Доклад для родителей и педагогов «Экологическая тропа в ДОУ как развивающая среда по ФГОС»


Содержание экологических центров в группах ДОУ

Наталья Сугрина

Содержание экологических центров в группах ДОУ

угрина Н. Ф. ,

старший воспитатель

МБДОУ № 102

Содержание экологических центров в ДОУ

Обострение экологических проблем вызывает необходимость формирования у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ- первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»

, к себе и к окружающим людям. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление познавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать их поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является
эколого-развивающая предметная среда.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое»

общение с природой и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы
(через книги, слайды, картины, дидактические игры и т. д.)
также имеет важное имеет значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание
экологических центров, как важных составляющих эколого-развивающей среды.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

У нас в каждой группе созданы экологические центры. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого-педагогическихмероприятий и организации различных видов детской деятельности: продуктивной, коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной, восприятия художественной литературы.

Рассмотрим содержание экологических центров в контексте детских видов деятельности.

Для организации продуктивной деятельности экологического содержания созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др.На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.

Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры «Туристы»

,
«Подводный мир»
,
«Сельский двор»
.Воспитатели придумали и изготовили различные дидактические игры:
«На дереве- на земле»
,
«Домашние и дикие животные»
,
«Животные и детеныши»
,
«Подбери лист к дереву»
,
«Муравейник и его обитатели»
,
«Весенние цветы»
,
«День-ночь»
,
«Обезьянки на дереве»
,
«Времена года»
.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе созданы уголки ученого. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

На территории нашего ДОУ уже много лет работает экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познавательно-исследовательской деятельности. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.

В каждой группе с февраля высаживаются «огороды на окне»

, где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за растениями. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных.

Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Музыкально-художественная деятельность экологического содержания наиболее полно отражается в детских праздниках «В гостях у Осени»

,
«Волшебница-вода»
,
«Встречаем птиц!»
,
«День Земли»
и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.

В экологическом центресобраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды педагоги нашего ДОУ используют различные методы и формы работы с детьми,такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

Таким образом, в результате применения современных подходов к экологическому образованию дошкольников, повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности- Жизни.

Литература

1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

2. С. Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.

3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное- рядом – М.: Творческий центр Сфера, 2001.

4. Н. А. Рыжова. Не просто сказки. -М.: Линка-пресс, 2002.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — №4. 2005.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Система работы по охране природы в ДОУ Одной из главных задач годового плана работы нашего ДОУ является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума, большое внимание уделяется природоохранной деятельности. Работа по охране природы в нашем детском саду ведется в системе и включает в себя взаимодействие с педагогами, воспитанниками, родителями и социумом (общественные организации): 1. Работа с родителями — информационные родительские собрания, оформление информационных стендов в группах, разработка памяток для родителей, конкурс поделок из бросового материала (мусора) «Оркестр – это просто!», сочинения-рассуждения родителей на тему «Почему необходимо утилизировать отходы», мастер-класс «Детские музыкальные инструменты своими руками». 2. Работа с детьми — тематические занятия, беседы, выпуск агитационного плаката, выставки детских рисунков, фотовыставка «Как мы мусор собирали», игры с детьми по экологическому воспитанию, просмотр видеоролика «Не мусори в лесу», тематическое чтение художественной литературы, использование фольклорного материала, художественно-музыкальные этюды. 3. Педагоги — участие в экологических конкурсах, консультациях, круглых столах для родителей, экскурсии в библиотеку («Маленькая капелька летит на землю»). Системный подход на тему: «Не выбрасывайте мусор, а может он зазвучит!?» используем в организации воспитания бережного отношения к природе и развития музыкального слуха, ритма. Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности. Задачи системного подхода: 1. Воспитание творческой, гуманной, социально-активной личности. 2. Воспитание осознанного бережного отношения к природе. 3. Развитие экологического мировоззрения и эколого-эстетического воспитания. 4. Развитие музыкальных способностей детей. Для реализации этого подхода были проведены следующие мероприятия: — Консультация для родителей на тему: «Правильное отношение к природе начинается в семье»; — Творческая гостиная для педагогов на тему «Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты»; — Мастер-класс для родителей на тему «Детские музыкальные инструменты своими руками»; — Конкурс «Оркестр – это просто!» на изготовление лучшего музыкального инструмента из бросового материала (мусора) — Консультация на сайте ДОУ для родителей и педагогов на тему «Не выбрасывайте мусор, а вдруг он заиграет!» Необходимо с детства учить воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня. Приложение 1 МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера – своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас. В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность. Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем. Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки! Так что давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать. Погремушка (шумелки) В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь. Барабан Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из — под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть. Колокольчик Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов. Веселые дуделки Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча, картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки. Коробочка Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой. Треугольник Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Шейкеры

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупу или горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе «Оркестр – это просто!» на изготовление лучшего музыкального инструмента

из бросового материала (мусора)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения и условия конкурса «Оркестр – это просто!» (далее – Конкурс).

1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности участников конкурса, определяет цели, задачи, порядок проведения, процедуру организации и проведения экспертизы конкурсных материалов, подведения итогов и награждения победителей.

2. Участники Конкурса

2.1. Участие в Конкурсе могут принять родители, воспитанники и воспитатели всех возрастных групп.

3. Руководство Конкурсом

3.1. Организатором конкурса является администрация Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № ___.

4. Цель и задачи Конкурса

4.1. Цель Конкурса: воспитание бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.

4.2. Задачи Конкурса:

1. Привлечь внимание родителей, педагогов и детей к вопросам воздействия человека на окружающую среду.

2. Содействовать укреплению эмоциональных связей внутри семьи.

3. Устанавливать и расширять творческие контакты с родителями воспитанников ДОУ.

5. Конкурсная комиссия

5.1. Для подготовки, организации и проведения Конкурса, проведения экспертизы создается конкурсная комиссия.

5.2. В состав комиссии включаются специалисты ГБДОУДС № ___ (Приложение 1).

5.3. Функции конкурсной комиссии:

· принимает и оценивает представленные для участия в конкурсе работы;

· осуществляет организацию конкурса, определяет день и место их проведения;

· проводит экспертизу конкурсных работ;

· формирует список победителей Конкурса;

· организует торжественную церемонию награждения победителей и участников Конкурса;

5.4. Председатель конкурсной комиссии обязан:

· сформировать состав конкурсной комиссии;

· проводить заседания конкурсной комиссии;

· осуществлять контроль за соблюдением настоящего Положения;

· консультировать членов конкурсной комиссии по вопросам содержания конкурса;

· руководить деятельностью конкурсной комиссии;

· распределять обязанности между членами конкурсной комиссии;

· определять порядок деятельности конкурсной комиссии, процедуру принятия решения и форму протокола.

5.5. Члены конкурсной комиссии обязаны:

· соблюдать настоящее Положение;

· заполнять экспертные листы (согласно Приложению 2) по результатам проведенных экспертиз;

· не пропускать заседания конкурсной комиссии без уважительной причины;

5.6. Результатом работы члена конкурсной комиссии является заполненный и подписанный авторучкой экспертный лист, который выдаётся ему секретарем конкурсной комиссии.

5.7. Заполненные экспертные листы сдаются секретарю конкурсной комиссии.

6. Порядок и сроки проведения Конкурса

6.1 .Конкурс проводится с «___»_____________ по «___»____________ 2013 г.

6.2. Конкурсные работы принимаются «___»______________ 2013 г.

6.3. Работа жюри по изучению конкурсных материалов и подведение итогов конкурса

– «___»______________ 2013 г.

6.4. Выставка работ, представленных на конкурс в холле детского сада – «___»____________ 2013 г.

7. Требования к содержанию и оформлению конкурсных работ:

7.1. На Конкурс принимаются любые работы, сделанные своими руками. Не допускаются поделки, купленные в магазине.

7.2. Работа может быть выполнена из любого бросового материала.

7.3. Размер поделки не имеет значения.

7.4. Поделка сопровождается этикеткой, в которой указано:

Ф.И. ребенка, Ф.И.О. взрослого (родителя, педагога), № группы, название поделки, материал, из которого выполнена поделка.

7.5. Работа должна быть эстетически оформлена.

7.6. В совместной конкурсной работе обязательно должно быть участие ребенка.

8. Критерии оценки конкурсных работ

8.1. Оригинальность.

8.2. Эстетичность.

8.3. Разнообразие используемых материалов.

8.4. Возможность практического использования поделки.

9. Подведение итогов и награждение победителей Конкурса

9.1. Итоги Конкурса подводятся конкурсной комиссией по номинациям:

· Лучшая детская работа.

· Лучшая совместная работа.

· Лучшая взрослая работа (категория «Родитель»).

· Лучшая взрослая работа (категория «Педагог»).

Конкурсная комиссия имеет право выбрать другие номинации и награждение участников.

9.2. По итогам конкурса в каждой номинации определяется победитель, лауреат и дипломант.

9.3. Награждение производится в торжественной обстановке. Победители получают грамоты и призы.

9.4. Авторы работ, получившие максимальный балл, становятся победителями конкурса, награждаются грамотами и подарками.

9.5. Фотографии всех поделок будут размещены на сайте ГБДОУДС № __.

Следующая >

Учите детей любить природу

Библиографическое описание:

Беседина, А. Ф. Учите детей любить природу / А. Ф. Беседина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12663/ (дата обращения: 10.10.2020).


В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность

Мировое сообщество серьёзно озабочено состоянием окружающей среды, изменение которой происходит по вине человека. Серьёзность экологических проблем осознается и в нашей стране. Президент Путин В. В. подписал Указ о проведении в 2020 г. в Российской Федерации Года экологии — в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, обеспечения экологической безопасности и сохранения разнообразия природы.

Однако в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) не упоминается ни экология, ни экологическое образование. Иначе обстоит дело с экологическим воспитанием, которое представляет собой формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых всё навеяно природой.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место при этом занимают сказки, которые придуманные самими детьми.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Однако далеко не всё может быть понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда формируется правильное отношение к растениям и животным. Одним из основных видов обучения дошкольников, являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря им, дети учатся видеть признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней — важнейшая задача взрослых. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с детьми.

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы. Читать её — познавать, изучать природу не так- то просто.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Ему кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел: для него поёт скворец, что снег- это много снежинок.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых весёлых птицах и молчаливых мрачных пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незадачливой траве под ногами. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить детей с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.

Основное средство познания природы — наблюдение. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Необходимо воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать.

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.

Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети- маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения и животные.

Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т. д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: длина дня, характер осадков, силу и направление ветра. Целесообразно показать детям солнце, луну, звезды, закат и восход, изменение формы луны, распускание почек, опадание листьев, плодоношение, состояние относительного покоя и многое другое. Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечивать». Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут.

Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания.

Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.

Для удовлетворения познавательного интереса вполне достаточно составить небольшой букет из одного-трёх цветов с добавлением какой-нибудь зелени. Но при сборе цветов необходимо охранять их подземную часть, нельзя растение вырывать из земли с корнем, сразу же показать ребёнку, как поставить цветы в вазу, чтобы цветы быстро не завяли.

Кажется, нет ничего более простого, чем собирать ягоды, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черёмухи и других кустарников. В таких случаях можно детям задавать вопросы типа: «Что сейчас чувствует это растение?» или «Что они могли бы о тебе подумать?»

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить внимание на внешних признаках. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело или выкручивают из земли, чтобы не повредить грибницу и при этом объяснить, что раскапывание грибницы запрещено. Необходимо серьёзное внимание уделять и ядовитым грибам; их нельзя собирать, топтать ногами, так как они играют свою незаменимую роль в жизни леса. Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе.

Нередко детей привлекают к сбору лекарственных трав. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно. И для чего его применяют. Также целесообразно показать некоторые медоносные растения, такие, как липу, донник жёлтый и белый, гречиху, понаблюдать, как пчёлы посещают их цветки.

Если ребёнок бывает на даче, он не должен быть пассивным наблюдателем во время работы взрослых. Он может участвовать в посеве и сборе урожая, но при этом нужно им рассказывать о растениях, как их собирать. Полезно выполнять поисково-исследовательские задания. Например, находить больные растения и помогать им, ставя табличку с зелёным крестиком — «нуждается в лечении».

В конце зимы с ребёнком можно разбить небольшой огород на окне: посадить лук, чеснок, укроп. К уходу за растениями дома ребёнок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.

Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе. С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках, иногда на фотографиях. Некоторые водоёмы превратились в сточные канавы. Вслед за вырубленными лесами пересохли совсем или остались» лужами» когда- то полноводные реки, ручьи, озёра. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого.

Литература:

  1. Васильева А. И. Учите детей любить природу. –Минск.: Народная Асвета, 1972
  2. Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.
  3. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. -СПб., 2003.
  4. Лучич М. Детям о природе. -М.,1989.
  5. Добрынина О. Неизведанное рядом. -М.,2001.
  6. СеребряковаТ. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. -М.,2008.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, природа, растение, окружающий мир, экологическое воспитание, животное, окружающая среда, бережное отношение, детский сад, родная природа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: