Конспект урока по математике на тему «Деление с остатком» (3 класс)


Работа с многозначными числами

Программа за 4 класс предлагает более сложный процесс проведения деления с увеличением расчетных чисел. Если в третьем классе расчеты проводились на основе базовой таблицы умножения в пределах от 1 до 10, то четвероклассники вычисления проводят с многозначными числами более 100.

Данное действие удобнее всего выполнять в столбик, так как неполное частное также будет двузначным числом (в большинстве случаев), а алгоритм столбика облегчает вычисления и делает их более наглядными.

Разделим многозначные числа на двузначные: 386:25

Данный пример отличается от предыдущих количеством уровней расчета, хотя вычисления проводят по тому же принципу, что и ранее. Рассмотрим подробнее:

386 – делимое, 25 – делитель. Необходимо найти неполное частное и выделить остаток.

Первый уровень

Делитель – двузначное число. Делимое – трехзначное. Выделяем у делимого первые две левые цифры – это 38. Сравниваем их с делителем. 38 больше 25? Да, значит, 38 можно разделить на 25. Сколько целых 25 входит в 38?

25*1=25, 25*2=50. 50 больше 38, возвращаемся на один шаг назад.

Ответ – 1. Записываем единицу в зону не полного частного.

Далее:

38-25=13. Записываем число 13 под чертой.

Второй уровень

Деление с остатком
13 больше 25? Нет – значит можно «опустить» цифру 6 вниз, дописав ее рядом с 13, справа. Получилось 136. 136 больше 25? Да – значит можно его вычесть. Сколько раз 25 поместиться в 136?

25*1=25, 25*2=50, 25*3=75, 25*4=100, 25*5=125, 256*=150. 150 больше 136 – возвращаемся назад на один шаг. Записываем цифру 5 в зону неполного частного, справа от единицы.

Вычисляем остаток:

136-125=11. Записываем под чертой. 11 больше 25? Нет – деление провести нельзя. У делимого остались цифры? Нет – делить больше нечего. Вычисления закончены.

Ответ: неполное частное равно 15, в остатке 11.

А если будет предложено такое деление, когда двузначный делитель больше первых двух цифр многозначного делимого? В таком случае, третья (четвертая, пятая и последующая) цифра делимого принимает участие в вычислениях сразу.

Приведем примеры на деление с трех- и четырехзначными числами:

386:75

75 – двузначное число. 386 – трехзначное. Сравниваем первые две цифры слева с делителем. 38 больше 75? Нет – деление провести нельзя. Берем все 3 цифры. 386 больше 75? Да – деление провести можно. Проводим вычисления.

75*1=75, 75*2=150, 75*3=225, 75*4=300, 75*5= 375, 75*6=450. 450 больше 386 – возвращаемся на шаг назад. Записываем 5 в зону неполного частного.

Находим остаток: 386-375=11. 11 больше 75? Нет. Еще остались цифры у делимого? Нет. Вычисления закончены.

Ответ: неполное частное = 5, в остатке 11.

119:35

Выполняем проверку: 11 больше 35? Нет – деление провести нельзя. Подставляем третье число – 119 больше 35? Да – действие провести можем.

35*1=35, 35*2=70, 35*3=105, 35*4=140. 140 больше 119 – возвращаемся на один шаг назад. Записываем 3 в зону неполного остатка.

Деление с остатком
Находим остаток: 119-105=14. 14 больше 35? Нет. Остались цифры у делимого? Нет. Вычисления закончены.

Ответ: неполное частное = 3, осталось 14.

1195:99

Проверяем: 11 больше 99? Нет – подставляем еще одну цифру. 119 больше 99? Да – начинаем вычисления.

11<,99, 119>,99.

99*1=99, 99*2=198 – перебор. Записываем 1 в неполное частное.

Находим остаток: 119-99=20. 20<,99. Опускаем 5. 205>,99. Вычисляем.

99*1=99, 99*2=198, 99*3=297. Перебор. Записываем 2 в неполное частное.

Находим остаток: 205-198=7.

Ответ: неполное частное = 12, остаток 7.

Деление с остатком примеры

Учимся делить в столбик с остатком

Конспект урока математики в 3 классе

Конспект урока математики в 3 классе «Деление с остатком»

Цель: научить алгоритму выполнения деления чисел с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи:

Обучающие: формировать умение решать текстовые задачи, выполнять деление с остатком, совершенствовать навыки устного и письменного счета.

Воспитательные: формировать наблюдательность и любознательность, любовь к математике и обучению в целом, формировать культуру речи обучающихся, навыки работы в коллективе, паре.

Развивающие: развивать внимательность, мышление, аккуратность, творческие умения и пространственное воображение.

Планируемые результаты:

Регулятивные: создавать возможности для обучения и организации своей деятельности; способность принимать цели и следовать им в образовательной деятельности; умение планировать свою деятельность и ее сложность; умение взаимодействовать с одноклассниками и учителем в образовательной деятельности; формировать решимость и настойчивость в достижении цели; готовность преодолевать трудности.

Коммуникативные: развитие навыков конструктивного взаимодействия, обучение правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; научить понимать возможность различных позиций и точек зрения.

Познавательные: развитие познавательных интересов; готовность к принятию и решению учебно-познавательных задач; умение выделить принципы алгоритма деления с остатком; научиться сравнивать данные; определять общие ресурсы, классифицировать решение проблем путем моделирования; соотносить результаты, полученные на модели, с реальностью (с текстами).

Личностные: понимание основных моральных норм: взаимная поддержка, ответственность; развитие познавательных интересов, воспитательной мотивации.

Оборудование: учебник «Математика 3 класс» Моро, карточки с алгоритмом деления с остатком, смайлы, карточки с задачами для классной работы, карточки 3х уровней сложности для домашнего задания.

Ход урока

  1. Организационный момент:

На доске 3 смайла (улыбающийся, грустный и спокойный)

— Какой смайл соответствуют вашему настроению?

— Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнись мне и себе.

— Мне бы хотелось, чтобы это настроение сохранялось до конца урока. Удачи всем.

— Ребята, мы стараемся открывать для каждого урока новые знания. Сегодняшний урок не является исключением. Во время урока мы попытаемся расширить наши математические знания, и для этого я предлагаю перейти к «X-педиции».

— Что такое Х в математике? (неизвестное, которое нужно найти.)

— Мы должны провести исследование,узнать что-то новое сегодня, ведь в математике еще много чего неизвестного для нас.

2. Актуализация знаний, постановка проблемы:

Для разминки и успешной деятельности на нашем уроке предлагаю вам выполнить задания на карточках:

Бабушке 54 года, а Пете в 9 раз младше. Сколько лет Пете?

54 : 9 = 6

Маша учится 5 дней в неделю. У нее 25 уроков. Сколько уроков у Маши каждый день?

25:5=5

Мама испекла 32 пирожка для семьи из 8 человек. По сколько пирожков достанется каждому?

32:8=3

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

Выполняя это задание, какое арифметическое действие мы сегодня использовали? Назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ)

Как думаете, мы уже все знаем о делении?

  1. Постановка проблемы. Изучение нового материала:

Чтобы ответить на вопрос, попробуем решить задачу:

В театральной кассе было 7 билетов на концерт. Сколько человек смогут купить билеты, если каждый будет покупать по два билета?

Чтобы ответить на вопрос задачи, давайте решим ее. Как же ее решить?

(нужно 7 разделить на 2)

Хорошо, давайте попробуем. Сколько получим, если разделим 7 на 2? (дети могут ответить что нельзя разделить 7 на 2, не получается, предложить другие варианты решения или сказать, что задачу решить нельзя, числа не правильные). Ну вот, в нашей Х-педиции возникла проблема.

Но если такая задача существует, значит решить ее все- таки можно. Вернемся к нашему вопросу – все ли мы знаем о делении? Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (узнать новый прием деления).

Итак, в таблице умножения на 2 нет произведения, равного 7, другими словами, нет целого числа, чтобы при умножении 2хХ получилось 7. Как же быть? (составить рисунок или схему- вызываем одного ученика к доске, он рисует 7 билетов, или чертит отрезок разделенный на 7 частей). Вот у нас 7 билетов. Каждый человек покупает по 2 билета. Как это показать? (объединить по 2 билета)

Что же мы видим? (если каждый человек будет покупать по 2 билета, то всего 3 человека купят билеты, и останется еще 1 билет)

При делении 7 на 2 получается число 3 и 1 в остатке. Такое деление принято называть делением с остатком и записывать 7:2=3 (ост.1). читают запись так: «7 разделить на 2, получится 3 и 1 в остатке», или «Делимое 7, делитель 2, частное 3, остаток 1» (потренироваться – повторить всем классом- по рядам- попросить детей по одному прочитать запись).

Чтобы запомнить грамотное чтение такого сложного действия, выполним задание №1 в учебнике на стр. 26.

4. физминутка «Капитан Краб – Делай так!»

5. Закрепление и усвоение новых знаний:

— а сейчас поработаем практически нам необходимо рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать?

— Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

— На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы.

— Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

(Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток)

А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм)

(карточки с алгоритмом розданы детям)

Используя наш алгоритм, давайте выполним задания в учебнике.

Выполнение заданий 2,3,4 в учебнике на странице 26.

6. Итог урока, рефлексия:

Какое открытие мы сегодня совершили с вами в нашей Х-педиции? Нужно ли нам это новое знание?

Как думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Поднимите руку те, кому было легко на уроке и все понятно? (те, кто испытал трудности, те, кому было очень сложно)

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

7. Домашнее задание:

1 уровень сложности (для тех, кому на уроке было очень сложно ): учебник, с. 26 № 5

  1. уровень сложности (для тех, у кого были затруднения), карточка:

Даны числа: 2,3,7,0,4,5,9,8,1,6,17,14,13,15,16,19,36,37. Выпиши их них сначала те, которые делятся на 2 без остатка, а затем запиши на другой строчке те, при делении которых на 2 получится остаток.

Выполни деление с остатком с опорой на таблицу умножения: 17:2, 35:9, 5:2, 19:9, 9:2, 67:9, 15:2, 3:2.

  1. уровень сложности (для тех, кому на уроке было легко) :

Зная, что:

  1. 14:7=2, раздели с остатком 15:7, 16:7, 17:7, 18:7

Какие еще числа ты сможешь разделить с остатком, опираясь на равенство 14:7=2?

  1. 0:8=0, раздели с остатком: 1:8, 2:8, 3:8; остальные числа для деления с остатком придумай самостоятельно.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: