Задания для учащихся 2 класса по теме ‘Мягкий знак разделительный и показатель мягкости’.

Орфограммы РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК являются одними из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, а в 3 классе с с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.

И тут у некоторых ребят начинаются некоторые сложности. Чтобы в детских головах не было путаницы, уже во 2 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака.

Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными.

Например: коньки, олень, день, долька.

Также мягкий знак может разделять два звука!

Разделительный Ь и Ъ знак: правила

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.

В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О: батальон, бульон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, лосьон.

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.

Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.

Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.

Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.

Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.

Разделительный ь и ъ знак: карточки

Карточка 1

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.

2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.

3. Сделай фонетический разбор слова ва­ренье.

Карточка 2

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру.

2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки.

Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).

3. Сделай фонетический разбор слова деревья.

Карточка 3

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.

2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.

Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.

3. Сделай фонетический разбор слова въехать.

Карточка 4

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.

2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.

Карточка 5

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л..сная п..ляна была об..ята густым туманом.

Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.

2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.

3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.

Карточка 6

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.

2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

3. Сделай фонетический разбор слова перья.

Карточка 7

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.

2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.

1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.

3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.

Карточка 8

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

2.Запиши по 5 слов в три столбика:

  • с разделительным мягким знаком;
  • с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
  • с разделительным твердым знаком.

3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.

Карточка 9

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз..яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.

2.Раздели слова на группы.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.

3. Сделай фонетический разбор слова бельё.

Карточка 10

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м..л..дые лист..я абрикос.

2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.

3. Сделай фонетический разбор слова семья.

Карточка 11

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б..ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.

2 Спиши, раскрывая скобки.

1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).

3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.

Карточка 12

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Об..ятые солнечным светом сосны красовались на лужайке. Из чашки не выл..ется то, чего в ней нет. Высокий бур..ян рос вдоль старой изгороди. Ноч..ю был сильный м..ро… Со всех концов нашей страны в Артек на с..езд с..ехались делегаты. Над л..сами необ..ятными песни звонкие л..тят. Умей отличать с..едобные гр..бы и яг..ды от ..довитых. По радио об..явили посадку на самолет. В прошлое в..скресен..е мы с..ездили в горо… Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.

2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.

3. Сделай фонетический разбор слова жильё.

Карточка 13

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Поз..ней осен..ю м..няет белка свое рыженькое плат..е на серую зимнюю шубку. Об..езд был проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили .радос..но. Суд..я об..явил результаты соревнований. Сторо.. Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. Белич..и шкурки мел..кали в тени дерев..ев. У лукомор..я ду.. з..леный.

2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал..чик, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огон..ки, почтал..он, об..ём, печен..е, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дожд.. .

3. Сделай фонетический разбор слова коренья.

Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.

Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.

Рекомендую также ознакомиться с карточками по русскому языку на все орфограммы.

С уважением, Ольга Наумова

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазоч..ке, белые маринованные грибы на тарелоч..ке, что-то в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепос..ти, находился в ар..ергар..де (Л. Толстой). 5. Отец.. весь как-то с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необ..ятном диване (Булгаков). 7. На артис..те было тол..ко чёрное бел..ё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнител..ный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его мален..ком из..язвлённом сердце (Андреев). 11. А тепер.. им предлагалось поверит.. в реал..ност.. нового, суб..атомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему бед..нее, мен..ше, жал..че (Тынянов). 13. Вед.. почему хочет..ся быть генералом? – Потому что, случит..ся, поедеш.. куда-нибудь – фел..д..егеря и ад..ютанты поскачут вез..де вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениал..ная мысл.., и тотчас же, по своей горяч..ности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему ран..ше (Булгаков). 15. Кирпич..ные ступен..ки вели из подвала к д..вери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли камен..щики, арматур..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский ден.. побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 20. К под..ездам гос..тиниц уже вели мален..ких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как биш.. его? (Пушкин) 23. Он с новой мысл..ю поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небол..шой народ, перемешав свои кос..ти, потеряв имя и тело, чтобы не привлекат.. бол..ше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли бол..ные здоров..е (Платонов). 25. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двух..этажный павил..он сел..ского хозяйства, украшенный деревянной рез..бой (М. Горький). 27. Стремител..ным маршем идут батал..оны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матер..ю (Платонов). 29. Овцы прожили вмес..те с пастуш..ими собаками нескол..ко лет (Платонов). 30. В двадцат.. трет..ем году я был послан в дал..ний вояж.. на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелен.. перед глазами растаяла, стали выговариват..ся слова (Булгаков). 33. Вчерашний ден.. лепился из кусоч..ков, но всё-таки тревога не покидала директора Вар..ете (Булгаков). 34. Позвол..те с вами рассчитат..ся (Булгаков). 35. И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались п..яные крики гос..тей (Гоголь). 37. Она села за фортеп..яно и сыграла нескол..ко любимых его п..ес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного суб..екта – длинного, как жер..д.., и в пен..сне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову жен..щины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда ден.. стал покрыват..ся ноч..ю, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустит.. овец.. во т..ме (Платонов).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: