1.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях


Упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения»

СПП1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Дайте характеристику каждому предложению.

1. Я соб..ралась встать как вдруг глаза мои ост..новились на (не)подвижном человеческом образе.

2. Я вгл..делась то была молодая красивая девушка.

3. Она с..дела в двадцати шагах от меня задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. А левый дальний берег (по)прежн..му тонул во тьме и тьма рисовала там огромные (не)лепые фигуры.

СПП2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться.

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей и как дует ветер.

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном.

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом.

СПП3. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

СПП4. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

  1. Все говорили что я перем..нился что я выр..с и поумнел.
  2. Ко мне пришёл Савич сказать что последняя лодка идёт на берег и что(б) я поторопился.
  3. В то(же) время мелькала у меня мысль что я спрятался что маменька не увид..т моих слёз.
  4. Там был старенький домишко где жил (не..)когда мой дедушка и где р..дились все мои тётки и мой отец.
  5. Ра..кажи мне хорошенько каков он собою и что он за человек.
  6. Мать сказала что устала лежать и что ей хочет..ся пос..деть.
  7. Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
  8. Его надо вид..ть летом когда все деревья будут покрыты плодами и когда заиграют все мои двадцать р..дников.
  9. Я хочу ра..казать вам историю жен..щины которую вы все видели и которую (н..)кто из вас (н..)знал.

СПП5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

СПП6. Выпишите сначала предложения с союзами, затем — предложения с союзными словами. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1) Я полюбил эту маленькую окраи..ую улицу и был увер..н что она самая живописная. (К. Паустовский)

2) Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин)

3) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин)

5) Нуж..н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит..ся ловко в нём становит..ся вдруг огнём над кувшином выр..стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица)

7) Жизнь ты помн..шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

8) То что написа..о пером не выруб..шь топором. (Пословица)

9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

10) Проголодавшись я заш..л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать.

11) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

12) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. (М. Горький)

СПП7. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки. Выделите грамматические основы. Определите виды придаточных и способы подчинения.

..десь герой наш (по)(не)воле отступил (на)зад и погл..дел на него пристально. Ему случалось вид..ть (н..)мало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть (н..)когда (н..)пр..дёт(?)ся увидеть но такого он ещё (н..)видывал. Лицо помещ..ка (н..)пр..дст..вляло (н..)чего особе..ого оно было почти такое(же) как у многих худощавых стариков один подбородок только выступал очень д..леко (в)перёд так что он должен был каждый раз закрывать его пл..тком что(бы) (н..)заплевать. Маленькие глазки бегали из(под) высоко выр..сших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды наст..рожа уши и м..ргая усом они высматр..вают (н..)зат..ился ли где кот или мальчишка(шалун). Г..раздо зам..чательнее был наряд его (н..)какими средствами и ст..раньями (не)льзя было докопат(?)ся из чего состряпан был его халат рукава и полы до того засалились что пох..дили на юфть какая идёт на сапоги (с)зади (в)место двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него было повяза..о что(то) такое которого (не)льзя было разобрать чулок ли подвязка ли или набрюшник только (н..)как (н..)галстук. Словом если(бы) Чичиков встретил его где(нибудь) у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош. Но перед ним стоял (н..)нищий перед ним стоял помещ..к и у этого помещ..ка была тысяча (с)лишком душ(?)

(По Н.В. Гоголю)

СПП8. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Расставьте знаки препинания.

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То что тихо я тебе рассказываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин) 5) Я уверен что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно что надо торопиться. 8) То что написано пером не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

СПП9. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер..це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то пр..пало. (Пословица) 3) (Не)было (н..)какой н..дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав..лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би..графии Андерсена (не)легко уст..новить то время когда он нач..л писать свои первые пр..лес..ные ска..ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр..менах гр..дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со..д..ня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Пут..ше..ствие (н..)пок..залось ему столь ужас..но как он того ож..дал. (А. Пушкин) 8) Этот слепой (н..)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

СПП10. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто …, … . 2)… к тому, кто …. 3)… такой …, который …. 4)… там, где ….

СПП11. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

СПП12. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жатву и я боялся что(бы) не проспать чтобы она не ушла от меня.

2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди.

3. Как бы ни была богата последу..щая жизнь восп..м..нания детства н.. с чем (н..)сравнимы. Я ст..раюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо (не)достатки.

4. У человека самая яркая пора детство. Всё что связа..о с детством кажет..ся потом пр..крас..ным. Детство человека .это н.. игра в куклы или в солдатиков но период жизни довольно суровый и ответстве..ый ибо име..о в детстве форм..рует..ся характер человека име..о в детстве его пост..гают всякие неожида..ости способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблон..вому ростку (н..)страшно взрослой крепкой яблоне. (В. Солоухин)

СПП13. Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обл..чко обр..тилось в белую тучу которая т..жело подымалась росла и постепе..о облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как н.. был яростен ураган он ослаб..вал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делает..ся. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда ра..цветёт. Я тот кого н..кто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прок..тился такой звук какой бывает когда с грузовика ..брасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот муж..ствен кто лезет на опас..ность (н..)чу..ствуя страха а тот кто может под..вить самый сильный страх и думать об опас..ности н.. подч..няясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других н.. люб..шь того и сам н.. делай. (Пословица) 9. Кто за счастье бор..тся к тому оно и клон..тся. (Пословица) 10. Терпенье цветок который р..стёт не в каждом саду. (Пословица)

Упражнение 1. Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и. 1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2. Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но. 1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.) Упражнение 3. Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы? 1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо. Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же — другим. 1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда. Упражнение 5. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное. Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц. 1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь. Упражнение 6. Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они? 1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим. Упражнение 7. Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких — противительные. 1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.) Упражнение 8. В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы — слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья — враги, хорошо – плохо, чистый — грязный. Упражнение 9. В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, — это и будут нужные вам другие противительные союзы. 1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.) Упражнение 10. Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом. 1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.) Упражнение 11. Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое. 1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер. Упражнение 12. Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же. 1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, … 2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,… 3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,… 4) Доктор осмотрел пациента,… Упражнение 13. Найдите союзы, определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях. 1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.) Упражнение 14. В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.). 1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет… (М. Булгаков) Упражнение 15. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы. 1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой). Упражнение 16. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения. Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники. Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны. (По А. Куприну.) Упражнение 17. Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор. Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: