Развивающие игры с природным материалом
Авторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 лет.
Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного интереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Однажды, когда к нам в группу попала большая круглая коробка, появилась идея использовать её для игры с плодами каштана, дуба, грецкого ореха, шишками ели и сосны. Мы разделили внутреннее пространство коробки на четыре части и в каждой из них поместили фигурки животных. Собранные с детьми каштаны, шишки, жёлуди, грецкие орехи поместили в корзинку, а в крышке коробки сделали прорези и наклеили рядом картинки с изображениями этих плодов.
Игра «Гостинцы для друзей»
Цель
: формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения.
Задачи
: развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов каштана, дуба, ореха, ели и сосны; познакомить с особенностями фактуры различного природного материала; развивать внимание, память, мыслительные операции анализа, сравнения, группировки, классификации; расширять и уточнять лексический запас; развивать умение соотносить предметы с их изображениями, точные движения пальцев и кистей рук.
Материал
: корзинка с шишками, грецкими орехами, каштанами, жёлудями, коробка с прорезями, пластмассовые и резиновые фигурки зверей.
Игра предназначена для детей 2-3 лет, одновременно в ней могут принять участие до 4-х человек.
Ход игры
Воспитатель вносит корзинку с природным материалом, который представлен каштанами, сосновыми и еловыми шишками, грецкими орехами и жёлудями, предлагает детям рассмотреть его и обследовать. Дети раскладывают эти плоды в отверстия на коробке после соотнесения их внешнего вида с расположенными рядом изображениями. После того, как все плоды разложены, крышку коробки открывают и предлагают детям посмотреть, кому достались гостинцы. Малыши также могут проверить правильность выполнения игрового задания и переложить плоды, если допущена ошибка. Для поддержания интереса к игре мы заменяем фигурки животных, перемещаем их в другие части коробки, частично закрываем фотографии плодов, добавляем свежие фрукты.
Игра «Один-много»
Цель
: формировать представление о понятиях «много» и «один».
Задачи
: закреплять названия плодов разных деревьев, дифференцировать изображения одного предмета и множества предметов, учить откладывать соответствующее этим изображениям количество плодов, закреплять умение словесно обозначать один предмет и много предметов.
Материал
: корзинка с шишками ели, сосны и кедра, орехами пекан, фундук и грецкими, каштанами, жёлудями, шишками ольхи; коробка с прорезями; карточки с изображениями одного из указанных плодов и множества таких же плодов. В игре могут принять участие до 4-х детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть и назвать плоды деревьев, которые находятся в корзинке, а затем найти и назвать эти же плоды на картинках. Затем педагог показывает карточку с изображением каштана и располагает её около одного из отверстий в коробке. Он предлагает каждому участнику игры опустить в него столько же каштанов.
Дети кладут в коробку по одному каштану. После этого коробку открывают и предлагают посмотреть, сколько плодов в ней лежит. Педагог подводит дошкольников к выводу о том, что много каштанов — это много раз по одному каштану. Детям предлагают найти и показать картинку, на которой изображено много каштанов. Аналогично дошкольники образовывают множества других плодов.
Игра «Весёлый счёт»
Цель
: закреплять навыки соотнесения количества предметов с цифрой.
Задачи
: закреплять навыки счёта предметов в пределах 5-и, обозначения количества предметов цифрой.
Материал
: корзинка с природным материалом, коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 5. В игре могут принять участие до 4-х детей.
Ход игры
Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке с плодами, предлагает им выбрать по одному разному плоду и назвать его. Затем он показывает карточку с цифрой, и дети опускают в отверстия коробки соответствующее ей количество плодов, ориентируясь на их изображения. После этого воспитатель открывает крышку и предлагает проверить, все ли справились с заданием.
Усложняем задание, предлагая детям положить в коробку разное количество плодов. Дети вместе с педагогом открывают коробку и считают их количество в каждом её отделении. Можно ввести в игру элемент загадочности и предложить выбрать плоды из корзинки на ощупь с закрытыми глазами. В этом случае дети выполняют игровое задание по очереди. Например, первый участник закрывает глаза и выбирает 3 каштана, следующий нащупывает 3 ореха. Новый природный материал добавляем в корзинку, и дети знакомятся с ним на основе тактильных ощущений.
Игра «Что выросло на ветке»
Цель
: закреплять представления о характерных признаках плодов деревьев.
Задача
: развивать сенсорные представления о плодах деревьев на основе тактильных ощущений.
Материал
: корзина с шишками, орехами, каштанами, жёлудями и фруктами.
Играть могут 1- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь лежащие в мешочке плоды деревьев и назвать их. После этого каждый ребёнок достаёт плод, и, убедившись в правильности своего ответа, опускает его в коробку, ориентируясь на соответствующее изображение.
Представленное пособие можно с успехом использовать для закрепления у дошкольников навыков количественного счёта и представлений о частях растений. Следует отметить, что знакомство детей с возможностью необычного использования обыкновенной коробки способствует развитию воображения, интереса к экспериментированию и творческой деятельности.
Валентина Шушарина, педагог доп. обр.
Анастасия Тришина, воспитательГБОУ Школа 1574, г. Москва
Конспект урока «Изготовление открытки из природного материала»
Конспект открытого урока
«Открытки ручной работы из природного материала».
Тема: «Изготовление открытки ручной работы из природного материала»
Цель занятия: Совершенствование у обучающихся навыка работы с природным материалом, бумагой в технике аппликации в процессе изготовить поделки своими руками – открытки ручной работы из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с необходимыми материалами при изготовлении открытки;
— повышать самостоятельность обучающихся при выполнении трудовых заданий;
— учить работать по заданному алгоритму;
— строго соблюдать и выполнять правила техники безопасности.
Развивающие:
— развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
— развить мелкую моторику рук;
— развивать у обучающихся творческие способности,
— развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Коррекционные:
— отрабатывать навыки работы с инструментами;
— развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас;
-учить ориентироваться в заданиях;
— уметь сравнивать изделие с образцом, осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
— воспитывать эстетический вкус обучающихся;
— формировать устойчивое положительное отношение к труду;
— воспитывать аккуратность, бережливость, культуру труда;
— формировать эмоционально-положительное отношение к изучаемому предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью;
— добиваться качества изготовляемых изделий.
Инструменты, оборудование, материалы: листья деревьев, клей-карандаш, заготовки для открыток, ножницы, клей ПВА, салфетки.
Информационно-коммуникативное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядные пособия: презентация, шаблоны частей открытки, готовый образец изделия.
Планируемые результаты занятия: изготовление открытки ручной работы из природного материала.
Ход занятия.
- . Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята, гости!
Я рада приветствовать вас на этом занятии! Сегодня, на уроке профессионального труда мы начинаем изготовление новой поделки.
Для работы мы приготовим свои глазки и пальчики рук.
гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков рук
А вот что мы будим изготавливать, скажите вы мне. Вот вам загадка:
на экране презентация, слайд № 1,2
- Актуализация знаний, постановка проблемы
Тема нашего урока ОТКРЫТКИ РУЧНОЙ РАБОТЫ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
Сегодня вы научитесь делать поделку из природных материалов. Но сначала мы познакомимся, что же такое открытка.
- Вводная часть (теоретическая)
Показ презентации слайд №2 — № 13:
В энциклопедии ОТКРЫТКИ — почтовые карточки или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.
Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает более 140 лет . За столь долгий срок существования открытки её внешний вид и предназначение неоднократно менялись.
Чтобы отвлечься от тяжёлых военных будней и невесёлых мыслей, солдаты разрисовывали свои картонные прямоугольники.
Один из разрисованных прямоугольников попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована 15 веком.
Первой печатной рождественской открыткой стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула.
На карточке размером 12*7 см художник нарисовал семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» Он сделал 1000 поздравительных карточек и все они были посланы по почте в конверте многочисленным знакомым.
В России история создания открытки началась позднее- лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге чёрного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зелёные — для иногородних отправлений.
Первые черно-белые фотооткрытки вручную раскрашивались акварелью.
80-е годы 20 века считают «золотым временем» российской открытки. Многие люди в это время коллекционировали открытки.
Какие виды открыток бывают?
Открытки бывают:
- Поздравительные
- Рекламные
- «Деловые»
- Музыкальные
- Электронные
- Основная часть
Посмотрите мультик «Три кота» и ответьте, что же для вас значит слово «открытка»?
Сколько ярких красок проявляется в природе с наступлением осени!
А какие красивые осенние поделки получаются из природных материалов!
Природный материал — это то, что мы находим в природе, самый доступный материал для людей любящих делать поделки.
Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков.
Разные по форме, цвету, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Своеобразный внешний вид природных материалов вдохновляет для творчества и создания необыкновенных произведений искусства. Работа, которую мы сегодня с вами изготовим, может быть украшением — оберегом (если в него вставить красивую тесьму), может быть сувениром, подарком для друзей и близких, которое будет напоминать об осени.
Сегодня мы с вами будем делать открытки своими руками с использованием листочков деревьев, ведь они все такие разные, красивые….
Перед началом работы проведем физкультминутку
-Проведение физкультминутки
- Выполнение открытки своими руками
Вот такие открытки мы сегодня научимся делать
(рассказать об всех этапах работы)
-Проведение физкультминутки
(выполнение открытки своими руками)
- Заключительная часть
Вы очень постарались, и пришло время посмотреть, какие замечательные работы у нас получились.
Работы получились очень яркие, как сама осень. Теперь вы можете подарить своих фей своим родным и близким. Они непременно порадуют их, ведь подарок, созданный своими руками, будет нести чуточку тепла ваших рук и вашей души