Презентация по теме «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла» 5 класс Б МОУ СШ 13 г.о.Тольятти Классный руководитель: Амирова Татьяна Александровна. — презентация


Начало мира

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Популярные постановки

Древнегреческая литература предлагает миру множество интересных историй, значительная часть которых стала причиной появления различных нарицательных имен, обозначающих человеческие черты характера и особенности поведения. Знаменитые боги и музы нередко фигурируют в тематических театральных постановках. Детям нравится исполнять роли столь колоритных персонажей, разыгрывать нетривиальные мифические ситуации. В качестве примера приведем три рассказа, наиболее часто использующиеся в школьных спектаклях.

Аполлон и музы

Действие произведения разворачивается на горе Геликон, выделяющейся своими лесистыми склонами и красотой священных вод источника Гиппокрены. Периодически декорации сменяются высоким Парнасом, возвышающемся над Кастальским родником. Бог света Аполлон кружится в хороводе с девятью музами, дочерями бога грома Зевса и богиней памяти Мнемосины.

Аполлон и музы играют на золотой кифаре, поют добрые песни и кружатся в танце. Каждая муза отвечает за определенную творческую составляющую. Каллиопа – за эпическую поэзию, Эвтерпа – за лирику, Эрато – за романтические мелодии, Мельпомена – за трагедию, Талия – за комедию, Терпсихора – за танцы, Клио- за историю, Урания – за астрономию, а Полигимния – за священные гимны.

Божественное пение завлекает все живое вокруг, кажется, что сама природа подпевает в унисон дивной мелодии. Звуки кифары и пения муз не оставляют равнодушными даже богов Олимпа. Когда пение доносится до этих мест, Арес забывает о войнах, его орел, повинуясь силе добра, опускает крылья и все боги пускаются в прекрасный пляс под золотистыми лучами утреннего солнца.

Несмотря на то, что сюжет не столь разнообразен и ярок, такой сценарий позволяет сделать красивую постановку, в которой будет много песен и танцев. Кроме того, за счет обилия действующих лиц, в спектакле удастся поучаствовать большому количеству учеников. По сути, число действующих лиц зависит от вашего решения – вы можете включить в сценарий любых богов.

Геракл в Фивах

Это довольно непростой сюжет, который стоит давать ученикам средних и старших классов. Миф рассказывает об истории становления Геракла, начале его пути к знаменитым двенадцати подвигам.

Сын Зевса, Геракл, родился в лесах Киферона. С малых лет юноша превосходил всех ровесников и по физическому развитию, и по силе, ловкости, отваге. Уже в молодом возрасте он, искусно владеющий копьем, победил одного из ужаснейших киферонских львов и начал совершать другие благие дела. Во многом этим он обязан Гермесу, преподнесшему ему меч, Аполлону, вручившему ему лук и стрелы, а также Афине, соткавшей для него одежду.

Однако вскоре на Геракла была наслана чудовищная болезнь, полностью изменившая его мировоззрение. Некогда благородный и отважный юноша совершил много ошибок, навредил близким людям. Через некоторое время темная пелена спала с его глаз, и он осознал все, что натворил. В поисках пути исповедания и исцеления души он попал к Аполлону. Тот дал ему совет отправиться служить Эврисфею в течение двенадцати лет. Так и начался путь Геракла к двенадцати подвигам, лежащим в основе других популярных древнегреческих мифов.

Отличное произведение с большим количеством ярких сцен, моралью и захватывающими сознание моментами. Благодаря обилию небольших сцен, в постановке может быть задействовано порядка пятнадцати актеров.

Тесей в Афинах

В данном случае идет повествование об еще одном отважном герое древнегреческой мифологии – бравом Тесее. Внешне Тесей мало был похож на смелого и сильного персонажа, который одним ударом побеждает всех врагов. Светлые, длинные кудри, худощавое телосложение, скромный взгляд – ничто не указывало на волевые качества героя. Однако это было так. Например, как-то раз он шел по улице, едва открывая лицо, и прохожие решили, что это девушка. Поняв, что человек идет один, они начали над ним насмехаться, называя одинокой, потерявшейся. Не выдержав насмешек, Тесей перевернул колесницу обидчиков, но их не тронул. Таким образом, все поняли, что герой мужчина, а не женщина, а также что он может постоять за себя.

Эта показательная сцена как бы раскрывает характер персонажа. В дальнейшем он попадает в дом к своему престарелому отцу и его злобной жене. Отец не узнает сына, а жена понимает, кто это и, боясь потерять власть над мужем, уговаривает его отравить гостя, объясняя решение тем, что он пришел не с добром. Но вскоре обман раскрывается, и Тесей начинает править вместе с отцом, совершая благородные дела и охраняя жителей города от недоброжелателей. Красивая сказка об истинных ценностях, добре и зле, которая станет отличным сценарием для школьной постановки.

Война богов

Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.

Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.

Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.

Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.

Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.

Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.

Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель мероприятия

: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую деятельность учащихся, воспитывать ответственное отношение к коллективному труду, развевать творческие способности учащихся и интерес к предмету.

Оборудование: карточки с раздаточным материалом. Организация мероприятия: 2 команды по 6 человек от 2-х классов. В качестве жюри выступали учащиеся 5 классов.

Учитель.

— Муза Клио, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе, на землю решила спуститься и провести историческую викторину.

Клио(ученица):

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, слово привета свое я обращаю. Вам пожалею я, о сыновья Геродота: честно сражайтесь под сводами храма науки и благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки! Пусть же дарует великая Ника победу тем, кто достойнее будет и знания покажет искусней! Я, муза истории -Клио- вас приглашаю. Идемте! (уходит)

Учитель.

— Добрый День, уважаемые гости, уважаемые ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре, посвященной мифам и легендам Древней Греции.

Разрешите представить вашему вниманию участников игры; итак, перед вами команда — «Троянцы»(5а), -«Афиняне» (5б).

Учитель

— Разрешите представить вашему вниманию жюри, которое будет оценивать наших участников( учитель истории, Завуч школы, психолог):

— Игра будет проходить в несколько этапов:

I
этап- разминка.
Команды должны написать как можно больше древнегреческих богов, а так же , чему они покровительствовали. Побеждает команда, назвавшая как можно больше богов.

II
этап- «крылатые выражения».
Представители команд берут карточки, в которых написаны крылатые выражения, нужно рассказать историю их происхождения и смысловое значение.

III
этап- «поэмы Гомера».
По выдержкам из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» определить название поэмы и прикрепить карточку с текстами на доску под соответствующим названием.

IV
этап- Жили ли они?
Из предложенного списка участники должны написать в 2 колонки, кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд.

Vэтап- конкурс знатоков.

Зачитываются в слух отрывки из мифов и поэм Гомера, а команда определяют, о ком или о чем идет речь в отрывке.

VI
этап- задание для болельщиков (кроссворд).
VII
этап- конкурс дополнительных вопросов.
VIII
этап- какое слово лишнее.
Нужно будет определить лишнее слово и указать, почему именно это слово лишнее.

Итак, в добрый путь ребята!

Учитель.-
Iэтап- Разминка.
Каждая команда должна написать как можно больше древнегреческих богов, а так же указать, чему они покровительствовали. Времени дается 3 минуты.

II
этап- крылатые выражения.
Представители команд берут карточки с текстами крылатых выражений, необходимо рассказать истории его происхождения и смысловое значение. (по 3 выражения каждой команде). Времени дается 3 минуты. (1-ая команда: «нить Ариадны», «троянский конь», «гордиев узел», 2-ая команда: «ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой», «авгиевы конюшни», 3-я команда: «со щитом или на щите», «ткань Пенелопы», «сизифов труд».)

III
этап- поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Вам будут зачитаны отрывки, которые относятся к поэмам Гомера, необходимо определить название поэмы и прикрепить карточку с текстом на магнитную доску под соответствующим названием- «Илиада» или «Одиссея».

Времени дается 3 минуты.

1.«Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем, «Одиссея»).

2.«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына….(Илиада)

3.«Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом! Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из под Трои» (Обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора, «Илиада»)

4.«Ужас объял греков. Тогда Одиссей развязал кожаный мех с вином и «отважно полную чащу вина протянул…» (Полифему, «Одиссея»)

5.«Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам подойди, сладкопеньем сирен насладися» (сирены, «Одиссея».

6.«Черная, мрачная ночь, покрыла глаза Андромахи… На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони» («Илиада»)

IV
этап- жили ли они?
Из предложенного списка вы должны написать в 2 колонки кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд. За каждый правильный ответ 1 балл. Времени дается 3 минуты.

(Аполлон, Одиссей, Дионис, Гектор, Клио, Геракл, Ахиллес, Прометей, Гомер, Геродот, Солон, Драконт)

Vэтап- конкурс знатоков

. Вам будут зачитаны вслух отрывки из мифов и поэм Гомера (по очереди), необходимо определить, о ком или о чем идет речь в отрывке. По 2 балла за правильный ответ.

1.«Мы шлем на смерть наших детей, а твой сын избавлен от жеребьевки (миф о Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)»

2.«Погрузилась богиня в печаль, и от ее тоски облетаю листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грузит всему живому» (миф о похищении Аидом Персефоны-дочери богини земледелия Деметры)

3.«Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принес его людям»(миф о Прометее)

4.«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом: «Никто!…». в сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревешь ты?»(слова Полифема и циклопов из поэмы Гомера «Одиссея»

5.«Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)

6.«Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы из «Одиссея»)

7.«Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется.(Ахиллес, поэма «Илиада»)

8.«Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о яблоке раздора.)

9.«Тяжелейшие груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…»(Атлант, подвиги Геракла)

Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги следующее задание для болельщиков которые смогут дополнительными баллами помочь своей команде. Вашему вниманию- Кроссворд

(6 этап, по одному баллу за один правильный ответ)

По горизонтали:

5.Царица подземного мира, чье возвращение на землю знаменует собой воскрешение растительности. 7.Властелин моря. 8.Знаменитыйгреческийтерой Троянской войны, имевший одно уязвимое место — пятку. 9.Троянский царевич, присудивший яблоко с надписью «Прекраснейшая» богине, обещавшей ему в жены самую красивую женщину. По вертикали: 1.Греческий герой, отправившийся за золотым руном. 2.Сын афинского царя Эгея, сразившийся с чудовищем Минотавром. 3.Громовержец, повелитель богов и людей. 4.Богиня любви и красоты. 5.Титан, похитивший огонь с Олимпа для людей и научивший их пользоваться им. 6.Бог войны.

7 этап- конкурс дополнительных вопросов.

Ответы на скорость (кто быстрее поднимет руку, один балл за ответ)

Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянская)

Когда в Древней Греции никто не воевал? (Олимпийские игры)

Имя отца истории? (Геродот)

8 этап- какое слово лишнее?

Определить лишнее слово и указать почему именно это слово лишнее. Время 2 минуты, 1 балл

Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее Пенелопа)

Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (Троя)

Гомер, Одиссей, Гектор, Полифем, Минотавр (Минотавр)

Минотавр, Лабиринт, Дедал, Ариадна, Ахиллес (Ахиллес)

Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (Нимфа)

Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (Амон-Ра)

Слово предоставляется членам жюри, награждение участников.

Список Литературы:

1. УМК Вигасин А.А., Годер Г.И. » История Древнего мира» 5 класс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: