Применение системно — деятельностного подхода при обучении школьников математике.


Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

 Успешный человек сегодня — это человек нравственный, образованный, предприимчивый, который способен самостоятельно принимать решения, готовый к сотрудничеству и деловому общению.

Успешным в жизни будет тот, кто успешен в школе. Поэтому сегодня уже перед начальной школой стоит цель сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие. Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.

Системно деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иными словами, творческое усвоение знаний. Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности. На первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, его умение принимать решения и доводить их до исполнения. В то же время условием успешной учёбы является наличие у школьника высокой учебной мотивации и познавательного интереса [1].

В своём докладе я хочу затронуть тему реализации системно деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе. Реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, повысить мотивацию и интерес к предмету помогает использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы.

Так на уроках открытия новых знаний очень эффективным является использование приёмов проблемного обучения.

На этапе знакомства с новым материалом создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата. Выбор разрешения проблемы совместный с учащимися. Используется вариативность разрешения проблемы и индивидуальный выбор [2].

Рассмотрим конкретные примеры.

При изучении во 2 классе темы «Порядок выполнения действий. Скобки» ученикам предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения:

14–5 + 8 = 17

14–5 + 8 = 1

Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что результат выражений зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что сегодня на уроке им предстоит исследовать проблему порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, ведь именно от этого зависит правильность вычислений.

Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором выражении не хватает скобок. Школьники выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2) если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках.

Проблемную ситуацию при знакомстве в 3 классе с темой «Деление с остатком» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание:

24: 8 =

36: 9 =

18: 3 =

28: 4 =

9: 2 =

В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится. Тогда можно предложить работу в паре и попробовать поделить между собой 9 конфет. Оказалось, что каждому досталось по 4 конфеты и ещё одна. Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

Одним из эффективных методов, реализующих системно деятельностный подход, является метод проектов. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают результаты и представляют презентацию проекта.

В процессе данной деятельности активизируется интерес учащихся к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, развивается научное мышление, коммуникативные качества личности, творческих подход к собственной деятельности [3].

Младшие школьники с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия, а, следовательно, имеют все предпосылки для развития творческой личности.

В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока.

Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов.

Так, например, в первом классе после знакомства с числами первого десятка и числом 0, можно предложить детям поучаствовать в поиске материалов по темам: «Удивительные числа», «Жизнь нуля — цифры и числа», «Великолепные цифры», «Моё любимое число — пятёрка!».

В процессе работы над первыми проектами дети узнают, что сбор информации может осуществляться из различных источников: из бумажных, электронных носителей, а также, сведения можно получить от других людей при непосредственном общении.

Ребёнок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем работа самостоятельно или с помощью взрослых оформляется в виде коллажа, книжки-малышки и т. д., а на самом уроке ребёнок представляет и защищает проект.

При знакомстве с текстовыми задачами можно предложить школьникам индивидуально-групповую работу на самом уроке — составить текстовые задачи по картинке к сказкам «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Дети записывают свои тексты на листочках и прикрепляют их на ватман с иллюстрацией.

Изучая раздел «Табличное умножение и деление» эффективной будет работа над проектом «Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения». В ходе проекта перед учащимися ставятся задачи: найти необычные способы запоминания таблицы умножения, выбрать для себя наиболее интересные, научиться применять их на практике и научить одноклассников применять новые способы запоминания таблицы умножения.

Таким образом, метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке и способствует самосовершенствованию школьников.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы на уроках. Она решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации учащихся.

Самый простой вид групповой работы — работа в парах. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга — взаимообучение, могут контролировать — взаимоконтроль. При закреплении новой темы, например, можно предложить учащимся придумать задания по закрепляемой теме. Организовать такую работу можно как на самом уроке, так и предварительно. Дома учащиеся заготавливают карточки для соседа, придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке дети обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.

Ещё один из вариантов групповой работы — работа в микрогруппе, в команде. Например, в начале урока с целью повторения ранее изученного можно организовать математическую эстафету. Класс делится на команды (по рядам и вариантам), игроки поочерёдно выполняют задания. Задания с решением каждый игрок передаёт следующему ученику, который должен не только выполнить своё, но и проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Побеждает та команда, которая первая справится с заданиями, решив их правильно.

Работа в парах, в группах позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход, а значит способствовать успешному обучению и социализации младших школьников. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Литература:

  1. Электронный образовательный ресурс. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: https://slovesnic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=329:2013–05–08–15–34–22&catid=49:2012–12–16–14–08–14&Itemid=67
  2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. –М.,Баласс, 1999. — С. 85–93
  3. Балаклеец В. В. Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 357–359.

Деятельностный подход в обучении математики

Деятельностный подход в обучении математики

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Принятие нового ФГОС НОО — признание системно-деятельностного под­хода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит система деятельностного под­хода, который представляет:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям ин­формационного общества;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образова­ния;

— ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвое­ния нового социального опыта».

Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:

— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— проектирование и конструирование социальной среды развития обучаю­щихся в системе образования;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

— построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрас­тных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход предполагает:

— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможно­стей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограничен­ными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

— гарантированность достижения планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, уме­ний, компетенций, видов, способов деятельности.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значи­тельно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровне­вой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все не­обходимое для реализации новых образовательных целей.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе.

Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя ма­тематики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математиче­скими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универ­сальными способами, которые им пригодятся на практике.

Основными принципами построения школьного курса математики на ос­нове системно-деятельностного подхода должны стать [5, 7]:

  • принцип системного построения курса математики;
  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и еди­ничного;
  • принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональ­ной направленности обучения курсу математика;
  • принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
  • принцип развивающего обучения.
  • Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализа­ции, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
  • Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими техноло­гиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

В качестве примера приведу фрагмент урока: «Теорема Виета». Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания матема­тики.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. . Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Системно-деятельнсотный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Учитель — это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.

Список литературы

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.

2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

5. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу­чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

6. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

7. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.

9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 342 с.

10.Интернет-ресурсы:

www.vgf.ru https://festival.1septembr.ru

https://shkola.edu.ru https://pedsovet.org

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: