Развивающее занятие по сказке «Маша и Медведь»
Данное занятие предназначено для детей 3-4 лет. Прочитайте вместе с ребенком сказку «Маша и Медведь». Возьмите куклу Машу, она идет гулять, собирать ягоды и грибы. Пришла она в лес, а лес дремучий. Расскажите малышу, что такое дремучий лес.
Рисуем лес.
Нарисуйте вместе с ребенком сначала редкий лес – деревья стоят далеко друг от друга, потом дремучий – очень густой, деревья близко друг к другу.
Пальчиковая игра «Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять (показываем кулачки). Этот пальчик в лес пошел (загибаем пальчики по одному, начиная с мизинца), этот пальчик гриб нашел, этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел! (в конце щекочем ладошку)
Игра «Найди Машу»
Возьмите вашу картину с лесом (мама может дорисовать цветочки, грибочки, елочки). Скажите малышу, что Маша хочет поиграть с ним в прятки. Предложите ему найти Машу в лесу и назвать, где она спряталась – за деревом, перед елкой, слева от грибочка и т.д.
Лепим ягоды.
Вот пришла Маша в лес. Видит – на каждом кустике растет много ягод. Лепим с ребенком малину (много красных шариков прикрепляем друг к дружке), землянику (лепим шарик, удлиняем с одной стороны, карандашом делаем точечки-выямки). Лепим Маше две корзинки. Предложите ребенку помочь Маше собрать ягоды – в одну корзинку малину, а в другую – землянику. Считаем, сколько ягод в каждой корзине – где больше, где меньше ягод. Сделайте несколько карточек с цифрами: положите в каждую корзину цифру, которая соответствует числу ягод в ней.
Развиваем мышление.
Шла-шла Маша и увидела домик. Зашла она в него. Здесь можно использовать картинки для фланелеграфа, театральные декорации «Домашний театр» или просто нарисовать дом. Устала Маша и села на стул. А какую мебель ты еще знаешь? Для чего нужен стол, стул, кровать и т.д.?
Игра с мячом.
Предложите ребенку вспомнить, что же было дальше. Возьмите мяч и по очереди рассказывайте сказку: одно предложение ребенок, другое мама.
Читаем.
Здесь может быть несколько вариантов игр:
- Возьмите карточки с изображением девочки, медведя, деревьев, грибов, домика и т.д. Возьмите карточки с буквами. Предложите ребенку подобрать буквы к картинкам – на какую они начинаются.
- Поиграйте в соединялки со слогами. В левой части листа рисуем, например, Машу. В правой части пишем различные слоги – ма, да, ша, ва. Медленно проговариваем слово. Предлагаем малышу найти слоги, который есть в данном слове и зачеркнуть их.
Конструирование.
Предложите ребенку построить дом для медведя. Строительным материалом может быть что угодно – блочный конструктор, счетные палочки, кубики и т.д. Называем части дома – крыша, труба, окно. Говорим о том, какие бывают дома, из какого материала строятся.
Игра «Противоположности»
Предложите ребенку продолжить фразу: «У слона дом большой, а у мышки… (маленький)». «У елки иголки колючие, а листья у дерева… (гладкие)».
Мимическая гимнастика.
Предложите ребенку показать сердитого медведя – сдвигаем брови, веселого – улыбаемся, удивленного – поднимаем брови вверх. Опишите медведя – неуклюжий, косолапый, тяжелый. Походите как медведь, переваливаясь со стороны в сторону. А какая Маша? Добрая, веселая, приветливая и т.д.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Выберите медведя – пусть это будет мама, например. Медведь спит в своей «берлоге». Ребенок ходит и изображает, что он собирает грибы и ягоды. Говорим:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, И на нас глядит!
После этих слов медведь просыпается и пытается догнать детей. Кого поймали, тот и становится медведем.
Конспект внеурочного занятия, кружка «По дорогам сказок». Тема: Сказка «Маша и медведь».
Конспект внеурочного занятия, кружка «По дорогам сказок».
Тема: Сказка «Маша и медведь».
Учитель:
Костина Мария Александровна.
Класс
:
1
Цель:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- Развивать познавательные, творческие способности и эмоционально-волевую сферы младших школьников.
- Расширять кругозор обучающихся.
- Формировать стремление обучающихся к личностному росту.
планируемые результаты | УУД |
Личностные: развивать у обучающихся:
Метапредметные: развивать:
Предметные:
|
|
Формы работы:
- коллективная;
- групповая.
Подготовка к занятию:
- Материалы к занятию:
- Текст сказки.
- Задания для групп.
- Конверты для геометрических фигур.
- Наборы геометрических фигур: прямоугольники малые и большие, треугольники малые и большие, круги малые и большие, квадраты малые и большие.
- Знаки «Правила поведения в группе».
- Маски и атрибуты костюмов.
- Тематические картинки: посуда – сковорода, крынка, чашка; мебель – диван, деревянный стул и стол; инвентарь – метла, швабра, пылесос.
- Музыкальные фрагменты: для танца – Овечка Долли, для физминутки русско- хороводная «По малину в сад пойду», Д. Шестакович «Сказка о попе и работнике Балде»- танец медведя.
- Программно-техническое обеспечение:
- Компьютер на рабочем месте учителя.
- Проектор.
- Экран.
- Диск со сказками.
- CD-плеер
- Подготовка рабочих мест для обучающихся:
- Расстановка парт по группам.
- Таблички с номерами групп.
Ход занятия
1 этап. Организационно – мотивационный
Цель: создание комфортной обстановки на занятии; деление класса на группы.
Учитель: Здравствуйте, дети, предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие! Для этого необходимо станцевать волшебный танец, дарящий всем хорошее настроение (музыка).
ТАНЕЦ.
Дети, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение.
2 этап. Постановка проблемы и поиск ее решения
Цель: создание проблемной ситуации и поиск её решения
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Кто стучится в дверь — это сказочка, поверь, дверь открой и отгадай ….что за сказка к нам пришла, радость детям принесла? (Дети слушают фрагмент сказки аудио ) отгадывают ее название (варианты ответов). | Дети слушают сказку. Определяют название сказки. |
Почему у вас получились разные варианты ответов? Предлагаю по иллюстрациям определить сказку. | Дети высказывают своё предположение. Рассматривают иллюстрации и подтверждают свою догадку о названии сказки. |
На сказочной поляне появились разноцветные цветы. Подходите, выбирайте и друг друга находите! | Дети выбирают цветы (3 цвета: красный, желтый, синий) и распределяются на три группы. |
3 этап. Организация творческой деятельности
Цель: создание условий для организации творческой деятельности и работы в группах.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Создание условий для организации творческой деятельности. | |
Продолжаем сказку сказывать… «Пришла Маша в самую глушь, в самую чащу. Видит — на поляне стоит избушка…» | Дети продолжают хором рассказывать сказку. |
Соберите дом медведю из фигур, которые лежат в конверте у вас на столе. Теперь прошу каждого участника в группе перенести по одной детали дома на доску, чтобы вашу постройку могли увидеть гости. Вопросы группам: 1 гр. — Какие геометрические фигуры Вы использовали для построения дома? 2 гр. — Каких фигур больше? 3 гр. — Каких фигур меньше? — Посмотрите на волшебный экран Скажите, какой может быть избушка медведя? (иллюстрации: избушка – на — курьих ножках, деревенская изба, изба медведя.) — Почему важно уметь работать в группе? | Дети рассматривают фигуры и собирают вначале свою часть дома, а затем соединяют в общий дом. Мы использовали разные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник и круги. Больше прямоугольников, т.к. дом — прямоугольной формы. Меньше всего кругов, т.к. он может быть только окошком на чердаке. Дети обсудили и пришли к решению, что дом медведя должен быть: деревянным: т.к. стоит в лесу; просторным: т.к. медведь большой, значит это дом № 1 — В группах работать сложно, но интересно; — в группе легко работать, больше разных мнений и вариантов ответов. |
— Продолжаем рассказывать сказку… — Вспомните, что в доме увидела Маша? Задание: « Предлагаю каждой группе обосновать свой выбор. | Дети продолжают хором рассказывать сказку: «Посредине печка большая, а в правом углу стол и стул стоят. На столе миска, да горшок с молоком. В доме чисто, в углу метла из ивовых прутьев и тряпка полы, от которой блестят». Маша увидела стол стулья, горшки, печку, метлу и многое другое. Группа 1. Лишний предмет: железная миска, т.к. она железная, а остальная посуда из глины. Группа 2. Лишний – пылесос, т.к. медведь живет в лесу, там нет электричества. Группа 3. Лишний – диван, т.к. стол и стул сделаны только из дерева, о них говорят в сказке, о диване в сказке не говорится, но он тоже из дерева. |
Краткий анализ характера героев сказки | |
А дальше, что было… — Какой была Маша, каким был медведь. Опишите их характеры. | Дети продолжают хором рассказывать сказку: «Не отпустил медведь девочку и осталась Маша жить у него». Маша была веселой, а медведь грустным, у него не было друзей. Маша была безответственной, ушла от подруг, а медведь искал себе друга. |
Физминутка (танцы Маши и медведя) Предлагаю показать Машу и медведя в танце. | Вначале девочки под русскую хороводную танцуют, а потом мальчики – танцуют как медведи. |
Предлагаю разыграть каждой группе свой отрывок из сказки, который находится в конверте № 3. Помощь окажут нам взрослые – наши гости (У каждого режиссера есть план, по которому он действует.) Помните, вам необходимо прочитать отрывок и выбрать Машу и медведя, возможно, выбрать ещё актеров для других ролей. Задача зрителей внимательно смотреть и слушать. Быть благодарными зрителями. | «Театр» 1группа: Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
2группа: Машенька говорит:
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню. Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит: Сяду на пенёк, съем пирожок! А Машенька из короба: Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!
Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит: Сяду на пенёк, съем пирожок! А Машенька из короба опять: Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! Удивился медведь:
Встал и пошёл скорее. 3группа: Пришел в деревню, нашел дом, где бабушка и дедушка жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: Открывайте двери я вам гостинец принес от Машеньки. А собаки увидели медведя да как начали лаять, и бросаться на медведя. Медведь короб кинул и пустился без оглядки. Вышли бабушка и дедушка к воротам. Видят короб стоит, крышку подняли, а там — Машенька сидит – живехонька и здоровёхонька. |
5 этап. Анализ и подведение итогов
Цель:
проанализировать знания, полученные в ходе занятия; подвести итог занятия.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Какую сказку мы вспомнили? | — Мы вспомнили русскую народную сказку «Маша и медведь». |
-Чему учились? | — Мы учились сегодня сравнивать предметы (по их значимости для героя сказки — медведя), выбирать лишнее, инсценировать сказку, танцевать, как герои сказки и т.д. |
6 этап. Рефлексия
Цель: отследить уровень удовлетворенности занятия.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
— Определите ваше настроение. На сказочной поляне распустились цветы: Красный — отличное настроение, у меня все получилось на занятии, зеленый цветок – хорошее настроение, но мне было трудно выполнить задание, синий цветок – мое настроение печальное, потому что некоторые задания показались мне сложными. | — Дети выбирают цветы и прикрепляют их на поляну. — Дети выполняют анализ настроения после занятия. |
Пояснительная записка к занятию по внеурочной деятельности в 1 классе
«По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором основное место отводится творческим качествам ребёнка: «…Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности
: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Занятие по теме «По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» является интегрированным. Реализуется в направлении «Общеинтеллектуальное». Курс развития познавательных способностей разработан Мещенковой Л.В. с целью создания условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В нем собраны задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Занятие, проходит в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению качественных результатов в учёбе.
Деятельность на занятии направлена на достижение результатов ФГОС:
- Расширение нравственно-этических, понятий: «добро», «взаимовыручка», «уважение» посредствам русского народного фольклора;
- умение управлять своей деятельностью;
- умение осуществлять контроль и коррекцию;
- умение работать с информацией;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- умение пользоваться приёмами театрализации;
- манипуляции с геометрическими фигурами;
- обогащение активного и пассивного словаря обучающихся: «горшок», «крынка», «изба», «изгородь», «короб»;
- отработка навыков чтения: понимание, интонация, слушание.
Деятельность на уроке направлена на формирование следующих УУД:
- способность соотносить поступки литературных героев с обще принятыми этическими моральными нормами.
- поиск информации;
- умение выражать свои мысли;
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- планирование сотрудничества в группе;
- развитие умения применять изученный материал для решения практической задачи.
- моделирование с использованием геометрических фигур;
- установление причинно-следственных связей;
Реализация цели осуществляется пошагово в соответствии со структурой занятия.
В занятии представлены 3 вида мотивации: познавательная, коммуникативная, мотивация успеха, что формирует положительное отношение и мотивацию к изучению духовно-нравственного наследия.
Данное занятие разработано и проведено в 1 классе.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, проявление душевных качеств и характерных черт личности обучающегося.
Использование системно-деятельностного метода и коллективно-творческого обучения, в данном возрасте актуально для адаптации, знакомства с коллективом и проявление индивидуальности.
Совместная деятельность обучающихся и педагога во внеурочной деятельности оказывает большое влияние на учебный процесс, меняет систему взаимоотношений, позволяет проявить познавательный интерес к деятельности, основанной на уважении, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
На занятии использовались материалы, из коррекционно-развивающего курса «РПС» для массовой школы Мещенкова Л.В. «36 занятий для отличников».
Актуальность данного занятия заключается в проявления обучающегося своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
На занятии применяются различные формы организации деятельности (коллективная, индивидуальная, парами, фронтальная).
На занятии были учтены индивидуальные особенности группы: не все обучающиеся умеют работать быстро, часть детей затрудняются сосредоточиться, когда это необходимо, не все обладают устойчивым вниманием, что соответствует психологическим особенностям данного возраста.
Поэтому я спроектировала использование:
— ТСО (компьютер с проектором) для более яркого представления материалов занятия, для реализации личносто-ориентированного подхода, для достижения цели занятия;
— опорно-дидактический материал текстового характера для повышения качества запоминания и работоспособности на занятии.
На этапе организации творческой деятельности была использована методика проблемно-диалогического обучения.
Переход от совместной учебной деятельности к самостоятельной заключается в элементах проблемных бесед: почему? как? и аргументированности высказываний.
На протяжении занятия использовались знакомые в учебной деятельности для обучающихся методы и приемы: выдвинуть гипотезу, доказать ее, создать продукт совместной творческой деятельности, сформулировать свой ответ.
На этапе рефлексии применяются метод «Экран настроения», обучающиеся высказывают своё мнение, анализируют сложность занятия. Рефлексия играет большую роль в формировании самооценки обучающихся, что является одним из наиболее важных этапов занятия, т.к. он направлен на развитие самодеятельности ученика. Ему уделено большое внимание в системе развивающего обучения.
На данном занятии было уделено достаточное внимание принципу «психологической комфортности». В ходе занятия я создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения).
В свое деятельности большое внимание уделяю здоровьесбережению, поэтому на занятии использовала народную музыку для физкультминутки.
5
Тематическое занятие «Маша и медведь» (от Татьяны)
Начался новый год, новые игры, занятия. Хочу показать вам последнее из трех тематических занятий, которые присылала Татьяна и Таечка про медведей. Первое было информационное о мишках, второе по сказке «Три медведя» и последнее будет по горячо любимой Дашей сказке «Маша и медведь». Она так любит этот мультик и сказку, что мы даже устраивали ей тематических день рождения. А теперь внимание на «экран»