Пуантилизм в живописи: история стиля и фото. Исследовательская работа на тему техника «пуантилизм»
Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.
Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.
Происхождение
Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.
Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.
Символизм как стиль в живописи
Представители направления
Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.
Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.
Другие известные представители стиля:
Винсент Ван Гог
Камиль Писсарро
Особенности стиля
Теория цвета
В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом.
В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом.
Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.
Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.
Работы в стиле пуантилизм
Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике – шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.
Пуантилизм в живописи: история стиля и фото
В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.
Значение термина
Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи — пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин.
Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.
Название происходит от французского слова pointel — точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название — дивизионизм, что означает «разделение». Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.
Возникновение стиля и теория цвета
Техника пуантилизма в живописи — это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная — с зеленой.
Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом.
Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.
Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании.
Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов.
Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета — красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.
Пуантилизм в живописи Жоржа Сера
Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек.
Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха.
Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.
Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ.
Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент.
Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.
«Ожившая точка»: техника «пуантилизм» в детском творчестве
Когда-то стихийно возникшее увлечение рисованием постепенно из хобби превратилось в род профессиональной деятельности. А ведь это здорово, когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, творишь, узнаешь новое, общаешься с единомышленниками.
Изобразительное искусство охватывает очень широкий круг видов, течений, направлений. Пуантилизм, о котором я хочу сегодня поговорить, лишь одно из них, это разновидность постимпрессионизма. Я подготовила к публикации книжку (пособие), которую так и назвала «Живая точка», она предназначена для занятий с детьми в этом стиле и похожем графическом — используя в рисовании одну фактуру — точку. Сегдня я вкратце расскажу, каким способом можно «оживить» обычную точку.
Дети талантливы изначально, словно сама природа, потому что «произведения» природы возникают аналогично детским рисункам: как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса.
Рисование для ребенка — это часть его многостороннего развития. Во все времена детскому рисунку специалисты придавали большое значение, потому что ребенок через рисунок показывает свои мечты, восприятие окружающего мира, свое настроение.
И педагоги, и медики считают, что рисование для детей отражается на их развитии, оказывая положительное влияние на центральную нервную систему. Соответственно этому разрабатываются методики рисования для детей.
В практике педагогов, занимающихся с детьми, большое место занимают нетрадиционные методики, в частности — рисование отпечатком пальца, ладошки, кляксами, оттисками. Их упрощенно можно классифицировать как рисование отпечатком, упрощенно — точкой, только точка при этом ставится разными средствами (принятый термин — рисование штампами, где в данном случае в роли штампа выступают ладошка, клякса, мятая бумага). Это поможет объяснить более узкое и сложное течение живописи пуантилизм, познакомиться с основами которого я предлагаю. Используя выдержки из своей книги.
Рисунок точками с детьми можно выполнять в монохромной гамме (это будет, собственно, графический рисунок с использованием одной фактуры — точки, что сейчас часто тоже называют пуантилизмом, хотя это не верно и противоречит самой идее, выдвинутой основоположниками направления). При выполнении живописных работ в стиле пуантилизм разными цветами гуашью, маслом, акрилом и даже акварелью используют чистые, не смешиваемые на палитре краски: по теории пуантилизма смешение цветов и получение задуманного художником эффекта происходит при оптическом восприятии человеком изображения с дальнего расстояния (особенно это касается больших полотен).
Для младших школьников и обучающихся основной школы предлагается освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов — цветных маркеров (фломастеров). Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику обучающихся, их усидчивость, восприятие контрастов в картине, но и создавать общий положительный эмоциональный фон, поскольку изображение, полученное с помощью фломастеров (цветных маркеров), не требует высыхания, исключается растекание красок или их неаккуратное смешивание. Вот такие работы можно выполнить с детьми, используя лишь одну фактуру — точку, одного цвета, или выполняя настоящие живописные картины в многоцветной гамме, следуя или частично используя принципы и идеи пуантилизма.
Освоение техники «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие шедевры живописи. Именно такие работы создаются педагогами при прохождении этой темы в рамках Школы живописных и графических техник, а потом воплощаются на уроках. Так как исполнение любого известного художественного произведения в другом стиле позволяет считать подобное произведение авторским, можно попытаться воспроизвести самостоятельно картину известного художника. В этом случае основная задача — построение композиции — уже решена, остается ее перенести и преобразовать стиль изображения, это очень важно для начинающего художника. На занятиях мы используем художественную гуашь. Вот такие замечательные работы получаются (они не полностью завершены, но тем не менее дают полное представление о технике). Результат получается у всех разный, даже если образец был взят один — а получается он из индивидуального видения, особенностей характера, знаний, навыков и умений, творческого восприятия каждого художника.
Хороши для выполнения в технике пуантилизм пейзажи с изображением округлых форм: облаков, леса, деревьев.
Сейчас очень модно в точечной технике расписывать предметы обихода: бутылки, тарелки, шкатулки и прочую домашнюю мелочь. Смотрятся такие расписанные акриловыми и витражными красками предметы очень красиво (техника point to point).
Пуантилизм: история мирового искусства
Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.
Пуантилизм как стиль живописи
Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».
Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.
Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы.
И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.
Жорж Сёра и другие пуантилисты
Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая.
Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном.
В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной.
Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.
Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.
Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891
Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886
Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.
Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892