Главные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Новорожденные детки приходят в этот мир с базовым набором заложенных природой способностей, одной из которых является познание окружающего через восприятие. Восприятие (или сенсорика) крайне необходимо для дальнейшей жизни. И родители должны приложить максимум усилий, чтобы сенсорное развитие детей в раннем возрасте шло гармонично.

Ребенок с разноцветными мячиками

Сенсорное развитие как форма познания мира

Сенсорное развитие, или сенсорика, – это процесс, во время которого формируется представление о свойствах различных предметов. Малыш осознает такие понятия, как цвет, запах, положение в пространстве, размер, цвет, форма. Уже с первых месяцев жизни грудничок сталкивается с этими свойствами, И малышу важно предоставлять возможность изучать предметы с помощью органов восприятия (зрения, слуха, обоняния и тактильных ощущений).

Главная цель сенсорики – помочь ребенку освоить все эти свойства предметов, чтобы «настроить» процессы взаимодействия с окружающей средой. Важно не допустить формирования ложного образа тех или иных предметов.

Маленькие дети с сенсорной книжкой

Насколько важно развить сенсорное восприятие?

Специалисты утверждают, что правильное сенсорное воспитание способствует гармоничному развитию человека. Значение сенсорики ценится довольно высоко из-за важных результатов этого процесса:

  • закладка основ развития интеллекта;
  • закладка основ учебной деятельности;
  • создание фундамента всех видов памяти (зрительная, тактильная, долгосрочная и прочие);
  • обострение внимания;
  • выработка наблюдательности;
  • формирование вкусовых предпочтений;
  • развитие эстетической составляющей;
  • облегчение совместимости крохи с реальным миром;
  • расширение детского словарного запаса;
  • развитие богатого воображения.

Грамотные сенсорные упражнения и занятия способствуют упорядоченности представлений ребенка об окружающем мире, что может перевернуть привычную картину жизни малыша. Поэтому так важно с раннего возраста направить восприятие окружающего мира в правильное русло.

Системы сенсорного воспитания основаны на различных задачах в соответствии с возрастом крохи.

  1. В раннем возрасте собираются знания о сенсорных эталонах.
  2. В среднем дошкольном возрасте эти знания формируются. Дети учатся исследовать предметы, выделять их по группам, разделять предметы на отдельные величины.
  3. У детей старшего дошкольного возраста основная задача – подготовка к школьному образованию (умение различать звуки и воспринимать написанное на бумаге).

Игрушка радуга

Внимание! Акция до 10 октября!

Автор: Соснина Наталья Владимировна

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов

. Выделяют эталоны:
цвета
(красный, зелёный, синий, жёлтый),
формы
(треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),
величины
(большой, маленький, самый маленький и т.д.),
вкуса
(сладкий, кислый, горький, солёный),
обоняния
(запах гари, аромат духов и т.д.), в
ремени
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны
пространственных представлений
(вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны
осязания
(гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте

накапливаются представления о форме, цвете, величине. В
среднем дошкольном возрасте
у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В
старшем дошкольном возрасте
, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Свет

Игра «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Цвет

Игра «Цветная вода»

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Форма

Игра «Разложи фигурки по домикам»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Величина

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Количество

Игра «Собираем шишки»

Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.

Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».

Дидактические игры на расположение в пространстве

Игра «Возьми игрушку»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Дидактические игры на целостный образ предмета

Игра «Найди свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

Материалы: разнообразные игрушки.

Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.

Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 – 10 минут.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.

Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

Дидактические игры на развитие осязания

Игра «Круглое квадратное»

Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.

Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать осязание.

Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она – горячая или холодная.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Что такое сенсорный эталон?

Сенсорный эталон – это образец внешнего свойства предмета, принятый в обществе. Например, эталоны цвета – эта семь цветов спектра и их оттенки; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны слуха – это фонемы языка.

Существует довольное большое количество эталонов в сенсорике:

  1. четыре вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький);
  2. семь музыкальных нот;
  3. тридцать три буквы русского алфавита;
  4. пять типов запаха (сладкий, горький, легкий, тяжелый, свежий);
  5. два температурных показателя (холодно и тепло);
  6. три предметные величины (маленький, средний, большой);
  7. пять основных фигур (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник);
  8. семь цветов спектра (красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый) и два ахроматических цвета (белый, черный).

Усилия родителей и педагогов в общеобразовательных учреждениях всегда направлены на правильное усвоение эталонов. Окончательное владение эталонами отмечается после 4 лет.

Родителям важно научить детей общепринятым эталонам до 3 лет. Отсутствие различия между предметами в этом возрасте значительно затруднит жизнь и ребенку, и взрослым. Для окончательного запоминания эталонов родители должны обучить малыша различиям и неоднократно их повторять в повседневной жизни. Только так у крохи сформируется четкое понятие эталонов.

Накоплению и запоминанию эталонов служат простые практические манипуляции с предметами:

  • наложение фигур,
  • прикладывание,
  • переворачивание,
  • сопоставление элементов фигур,
  • обведение пальцем контура,
  • ощупывание,
  • рисование и т. д.

Ребенок аутист

Этапы

Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

  1. 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
  2. 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
  3. 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.

Сенсорный голод

Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.

В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.

С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.

Возраст ребенкаХарактеристики дефицита восприятияНегативные последствия
Малыш до года· Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).· Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).· Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).Лишение зрительного, голосового или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет· Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).· Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.· Иногда возникает сосание пальца во сне.· Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года· Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).· Постоянный поток вопросов к родителям или близким.· Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии. Возникновение умственной отсталости.

Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире. Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию. Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.

Важно!

Диагностировать сенсорный голод у малыша может только квалифицированный специалист. Ведь не всегда характеристики, приведенные в таблице, означают наличие сенсорного голода. Только специалист (логопед, психолог, педагог) в состоянии определить нарушения развития ребенка.

Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.

Причинами сенсорного нарушения могут быть:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы.

Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.

Мама с малышом на диване

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

 Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций руками к пониманию сути предмета.

М. Монтессори

Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка [5, с.15].

Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Задачами умственного воспитания являются:

‒ развитие действий с предметами;

‒ сенсорное развитие;

‒ развитие речи;

‒ развитие игровой и других видов деятельности;

‒ формирование основных психологических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоционального развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий);

‒ развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений);

‒ формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего мира).

Указанные задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий представлений); сенсорного развития посредством дидактических игр.

Ребенок отрыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо, все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира.

Детям необходимо всестороннее развитие. Чем больше они познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.

Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому ребенку необходимо дать возможность самостоятельно познавать мир через сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представление) [1, с. 9–10]. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые, каким-либо предметов, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дет как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке [4, с. 6–7].

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 3–4].

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочных и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, и человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным развитием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. [2, с. 12–13]

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным, доступным, эмоциональным, позволяя ребенку получить свой первый, собственный опыт.

Литература:

  1. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001, 9–10 с.
  2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 1978. 12–13 с.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1983. 4–5 с.
  4. Сакулинина Н. П. и Подьяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. 6–7 с.
  5. Фролова А. Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — К. «Радянська школа», 1989, 15 с.
  6. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь, 2010.

Роль родителей в сенсорном воспитании

Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.

Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию. В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии с предметом. И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.). Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.

Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.

  1. Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
  2. Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
  3. Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
  4. Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
  5. Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
  6. Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
  7. Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
  8. Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.

Игра на развитие мелкой моторики

«Развитие сенсорных способностей детей в разных видах деятельности в условиях реализации ФГОС»

Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка . Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе .

Сенсорное воспитание

— является основой для интеллектуального развития , — упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; — готовит к реальной жизни; — позитивно влияет на эстетическое чувство; — является основой для развития воображения; — развивает внимание; — дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; — обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; — влияет на расширение словарного запаса ребенка; — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти .
Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем.
1. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. 2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч…) и эталонов цвета, формы и размера. Эталоны — Восемь цветов ( в т.ч. чёрный и белый)- Три контрастных величины — Четыре формы и пять плоскостных фигур . 3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины. 4. Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.
Виды деятельности для развития сенсорных способностей .
Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно- исследовательская Продуктивная Музыкально – художественная Чтение художественной литературы Двигательная совместная деятельность
Игра – универсальный способ воспитания и обучения детей.
Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны детям любого возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
Познавательно-исследовательская деятельность.
• Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы….) . Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру…) Игры с • Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары…) • Дидактические игры: для формирования представлений о цвет, для формирования понятия о форме , для формирования представлении о величине, для формирования представлений об ориентировке в пространстве, для формирования представлений о времени, для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании.
Продуктивная деятельность .
• Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий…) игры с конструктором -лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками .• Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом… • Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами…)
Продуктивная деятельность .Игровая деятельность.
Игры с машинками. Игры с куклами, мишками, собачками. Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками…) Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования. Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами. Босохождение по «Дорожкам здоровья». Коммуникативная деятельность. Игры с мячом в кругу. Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок…) Пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
Музыкально- художественная деятельность.
Игры на развитие фонематического слуха. Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка…) Игры с самодельными звучащими предметами. Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо…) .Народная игрушка (неваляшки, свистульки…)…
Чтение художественной литературы.
Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Книжки из разных материалов. Книжки с музыкальными эффектами. Красочные книжки разных размеров…
Трудовая деятельность.
Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в классной комнате. Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий . Конструирование.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет

После того как малыш выучит все эталоны сенсорики, важно закреплять эти знания постоянно. Для этого существует масса простых занятий, разработанных отдельно для каждой возрастной группы.

Для детей до 2 лет подойдут следующие игры.

  1. В коробку сложите множество элементов (кубики, колечки, резиновые игрушки). Попросите малыша достать все желтого цвета. Или достать все кубики. С помощью этого упражнения кроха учится сортировать предметы по группам.
  2. Поставьте перед малышом стержень от пирамидки. Попросите нанизать на пирамиду колечки в правильном порядке (от самого большого к самому маленькому). К 2 годам ребенок должен уметь это делать.
  3. Если кроха умеет различать овощи или фрукты, то стоит приобрести маленькие муляжи. Сложите муляжи в тканевый мешочек. Попросите малыша с закрытыми глазами отыскать в мешке огурец или кукурузу. Такое упражнение поможет малышу лучше освоить тактильное восприятие форм предметов.
  4. «Сенсорная тропинка». Сшейте плоские подушки или мешочки (размер зависит от ножки малыша – она должна полностью помещаться на ткани). Заполните ткань песком, крупами, пенопластовыми шариками или мелкими камушками. Выложите мешочки в горизонтальном направлении и попросите кроху пройти по ним. Такое упражнение стимулирует кровообращение ступней, улучшает координацию и способствует развитию интеллекта.

С детьми 3-4 лет играют в более сложные игры.

  1. «Найди домик для игрушки». Берется 2 маленьких домика и 1 большой, 2 маленькие куколки и 1 большая. Ребенку нужно правильно распределить игрушки по своим домикам. Упражнение тренирует знание предметных величин.
  2. «Собери разноцветные бусы». Берутся 10 крупных бусин яркого цвета (желтый и красный, голубой и оранжевый). Цель занятия – научить малыша чередовать цвета при нанизывании бусин. При освоении двухцветных бус можно добавлять количество цветов (до 4).

Занятия проводятся как в домашних условиях (родителями), так и в воспитательных учреждениях (воспитателями, психологами, логопедами). Во многих городах открываются «школы раннего развития», где педагоги занимаются с детками от 1 года. Такие школы способствуют развитию сенсорики и, как следствие, интеллекта у дошкольников. Родители сами решают, отдавать малыша на такие занятия или учить самостоятельно. Но в любом случае необходимо обучать ребенка сенсорным эталонам. От этого зависит его будущее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: