Урок информатики 6 кл. «Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин».


Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе

Конспект урока математики в 6 классе по теме «Диаграммы».
Автор: Смирнова Лариса Владимировна, учитель МОУ Большекошинской сош Тверской области Селижаровского района д. Большая Коша Описание материала: Предлагаю разработку урока математики с использованием интерактивных приемов обучения в 6 классе по теме «Диаграммы». Данный материал будет полезен учителям математики, которые преподают по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. Цель урока: познакомить с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм; научить обучающихся читать диаграммы, отвечая на поставленные вопросы. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал. Методические приемы: беседа – диалог, игровая ситуация, работа в малых группах.
Ход мероприятия.
Мотивация. Ежедневно нам приходится работать с огромным количеством информации. Всю информацию, которая к нам поступает, запомнить невозможно. Поэтому самую необходимую для нас мы записываем. Причем стараемся записывать таким образом, чтобы впоследствии нам этой информацией было легко воспользоваться – выбрать нужные данные, что-то сравнить. Таблица — самый простой способ упорядочить данные. С некоторыми таблицами мы уже знакомы (таблица умножения, расписание уроков, страница дневника). Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных (облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю имеющуюся информацию, а сразу найти то, что нужно, позволяют легко сравнивать однотипные сведения и делать необходимый выбор). Однако они не дают наглядного представления. Поэтому сегодня мы познакомимся с еще одним способом подачи информации, который во многом удобнее и нагляднее, чем таблица. Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать несложную шифровку. Вы легко справитесь с заданием, если вспомните, как раскладывать числа на простые множители.


Сообщение темы и задач урока. Итак, тема нашего урока «Диаграммы, чтение диаграмм» Сегодня на уроке мы узнаем: что такое диаграмма, какие виды диаграмм существуют, как правильно читать диаграммы. Изучение нового материала. Вы проводили опрос среди учеников 4-9 классов по теме «Любимое время года» и предоставили мне таблицу. Я же составила диаграмму по этой таблице.


Сравните таблицу и диаграмму. 1.Как на ваш взгляд, с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее? 2. Какой способ предоставления информации наиболее яркий, наглядный – в форме таблицы или форме диаграммы? Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных. С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц. Давайте запишем определение диаграммы. Диаграмма ( в переводе с греческого diagramma — изображение, рисунок, чертёж)- графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Известно множество видов диаграмм: столбчатая, линейная, круговая, конусная; цилиндрическая. Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической фигурой представлена информация.


Рассмотрим рисунок 8. На нем информация о распределении расходов на человека в месяц дана в виде диаграммы . Как вы думаете, какая информация на этой диаграмме расположена горизонтально? (Вид расходов) А вертикально? (Сумма расходов) В виде каких фигур представлены виды расходов на диаграмме? (Столбики) Как может называться такая диаграмма? (Столбчатая)


Рассмотрим рисунок 9. В виде каких фигур представлены виды расходов на этой диаграмме? (Линии) Как может называться такая диаграмма? (Линейная)


Рассмотрим рисунок 10. В виде каких фигур представлены виды расходов на данной диаграмме? (Конусы). Как может называться такая диаграмма? (Конусная)


Рассмотрим рисунок 11. В виде каких фигур представлены виды расходов на данной диаграмме? (Цилиндры). Как может называться такая диаграмма? (Цилиндрическая)


Рассмотрим рисунок 12 . В виде какой фигуры представлены виды расходов на данной диаграмме? (Круг). Как может называться такая диаграмма? (Круговая). В чем отличие круговой диаграммы ото всех остальных? (Круг поделен на доли (части). Каждая часть – это определенный вид расхода)
Интерактивное упражнение. Объяснение правил выполнения интерактивного упражнения: А теперь будем учиться читать диаграммы. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью». Вы будете выполнять роли журналистов, т. е. задавать мне вопросы, а я буду статистом – на ваши вопросы отвечать. (Ребятам предлагаются готовые вопросы на карточках, учитель отвечает на поставленные вопросы, показывая, как читать по диаграмму)


Вопросы к диаграмме:
В какое время года лучше всего продаются зонты? (летом) В какое время года зонты продаются хуже всего? (зимой) В какое время года не продаются варежки? (летом) В какое время года варежки продаются лучше всего? (зимой) Какой товар продается приблизительно одинаково во все времена года? (перчатки) Что лучше продается весной – перчатки или варежки? (перчатки) Во сколько раз варежки зимой продаются лучше, чем зонты? (в 2 раза) Во сколько раз зонты продаются летом лучше, чем перчатки? ( в 9 раз) Какой товар одинаково продается весной и летом? (сумки)
Выполнение интерактивного упражнения. Теперь я предлагаю вам поиграть в эту игру в парах между собой. Ваша задача – обсудить вопросы и написать ответы в тетрадь. Далее вы должны у доски в форме интервью дать ответы на эти вопросы. Вопросы к диаграммам.

Содержание витамина А (мг в 100 гр)
Верно ли утверждение, что морковь является главным источником витамина А? Расположите продукты питания в порядке увеличения в них витамина А. Какой продукт на первом месте по количеству витамина А? Какой продукт на последнем месте по количеству витамина А? На сколько в зеленом горохе витамина А больше, чем в черной смородине? На сколько в сухом шиповнике витамина А меньше, чем в моркови? Во сколько раз в моркови витамина А больше, чем в красном перце?

Содержание витамина С (мг в 100 гр)
Верно ли утверждение, что лимон является основным источником витамина С? В каком продукте содержится наибольшее количество витамина С? В каком продукте содержится наименьшее количество витамина С? Во сколько раз в сухом шиповнике витамина С содержится больше, чем в лимоне? Во сколько раз в апельсине витамина С содержится меньше, чем в сухом шиповнике? Какой продукт по количеству витамина С находится на втором месте? На сколько в красном перце витамина С больше, ч ем в черной смородине?

Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товары
В какое время года лучше всего продаются платья? В какое время года хуже всего продаются юбки? Какой товар лучше всего продается весной? Какой товар хуже всего продается весной? Какой товар лучше всего продается зимой? Какой товар хуже всего продается зимой? Во сколько раз юбки лучше продаются весной, чем зимой? Какой товар наименее популярен осенью, зимой и весной?

Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товары
В какое время года лучше всего продаются бананы? В какое время года хуже всего продаются апельсины? Какой продукт лучше всего продается осенью? Какой продукт хуже всего продается летом? Какой продукт лучше всего продается весной? Какой продукт лучше всего продается летом? Во сколько раз бананы зимой продаются лучше, чем осенью? Какой продукт наименее популярен во все времена года?
Рефлексия. Продолжите фразу: Сегодня я узнал(а)…. Сегодня я научился …. Мне хотелось бы в будущем научиться…. Ответьте на вопросы:
Что такое диаграмма? Какие бывают диаграммы? Что общего у таблиц и диаграмм, в чем различие? Хотели бы вы научиться самостоятельно строить диаграммы?
Оценивание. Самооценка. Постарайтесь оценить свою работу и работу своей группы в нескольких словах. Что удалось? Над чем еще нужно поработать? Домашнее задание: параграф 34, №1028 (а,б), с.229-230 контр. задания №2,3

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст Игра «Поле чудес» по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Задания на построение диаграмм

1 вариант

1. Постройте круговую диаграмму, отражающую следующие условия:

А) в классе учится 18 девочек и 12 мальчиков Б) сплав содержит 120г олова и 60г свинца

В) сплав содержит 100г олова, 70 г свинца и 10г примесей Г) из 480 квартир дома – 48 – однокомнатные, 240 – двухкомнатные, а остальные трехкомнатные

Д) По результатам контрольной работы 5 учеников получили оценку «5», 16 учеников получили оценку «4», остальные 9 учеников оценку «3». Постройте диаграмму.

Е) В классе 24 ученика, 6 занимаются в музыкальной школе, 12 в спортивной, а остальные в художественной школе. Постройте диаграмму.

2 вариант

1. Постройте круговую диаграмму, отражающую следующие условия:

А) в классе учится 15 девочек и 21 мальчиков Б) сплав содержит 70г олова и 110г свинца

В) сплав содержит 90г олова, 30 г свинца и 60г примесей Г) из 480 квартир дома – 96 – однокомнатные, 120 – двухкомнатные, а остальные трехкомнатные

Д) По результатам контрольной работы 4 учеников получили оценку «5», 12 учеников получили оценку «4», остальные 16 учеников оценку «3».

Е) В классе 36 учеников, 8 занимаются в музыкальной школе, 18 в спортивной, а остальные в художественной школе. Постройте диаграмму.

1 вариант

1. Постройте круговую диаграмму, отражающую следующие условия:

А) в классе учится 18 девочек и 12 мальчиков Б) сплав содержит 120г олова и 60г свинца

В) сплав содержит 100г олова, 70 г свинца и 10г примесей Г) из 480 квартир дома – 48 – однокомнатные, 240 – двухкомнатные, а остальные трехкомнатные

Д) По результатам контрольной работы 5 учеников получили оценку «5», 16 учеников получили оценку «4», остальные 9 учеников оценку «3». Постройте диаграмму.

Е) В классе 24 ученика, 6 занимаются в музыкальной школе, 12 в спортивной, а остальные в художественной школе. Постройте диаграмму.

2 вариант

1. Постройте круговую диаграмму, отражающую следующие условия:

А) в классе учится 15 девочек и 21 мальчиков Б) сплав содержит 70г олова и 110г свинца

В) сплав содержит 90г олова, 30 г свинца и 60г примесей Г) из 480 квартир дома – 96 – однокомнатные, 120 – двухкомнатные, а остальные трехкомнатные

Д) По результатам контрольной работы 4 учеников получили оценку «5», 12 учеников получили оценку «4», остальные 16 учеников оценку «3».

Е) В классе 36 учеников, 8 занимаются в музыкальной школе, 18 в спортивной, а остальные в художественной школе. Постройте диаграмму.

2. Отобразите на диаграмме, что 40% класса занимаются на «4» и «5», а другая часть класса имеет оценки «3» по различным предметам

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: