Загрязнение окружающей среды план-конспект урока (география, 10 класс) по теме


Что такое экология

Слово «экология» в переводе с греческого означает “наука о доме”. Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, флорой и фауной, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.

Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.

Рис. 1. Промышленные предприятия.

Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Международная Красная книга
  • 2. Когда и где
  • 3. Цепи питания
  • 4. Что такое Бенилюкс (окружающий мир)
  • загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение атмосферы;
  • вырубка лесов;
  • вымирание многих видов животных растений.

Тест по теме «охрана окружающей среды».

Загрязнение и охрана окружающей среды. 11 класс.

1. Нежелательное изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений

А) загрязнение окружающей среды Б) восстановление окружающей среды

В) разрушение окружающей среды Г) исчерпание свойств окружающей среды

2. Загрязнение окружающей среды подавляет способность к …. своих свойств

А) саморазвитию Б) самоочищению

В) саморазрушению Г) самовосстановлению

3. Возвращение в природу той огромной массы отходов, которая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества, это …

А) источник изменения окружающей среды

Б) главный источник истребления окружающей среды

В) главный источник загрязнения окружающей среды

Г) второстепенный источник загрязнения окружающей среды

4. Загрязнение окружающей среды бывает

А) производственное и непроизводственное Б) количественное и качественное

В) производственное и бытовое Г) химическое и физическое

5. Возвращение в окружающую среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах, это …

А) физическое загрязнение окружающей среды

Б) качественное загрязнение окружающей среды

В) количественное загрязнение окружающей среды

Г) производственное загрязнение окружающей среды

6. Поступление в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза, это…

А) производственное загрязнение окружающей среды

Б) качественное загрязнение окружающей среды

В) химическое загрязнение окружающей среды

Г) физическое загрязнение окружающей среды

7. Полное разрушение почвенного покрова происходит, прежде всего, в результате …

А) открытых горных разработок Б) антропогенного воздействия

В) закрытых горных разработок Г) хозяйственной деятельности человека

8. В результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод происходит загрязнение …

А) атмосферы Б) криосферы

В) литосферы Г) гидросферы

9. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана?

А) минеральное Б) нефтяное

В) промышленное Г) бытовые отходы

10. Какой океан больше всего загрязнен нефтью?

А) Северно-Ледовитый Б)Тихий

В) Атлантический Г) Индийский

11. Окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2) – это основные загрязнители

А) литосферы Б) атмосферы

В) тропосферы Г) гидросферы

12. Главный источник кислотных дождей

А) окись углерода Б) оксид азота

В) оксид серы Г) сернистый газ

13. Выбросы какого газа угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата?

А) углерода Б) сероводорода

В) азота Г) хлора 14. Металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность относятся к числу каких производств?

А) грязных Б) энергоемких В) чистых

15. Независимая общественная международная организация, основанная с целью предотвращения деградации окружающей среды

А) ООН Б) Гринпис В) ЮНИЧЕЛ Г) НАТО

16. В каком году была основана организация Гринпис?

А) 1980 Б) 2000 В) 1971 Г) 1961

17. Где состоялась первая конференция ООН по проблемам окружающей среды

А) Осло Б) Лондон В) Вашингтон Г) Стокгольм

18. В каком году состоялась вторая конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

А)1982 Б) 1992 В) 1995 Г) 1997

Ответы: 1 А, 2 Г, 3 В, 4 Б, 5 В, 6 Б, 7 А, 8 Г, 9 Б, 10В, 11, Б, 12 Г, 13 А, 14 А, 15 Б, 16 В, 17 Г, 18 Б

Загрязнением Мирового океана

Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.

В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:

  • от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
  • полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
  • ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.

Рис. 2. Нефтяное пятно в океане.

Основная причина загрязнения Мирового океана – промышленные предприятия на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.

Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.

Вырубка лесов

Зеленые растения – наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:

  • уменьшение кислорода в атмосфере;
  • ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
  • исчезновение растений и животных.

Тропические леса – это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов, и продолжает их беспощадно вырубать.

Рис. 3. Тропические джунгли.

Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе, и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.

Экологический урок «Мусор – источник загрязнения окружающей среды»

Урок по биологии в 5 классе «Мусор – источник загрязнения окружающей среды»

Автор-составитель:

учитель биологии МБУ «Школа №85», г.о. Тольятти, Самарской обл. Никулина Татьяна Дмитриевна

Цель: актуализация проблемы утилизации твердых бытовых отходов и поиск возможных путей решения. Задачи:

• изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;

• помочь в осознании и осмыслении обучающихся важности вторичной переработки;

• научить принимать верные пути решения по вопросам утилизации отходов и принимать осмысленные действия;

• сформировать экологическую культуру у школьников и ресурсосбережение, развить интерес к практическому применению полученных знаний;

• привить навыки экологически безопасного стиля жизни и бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный (40 минут).

Основное содержание темы: утилизация твердых бытовых отходов, вторичное использование, переработка отходов.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательных интересов в области экологии, развитие умений ставить учебные задачи и решать их.

Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.

Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Регулятивные: умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Коммуникативные: умение работать сплоченной командой.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Предметные: видение и понимание экологических проблем; знание основных способов утилизации твердых бытовых отходов, приобретение навыков экологически безопасного образа жизни.

Оборудование и организация образовательного пространства: раздаточный материал для детей (карточки для выполнения заданий), предметы мусора, продукты вторсырья.

ХОД УРОКА

I. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала.

Учитель обращается к ученикам: «Давайте вспомним, наука экология, что изучает? Какие экологические проблемы вам известны?». Ребята отвечают на вопросы, перечисляют известные им экологические проблемы современности.

Учитель спрашивает: «А какая проблема самая главная? Какая стоит наиболее остро?». Между учениками начинается дискуссия. «А каждый из нас вносит вклад в загрязнение окружающей среды?» – спрашивает учитель.

Учитель предлагает разгадать загадку: Когда наводят дружно порядок и уют,

Все, что совсем не нужно, мне люди отдают.

(Мусорное ведро)

«А всегда ли мусор попадает в ведро?».

«Самая главная экологическая проблема на сегодня – утилизация мусора». Ученики вместе с учителем формулируют тему урока: «Мусор – источник загрязнения окружающей среды». Учитель поясняет, почему данная тема так актуальна:

Все мы помним сказку «Маленький принц», но лишь немногие из нас способны узнать в героях этой сказки, населяющих крошечные планеты-миры, самих себя. Призыв великого гражданина Вселенной Антуана де Сент-Экзюпери «встать, умыться и привести в порядок свою планету» до сих пор звучит актуально.

Пока существует жизнь на Земле, человечество производит отходы. Миллиарды тонн мусора образуются ежегодно.

И сегодня мы с вами обсудим эту проблему.

II. Изучение нового материала.

Учитель предлагает ребятам сформулировать цель урока.

Обобщает все варианты: «Сегодня на уроке мы поговорим о бытовых отходах, их вторичном использовании и влиянии их на окружающую среду и здоровье человека. Цель нашего урока – это актуализация проблемы утилизации твердых бытовых отходов и поиск возможных путей решения».

1. Разбираем понятие «отходы» и состав мусора.

Для начала давайте разберемся, что такое мусор?

МУСОР =ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО).

Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения.

На данный момент существует целая наука о мусоре – гарбология (от англ. garbage «мусор») (мусорология).

Учитель начинает беседу на тему: «Откуда появляются отходы?» Ученики начинают перечислять то, что они выбрасывают в мусорное ведро каждый день.

В составе мусора могут оказаться непригодные к дальнейшему употреблению вещи: одежда, обувь, мебель, посуда, старые книги, газеты, журналы, отходы продуктов питания, ремонта квартир и т.д. Большую часть твердых бытовых отходов составляют пищевые отходы и бумага.

Учащиеся делают кластер в тетради «Состав ТБО».

В центре – название темы «Состав бытовых отходов», от неё в стороны – основные виды мусора (пластик, бумага, стекло, металл, пищевые отходы).

Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно 440 кг мусора. На планете более 6 миллиардов жителей. «Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?»

Организуется дискуссия учеников на тему: «Почему отходов становиться больше из года в год?»

Учитель подводит итог и перечисляет причины увеличения мусора:

• рост численности населения (7,3 миллиарда человек)

• урбанизация и рост потребления товаров

• изменение морфологического состава отходов (пластик)

• низкая обеспеченность или отсутствие инфраструктуры и мощностей по переработке отходов

• низкий уровень информированности населения (батарейки, ртутные лампы)

• отсутствие системного подхода в области обращения с отходами.

2. Рассматриваем последствия загрязнения окружающей среды мусором:

«Многие думают, что проблема утилизации мусора — это эстетический аспект. Это действительно так, нам неприятно пинать консервные банки под ногами и купаться среди пластиковых бутылок. Ребята, к каким более серьезным последствиям может привести загрязнение отходами?»

• Загрязнение почв

• Загрязнение атмосферного воздуха

• Загрязнение грунтовых вод и вод мирового океана

• Распространение инфекционных заболеваний грызунами и птицами

• Истощение природных ресурсов

• Рост заболеваемости населения

• Увеличение врожденных патологий

• Загрязнение мест обитания живых организмов.

3. Изучаем методы обращения с отходами

Учитель спрашивает у ребят какие способы утилизации отходов они знают, далее рассказывает об основных методах обращения с отходами:

Захоронение (размещение) – складирование отходов на свалке без обработки. Является наиболее дешевым методом в условиях наличия больших площадей

Сжигание (обезвреживание) – при сжигании происходит загрязнении атмосферы.

Образовавшиеся зола может являться опаснейшим отходом.

Сортировка (переработка) – распределение мусора по категориями переработка.

Компостирование (обезвреживание) – метод сбраживания в естественных или искусственно создаваемых условиях. Возможен исключительно с биологическими и органическими отходами.

Ребята в виде схемы записывают методы обращения с отходами в тетрадь.

Учитель предлагает ученикам представить себя на месте администрации города. Какой лучше выбрать метод утилизации мусора для города, учитывая и экономическую и экологическую составляющую?

Захоронение 1 т. мусора – 180 рублей

Сжигание 1 т. мусора – 2000 рублей

Сортировка 1 т. мусора – 12000 рублей

Компостирование 1 т. мусора – 4000 рублей

Организуется дискуссия учеников: «Какой метод наиболее приемлемый?»

Физкультминутка:

Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер».

Перед каждым обучающимся карточка с фотографиями отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура и др.). В классе стоит три контейнера: желтый, зеленый, голубой. Необходимо разложить «мусор» в разные контейнера и объяснить свой выбор.

• «Зеленый» — пищевые отходы

• «Голубой» — бумага

• «Жёлтый» — металл и пластик

III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

1. Учитель задает вопрос: «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше?». Используется приём «Мозговой штурм». Учащиеся высказывают свои идеи.

Учитель предлагает представить, что мы оказались в далеком будущем, и вся территория вокруг наших домов завалена мусором. Отходов стало настолько много, что их некуда вывозить. Чтобы найти выход из сложившееся ситуации ребятам предлагается выполнить задание (см. приложение).

Ответом на задания являются буквы: Р, Е, Ц, И, К, Л, И, Н, Г. Из которых учащиеся складывают слово – рециклинг. Рециклинг – это переработка мусора, возвращение отходов в круговорот «производство-потребление».

2. Аукцион идей: «Вторичное использование отходов».

Учитель предлагает заполнить кластер: от каждого вида отхода ученикам предлагается сделать стрелочки под которыми они записывает, на что могут быть они вторично переработаны (3-5 минут). Работа выполняется в мини-группах.

Заслушивание предложений обучающихся, анализ и обобщение ответов.

— Что можно произвести из пластика? (украшения, сумку, лампу, цветы)

— Что можно произвести из использованной бумаги? (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);

— Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);

— Что можно произвести из старого металлолома? (автомобили, станки, поделки и другое);

— Что можно произвести из пищевых отходов? (компост, комбикорм для животных, биотопливо).

3. «Вторая жизнь отходов»

Учитель задает вопрос: «А куда уезжает наш мусор?»

В Тольятти располагается мусороперерабатывающий комплекс – «ПОВТОР», группа : запущен был в 2009 году, мощность 1,5 млн. м3 отходов в год. «Повтор» – поволжские вторичные ресурсы. На заводе многим видам мусора дарят вторую жизнь.

Учитель рассказывает: «На нашем мусороперерабатывающем комплексе в Тольятти дают вторую жизнь пластиковым бутылкам и целлофановым пакетам. Сначала пластик и полиэтилен проходят сортировку, дробление, мойку, сушку, гранулирование. Из полученных гранул изготавливают вторичное сырье».

Учитель обращается к ребятам: «А вы пользуетесь продуктами вторсырья?» Большинство ребят отвечают отрицанием, ведь мало кто знает, что из переработанных пластиковых бутылок изготавливают: обивку для автомобиля, подушки, влажные салфетки, рюкзаки, одежду, игрушки (наполнитель).

IV. Обобщение и закрепление знаний.

Учитель обращается с вопросом: «Мусор или вторичное сырье?».

«Помните, если мы выкидываем пластиковую бутылку мимо мусорного бака разлагается она будет 500 лет. Первая бутылка, изготовленная в 1947г. до сих пор не разложилась»,

Учитель предлагает обсудить с ребятами способы сокращения количества бытовых отходов.

-Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ….

(использовать много раз или сдать в магазин);

-Одежду, которую ты уже не носишь … (можно отдать нуждающимся);

-Не выбрасывай старые игрушки и книги …. (они могут кому-то понадобиться);

-Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры … (и сдай туда ненужную бумагу);

-Старайся не пользоваться пенопластом … (так как он практически не разлагается в природе);

-Принимай активное участие в субботниках по благоустройству города.

V. Рефлексия.

Учитель предлагает ребятам украсить веточки дерева. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке:

— Зелёный – «я активен и уверен на уроке»

— Жёлтый – «я чувствовал себя неуверенно, работал мало»

— Красный – «у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома…» С каждым листочком наше дерево становится все краше.

Чем больше вы будете проявлять интерес к этой проблеме и свою инициативу, тем наша природа станет чище и красивее.

Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет! И помните слова … Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок

свою планету.

Антуан де Сент – Экзюпери.

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

VI. Домашнее задание.

§30.

Обучающиеся выбирают задание в соответствии с уровнем их знаний:

Базовый уровень: Проанализировать свой собственный мусор дома, выделить группы ТБО, которые поддаются переработке и которые не перерабатываются.

Повышенный уровень: предложить свои варианты решения проблемы сортировки и утилизации отходов в школе.

Приложение Задание для 1 группы:

Задание для 2 группы:

Задание для 3 группы:

Задание для 4 группы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]