Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Рисуем дерево»
Тема: Рисуем дерево
Цели:
учить детей воспринимать содержание художественных произведений,пониматькрасоту природы; познакомить с творчеством И.И. Левитана; совершенствовать умение изображать предметы по памяти; технику рисования и закрашивания карандашами; развивать умение замечать изменения цвета в природе; воспитывать бережное отношение к деревьям.
Оборудование:
репродукция картины «Березовая роща» И.И. Левитана, мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (изображения березы, дуба, ивы); карандаши простые и цветные; бумага.
Предварительная подготовка:
во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтодеревья разных видов имеют существенные отличия: цвет коры, форму кроны, форму ствола и другие признаки.
Ход занятия
- I.Беседа по картине.
- Воспитатель:
Многие известные художники любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались ими, а потом делились своей радостью с нами, нарисовав прекрасные картины. Вот одна из них перед вами. - Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину И.И. Л евитана « Березовая роща»
- —
Посмотрите, насколько красива природа, запечатленная художником. Что же нарисовал художник? Какие деревья нарисовал художник? Какое время года и какое время суток изображено на картине? Как выоб этом догадались? Какими красками нарисована эта картина? Нравится ли вам эта картина?(
Ответы детей) - — Да, эта картина Исаака Левитана называется «Березовая роща». В нейстолько света, радости. Именно поэтому она уже долгие годы радует многих людей, любующихся ею в музее.
- II. Актуализация знаний.
- Воспитатель.
Нарисовать так, как это сделал художник, непросто. Всем известным художникам пришлось долго учиться и много рисовать, изображая предметы так, чтобы они выглядели, как настоящие. Вот и мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли сразу их узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются. Послушайте загадку: - Кудри в речку опустила
- И о чем-то загрустила,
- А о чем она грустит,
- Никому не говорит.
- — О каком дереве загадка?(Ответы детей)
Правильно, это ива. - Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение ивы
- -Какие кудри ива опустила?
- -Какие листочки у ивы?(Ответы детей)
- -Вот еще загадки о дереве, хорошо вам известном.
- Стоят столбы белые,
- На них шапки зеленые,
- Летом мохнатые,
- Зимой сучковатые.
- Где они стоят, там и шумят.
- Или
- Стоят в поле сестрицы,
- Платья белены,
- Шапочки зелены.
- — О каком дереве говорится в этих загадках?( Ответы детей)
Конечно о березах. - Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение березы.
- — Почему про эти деревья говорят «белоствольные» или «столбы белые»?
- -А по каким еще признакаммы можем узнать березку?Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки?(Ответы детей)
- А эта загадкапро любимое многими дерево.
- Я из крошки-бочки вылез,
- Корешки пустил и вырос,
- Стал высок я и могуч,
- Не боюсь ни гроз, ни туч.
- Я кормлю свиней и белок-
- Ничего, что плод мой мелок.
- -Какое дерево вырастает из такого семени?(Воспитатель показывает детям желудь.) (Ответы детей)
Конечно, это дуб. - Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение дуба
- — Почему про дуб говорят «могучее дерево»?
Какие у него листья? Какой ствол?
(Ответы детей) - — Как видите, каждое дерево имеет свои особенности.У одноговетви опущены вниз, у другого – смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба — толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображеныврисунке, чтобы нарисованное дерево было узнаваемым.
- III.Показ приемов работы.
- Воспитатель.
Начнем наш рисунок с того, что определим,как нам нужно расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Я расположу лист горизонтально, поскольку хочу нарисовать на нем тридерева. Затем я простым карандашом тонкимилиниями нарисую контуры деревьев. После этого подберу карандаши нужного цвета и раскрашу стволы деревьев, нарисую листья, а также не забуду нарисовать землю, иначе деревья у нас будут без корней «висеть в воздухе». - Во время рассказавоспитатель показывает детям приемы рисования разных деревьев.
- IV.Практическая работа
- Дети рисуют иву, березу, дуб.
- V.Итог занятия.
- Рисунки детей выставляются на стенде.
- Воспитатель.
Вот какой чудо – лес вырос у нас в группе. Могучие дубы, веселые березки, грустные ивы – все они разные, но так нужны нам. Деревья украшают нашу землю. Из них делают много полезных вещей: мебель, лодки, бумагу, карандаши и т.д. Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизньна Земле будет просто невозможна. - И в дождь, и в зной
- Поможет этот друг,
- Такойзеленый и хороший-
- Протянет нам десятки рук
- И тысячи ладошек.
Практическая часть
Форма проведения занятия
Рисование проходит в форме непосредственно образовательной деятельности (НОД). Это подразумевает процесс, в котором прилагают совместные усилия взрослый наставник и ребята.
Все о подготовке детей в школу самостоятельно
Совет! Отличительной чертой дошкольников является их способность к подражанию. Поэтому особенно важно, чтобы воспитатель пошагово прорисовывал все этапы и подробно объяснял собственные действия.
- перед началом процесса надо назвать вид краски (гуашь);
- напомнить, как правильно держать кисть;
- ещё раз показать в воздухе движения, характерные для работы с кистью и с ватной палочкой;
- рассказать, что такое палитра, для чего она нужна, как, смешав на палитре белую и синю гуашь, получить голубой оттенок;
- напомнить ребятам не забывать ополаскивать и вытирать кисточку.
Музыкальное сопровождение
Многие современные дети страдают гиперактивностью. Это качество мешает им концентрироваться на работе, быть собранными и сосредоточенными. Громкая музыка, весёлая песня будут мешать внутренней организации ребят. Им труднее будет погрузиться в творческий процесс. Занятие пройдёт более конструктивно в тихой, спокойной обстановке. В этом случае будут лучше слышны как пояснения воспитателя, так и вопросы детей.
Поэтапный ход рисования
- Начинать рисунок надо в середине листа с изображения ствола дерева. Движением сверху вниз. Это делается с помощью краски коричневого цвета.
- Потом рисуются ветки. Они тянутся вверх, к небу. Сначала надо нарисовать длинные ветки, идущие от ствола дерева. Затем к ним пририсовать маленькие коротенькие веточки.
- Чисто помытой кисточкой смешать на палитре голубой цвет. Нарисовать этой краской сугробы и подстилающую поверхность под деревом.
- Этой же краской, с помощью ватной палочки выполнить в технике тычкования иней, лежащий на веточках.