Мероприятия в ГПД для младших школьников
Спортивный час в ГПД для начальной школы
— Выровнялись… Направо! Ровняйся! Смирно!
Воспитатель здоровается с детьми и дает короткую целевую установку занятия.
— Налево! Легко бегом!
Дети вслед за направляющим бегут кругом по залу.
— Бег с высоким подниманием бедра!
— Бег с прямыми ногами!
— Руки на пояс!
Воспитатель, подтянутый и энергичный, в спортивной форме, стоит в центре зала и отдает команды, обращая внимание на тех ребят, которые неверно выполняют движения, и отмечая похвалой детей умелых.
Так начинается увлекательное спортивное занятие в группе продленного дня в 1 классе. Много внимания уделяет воспитатель организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Физкультура и спорт — главные средства укрепления их здоровья. Продленный режим работы дает возможность ежедневно заниматься с детьми физкультурой. Учитывая эти обстоятельства, воспитатель с первых дней работы с группой вводит как обязательный режимный момент ежедневные спортивные занятия — спортивный час.
После небольшой разминки начинается основная часть спортивного часа, которая проходит под музыку. Дети выстраиваются в три колонны и встают на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель включает магнитофон, где записана ритмическая музыка, встает лицом к ребятам и вместе с ними, без пауз, выполняет цикл упражнений:
— Руки на пояс. Стать на полупальцы, на пятки. Раз, два, три, четыре.
— Правую ногу в сторону, на пятку, слегка присели, приставили.
— То же другой ногой. (Каждое упражнение начинается с нового музыкального фрагмента.)
— Руки к плечам. Повороты корпуса влево! Вправо!
— Руки на пояс. Начинаем наклоны. Влево! Вправо! Вперед! Назад! Прогибаем корпус!
-Упражнение для ног.
— Прыжки выше!
— Бег с продвижением вперед, назад, с поворотами.
В процессе проведения комплекса упражнений под музыку большое значение имеют указания, которые дает воспитатель. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить поправки, чтобы снизить ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка. После ритмической гимнастики воспитатель дает детям время успокоиться, организует для этого движения на расслабление.
Следующий этап занятия — веселые эстафеты и игры, последовательность которых продумывается с учетом степени их интенсивности. Так, если вначале воспитатель организует соревнования, где надо много бегать, прыгать, ловить мяч, то в конце, чтобы не было перевозбуждения, — игры более низкой степени интенсивности: на наблюдательность, внимание, точность движений, ориентирование, смекалку.
1. Дети выстраиваются в две колонны. Стоящий в колонне первым получает мяч. Задание: сесть на него, доскакать до стены и обратно, передать мяч следующему в команде и встать последним в ряд. Чья команда скорей?
2. Дети встают в круг и повторяют движения, которые делает воспитатель. Условие игры: выполнять только те команды, которые подаются со словом «класс».
— Класс! Круги головой. Класс! Наклоны, прыжки. Если слово «класс» не произнесено, а команда выполнена, ученик выходит из круга.
В ходе таких спортивных состязаний воспитатель выступает в роли судьи. В конце занятий он называет выигравших учеников либо команду-победителя. При подборе игр воспитатель учитывает прохождение программного материала на уроках физкультуры. Это позволяет ему многие игры и спортивные соревнования использовать для закрепления и совершенствования умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях, получаемых учащимися на уроках.
Заканчивается спортивный час построением в колонну по одному, кратким подведением итогов занятия, несложными движениями, цель которых — привести организм в спокойное состояние.
— Направо! Ходьба по залу.
— Руки вперед, вверх, в стороны.
— Руки на пояс. Дышим глубоко носом.
— Идем с опущенной головой.
— Медленно поднимаем ее назад.
В таком же порядке дети уходят из спортзала в класс. Как видно, структура спортивного часа включает несколько этапов:
1) подготовительный: организованный приход детей на спортивную площадку (в зал), построение, упражнения для разминки как средство подготовки организма к последующим более сложным двигательным действиям;
2) основная часть:
а) комплекс гимнастических упражнений под музыку;
б) состязательные эстафеты и подвижные игры разной степени интенсивности;
3) заключительная часть: организованное окончание, построение, спокойная ходьба.
Четкая организация каждого занятия, увлекательный характер любого этапа занятия приносит детям радость, удовольствие. Частое чередование различных по характеру упражнений исключает длительные монотонные нагрузки, развивает все группы мышц, правильную осанку, силу, ловкость, гибкость.
Спортивный час существенно отличается от уроков физкультуры. Специфическая его задача — активный отдых детей, направленный на разрядку умственного напряжения, снижение утомления, повышение работоспособности, совершенствование физического развития школьников. Все они проводятся в более или менее свободной форме с элементами игры, ритмики, танца. Дети привыкают к установленному порядку организации данного занятия. У каждого школьника имеется своя постоянная форма для занятий в группе.
Непременным элементом спортивного часа является ритмическая гимнастика, которая очень нравится детям. Они с желанием и старательностью выполняют цикл движений под музыку. Это развивает чувство ритма, улучшает координацию движений, поднимает настроение. Музыка, обладая огромной силой непосредственного эмоционального воздействия, бодрит, увлекает детей. Главное — уметь правильно, в логической последовательности выстроить упражнения и подобрать фонограмму.
Первая фаза занятия несет легкую нагрузку. Это разновидности ходьбы на месте, несложные движения рук. Важно, чтобы ребята «ухватили» ритм музыкального сопровождения.
Вторая фаза — это цепочка упражнений, последовательно разрабатывающих суставы и мышцы (сверху вниз); упражнения для шеи, плечевого сустава, рук, туловища и ног. Эмоциональность занятия повышается, если применяются мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки. Заканчивают эту фазу подскоки и бег.
На третьей фазе целесообразно ввести в занятие простые танцевальные шаги и движения. При этом воспитатель старается придать эмоциональную окраску движениям, исходя из характера музыки. Тогда удается достичь единства музыки и движений.
На четвертой фазе движения продолжаются, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. Это могут быть упражнения на дыхание и расслабление. При подборе упражнений учитываются особенности учащихся. Кропотливая работа — запоминание комплекса. Ребята не сразу начинают правильно двигаться под музыку. С течением времени комплекс обновляется. Спортивный час, проводимый в режиме группы продленного дня, удовлетворяет потребность организма в движении, служит укреплению здоровья детей и их хорошему самочувствию.
Конспект Варианты спортивных часов
ВАРИАНТЫ СПОРТИВНЫХ ЧАСОВ
Вариант 1
Спортивный час в осенний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение на игровой площадке в шеренгу по одному. Сообщение воспитателя о содержании и других организационных моментов активного отдыха.
- Игра «Запрещённое движение». Перестроение в колонну по одному. Ходьба обычная, с переходом медленный бег по площадке.
2 часть
- Перестроение по рядам – командам. Эстафета с переносной кеглей (булавой, мячом, флажком и т.д.) Игра повторяется 3-4 раза. Эстафета с прыжками на двух ногах (впрыгивание и выпрыгивание из разложенных обручей или нарисованных кругов). Игра повторяется 3-4 раза. Эстафета с бросками мяча в цель (обруч или нарисованный круг). Игра повторяется 3-4 раза.
- Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок.
3 часть
- Перестроение в шеренгу из исходной линии. Дежурные собирают спортивный инвентарь. Организационный уход в школу.
В данном варианте преобладают эстафеты и игры в общем построении.
Наблюдения показывают, что эстафеты в большой мере способны дисциплинировать детей недостаточно организованных после летних каникул, а, следовательно, и проходят более успешно и эффективно, чем сюжетные подвижные игры.
Вариант 2
Спортивный час в осенний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение на исходной линии в шеренгу по одному. Организационные моменты.
- Ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе с движением рук, ног, туловища).
- Бег медленный в чередовании с ходьбой.
2 часть
- Игра «Салки парами». Игра повторяется 3-4 раза. Игра — эстафета с прыжками в длину толчком двух ног. Чья команда по сумме прыжков окажется дальше всех? Игра повторяется 3-4 раза. Игра — эстафета с передачами мячей над головой. Игра повторяется 2-3 раза.
- Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок.
3 часть
- Перестроение учащихся на исходной линии в шеренгу. Игра «Товарищ – командир». Дежурные собирают спортивный инвентарь. Группа одновременно в колонну по одному возвращаются в школу.
Вариант 3
Спортивный час в осенний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение на исходной линии игровой площадки. Организационные сообщения.
- Ходьба и медленный бег продолжительностью до 5 минут
2 часть
- Игра «Все к своим флажкам». Повторяется 3-4 раза. Игра «Удочка». Игра повторяется 3-4 раза. Игра «Охотник и утки». Игра повторяется 2-3 раза.
- Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок.
3 часть
- Перестроение в шеренгу из исходной линии. Игра «Что изменилось?». Организационный уход в школу.
Вариант 4
Спортивный час в осенний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение на исходной линии игровой площадки. Организационные указания воспитателя.
- Ходьба и медленный бег продолжительностью до 5 минут
- Общеукрепляющие упражнения в кругу.
2 часть
- Построение в 3 колонны – команды. Эстафеты с прыжками через скакалку. Игра «Мяч среднему» (игра на точность и быстроту между командами).
- Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок. Спортивные развлечения детей.
3 часть
- Перестроение в шеренгу. Дежурные собирают спортивный инвентарь. Организационный уход в школу.
Вариант 5
Спортивный час в весенний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение на исходной линии. Организационные указания воспитателя. Ходьба в колонне с выполнением заданий.
- Медленный бег по площадке, с переходом на ходьбу.
2 часть
- Игры «Волк во рву», «Мышеловка».
- Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок. Прыжки через длинные и короткие скакалки. Игра в «Классы».
3 часть
- Перестроение в шеренгу из исходной линии. Дежурные собирают спортивный инвентарь. Организационный уход в школу.
Вариант 6
Спортивный час в осенне — весенний период учебного года на открытом воздухе (с использованием игровых конструкций)
1 часть
- Построение в шеренгу. Организационные указания воспитателя. Ходьба обычная и с выполнением дополнительных движений рук, ног, туловища.
- Медленный бег.
2 часть
- Поочерёдное выполнение двигательных действий на конструкциях: прохождение по бревну, работа с гимнастической стремянкой, передвижение в висе на руках по горизонтальной лестнице и т.д. Комплекс разнообразных двигательных действий выполнять 3-4 раза.
- Самостоятельные игры и спортивные развлечения: игры с мячами, скакалками, обручами.
3 часть
- Построение в шеренгу. Игра «Запрещённое движение». Организационный уход в школу.
Вариант 7
Спортивный час в зимний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение в шеренгу на исходной линии. Организационные указания воспитателя.
- Ходьба и медленный бег.
2 часть
- Игры «Салки снежком», «Лучший строитель» (соревнуются между командами, каждая команда строит снежное укрепление за определённое время).
- Игра «Снежком в цель» (соревнование между командами на большее число попадания в цель).
- Самостоятельные игры школьников.
3 часть
- Перестроение в шеренгу из исходной линии. Игра «В шеренгу строиться». Организационный уход в школу.
Такое содержание спортивного часа в первые зимние дни не случайно. Оно согласуется с эмоциональным настроением школьников, вызванных первым снегом. Опыт показывает, что младшие школьники обязательно опробуют снег (лепят снежки, снеговиков, крепость и т.д.). Организованный активный отдых, сочетающийся с настроением и интересом детей, как правило, проходит успешно и эффективно.
Вариант 8
Спортивный час в зимний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение в шеренгу на обычном месте (санки и лыжи положены в указанном месте).
- Ходьба на площадке и медленный бег.
2 часть
- Игра — эстафета с санками с поочерёдным катанием друг — друга. Игра-эстафета на лыжах без палок (после пробега каждый передаёт лыжи следующему в своей команде).
- Самостоятельные игры и спортивные развлечения. Поочерёдное катание на санках и лыжах.
3 часть
- Общее построение. Очистка лыж, санок и одежды от снега. Организационный уход в школу.
Вариант 9
Спортивный час в зимний период учебного года на открытом воздухе
1 часть
- Построение с лыжами в шеренгу на условном месте площадки.
- Организационные указания воспитателя. Надевание лыж.
2 часть
- Катание на лыжах в колоне по одному друг за другом на своей площадке, а при возможности по специальной лыжне, в близлежащих парках, лесу и т.д..
3 часть
- Общее построение. Очистка лыж, санок и одежды от снега. Организационный уход в школу.
Вариант 10
Спортивный час в зимний период учебного года на открытом воздухе (при наличии коньков у детей)
1 часть
- Надевание коньков в помещении школы. Организованный приход детей на школьный каток. Общее построение. Организационные указания воспитателя.
2 часть
- Катание на коньках. Игра «Салки на коньках».
3 часть
- Общее построение. Организационный уход в школу.
Вариант 11
Спортивный час в помещении (допускается только в случае сильного мороза, дождя)
1 часть
- Организационные указания воспитателя. Общеразвивающие упражнения типа гимнастики до занятий, стоя около парты.
2 часть
- Организованные игры. Игра «Овощи, фрукты, ягоды» (По рядам). Игра «Что изменилось?»
3 часть
- Игра «Горячо-холодно».
Спортивный час в классе проводится только в том случае, когда нет возможности провести его в помещении.
Методические рекомендации к занятиям на воздухе
1. Все занятия носят коллективный характер.
2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.
3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.
4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.
5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.
6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.
7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.
8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.
9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.