«Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии»


Конспект урока: «Обобщенное повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии» (10 класс)

14. Тема: Обобщенное повторение

фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

10 класс русский язык 18.10.2017

Цель:

обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная:

создать условия длявыяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Развивающая:

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Воспитательная:

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Тип урока

:
Урок усвоения навыков и умений.
Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Работа с транскрипцией. На раздаточном материале записано высказывание в фонетической транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Й’эсл’и вынач’н’от’э суд’ит’ л’уд’эй’/ увас н’ихват’ит вр’эм’ин’и нато штобы л’уб’ит’ их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

Орфоэпическая минутка.

Поставь ударение

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

Баловать, договор, завидно, каталог, красивее, премировать, хвоя, украинский, хозяева, щавель, занята, свёкла, торты, банты, звонит, пломбировать, апостроф, углублённый, эксперт.

Беседа:

— Итак, ребята, давайте с вами вспомним, что же такое фонетика?

— Графика – это (

раздел науки о
языке
, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи)

— Орфоэпия – это (изучает Нормы литературного произношения)

— Орфография – это

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

На основании проделанной работы сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока. Правильно! «Обобщенное повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии»

  1. Первичное применение приобретенных знаний

Тренировочное упражнение.

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч’илав’эка бран’ат / эта абыч’на азнач’аит / што он абладаит й’асна выражэным характ’иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч’илав’эк б’эс пр’инцыпаф иб’ис вол’и пахош на карабл’/ у ка-торавъ ‘н’эт рул’а и компсъ: он м’ин’а]’ит сфа]’о направл’эн’ирэ с каждъй п’ир’и м’энъй в’этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Задание № 1 .

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
  4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2.

Укажитеошибочное суждение.

  1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
  3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
  2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
  3. В слове БОИТСЯ нет звука [с’].
  4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
  2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
  3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
  4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
  2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
  3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
  4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
  2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
  4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7

.Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
  4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
  3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
  4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
  2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].
  4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10.

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
  2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
  3. В слове ВХОДЯТ первый звук — [ф].
  4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

Практическое упражнение.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1)

Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать — значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость — не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)

6. Итоги урока (рефлексия)

-Итак, ребята, наш урок был посвящен ….

— В начале урока мы с вами поставили цели …

— Достигли ли мы их?

— Давайте с вами вспомним, что же такое фонетика?

— Графика – это (

раздел науки о
языке
, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи)

— Орфоэпия – это (изучает Нормы литературного произношения)

— Орфография – это

7. Сообщение домашнего задания.

стр 218-220 (знать терет мат.), упр 304(1,2)

4

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: