Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения»


Пути вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в современных условиях

Сурма Анна Алексеевна

воспитатель

В данной статье представлена проблема вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения, а также пути ее решения. Материал основан на опыте работы .

Уважаемые коллеги! Прямо сейчас Я вам предлагаю поаплодировать одной рукой. Как бы мы не старались, похлопывая себя по плечу, ноге, издавая примерные звуки хлопка, без помощи второй руки настоящих аплодисментов не получится. Так и в нашей деятельности с родителями, без одновременных, синхронных движений на встречу друг другу взаимодействие не будет успешным.

Поэтому предлагаю вашему вниманию актуальную проблему: как вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях.

В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и дошкольного образовательного учреждения. Именно в процессе сотрудничество и взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников можно добиться полноценного развития личности ребенка.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения прописано в нормативно-правовых документах, таких как Закон об образовании в РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обобщая данные документы можно сказать, что сегодня родители активные участники образовательной деятельности.

Но как показывает практика, сегодня в дошкольном образовательном учреждении родители разные. На наш взгляд, основным фактором, затрудняющим работу с родителями является их занятость, поэтому мы разделили родителей на 3 группы:

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком совместную творческую работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в спортивных праздниках,

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу дошкольного образовательного учреждения.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Да, эту группу родителей мы можем назвать активистами, потому что они почти всегда «рядом» с педагогом.

Исходя из вышесказанного, можно сказать что основной целью вовлечения родителей в образовательную деятельность является создание единого пространства семья – дошкольное образовательное учреждение, как пространства детского развития ребенка, в котором всем участникам педагогической деятельности (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Тогда возникают вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Мы видим несколько путей решения проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность доу в современных условиях исходя из занятости родителей и технических возможностей.

Одним из эффективных путей является общение с родителями через мессенджеры WhatsApp, Viber, VK . Для примера рассмотрим мессенджер WhatsApp. Данный мессенджер имеется у большинства родителей. Использование групповых чатов с родителями дает возможность педагогу делиться с родителями различными развивающими материалами для детей, ссылками на полезные источники. В своей работе наше учреждение активно применяю такую форму взаимодействия. Она дает свои результаты, например, перед выходными родители подходят и спрашивают, чем можно занять ребенка. Исходя из потребности родителей, каждый педагог делится различными играми, это могут быть игры онлайн, а также игры, которые родители могут распечатать и поиграть вместе с ребенком. Родителям нравятся подборки материала на закрепление пройденной темы недели, различные подборки по развитию мелкой моторики. На наш взгляд, если родители хотят закрепить с ребенком тему пройденной недели это есть маленькая победа, тогда мы можем сказать, что смогли вовлечь родителей в образовательную деятельность.

Наверно возникает вопрос: А как мы вовлекаем родителей, у которых нет выхода в интернет. Не буду отрицать, такие родители есть. Тогда возможно использовать такую форму взаимодействия как буккросинг. Использование буккросинга в работе с родителями проходит в форме обмена между педагогом и родителями различными книгами, направленными на развитие воспитанников. Данную форму работы мы используем совсем недавно. Но она уже дает свои результаты. Книги в группе не задерживаются. Кто то предпочитает книги со сказками, кто то – книги с развивающими заданиями.

Нельзя говорить о том, что мы исключаем из своей деятельности такие формы вовлечения как совместные выставки, показательные занятия, консультации, родительские собрания. Каждому родителю – свое. Мы постарались раскрыть наиболее интересные и дающие уже сегодня результат.

Включение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательно учреждения — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Конечно, сначала не все родители могут откликнуться, но видя результаты этого труда, они активнее включаются в образовательную деятельность.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Поделиться с друзьями

Как рассказать детям о Великой Отечественной войнеСемья и дополнительное образование, воспитание ребенка средствами декоративно-прикладного искусства

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы)

Наше образовательное учреждение работает с детьми с особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, нарушения зрения и нарушения слуха). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как в детском саду, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей. Родители наших воспитанников должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями.

Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-дефектолога, учителя — логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Перед педагогами групп компенсирующей направленности стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребенка другом и авторитетным наставником.

Работа с родителями планируется заранее. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. С этой целью проводим анкетирование, личные беседы на эту тему. Это помогает правильно выстроить работу, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для планирования индивидуально — ориентированных мероприятий с семьями на обзорном родительском собрании в образовательной организации практикуется такая форма взаимодействия как «Самопрезентация семьи». Родители рассказывают о своем ребенке, особенностях его характера, интересах. Такая форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, «нарисовать» своеобразный портрет ребенка и его семьи. Атмосфера доброжелательности, заинтересованность педагогов раскрепощают родителей, формируют доверительные отношения.

В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальным коррекционным оборудованием.

Налаживать динамичную и действенную связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников. Определено время для онлайн-консультаций, во время которых родители имеют возможность задать интересующий вопрос специалисту напрямую и получить исчерпывающий ответ. Организована работа форума, на котором имеют возможность поделиться опытом семейного воспитания, высказать свое мнение о работе детского сада.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет педагогам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Это позволяет педагогам дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии коррекционного воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Построение образовательного процесса предполагает активное участие родителей. Специалисты обязательно знакомят родителей с результатами диагностического обследования, дают подробные рекомендации по коррекции имеющихся недостатков, привлекают к построению индивидуальной программы развития ребенка. Нам важно заинтересовать родителей в обогащении своих воспитательных умений. Посещение образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическим технологиями воспитания и развития детей, понаблюдать за своим ребенком «со стороны», увидеть его успехи и затруднения. Все это позволяет им закрепить в повседневной жизни знания и умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой образовательной деятельности с педагогом.

Многие наши воспитанники имеют сложную сочетанную патологию. Родители этих детей выступают в роли тьюторов: присутствуют в процессе образовательной деятельности с целью оказания помощи своему ребенку; активно участвуют в организации подвижных игр на прогулках; помогают детям в осуществлении действий по самообслуживания и т. п.

Практический опыт работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, показывает, что у подавляющего большинства из них есть искреннее желание максимально помочь своим детям, однако зачастую они не знают, как развивать своего ребенка, чему и как его обучать. Информационно-познавательная деятельность специалистов является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса. Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребенка в семье родители получают на индивидуальных консультациях учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В ходе таких консультаций родители овладевают знаниям, умениями, методами и приемами преодоления нарушений у своих детей. Для пропаганды дефектологических, логопедических знаний широко используется наглядный материал (стенды, папки-передвижки, разнообразные буклеты, консультации по различной тематике). Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителя материала и эстетичность его оформления привлекает внимание родителей и дает возможность познакомить их с инновационными педагогическими технологиями.

Для родителей наших воспитанников особенно актуальны и интересны встречи с медицинскими работниками: врачом-офтальмологом, неврологом, педиатром. В ходе которых, родители имеют возможность получить информацию о состоянии здоровья ребенка, рекомендации специалистов по профилактике заболеваний или их обострений.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Изменились формы и методы их проведения. Общение на собрании строится не на монологе, а на диалоге всех участников. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал более ощутимым. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, педагогических гостиных, родительских клубов. Где специалисты знакомят с инновационными формами коррекционного воздействия, показывают конкретные приемы и методы работы. Часто педагоги используют видеозаписи деятельность детей, фрагменты образовательной деятельности. Родители в непринужденной обстановке могут обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться друг с другом опытом.

Помимо привычных форм работы с семьями воспитанников используем нетрадиционные формы и методы работы.

Одной из интересных форм работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении — родительские чтения. На первом родительском собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагоги подбирают книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Анализируя книгу, родители формируют собственное понимание проблемы и активно участвуют в обсуждении поисков ее решения.

С целью ознакомления с приемами и комплексами проведения зрительной гимнастики в группах для детей с нарушением зрения и артикуляционной гимнастики в группах для детей с нарушениями речи проводятся тренинги «Зрительная гимнастика» и «Наш веселый Язычок» и другие. На них родители овладевают практическими приемами выполнения различных упражнений, для того чтобы в домашних условиях могли выполнять их с детьми.

Большой интерес вызывают у родителей семинары-практикумы. Родители совместно с педагогами анализируют различные педагогические ситуации. Предлагается не только обсудить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные проблемы.

В работе «Педагогических мастерских» принимают участие родители и дети, в ходе которых педагоги на практике обучали родителей приемам взаимодействия с детьми. Например, «Педагогическая мастерская: Нетрадиционные техники рисования» позволила родителям научиться самим и научить своих детей нетрадиционным приемам художественной деятельности с учетом их возможностей. Это сблизило родителей, детей и педагогов.

Живой интерес родителей вызывают «мастер-классы». На них свои достижения в области воспитания детей могут продемонстрировать как педагоги, так и родители. Предварительно педагог предлагает нескольким родителям разыграть небольшую педагогическую ситуацию, на которой они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка ухаживать за своими очками, самостоятельно убирать игрушки и т. д. Родители дают друг другу практические советы и обмениваются мнениями. Наиболее ценные советы размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь дошкольного учреждения. Темы проектов подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями детей каждой группы, запросами родителей и интересами педагогов. Проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети и взрослые свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При таком подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В результате планомерной работы в соответствии с принципами и походами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволили вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

Литература:

1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. -159 с.

2. Иванова Т. Е., Лагутина Н. Ф., Микляева Н. В., Полякова Н. А. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.

3. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М., ТЦ Сфера, 2011. -128с.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155

Как вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс

Как вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс.

О важности семьи и родителей в развитии личности ребенка понимают и педагоги, и сами родители. Однако налицо самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития собственного ребенка, так как большинство семей озадачены проблемами экономического характера. Ко всему этому родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Отсюда безнадзорность, преступность, наркомания и другие негативные явления в детской подростковой среде. Исходя из этой ситуации, именно школа должна обеспечить реальное взаимодействие с семьей ради ребенка. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, если их сотрудничество станет совместным трудом ума, души, тела и энергетики. Встает следующий вопрос: как организовать данное сотрудничество? А для этого надо, чтобы родитель доверял педагогу.

Работа по вовлечению родителей в учебно- воспитательный процесс проходит, на мой взгляд, в два этапа.

I
ЭТАП
Я бы назвала этот этап
РАСПОЛОЖИ К СЕБЕ
Данный этап приходится на первоначальное знакомство классного руководителя и родителей. ( это 1, 5 классы, а также новый класс педагога). Этот этап очень важен. Именно первая встреча задает тон содружеству, во многом определяет взаимопонимание, доверие, уважение. Особое значение в подготовке к встрече с родителями имеет имидж классного руководителя ( одежда, прическа, манера общения, речь, поза) Собрание должно начинаться точно в назначенное время с приветливого обращения: « Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Мне очень приятна встреча с вами.» Классный руководитель затрагивает следующие вопросы: как жили дети в первые недели сентября, каких ребят увидел педагог, подчеркивая только положительные качества и черты характера. В ходе беседы использует такие выражения: « наши дети», «наш класс», «мы с вами постараемся». Классный руководитель может заметить « Вам ведь есть, что сказать мне о своей дочери или сыне». Подчеркивает необходимость сотрудничества, говорит о том, чем школа может помочь родителям, а родители в свою очередь школе в развитии и становлении личности ребенка. При самой первой встрече учитель должен рассказать искренне о себе, о своих желаниях и успехах, обсудить с родителями совместные планы и действия.

II
ЭТАП
занимает все оставшееся время обучения детей в школе. Этот этап я бы назвала
ВСЕ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ
Примеров совместных форм и видов мероприятий можно назвать множество, однако мне бы хотелось остановиться на некоторых правилах, которые я назвала

СЕМЬЮ ШАГАМИ

ШАГ №1

Чтобы увлечь родителей и мотивировать их к совместной деятельности, новый учебный год надо начинать ярко, красочно, с призами. Какие памятные сувениры вы вручите, зависит только от вашей фантазии. Поверьте это важно, потому что подарки любят получать все, и взрослые и дети.

ШАГ №

2 Применяйте индивидуальные приглашения и поздравления родителям ( будь то родительское собрание, будь то праздник или другое мероприятие) В качестве поздравлений могут стать поделки самих детей. Это будет родителям очень приятно.

ШАГ №

3 Использование памяток с полезной информацией. То, что мы чаще всего называем « педагогическим просвещением родителей» — должны обязательно быть на каждом родительском собрании. Чтобы родители не пропускали следующее собрание, боясь не получить важный совет.

ШАГ № 4

Поощряйте инициативу родителей по проведению совместных мероприятий. Для активизации родителей предложите участвовать в мероприятиях на основе выбора с дальнейшим формированием различных команд: оформители, актеры, организаторы, группа поддержки, исполнители.

ШАГ № 5

Больше общайтесь с родителями. Как часто мы это делаем? Только когда

нам нужно сообщить о проступке. Чаще рассказывайте родителям о достижениях, пусть даже маленьких победах, и родители обязательно ответят вам взаимной заинтересованностью.

ШАГ № 6

Благодарите родителей! Слова благодарности (с сюрпризиком) произносите публично, это будет приятно и родителю, и ребенку.

ШАГ № 7

Откройте в родителях талант! Дайте им возможность светиться, насладиться славой в глазах своего ребенка и тогда итогам работы станет заинтересованность родителей классными делами, высокая ответственность родителей за обучение и воспитание детей.

Конечно 100% участия родителей в учебно- воспитательном процессе все равно не добиться, да и никто не заставляет это делать. Но делать свой труд профессионально — это наша обязанность. Только тогда мы можем услышать в свой адрес слова, ради которых и стоит работать : « Наш классный руководитель- самый лучший!»

Программа работы с родителями в школе

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.

Организация работы с родителями

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Из чего складывается сотрудничество с родителями:

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире. – Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности. – Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы. – Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. – Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка. – Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению. – Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры. – Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка. – Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее. – Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками. – Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты. 2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию. 3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты. 4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект. 5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе. 6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.). 7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей). 8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

– дни творчества детей и их родителей; – открытые уроки и внеклассные мероприятия; – помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы; – родительское общественное патрулирование; – шефская помощь; – участие родителей в работе Совета школы.

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

Цель программы:

Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

Задачи программы:

  1. Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
  2. Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
  3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
  5. Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
  6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Приоритетные направления работы:

  1. Диагностика семей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  6. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
  7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

Формы работы:

  1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  2. Родительское собрание, беседы.
  3. Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
  4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
  5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседанияродительских комитетов.
  7. Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.

Участники программы:

Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.

Практическая часть

  1. Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная внутренний мир своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:
Основание Типы семей
1. По стажу Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара
2. По количеству детей в семье Однодетные, малодетные, многодетные
3. По составу семьи Неполная, полная, сложная
4. По типу главенства в семье Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная
5. По семейному быту, укладу, направленности Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья
6. По качеству отношений Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи
7. По крепости связывающих уз Крепкие, распадающиеся, распавшиеся
8. По ценностным ориентациям Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки
9. По отношению к норме Идеальная – реальная, нормальная – аномальная

Характеристика типов семей

I
тип семьи
– социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II
тип семьи
– социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.

III
тип семьи
– социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV
тип семьи
– социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Содержание психолого-педагогического
просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи

  1. Младший подросток и его особенности.
  2. Воспитание гражданина в семье.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Книга в жизни школьника.
  6. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Ваш ребёнок влюбился…
  9. СПИД – реальность или миф.
  10. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
  11. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
  12. Ваш ребёнок и его друзья.
  13. Нравственные идеалы в семье.
  14. Сексуальное воспитание в семье.
  15. Права и обязанности родителей.

II тип семьи

  1. Роль родителей в трудовом воспитании подростка.
  2. Родителям о роли общения в жизни подростка.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Физическое развитие школьника.
  5. Наказание детей в семье.
  6. Как уберечь ребёнка от насилия.
  7. Ваш ребёнок влюбился.
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  9. Курение и статистика.
  10. СПИД – реальность или миф.
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
  12. Ваш ребёнок и его друзья.
  13. Роль родителей в организации досуга ребёнка.
  14. Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
  15. Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

III тип семьи

  1. Роль родителей в организации досуга.
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.
  3. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Агрессия, её причины и последствия.
  6. Наказание ребёнка в семье.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  9. Курение и статистика.
  10. СПИД — реальность или миф.
  11. Антиалкогольное воспитание в семье.
  12. Роль общения в жизни ребёнка.
  13. Права и обязанности ребёнка.
  14. Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
  15. Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.

IV тип семьи

  1. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.
  3. Компьютер в жизни школьника.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Агрессия, её причины и последствия.
  6. Наказание ребёнка в семье.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Ваш ребёнок влюбился.
  9. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  10. СПИД — реальность или миф.
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
  12. Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
  13. Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
  14. Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
  15. Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.

Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:

Месяц Направление работы Тематика занятий Форма проведения
1 класс
сентябрь Учебное Как помочь школьнику учиться Лекция-консультация
Ноябрь Правовое Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать? Консультация
Январь Патриотическое Воспитание любви к «малой родине» Беседа
Март Художественно-Эстетическое Организация досуга в семье и школе Конференция
Апрель ЗОЖ Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании Лекция врача
Май Трудовое Семейные проблемы трудового воспитания Беседа-консультация
2 класс
Сентябрь Учебное Плохие оценки: беда или вина Семинар-практикум
Ноябрь Правовое Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон Консультация(психолог)
Январь Патриотическое Формирование культуры отношения к природе Лекция (кл.руководитель)
Март Художественно-эстетическое Организация коллективной деятельности, развития творчества Практикум (кл.рук-ль)
Апрель ЗОЖ Оздоровление детей – основа формирования человека будущего Лекция-консультация (врач, психолог)
Май Трудовое Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность Беседа (кл. рук-ль)
3 класс
Сентябрь Учебное Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд) Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог)
Ноябрь Правовое Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей) Беседа-практикум (психолог)
Январь Патриотическое Мои добрые дела Беседа (кл.рук-ль)
Март Художественно-эстетическое Школьник в его многообразных увлечениях Кл.час (кл.рук-ль)
Апрель ЗОЖ Гиперактивный ребёнок в школе и дома Лекция – консультация (психолог)
Май Трудовое Семейные проблемы трудового воспитания Конференция (психолог)
5 класс
Сентябрь Учебное Мама, папа, занимайтесь со мною Семинар (учителя предметники)
Ноябрь Правовое Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) Семинар (КДН, психолог)
Январь Патриотическое Формирование отношения человека к обществу Лекция (кл.рук-ль)
Март Хаудожественно-эстетическое Что такое духовное богатство человека Лекция (психолог)
Апрель ЗОЖ Причины школьных неврозов Консультации (психолг)
Май Трудовое Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу — надо» Беседа (кл.руководитель)
6 класс
Сентябрь Учебное Домашняя учебная работа Семинар (учителя-предметники)
Ноябрь Правовое Особенности младшего школьного подросткового возраста Лекция (психолог)
Январь Патриотическое Состояние воспитания школьников в семье Семинар (учителя)
Март Художественно-эстетическое Формирование опыта деятельности. Развитие творчества Беседа (ку.рук — ль)
Апрель ЗОЖ Основные принципы обучения ЗОЖ Лекция (врач-нарколог)
Май Трудовое Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия) Семинар (кл. рук-ль)
7 класс
Сентябрь Учебное Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома Конференция (психолог)
Ноябрь Правовое Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию Беседа-практикум (психолог)
Январь Патриотическое Нравственное развитие личности школьника Конференция (кл.рук-ль)
Апрель ЗОЖ Предупреждение вредных привычек у школьников Лекция (врач-нарколог)
Май Трудовое Долго и обязанности в семье Конференция (кл.рук-ль)
8 класс
Сентябрь Учебное День открытых дверей Консультации (учителя-предметники)
Ноябрь Правовое Неформальные объединения в микрорайоне школы Лекция (работник правоохранительных органов)
Январь Патриотическое Духовное развитие подростка Беседа-консультация (психолог)
Март Художественно-эстетическое Совместная деятельность. Семейные традиции Практикум (кл.рук-ль)
Апрель ЗОЖ Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек) Лекция (врач-нарколог)
Май Трудовое Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи Беседа-консультация (кл. рук-ль)
9 класс
Сентябрь Учебное Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании Беседа (психолог)
Ноябрь Правовое Правовая ответственность несовершеннолетних Лекция-консультация (работник правоохранительных органов)
Январь Патриотическое Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, Татарстана, своего города, школы Конференция (кл.рук-ль)
Март Художественно-эстетическое Творческая активность детей Лекция (психолог, кл. рук-ль)
Апрель ЗОЖ Семья и физическая культура подростка Практикум (педагоги, врач)
Май Трудовое Профессиональная ориентация учащихся 9 классов Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: