корнея. Вам понравилось? На память о сказочном путешествии Чудо-Дерево дарит вам подарки. А сейчас закрываем глаза, и возвращаемся в детский сад.

Речевые игры по сказкам К. Чуковского. картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Играем в сказки Чуковского. Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского. Вот как мы играем: Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи. 1. “Узнай героя” Цели: • находить по словам-определениям героя; • самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев: Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей. Добрый, внимательный, заботливый – Айболит. Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил. Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата. Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик. Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр. Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей. 2. “Все наоборот” Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением Больные – здоровые (зверята) Злой – добрый (Бармалей) Грустная – Веселая (Федора) Грязный – чистый (мальчик) Темно – светло (краденное солнце) Высокий – низкий (жираф, бегемот) 3. “Что делает?” Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия Подушка – ускакала Простыня – улетела Брюки – сбежали Стол – ушел Умывальник – выбегает Муха – пошла на базар и т.д. 4. “Кто? Что?” Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?. Муха-Цокотуха – самовар Айболит – градусник Федора – посуда Крокодил – солнце и т.д. 5. “Четвертый лишний” Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор. Айболит, волки, корабль, орел Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик Утюг, скалка, блюдца, магнитофон 6. “Скороговорки” Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп. Слишком много ножек у сороконожек. Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки? Про покупки, про покупки Про покупочки свои. 7. “Загадки” Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки. 8. “Маленькие слова” Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение. — И упал Айболит и лежит на снегу. — Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит. — А рядом бегемотики Схватились за животики. — Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке. 9. “Один-много” Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа Одно дерево – много … Одна пальма – много … Один крокодил – много … Одна обезьяна – много … Одна зверушка – много … Одно насекомое – много …

Игры на развитие связной речи.

Цели:

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре. Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ. 1. “Не плачь, мышонок” В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает: – Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет. Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру. – А ты кто? Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д. По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д. 2. “Бюро находок” (игра демонстрируется) Воспитатель-ведущий: – Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом 3. “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти) Эй вы, звери, выходите Крокодила победите, Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил. Но мохнатые боятся: Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст Он нам солнце не отдаст! Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу. 4. “Гости” Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д. Мальчик к бабушке Федоре. Бармалей к Айболиту и т.д. 5. “Неожиданная встреча” Мойдодыр – Муха-цокотуха Айболит – паук (обыывание) 6. “Незнайка Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке). Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность. Комарик – это … Бармалей – это … Тараканище – это … Федора – это …

7. “Объяснялки” Продолжи предложения. Комарик храбрый, потому что … Таня и Ваня непослушные, потому что … Море погасло, потому что … Мойдодыр рассердился, потому что … Посуда убежала от Федоры, потому что… 8. “Путаница” Рассмотри рисунки. Что перепутал художник? Из болота тянут жирафа. Муха цокотуха в шапочке Айболита. Краденое солнце в зубах волка и т.д. 9. “Письмо” (пишем письмо герою) Пример: “Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена.” 10. “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется) Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”. Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: