Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают свое чадо, зависит место ребенка в социуме.
Что такое этикет?
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.
Когда прививать правила хорошего тона?
Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.
Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.
Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.
Этикет для детей. Уроки вежливости
При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:
- Озвучить правило, норму поведения
- Показать на практике или в игре
- Поддержать ребенка в исполнении
- Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
- Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса
Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.
Что должен знать дошкольник?
Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.
Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.
Речевой этикет
Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:
- здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
- здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
- здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
- употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
- к чужим людям обращаться на «Вы»;
- не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
- извиняться, если сделал пакость;
- говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.
Столовый этикет
Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.
За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:
- кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
- во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
- кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
- не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
- не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
- жевать с закрытым ртом;
- не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
- неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
- неприлично класть локти на стол, толкаться;
- некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
- нельзя ковыряться во рту за столом;
- нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
- брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
- тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
- перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
- нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.
Гостевой этикет
В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:
- не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
- не напрашиваться на чай без приглашения;
- всегда здороваться с хозяевами дома;
- нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
- категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
- не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
- соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
- спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
- обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.
Семейный этикет
Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.
Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:
- к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
- ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
- если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
- ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
- важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.
Правила поведения на улице
Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:
- для мусора существует урна;
- запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
- неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
- нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
- нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
- запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
- нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
- двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
- не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.
Поведение в транспорте
Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:
- в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
- предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
- в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
- не кричать, не стучать по стене купе поезда;
- в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
- в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
- запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.
Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии
Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:
- не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
- прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
- если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
- не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
- не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.
Общие правила поведения
Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:
- чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
- лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
- кричать, бегать, хлопать дверями;
- грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
- кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
- кричать в общественном транспорте;
- бегать и наступать на ноги;
- шаркать ногами при ходьбе;
- жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.
Как обучать детей вежливости дома
Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:
«Вежливые» игры
Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.
Например:
- Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
- Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
- Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:
Кто из вас, проснувшись бодро, “С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? (аналогично: это не я…)
У кого из вас в порядке, Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба, Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?
«Вежливые» загадки
Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:
- Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
- Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
- Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
- Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
- Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
- Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
- В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
- Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).
Просмотр мультфильмов
Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.
Чтение книг
Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».
Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.
Пословицы
В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Как проживёшь, так и прослывёшь.
Правила поведения для дошкольников в картинках
Обучать ребенка этикету можно как своим примером, так и по наглядным пособиям. Можно объяснять, как вести себе в обществе, и показывать иллюстрации. Для этого подойдет книга «Этикет для малышей» в картинках под авторством Е. В. Соколовой и Н. Н. Янковской.
Показывая малышу картинку, можно задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, что здесь изображено? Как нужно себя вести?». Пусть ребенок пробует сам сформулировать правила поведения.
Обучаемся, играя
Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.
Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:
- «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
- «Правила поведения», Э. Бомон;
- «Вежливые слова», О. Корнеева;
- «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
- «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
- «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
- «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
- «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
- «Этикет для непосед», издательство Clever;
- «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.
В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст | На что обратить внимание |
До 1 года | Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи») |
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать | |
1-3 года | Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки |
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость | |
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой | |
3-5 лет | Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя |
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки | |
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы») | |
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду | |
5-6 лет | Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом |
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы | |
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением | |
Школьный возраст | Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах |
Урок вежливости в начальной школе, 1 класс
Конспект классного часа «Я иду в гости» для начальной школы
Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1,г. Макарьев. Описание материала: предлагаю разработку классного часа, 2 класс. Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Цель: формирование у детей нравственных и морально- этических норм поведения. Задачи: учить детей быть хорошими гостями; познакомить детей с правилами поведения в гостях; развивать культуру гостя.
Ход занятия
1.Организационный момент Учитель: Встали все в круг. Передаём под музыку шапку. Музыка остановилась, ученик говорит любое волшебное слово вслух. Может кто – то из вас догадался, что связывает слово шапка и волшебные слова. Ученики 2.Сообщение темы урока Учитель: Слушаем очень- очень внимательно. За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой, есть сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. А вы, ребята хотели бы попасть в этот сказочный город? Может кто – то из вас придумает название этому городу? А помогут вам слова в тексте. Ученики Учитель: Наш сказочный город мы назовём город Вежливости. Вот так примерно выглядит наш с вами город.
Учитель: Мы с вами собираемся в гости, что мы должны помнить. Ученики Учитель: Мы должны поприветствовать хозяина этого домика, снять шапку, когда входишь в дом, снимать перчатки, когда здороваешься . Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? Ученики Учитель: Тема нашего занятия «Волшебные слова, поступки» или« Я иду в гости» 3.Беседа Учитель: Какие волшебные слова вы знаете? Ученики Учитель: Посмотрите на эти волшебные слова.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о словах приветствиях. Вам хочется узнать, что значит приветствия? Вот представьте, я вхожу в класс и говорю вам «здравствуйте, глубокоуважаемые ученики!» А почему вы смеётесь? Вам не нравится? Ученики Учитель: Тогда по- другому «здоровеньки булы» или «Здравствуйте, дети!» Всё что я сказала – это приветствия. Какое приветствие мы употребляем чаще всего? Ученики Учитель: Здравствуйте – это пожелать здоровья. Очень давно появился этот обычай. А вам хочется узнать, как в других странах приветствуют? Русские, англичане, американцы говорят при встрече «Здравствуйте!» и пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Лапландцы трутся носами. Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу. Осенью отмечают праздник приветствий.
21 ноября — Всемирный день приветствий
Ведь только посредством доброго общения, а не применяя силу, можно решить практически любые конфликты. Этот праздник приветствий придумали в 1973 году два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак. «Нужен простой, но эффективный поступок», — решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всём мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять! Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра.
Работа в группах Учитель: Каждая группа инсценирует ситуацию. 1.Встречаются два друга. Кто здоровается первым? 2. В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете? 3.Ты идёшь по улице и через дорогу увидел учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища? 4.Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Из истории
1. Откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда идёшь в гости. 2. Кого называли рыцарями? 3. Откуда пришёл к нам обычай — здороваясь, снимать перчатки.
Учитель: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по всей стране, облачённые в доспехи. Кого называли рыцарями? Ученики Учитель: В средние века рыцарями называли отважных , смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи(латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьём и мечом. -Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть люди только «благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение- меч, щит,латы. Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов,баронов. Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много сил и времени. К военной службе рыцаря готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев или короля.) Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде. Метанию копья, пению и танцам.Они обучали их не только военному делу, но приучали держать данное слово, выручать друг друга, заступаться за слабого, благородно и возвышенно относиться к женщине. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе — вёз доспехи, во время боя должен был находиться за спиной рыцаря. Чтобы подать запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцари.
А в наше время есть рыцари? Ученики Учитель: Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: « Я не опасаюсь тебя» Рыцарские времена прошли, но обычай, входя в дом, снимать шапку остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, уважаешь живущих в нём людей. Физкультминутка Выполнять вы будете только те движения, в которых есть «волшебные слова». Встаньте,пожалуйста! Поднимите руки. Будьте добры,похлопайте! Потопайте. Покружитесь, пожалуйста; Тихо сядьте, пожалуйста! Учитель:Откуда пришёл к нам обычай — здороваясь, снимать перчатки. С тех же рыцарских времён — здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. Стук в дверь. Появляется сказочный герой (У нас был Буратино). Буратино:(рассказывает) На улице шёл сырой снег, было грязно. Я подхожу к дому друга. Весь в снегу , не постучавшись зашёл в дом, а там были гости. Я стал здороваться с каждым гостем по отдельности, не снимая перчатки. Все гости удивились, сделали странный вид. А почему я так и не понял. Учитель: Ребята научите Буратино, как вести себя в гостях. Ученики Учитель: Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто ещё на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдёт много времени и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклонись и скажи «здравствуйте» Буратино: А дальше со мной произошло вот что. Хозяин предложил мне раздеться, сказав : Будь внимателен! Хозяину пришлось отлучиться. Я стал знакомиться с гостями. Одному из его друзей я крикнул: «Эй, ты, иди-ка сюда» Он подошёл, посмотрев на меня удивлённо. Что же я сделал не так? Ученики Учитель: Это обидно, оскорбительно, но могут быть случаи, Когда вы не знаете имени того к кому вы обращайтесь. Как вы поступите? Ученики Учитель: Надо спросить имя, познакомиться. (проигрывание ситуации) Можно познакомиться через посредника. Буратино: Ребята, спасибо, за урок. А вы расскажите мне, как вести себя в гостях за столом. Учитель: Да, продолжим мы эту тему на следующем классном часе. 4. Итог Учитель: Если интересно было на занятии, то возьмите друг друга за руки и скажите каждый друг другу своё полное имя, если не интересно, то просто встаньте около парты. (В паре за партой) На втором уроке дети знакомятся с презентацией. «Как вести себя в гостях за столом» Вывод с детьми подвести на втором уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Главные черты воспитанного и вежливого человека Сказка для изучения темы «Этикетные слова» Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения
Похожие статьи:
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета
Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 — 2 класс
Этические беседы с младшими школьниками
Беседы с детьми начальной школы об этикете