Разработка урока по МХК «Архитектура Древней Греции. Ордерная система.»


Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Еще один способ того, как нарисовать храм

Хотя православная архитектура и имеет свои, вековые уже, традиции, изобразить сооружение красиво можно и не зная их: главное — соблюдать основные законы графики и живописи.

Шаг 1. На листке бумаги А4, в правой его части, проводим линию — вертикальную. Из той же точки, из которой мы начинали построение линии, рисуем две наклонные, расходящиеся под одинаковыми углами.

Шаг 2. Наподобие ранее выстроенной схемы, нужно дорисовать и левую часть нашего чертежа. Должен выйти параллелепипед. Его угол находится в нижней точке, туда же у нас должны сойтись все линии. Пунктиром обозначаем ребра и само основание параллелепипеда. В центре вверх выводим одну линию. Это — ориентир для построения купола. По бокам рисуем вертикальные линии в количестве четырех.

Шаг 3. Изображаем линию — дугообразную — выгнутую кверху. Это — основа нашего купола. Вниз прорисовываем границы башни с колоколом. Она должна как бы выходить из основания купола и оканчиваться на крыше нижнего яруса нашего храма. Верхний край купола напоминает луковицу с острым концом.

Шаг 4. А слева, на боковине — стене нижнего яруса строения — намечаем три полуцилиндра. Их высота соответствует размеру храма. К ним дорисовываем остроконечные купола. Крышу здания оформляем в виде изогнутых арок.

Шаг 5. На правой стенке храма рисуем дверь, над ней — два-три окна. На колокольной башенке тоже рисуем несколько окошек. Они продолговатой узкой формы.

Шаг 6. Продолжаем урок на тему «Как нарисовать храм поэтапно?» Простым карандашом заштриховываем темные участки башен, а также — окон и дверей. При помощи штриховки придаем куполу храма объем. Зарисовываем тень, которая падает от здания и колокольни. Почти все уже готово. Остается убрать ненужные линии эскиза. Можно ластиком «размыть» тени — где-то светлее, где-то темнее. Теперь вы знаете, как нарисовать храм карандашом поэтапно.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  • толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Разработка урока по МХК «Архитектура Древней Греции. Ордерная система.»

10 класс

Г.И.Данилова «Мировая художественная культура

Учебная тема

: «Культура Античности»

Тема урока

:
«Архитектура Древней Греции. Ордерная система
» (
Слайд 1)
Эпиграф: «Человек – мера всех вещей»

Протагор

(Слайд 2)

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

(Слайд 3)

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.
  • Воспитание толерантности и уважения к культурному наследию разных народов.

Тип урока: сообщение нового учебного материала

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-беседа

Средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя, , дидактический материал для работы в группах,

Ход урока

1. Организационный этап.

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора «Человек – мера всех вещей». Слайд 4

Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

У. – Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах- Слайд 5

и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху “счастливого детства человечества”

2.Этап усвоения новых знаний

Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота». Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы..

Слайд 6

Ордерная система

это сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.

. Эту роль в строительстве храмов осуществляют опоры-колонны

и лежащие на них балочные перекрытия..

Вспомните, что такое колонна?.

Слайд 7

(Колонна (

фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения.

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку.

Слайд 8

Порядок назван латинским словом «ОРДО».

Отсюда и название «ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА», архитектурный ордер.

И сегодня особое внимание мы уделим именно опорному элементу- колоннам

Слайд 9

Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. Они различались в деталях и пропорциях В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре.

Слайд 10

Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне?

Есть ли в ней декоративные элементы?

(Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

Слайд 11

Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме.

Ответ: (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

Работа в группах

Задание для 1 группы

Слайд 12

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см.
Приложение 1).
Прочитайте текст и ответте на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны?

(работа с раздаточным материалом)

Ответ: (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1 : 5

.)

Слайд 13

– Посмотрим на храм Афины.

Выглядят ли здесь колонны неустойчивыми, незаметными или наоборот?

Соблюдаются пропорции человеческого тела?

Слайд№14

В дорическом ордере вместо колонн-подпор иногда употребляли мужские фигуры — так называемых атлантов

. В греческой мифологии атлант (гречь. «несущий»)- титан, отличавшийся необычной силой. В наказание за участие титанов в борьбе против олимпийских богов они должны были держать на плечах небесный свод.

(например, атланты в храме Зевса )

Слайд 15

Теперь рассмотрим ионический ордер. Свое название этот стиль взял также от названия племен – ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

— Что вы знаете об этом народе?

(В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.)

Давайте посмотрим, гармонировала ли созданная ими архитектура с их характером и образом мышления.

— Чем отличается ионическая колонна от дорической?

(Она более изящная, стройная, можно сказать, что нежная, украшенная спиралеобразными фигурами.)

Слайд 16

Перед нами – храм Ники Аптерос.

Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую?

(С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками .Завитки ионической капители подобны женским локонам, , а желобки на стволе колонны — складки женской одежды

.)

Слайд 17

В ионическом ордере вместо колонн-подпор иногда употребляли женские фигуры — так называемых кариатиды.

Кариатидами

(греч. «карийские девы»), называют вертикальную опору в виде женской задрапированной фигуры. Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе

Слайд 18

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер.

Работа в группах

Задание для 2 группы

У

— Прочитайте легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см.
Приложение 2). Слайд 19
Слайд 20

– Посмотрите на коринфскую колонну святилища Аскления.

— Чем такая колонна отличается от ионической?

– Прочитав легенду и охарактеризовав внешний вид колонны, вы без труда определите, на что похожа данная колонна?

Ответ (На юную девушку, невесту.)

У — Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью

. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная
капитель,
покрытая стилизованными листьями аканфа или другое название аканта — ядовитого растения.
Слайд 21
3. Этап закрепления нового материала

Итак

-Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их.

Ответ
(Дорический, ионический, коринфский.)
– Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал.

1. ДЕЛЬФЫ. Храм Афины. Какой ордер? (дорический) Слайд22

2. Высокая мраморная колонна увенчанная сфинксом. (? ордер) Слайд 23

Перенесёмся в Афинский Акрополь.

3. Перед вами часть кровли и изящные колонны Эрехтейона. К какому ордеру они относятся? (Ионический) Слайд 24

4.Часть фасада Парфенона (ионический) Слайд 25

5.Парфенон (дорический) Слайд 26

– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрите фрагменты зданий и улиц в городе Санкт-Петербурге, Челябинске и определите какой ордер использован в колоннах.

  • Ионический ордер; Слайд 27
  • Коринфский ордер; Слайд28
  • Ионический ордер; Слайд 29
  • Дорический ордер; Слайд 30
  • Ионический ордер. Слайд 31
  • Коринфский ордер Слайд 32
  • Ионический ордер Слайд 33
  • Дорический ордер Слайд 34
  • Коринфский ордер Слайд 35

Роль и значение

У. Роль колонны в греческом зодчестве была великой и многообразной. Колонны определяли весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади , где происходили народные собрания, или у театра под открытым небом, колонны образовывали портики, служившие убежищем от дождя или зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы; портики часто возвышались и перед частными домами. Так что, согретая южным солнцем, вся жизнь греческих городов, где процветала торговля и бурлили политические страсти, протекала на фоне или под сенью колонн.

Слайд 36

4. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.

Подумать, почему греческие ордера были настолько долговечны, что их использовали даже в XX веке?

Выучить: что называют колонной, ордерной системой, капителью, кто такие атланты и кариатиды?

5.Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке? – С чем сравнивали древнегреческую колонну? – На что опирались древние греки при ее создании?

— Что запомнилось?

— Что оказало наиболее яркое впечатление?

У

. Прекрасен греческий стих, прекрасна греческая статуя, прекрасна греческая колонна. «Застывшая музыка»

Слайд 37

(Это определение принадлежит немецкому философу Шеллингу.

Слайд 38

Гёте, его современник, назвал архитектуру «безмолвной музыкой».)… Так наше эстетическое чувство подчас воспринимает архитектуру.

Слайд 39

Греческая колонна — это застывшая симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты и выразительности, это абсолютная законченность частного и целого, это гордое утверждение некоего идеального порядка, к которому извечно стремится человеческий гений

Всё выше сказанное и увиденное подтверждает эпиграф нашего урока -«Человек – мера всех вещей

Позвольте закончить наш урок следующими поэтическими строками:

Слайд 40

Колонны, портики и фризы Кариатиды и атланты — Следы застывшего таланта. В полете замершие звуки. Плоды строительной науки, Волшебных снов изображенье, Свободной мысли выраженье. Великих зодчих то искусство В сердцах людских разбудит чувство: Благоговение, блаженство, Непостижимость, совершенства. Фантазии людской полет В шедеврах каменных живет.

До свидания!

Слайд 41

– Спасибо за работу на уроке.

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура . Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены – мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Культура Древней Греции – кратко самое главное о достижениях (5 класс, история)

Рис. 3. Диоген в бочке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: