Пути вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в современных условиях
Сурма Анна Алексеевна
воспитатель
В данной статье представлена проблема вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения, а также пути ее решения. Материал основан на опыте работы .
Уважаемые коллеги! Прямо сейчас Я вам предлагаю поаплодировать одной рукой. Как бы мы не старались, похлопывая себя по плечу, ноге, издавая примерные звуки хлопка, без помощи второй руки настоящих аплодисментов не получится. Так и в нашей деятельности с родителями, без одновременных, синхронных движений на встречу друг другу взаимодействие не будет успешным.
Поэтому предлагаю вашему вниманию актуальную проблему: как вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях.
В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и дошкольного образовательного учреждения. Именно в процессе сотрудничество и взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников можно добиться полноценного развития личности ребенка.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения прописано в нормативно-правовых документах, таких как Закон об образовании в РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обобщая данные документы можно сказать, что сегодня родители активные участники образовательной деятельности.
Но как показывает практика, сегодня в дошкольном образовательном учреждении родители разные. На наш взгляд, основным фактором, затрудняющим работу с родителями является их занятость, поэтому мы разделили родителей на 3 группы:
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком совместную творческую работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в спортивных праздниках,
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу дошкольного образовательного учреждения.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Да, эту группу родителей мы можем назвать активистами, потому что они почти всегда «рядом» с педагогом.
Исходя из вышесказанного, можно сказать что основной целью вовлечения родителей в образовательную деятельность является создание единого пространства семья – дошкольное образовательное учреждение, как пространства детского развития ребенка, в котором всем участникам педагогической деятельности (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Тогда возникают вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Мы видим несколько путей решения проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность доу в современных условиях исходя из занятости родителей и технических возможностей.
Одним из эффективных путей является общение с родителями через мессенджеры WhatsApp, Viber, VK . Для примера рассмотрим мессенджер WhatsApp. Данный мессенджер имеется у большинства родителей. Использование групповых чатов с родителями дает возможность педагогу делиться с родителями различными развивающими материалами для детей, ссылками на полезные источники. В своей работе наше учреждение активно применяю такую форму взаимодействия. Она дает свои результаты, например, перед выходными родители подходят и спрашивают, чем можно занять ребенка. Исходя из потребности родителей, каждый педагог делится различными играми, это могут быть игры онлайн, а также игры, которые родители могут распечатать и поиграть вместе с ребенком. Родителям нравятся подборки материала на закрепление пройденной темы недели, различные подборки по развитию мелкой моторики. На наш взгляд, если родители хотят закрепить с ребенком тему пройденной недели это есть маленькая победа, тогда мы можем сказать, что смогли вовлечь родителей в образовательную деятельность.
Наверно возникает вопрос: А как мы вовлекаем родителей, у которых нет выхода в интернет. Не буду отрицать, такие родители есть. Тогда возможно использовать такую форму взаимодействия как буккросинг. Использование буккросинга в работе с родителями проходит в форме обмена между педагогом и родителями различными книгами, направленными на развитие воспитанников. Данную форму работы мы используем совсем недавно. Но она уже дает свои результаты. Книги в группе не задерживаются. Кто то предпочитает книги со сказками, кто то – книги с развивающими заданиями.
Нельзя говорить о том, что мы исключаем из своей деятельности такие формы вовлечения как совместные выставки, показательные занятия, консультации, родительские собрания. Каждому родителю – свое. Мы постарались раскрыть наиболее интересные и дающие уже сегодня результат.
Включение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательно учреждения — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Конечно, сначала не все родители могут откликнуться, но видя результаты этого труда, они активнее включаются в образовательную деятельность.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Поделиться с друзьями
Как рассказать детям о Великой Отечественной войнеСемья и дополнительное образование, воспитание ребенка средствами декоративно-прикладного искусства
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.
Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы)
Наше образовательное учреждение работает с детьми с особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, нарушения зрения и нарушения слуха). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как в детском саду, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей. Родители наших воспитанников должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями.
Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-дефектолога, учителя — логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Перед педагогами групп компенсирующей направленности стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребенка другом и авторитетным наставником.
Работа с родителями планируется заранее. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. С этой целью проводим анкетирование, личные беседы на эту тему. Это помогает правильно выстроить работу, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для планирования индивидуально — ориентированных мероприятий с семьями на обзорном родительском собрании в образовательной организации практикуется такая форма взаимодействия как «Самопрезентация семьи». Родители рассказывают о своем ребенке, особенностях его характера, интересах. Такая форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, «нарисовать» своеобразный портрет ребенка и его семьи. Атмосфера доброжелательности, заинтересованность педагогов раскрепощают родителей, формируют доверительные отношения.
В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальным коррекционным оборудованием.
Налаживать динамичную и действенную связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников. Определено время для онлайн-консультаций, во время которых родители имеют возможность задать интересующий вопрос специалисту напрямую и получить исчерпывающий ответ. Организована работа форума, на котором имеют возможность поделиться опытом семейного воспитания, высказать свое мнение о работе детского сада.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет педагогам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Это позволяет педагогам дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии коррекционного воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Построение образовательного процесса предполагает активное участие родителей. Специалисты обязательно знакомят родителей с результатами диагностического обследования, дают подробные рекомендации по коррекции имеющихся недостатков, привлекают к построению индивидуальной программы развития ребенка. Нам важно заинтересовать родителей в обогащении своих воспитательных умений. Посещение образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическим технологиями воспитания и развития детей, понаблюдать за своим ребенком «со стороны», увидеть его успехи и затруднения. Все это позволяет им закрепить в повседневной жизни знания и умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой образовательной деятельности с педагогом.
Многие наши воспитанники имеют сложную сочетанную патологию. Родители этих детей выступают в роли тьюторов: присутствуют в процессе образовательной деятельности с целью оказания помощи своему ребенку; активно участвуют в организации подвижных игр на прогулках; помогают детям в осуществлении действий по самообслуживания и т. п.
Практический опыт работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, показывает, что у подавляющего большинства из них есть искреннее желание максимально помочь своим детям, однако зачастую они не знают, как развивать своего ребенка, чему и как его обучать. Информационно-познавательная деятельность специалистов является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса. Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребенка в семье родители получают на индивидуальных консультациях учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В ходе таких консультаций родители овладевают знаниям, умениями, методами и приемами преодоления нарушений у своих детей. Для пропаганды дефектологических, логопедических знаний широко используется наглядный материал (стенды, папки-передвижки, разнообразные буклеты, консультации по различной тематике). Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителя материала и эстетичность его оформления привлекает внимание родителей и дает возможность познакомить их с инновационными педагогическими технологиями.
Для родителей наших воспитанников особенно актуальны и интересны встречи с медицинскими работниками: врачом-офтальмологом, неврологом, педиатром. В ходе которых, родители имеют возможность получить информацию о состоянии здоровья ребенка, рекомендации специалистов по профилактике заболеваний или их обострений.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Изменились формы и методы их проведения. Общение на собрании строится не на монологе, а на диалоге всех участников. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал более ощутимым. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, педагогических гостиных, родительских клубов. Где специалисты знакомят с инновационными формами коррекционного воздействия, показывают конкретные приемы и методы работы. Часто педагоги используют видеозаписи деятельность детей, фрагменты образовательной деятельности. Родители в непринужденной обстановке могут обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться друг с другом опытом.
Помимо привычных форм работы с семьями воспитанников используем нетрадиционные формы и методы работы.
Одной из интересных форм работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении — родительские чтения. На первом родительском собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагоги подбирают книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Анализируя книгу, родители формируют собственное понимание проблемы и активно участвуют в обсуждении поисков ее решения.
С целью ознакомления с приемами и комплексами проведения зрительной гимнастики в группах для детей с нарушением зрения и артикуляционной гимнастики в группах для детей с нарушениями речи проводятся тренинги «Зрительная гимнастика» и «Наш веселый Язычок» и другие. На них родители овладевают практическими приемами выполнения различных упражнений, для того чтобы в домашних условиях могли выполнять их с детьми.
Большой интерес вызывают у родителей семинары-практикумы. Родители совместно с педагогами анализируют различные педагогические ситуации. Предлагается не только обсудить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные проблемы.
В работе «Педагогических мастерских» принимают участие родители и дети, в ходе которых педагоги на практике обучали родителей приемам взаимодействия с детьми. Например, «Педагогическая мастерская: Нетрадиционные техники рисования» позволила родителям научиться самим и научить своих детей нетрадиционным приемам художественной деятельности с учетом их возможностей. Это сблизило родителей, детей и педагогов.
Живой интерес родителей вызывают «мастер-классы». На них свои достижения в области воспитания детей могут продемонстрировать как педагоги, так и родители. Предварительно педагог предлагает нескольким родителям разыграть небольшую педагогическую ситуацию, на которой они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка ухаживать за своими очками, самостоятельно убирать игрушки и т. д. Родители дают друг другу практические советы и обмениваются мнениями. Наиболее ценные советы размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь дошкольного учреждения. Темы проектов подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями детей каждой группы, запросами родителей и интересами педагогов. Проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети и взрослые свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При таком подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В результате планомерной работы в соответствии с принципами и походами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволили вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.
Литература:
1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. -159 с.
2. Иванова Т. Е., Лагутина Н. Ф., Микляева Н. В., Полякова Н. А. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.
3. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М., ТЦ Сфера, 2011. -128с.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155
Как вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс
Как вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс.
О важности семьи и родителей в развитии личности ребенка понимают и педагоги, и сами родители. Однако налицо самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития собственного ребенка, так как большинство семей озадачены проблемами экономического характера. Ко всему этому родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Отсюда безнадзорность, преступность, наркомания и другие негативные явления в детской подростковой среде. Исходя из этой ситуации, именно школа должна обеспечить реальное взаимодействие с семьей ради ребенка. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, если их сотрудничество станет совместным трудом ума, души, тела и энергетики. Встает следующий вопрос: как организовать данное сотрудничество? А для этого надо, чтобы родитель доверял педагогу.
Работа по вовлечению родителей в учебно- воспитательный процесс проходит, на мой взгляд, в два этапа.
I
ЭТАП
Я бы назвала этот этап
РАСПОЛОЖИ К СЕБЕ
Данный этап приходится на первоначальное знакомство классного руководителя и родителей. ( это 1, 5 классы, а также новый класс педагога). Этот этап очень важен. Именно первая встреча задает тон содружеству, во многом определяет взаимопонимание, доверие, уважение. Особое значение в подготовке к встрече с родителями имеет имидж классного руководителя ( одежда, прическа, манера общения, речь, поза) Собрание должно начинаться точно в назначенное время с приветливого обращения: « Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Мне очень приятна встреча с вами.» Классный руководитель затрагивает следующие вопросы: как жили дети в первые недели сентября, каких ребят увидел педагог, подчеркивая только положительные качества и черты характера. В ходе беседы использует такие выражения: « наши дети», «наш класс», «мы с вами постараемся». Классный руководитель может заметить « Вам ведь есть, что сказать мне о своей дочери или сыне». Подчеркивает необходимость сотрудничества, говорит о том, чем школа может помочь родителям, а родители в свою очередь школе в развитии и становлении личности ребенка. При самой первой встрече учитель должен рассказать искренне о себе, о своих желаниях и успехах, обсудить с родителями совместные планы и действия.
II
ЭТАП
занимает все оставшееся время обучения детей в школе. Этот этап я бы назвала
ВСЕ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ
Примеров совместных форм и видов мероприятий можно назвать множество, однако мне бы хотелось остановиться на некоторых правилах, которые я назвала
СЕМЬЮ ШАГАМИ
ШАГ №1
Чтобы увлечь родителей и мотивировать их к совместной деятельности, новый учебный год надо начинать ярко, красочно, с призами. Какие памятные сувениры вы вручите, зависит только от вашей фантазии. Поверьте это важно, потому что подарки любят получать все, и взрослые и дети.
ШАГ №
2 Применяйте индивидуальные приглашения и поздравления родителям ( будь то родительское собрание, будь то праздник или другое мероприятие) В качестве поздравлений могут стать поделки самих детей. Это будет родителям очень приятно.
ШАГ №
3 Использование памяток с полезной информацией. То, что мы чаще всего называем « педагогическим просвещением родителей» — должны обязательно быть на каждом родительском собрании. Чтобы родители не пропускали следующее собрание, боясь не получить важный совет.
ШАГ № 4
Поощряйте инициативу родителей по проведению совместных мероприятий. Для активизации родителей предложите участвовать в мероприятиях на основе выбора с дальнейшим формированием различных команд: оформители, актеры, организаторы, группа поддержки, исполнители.
ШАГ № 5
Больше общайтесь с родителями. Как часто мы это делаем? Только когда
нам нужно сообщить о проступке. Чаще рассказывайте родителям о достижениях, пусть даже маленьких победах, и родители обязательно ответят вам взаимной заинтересованностью.
ШАГ № 6
Благодарите родителей! Слова благодарности (с сюрпризиком) произносите публично, это будет приятно и родителю, и ребенку.
ШАГ № 7
Откройте в родителях талант! Дайте им возможность светиться, насладиться славой в глазах своего ребенка и тогда итогам работы станет заинтересованность родителей классными делами, высокая ответственность родителей за обучение и воспитание детей.
Конечно 100% участия родителей в учебно- воспитательном процессе все равно не добиться, да и никто не заставляет это делать. Но делать свой труд профессионально — это наша обязанность. Только тогда мы можем услышать в свой адрес слова, ради которых и стоит работать : « Наш классный руководитель- самый лучший!»
Программа работы с родителями в школе
В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Организация работы с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире. – Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности. – Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы. – Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. – Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка. – Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению. – Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры. – Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка. – Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее. – Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками. – Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты. 2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию. 3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты. 4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект. 5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе. 6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.). 7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей). 8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей; – открытые уроки и внеклассные мероприятия; – помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы; – родительское общественное патрулирование; – шефская помощь; – участие родителей в работе Совета школы.
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Цель программы:
Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Задачи программы:
- Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
- Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
- Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
- Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Приоритетные направления работы:
- Диагностика семей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей.
- Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
Формы работы:
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Родительское собрание, беседы.
- Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
- Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
- Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
- Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседанияродительских комитетов.
- Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.
Участники программы:
Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.
Практическая часть
- Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная внутренний мир своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:
№ | Основание | Типы семей |
1. | По стажу | Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара |
2. | По количеству детей в семье | Однодетные, малодетные, многодетные |
3. | По составу семьи | Неполная, полная, сложная |
4. | По типу главенства в семье | Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная |
5. | По семейному быту, укладу, направленности | Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья |
6. | По качеству отношений | Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи |
7. | По крепости связывающих уз | Крепкие, распадающиеся, распавшиеся |
8. | По ценностным ориентациям | Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки |
9. | По отношению к норме | Идеальная – реальная, нормальная – аномальная |
Характеристика типов семей
I
тип семьи
– социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II
тип семьи
– социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III
тип семьи
– социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV
тип семьи
– социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание психолого-педагогического
просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:
I тип семьи
- Младший подросток и его особенности.
- Воспитание гражданина в семье.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьников.
- Книга в жизни школьника.
- Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился…
- СПИД – реальность или миф.
- Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
- Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Нравственные идеалы в семье.
- Сексуальное воспитание в семье.
- Права и обязанности родителей.
II тип семьи
- Роль родителей в трудовом воспитании подростка.
- Родителям о роли общения в жизни подростка.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьника.
- Наказание детей в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД – реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Роль родителей в организации досуга ребёнка.
- Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
- Роль родителей в развитии творческих способностей детей.
III тип семьи
- Роль родителей в организации досуга.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД — реальность или миф.
- Антиалкогольное воспитание в семье.
- Роль общения в жизни ребёнка.
- Права и обязанности ребёнка.
- Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
- Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.
IV тип семьи
- Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Компьютер в жизни школьника.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- СПИД — реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
- Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
- Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
- Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.
Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:
Месяц | Направление работы | Тематика занятий | Форма проведения |
1 класс | |||
сентябрь | Учебное | Как помочь школьнику учиться | Лекция-консультация |
Ноябрь | Правовое | Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать? | Консультация |
Январь | Патриотическое | Воспитание любви к «малой родине» | Беседа |
Март | Художественно-Эстетическое | Организация досуга в семье и школе | Конференция |
Апрель | ЗОЖ | Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании | Лекция врача |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Беседа-консультация |
2 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Плохие оценки: беда или вина | Семинар-практикум |
Ноябрь | Правовое | Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон | Консультация(психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование культуры отношения к природе | Лекция (кл.руководитель) |
Март | Художественно-эстетическое | Организация коллективной деятельности, развития творчества | Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Оздоровление детей – основа формирования человека будущего | Лекция-консультация (врач, психолог) |
Май | Трудовое | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность | Беседа (кл. рук-ль) |
3 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд) | Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог) |
Ноябрь | Правовое | Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей) | Беседа-практикум (психолог) |
Январь | Патриотическое | Мои добрые дела | Беседа (кл.рук-ль) |
Март | Художественно-эстетическое | Школьник в его многообразных увлечениях | Кл.час (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Гиперактивный ребёнок в школе и дома | Лекция – консультация (психолог) |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Конференция (психолог) |
5 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Мама, папа, занимайтесь со мною | Семинар (учителя предметники) |
Ноябрь | Правовое | Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) | Семинар (КДН, психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование отношения человека к обществу | Лекция (кл.рук-ль) |
Март | Хаудожественно-эстетическое | Что такое духовное богатство человека | Лекция (психолог) |
Апрель | ЗОЖ | Причины школьных неврозов | Консультации (психолг) |
Май | Трудовое | Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу — надо» | Беседа (кл.руководитель) |
6 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Домашняя учебная работа | Семинар (учителя-предметники) |
Ноябрь | Правовое | Особенности младшего школьного подросткового возраста | Лекция (психолог) |
Январь | Патриотическое | Состояние воспитания школьников в семье | Семинар (учителя) |
Март | Художественно-эстетическое | Формирование опыта деятельности. Развитие творчества | Беседа (ку.рук — ль) |
Апрель | ЗОЖ | Основные принципы обучения ЗОЖ | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия) | Семинар (кл. рук-ль) |
7 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома | Конференция (психолог) |
Ноябрь | Правовое | Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию | Беседа-практикум (психолог) |
Январь | Патриотическое | Нравственное развитие личности школьника | Конференция (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Предупреждение вредных привычек у школьников | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Долго и обязанности в семье | Конференция (кл.рук-ль) |
8 класс | |||
Сентябрь | Учебное | День открытых дверей | Консультации (учителя-предметники) |
Ноябрь | Правовое | Неформальные объединения в микрорайоне школы | Лекция (работник правоохранительных органов) |
Январь | Патриотическое | Духовное развитие подростка | Беседа-консультация (психолог) |
Март | Художественно-эстетическое | Совместная деятельность. Семейные традиции | Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек) | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи | Беседа-консультация (кл. рук-ль) |
9 класс | |||
Сентябрь | Учебное | Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании | Беседа (психолог) |
Ноябрь | Правовое | Правовая ответственность несовершеннолетних | Лекция-консультация (работник правоохранительных органов) |
Январь | Патриотическое | Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, Татарстана, своего города, школы | Конференция (кл.рук-ль) |
Март | Художественно-эстетическое | Творческая активность детей | Лекция (психолог, кл. рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Семья и физическая культура подростка | Практикум (педагоги, врач) |
Май | Трудовое | Профессиональная ориентация учащихся 9 классов | Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений) |