«Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями»

Чаще всего, родители очень торопятся, приводя утром детей в дошкольное учреждение и забирая их в конце рабочего дня. При этом многие ограничиваются лишь приветствием или словами прощания в адрес воспитателя. Задачей педагогов детского сада является организация и поддержание постоянного контакта с родителями, ведь только взаимодействие с ними даст возможность понять, в каких условиях живет и развивается малыш, что немаловажно для его воспитания, а также обратить внимание членов семьи на нежелательные поступки и проявления характера ребенка.

Родительские собрания – одна из основных форм работы с родителями. Успешно провести родительское собрание в детском саду не просто, во-первых, потому что надо обеспечить явку и активность родителей, когда они спешат домой, усталые после работы. Во-вторых, надо добиться заинтересованности родителей, убедить их, что участие в родительских собраниях поможет лучше понять своих детей и обеспечить их полноценное развитие. Обо всем этом должен подумать воспитатель, готовясь к собранию.

Способы проведения родительского собрания в детском саду

Проводить родительское собрание в детском саду нужно по-разному, чередуя различные формы, используя творческие идеи. Помимо собрания по классическому сценарию «1 – Доклад педагога. 2 – Вопросы-ответы», в дошкольных учреждениях стоит проводить, например, дни открытых дверей, психологические тренинги и мастер-классы, совместные занятия детей и родителей, показы театральных постановок.

При любом способе проведения родительского собрания, главное, чтобы у воспитателя установился контакт с родителями, и те осознали, что собрание в детском саду – не формальность, а своевременная и действенная педагогическая помощь в формировании личности ребенка.

Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?

  • 13 октября 2009

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

В Детском саду «МДОУ № 2 компенсирующего вида» (г.Екатеринбург), в котором я работаю, применяются следующие формы проведения родительских собраний:

  • психологический тренинг;
  • мастер-класс;
  • совместное занятие детей с родителями;
  • день открытых дверей;
  • показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

  • подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;
  • подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;
  • продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Приведу пример: на последнем родительском собрании в нашем детском саду обсуждалась тема

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания

1. Вводная часть (5-7 мин).

  • Представление воспитателем темы и участников собрания.
  • Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

2. Оcновная часть (30-35 мин).

  • Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).
  • Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).
  • Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).
  • Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

3. Разное (7-10 мин).

  • Обзор педагогической литературы по теме собрания.
  • Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

4. Подведение итогов (3-5 мин).

  • Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.
  • Выдача родителям буклетов по теме собрания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

На фото: сотрудники нашего детского сада, всегда готовые прийти на помощь родителям.

Автор: Е. Кобылина, воспитатель МДОУ № 2 компенсирующего вида г. Екатеринбурга

Организационные вопросы

Чтобы явка на родительское собрание в детском саду была высокой, родители должны быть извещены о его проведении заблаговременно, за 1 – 2 недели, чтобы они успели урегулировать рабочие и иные обстоятельства, скоординировать действия членов семьи в день собрания. Приметное объявление о собрании должно быть вывешено в раздевалке группы, также с помощью детей стоит изготовить приглашения, которые будут переданы в каждую семью. Форма приглашения может быть различной – в виде цветного пригласительного билета, открытки с аппликацией, конверта с секретом и т.д.

Хорошо, когда перед родительским собранием в группе проводится творческое занятие, и дети создают различные поделки, рисунки, которые затем будут выставлены на обозрение для оценки и присуждения призов. Каждый ребенок, помня о конкурсе, неоднократно напомнит своим родителям о собрании, чтобы они смогли там порадоваться его успехам.

На родительские собрания следует приглашать маму и папу, пусть они приходят хотя бы по очереди – таким образом оба родителя будут получать знания о методах воспитания маленького человека, о педагогической науке в целом.

В ходе подготовки собрания необходимо продумать: где расставить конкурсные поделки, где родители смогут оставить верхнюю одежду, как их удобнее рассадить, чтобы всем было слышно и видно.

Схема анализа родительского собрания

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка.

Цель:Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.

Соблюдение условий:

1. Уровень организации мероприятия:

собрание проводилось в группе, торжественность присутствовала, освещенность в достаточной мере, была организованна возможность раздеться.

2. Оповещение родителей

:

а. Собрание оформлено в виде объявления, и было размещено на стенде за две недели.

3. Наглядность:

Собрание соответствовало выбранной теме, оформление было красочным что сразу привлекло родителей.

4. Уровень проведения собрания:

На собрании присутствовали все родители, секретарь и председатель постоянны, секретарь умеет грамотно составлять протокол. Ведущая роль принадлежала воспитателю, продолжительность собрания 60 минут.

Подготовка к собранию (предварительная работа):

Ознакомление родителей с программой собрания. Анонимное анкетирование родителей, анализ и обобщение результатов анкетирования. Подготовка бланков по количеству родителей для тестирования.

Качество сообщений:

1. Соответствует ли тема

: да соответствует.

2. Педагогическая грамотность доклада воспитателя:

Теоретический материал изложен литературным языком, краток

3. Форма изложения материала:

анкетирование, доверительный разговор.

Проведение собрания:

7. Активность родителей

:

Слушают, задают вопросы, предлагают решения, принимают решения.

8. Качество решений

:

Принятые решения были выполнены во время.

г. Направлены ли на качественное улучшение воспитания и обучения детей.

9. Общий тон собрания

.

Собрание проходило в доброжелательной обстановке, присутствующие были любезны друг к другу.

Итог собрания:

На собрании родители познакомились с основными задачами, целями, формами, и методами воспитания детей в детском саду и дома. Также был предложен материал ознакомления с лучшим опытом работы, из которого родители узнали очень много интересного для себя. Данное собрание осталось в памяти для родителей.

Выводы:

Самоанализ деятельности в рамках учебной практики

по ПМ 04.Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Приобрела следующий практический опыт: научилась планировать работу с родителями, формулировать цели задачи работы с семьей, организовывать и проводить разнообразные формы работы (родительские собрания, беседы), анализировать процесс и результаты работы с родителями, взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников, а также руководить работой помощника воспитателя.

Оценка —— Подпись методиста:

Департамент науки и образования Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Дневник

ПП.04.01 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Студентки группы 44 Д/О

Бессонова Н. Ю.

Специальность

440114 дошкольное образование

Форма обучения: заочная

Трубчевск

Календарно-тематический план производственной практики

ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

№ п/пДата и время практикиТемаОсновные виды РаботСамостоятельная работаФормируемые ПК и ОК
Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими), определение целей и задач работы с семьей.1.Проведение диагностических методик изучения семьи, их образовательных запросов, детско-родительских отношений. 2. Составление перспективного плана работы с родителями для группы с целевыми установками. (разработка плана совместного мероприятия с родителями) 3. Разработка и оформление рубрики для Интернет-сайта ДОО (страница для родителей)1. Проведение и обработка данных диагностических измерений, оформление информационных стендов для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста (папки-раскладушки, информационные бюллетени, родительская газета и др.); разработка информационного материала для Интернет странички; разработка плана взаимодействия с родителямиОК 1,2,3,4,11 ПК 4.1,4.2.,4.3.4.4, 4.5.
Организация профессионального взаимодействия с сотрудниками ДОО.1. Разработка модели взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОО.Проведение и самоанализ пед.деятельностиОК 1,2,3,4,11 ПК 4.1,4.2.,4.3.4.4, 4.5.
Консультирование родителей по результатам диагностики1. Составление плана проведения индивидуальной консультации по итогам исследования. 2. Проведение совместного мероприятия с родителями 3. Анализ проведенного мероприятия с родителямиПодбор библиотеки семейного чтения (методическая литература и статьи из периодических изданий по вопросам воспитания детей в семье).ОК 1,2,3,4,11 ПК 4.1,4.2.,4.3.4.4, 4.5.
Технология подготовки и проведения родительского собрания1. Составление конспекта проведения родительского собрания в разных возрастных группах.Разработка сценария родительского собрания, самоанализ деятельностиОК 1,2,3,4,11 ПК 4.1,4.2.,4.3.4.4, 4.5.
Диагностика профессиональной компетенции студентов.Проведение самодиагностики профессиональной компетенции студентамиОформление рефлексивного отчета по практике.ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 4.4.

Лист оценки

ДатаВид деятельностиТемаОценкаПодпись методиста

Дата:

Тема: Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими), определение целей и задач работы с семьей.

Документ в портфолио: план работы с родителями на период практики, презентацияэскиза с фотографиями уголков для родителей с комментариям, протокол обследования

Содержание деятельности

Задание 1.

Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими)

План работы с родителями

понедельниквторниксредачетвергпятница
Составление плана работы с родителями на период прохождения практикиПроведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания, изучения семьи, их образовательных запросов, детско-родительских отношений.Составление и проведение индивидуальной консультации по итогам исследованияОрганизация и проведение родительского собранияСоставление отчета по практике

Задание 3.

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒


Подготовка к родительскому собранию в части воспитания и развития детей

Мало выбрать актуальную тему для собрания, надо суметь провести встречу с родителями ярко, живо, интересно. К тому же, подготавливая родительское собрание в детском саду, воспитатель должен учитывать, что со всеми вопросами ему надо уложиться в 1 час, так как вечернее время не располагает к длительному восприятию информации, даже очень важной.

При составлении плана и конспекта доклада не стоит уповать лишь на тезисы и цитаты из педагогической литературы, ведь любые из них могут быть подтверждены практическими примерами, живыми эпизодами. Так что краткие заметки по жизненным примерам тоже нужны, чтобы в ходе собрания не упустить их из-за спешки или отвлечения на вопросы родителей.

В зависимости от темы родительского собрания, можно:

— изготовить краткие памятки, списки литературы, чтобы затем разложить их на столиках или вручить каждому родителю лично;

— пригласить для выступления специалиста дошкольного учреждения (старшего воспитателя, логопеда, медицинского или музыкального работника);

— сделать видео- или аудиозаписи занятий с детьми;

— подготовить детей к участию в собрании.

Конспект родительского собрания в форме круглого стола в 1 классе

Конспект родительского собрания в форме круглого стола в 1 классе

Родительское собрание в форме круглого стола на тему «Как помочь детям стать внимательнее».

Автор: Кульнева Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Среднеикорецкая СОШ»Описание материала:

Предлагаю вам конспект проведения родительского собрания для классного руководителя в начальной школе на тему «Как помочь детям стать внимательнее». Этот конспект поможет классному руководителю организовать собрание в форме «творческой лаборатории родителей за круглым столом».

Конспект родительского собрания в начальной школе на тему «Как помочь детям стать внимательнее»

Цель:

доказать, что ребёнок будет более внимательным, если выяснить причины его неадекватного поведения, проводить системные занятия по корректировке и формированию полезных привычек.
Задача:
показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимательности младшего школьного возраста.
Объект исследования:
ученический коллектив.
Предмет исследования:
«Как помочь детям стать внимательнее »
Форма проведения:
«Творческая лаборатория родителей за круглым столом»
Участники:
классный руководитель, психолог школы, воспитатель ГПД, родители учащихся класса.
Введение
Школьный класс…. Для одних — это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей и учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители дома решали возникающие проблемы?Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой — как помочь моим ученикам стать более внимательными. Совместно с родительским комитетом класса было принято решение провести родительское собрание в виде «Круглого стола» с творческой лабораторией родителей по данной проблеме.
Для этого:
— изучить соответствующую научную литературу,— познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами,— подобрать методики и провести исследования, диагностики,— изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания,— выбрать форму проведения собрания: «Творческая лаборатория за круглым столом», — выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.
ПланПодготовка:
1.
Запуск анкеты
для родителей «Выбор пути»Вопросы анкеты:1)Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий? -Да-Трудно сказать-Нет2)Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? -Да-Трудно сказать-Нет3)Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? -Да -Трудно сказать-Нет4) Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?5) Считаете ли Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй?2.
Обдумывание
цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.3.
Составление
конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.4.
Центральное событие:
встреча родителей, непосредственное проведение «КРУГЛОГО СТОЛА»5.
Рефлексия:
— Выпуск стенной газеты «По горячим следам»— Зачитывание решения собрания— Самоанализ и ответы на вопросы: Что было ценного на мероприятии?Что не удалось? Почему?Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?
Ход проведения собрания
Тема: Как помочь детям стать внимательнее

Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.1.Открывает родительское собрание классный руководитель.
Учитель:
-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. Сегодня в нашей работе принимают участие учитель и воспитатель класса, школьный психолог, родители учащихся нашего класса, редколлегия из состава родителей, а также инициативная творческая группа в составе членов родительского комитет класса.2.
Психолог:
— До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна затронутая нами тема? -К вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? -Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания -2 минуты, работа в группах).
Проверка задания
. -Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.-Внимание, как познавательный процесс, входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то, соответственно, развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. -Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:Как вы понимаете выражения : -концентрировать внимание – это…..-переключать внимание — это …-распределять внимание – это…-устойчивость внимания – это…-Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.-Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. 3.
Учитель:
— Как видите, проблемы у наших детей существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. нужно научить ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получать результаты, формировать привычку быть внимательным.Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности. -Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.-Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.-Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.-Легко отвлекаемое внимание.-Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Главная задача
— помочь нашим детям. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.4.
Воспитатель:
-В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 5-7 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?
Например:
Упражнение 1— Акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. Упражнение 2— Нарисуй точки так, как показано на листочке.Упражнение 3— Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, поворот. Каким по счёту было слово оплот?
«Кот в шапке»
(в шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Родители, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу)
«Самый внимательный»
(внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”) Белый снег пушистый в воздухе кружится, порхает, и под ноги тихо — тихо оседает.
Протяни ладошку
– подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Игра. Исправь ошибки.
Цель игры научить следовать инструкции, сосредотачивать и удерживать внимание на учебном объекте.Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске. В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые, потом всё более мелкие ошибки.Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрь , дроздалжекарандаштмопр, дятеллевшаноликлитма .Проверка заданий.
Заключение.
5.
Учитель:
— Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор грибов, ракушек или мозаики, конструктора – всё это развивает внимание.
Для развития объёма внимания и памяти могут пригодиться следующие упражнения:
1.Развитие концентрации внимания. Находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте; 2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти. Это работа с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов – справа, слева, зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)3.Тренировка распределения внимания. Выполнение двух разноплановых заданий: чтение текста под счет ударов карандаша по столу.4.Развитие навыка переключения внимания. Работа с печатным текстом:чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.6.Проект решения собрания (он заносится в журнал протоколов родительского собрания). В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации от инициативной творческой группы родителей. 7. Рефлексия Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»8. Минута благодарностиУчитель, психолог и воспитатель благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.9.ЗаключениеМы рассмотрели фрагмент поведения детей с гиперкеническим и гиперактивным синдромом. Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём -либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях: 1) Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.2) Не может сидеть спокойно на месте, когда требуется это.3) Легко отвлекается на посторонние стимулы.4) С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе .5) На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.6) При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).7) С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.8) Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.9) Не может играть тихо, спокойно.10) Болтливый.11) Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).12) Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.13) Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги)14) Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.-Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:-Признаки гиперактивности (1,2,9,10)-Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)-Импульсивности (4,5,11,14)Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако, в любом случае, гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, что они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.В работе как с гиперактивными так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
Причины:
-Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),-Асфиксия новорождённого.-Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.-Особенности центральной нервной системы.-Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).-Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.
Совет:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:-Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;-Постановки перед ребёнком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: