Планирование культурно-досуговой деятельности в ДОУ
Калмыкова Анастасия Альбертовна
Высшая квалификационная категория
г. Саратов
МДОУ «Детский сад № 62»
Старший воспитатель
ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
Культурно-досуговая деятельность
Планирование развлечений
во всех группах ДОУ
Тип разработки «Планирование»
Пояснительная записка
С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса, На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.
В соответствии с требованиями Стандарта, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Задачи культурно-досуговой деятельности определены примерной программой «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020:
Отдых
. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, мастерить, рисовать и т.д.
Развлечения
. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, закреплять умение использовать полученные навыки и знания в жизни.
Праздники.
Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы праздничной культуры.
Самостоятельная деятельность
. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями, животными, окружающей природой. Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры. Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании. Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Творчество
. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др. Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
В приведенном ниже планировании культурно-досуговой деятельности учтено комплекно-тематическое планирование, календарные праздники и приоритетное направление работы ДОУ, а также использовалась книга «Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя» Составители: Л. Фурмина, А. Шибицкая, Лия Пантелеева, Издательство: Просвещение, 1975
Культурно-досуговая деятельность
во 2 младшей группе
2015-2016 учебный год
Дата | Тема | КДД |
Сентябрь | ||
1 неделя (1.09 – 4.09) | Здравствуй, детский сад | Тематическое: «День знаний» |
2 неделя (7.09 – 11.09) | Физкультурное: игра малой подвижности: | |
3 неделя (14.09 – 18.09) | Что такое хорошо и что такое плохо? | Тематическое: «День вежливости» |
4 неделя (21.09 – 25.09) | Наши добрые дела | Музыкальное: «Уточка и дудочка» (театр игрушек) И. Бровкина |
Октябрь | ||
1 неделя (28.09 – 2.10) | От зернышка до булочки Осень | «Осенняя ярмарка» Тематическое: «Здравствуй, осень!» |
2 неделя (5.10 – 9.10) | Осень. Грибы | |
3 неделя (12.10 – 16.10) | Осень. Овощи | Тематическое: «Хозяйка с базара домой принесла» (театр картинок, игрушек) Физкультурное: Всемирный день здоровья (15.10) |
4 неделя (19.10 – 23.10) | Осень. Фрукты | Музыкальное: «Осень» (праздник) |
5 неделя (26.10 – 30.10) | Домашние животные | Тематическое: «Чьи башмачки» (театр картинок) Н. Павлова |
Ноябрь | ||
1 неделя (2.11 – 6.11) | Домашние птицы | Физкультурное: «Цыпленок» (театр картинок) К. Чуковский + п/и «Наседка и цыплята» |
2 неделя (9.11 – 13.11) | Дикие животные | Тематическое: «На лесной полянке» (развлечение с красками) Т. Казакова |
3 неделя (16.11 – 20.11) | Дикие птицы | Музыкальное: «Дядя Дятел» (театр игрушек, картинок) А. Шибицкая |
4 неделя (23.11 – 27.11) | Деревья хвойные и лиственные | Физкультурное: «Путешествие в лес» (полоса препятствий) |
Декабрь | ||
1 неделя (30.11 – 04.12) | Зима. Приметы зимы | Тематическое: «Снег, снег кружится» (развлечение с красками) Т. Казакова |
2 неделя (07.12 – 11.12) | Физкультурное: «Кто быстрее?» | |
3 неделя (14.12 – 18.12) | Зимние забавы и развлечения | Тематическое: В гостях у Неболейки (Игра-забава) |
4 неделя (21.12 – 25.12) | Новый год у ворот | Музыкальное: А Новый год поет и пляшет… |
5 неделя (28.12 – 31.12) | Новый год у ворот | Кукольный театр: «Маша и медведь» |
Январь | ||
1 неделя (4.01 – 8.01) | Каникулы | |
2 неделя (11.01 – 15.01) | Транспорт | Хороводная игра: «Проводы елки» (игра-забава) |
3 неделя (18.01 – 22.01) | Игрушки. | Тематическое: «Любимые игрушки» Новая игрушка (театр) Л. Фурмина, Л. Пантелеева Стихи народные, Г. Сапгир |
4 неделя (25.01 – 29.01) | Мой дом | Музыкальное: «На бабушкином дворе» Л.Исаева (театрализованное представление) |
Февраль | ||
1 неделя (1.02 –5.02) | Мир профессий. | Тематическое: «Если был бы я…» |
2 неделя (8.02 –12.02) | Мир профессий | Физкультурное: «Зимние радости» |
3 неделя (15.02 –19.02) | Я и папа | Музыкальное: «День защитника Отечества» (праздник) |
4 неделя (24.02 –26.02) | Неделя детской книги | Кукольный театр : «Теремок» |
Март | ||
1 неделя (29.02 –4.03) | Я и мама | Музыкальное: «Мамин праздник» |
2 неделя (9.03 –11.03) (14.03 –18.03) | Я в мире человек | Тематическое: Масленица (10.03) Физкультурное: «Кто быстрее?» |
3 неделя (21.03 –25.03) | Цветы | Кукольный театр: «Заюшкина избушка» |
4 неделя (28.03 –1.04) | Уроки Мойдодыра | Тематическое: «Да здравствует, мыло душистое!» (игра-забава) |
Апрель | ||
1 неделя (4.04 –8.04) | Весна. | Музыкальное: Весна-красна! (праздник) Физкультурное: День здоровья (14.04) Тематическое: «Ой, бежит ручьем вода!» |
2 неделя (11.04 –15.04) | Водичка-водичка | |
3 неделя (18.04 – 22.04) | Песок и камни. | Фокусы: «Волшебный сундучок» |
4 неделя (25.04 – 29.04) | Насекомые. Рыбы | Забавы: «Спал цветок и вдруг проснулся!» (игра-забава) |
Май | ||
1 неделя (4.05 – 6.05) | ПДД. Пожарная безопасность День победы | Кукольный театр: «Кошкин дом» (театр картинок, игрушек) |
2 неделя (10.05 – 13.05) | Тематическое : «Мы помним» (10.05) | |
3 неделя (16.05 – 20.05) | Физкультурное: игра малой подвижности: « | |
4 неделя (23.05 – 27.05) (30.05 – 31.05) | Скоро лето! | Музыкальное: «Здравствуй, лето!» |
Культурно-досуговая деятельность
В разновозрастной группе (4-6 лет)
2015-2016 учебный год
Дата | Тема недели | КДД |
Сентябрь | ||
1 неделя (1.09 – 4.09) | Я и детский сад | Тематическое: «День знаний» |
2 неделя (7.09 – 11.09) | Мои любимые игрушки | Театр игрушек: «В магазине игрушек» |
3 неделя (14.09 – 18.09) | Мой город, мой дом, улица День города | Музыкальное: «Город, в котором ты живешь» |
4 неделя (21.09 – 25.09) | Уроки Мойдодыра День дошкольного работника | Физкультурное: «Заинька, выходи!» М. Булатов |
Октябрь | ||
1 неделя (28.09 – 2.10) | Осень Овощи, фрукты, грибы | Театр игрушек: «Кто как от дождя спасается» (театр картинок) А. Шибицкая |
2 неделя (5.10 – 9.10) | Осень | Кукольный театр: «Лесная история» (театр кукол) И. Бровкина |
3 неделя (12.10 – 16.10) | Осень. Подготовка животных и растений к зиме. Зимующие и перелетные птицы День здоровья | Физкультурное: День здоровья (15.10.2015) Музыкальное: «Осень» |
4 неделя (19.10 – 23.10) | В мире животных (дикие животные) | |
5 неделя (26.10 – 30.10) | В мире животных (дикие животные) | Тематическое: «В лесу» |
Ноябрь | ||
1 неделя (2.11 – 6.11) | День народного единства В мире животных (домашние животные) | Музыкальное: «Зимовье» |
2 неделя (9.11 – 13.11) | В мире животных (домашние животные) | Театр картинок: «Почему они одинокие?» (театр картинок) А. Шибицкая |
3 неделя (16.11 – 20.11) | Семья. | Физкультурное: «Веселые старты» |
4 неделя (23.11 – 27.11) | Посуда, мебель День матери | Тематическое: «В квартире» |
Декабрь | ||
1 неделя (30.11 – 04.12) | Зима. Приметы зимы | Драматизация: «Метелица» Е.Благинина |
2 неделя (07.12 – 11.12) | Транспорт Дорожная безопасность | Театр игрушек: «Про машину» А Шибицкая «Светофор» (игра) |
3 неделя (14.12 – 18.12) | Зимние забавы и развлечения | Физкультурное: Зимние соревнования (игры-забавы) Л. Пантелеева |
4 неделя (21.12 – 25.12) | Новый год у ворот Новогодний праздник | Музыкальное: А Новый год поет и пляшет… (праздник) |
5 неделя (28.12 – 31.12) | Забавы: «Фокусник» (шутка) Загадки по теме | |
Январь | ||
1 неделя (4.01 – 8.01) | Каникулы | |
2 неделя (11.01 – 15.01) | Я в мире человек Я вырасту здоровым | Тематическое: «Кто я?» |
3 неделя (18.01 – 22.01) | Комнатные растения | Физкультурное: «Здоровье дарит Айболит» |
4 неделя (25.01 – 29.01) | Библиотека. Одежда и обувь | Тематическое: «Угадай-ка» «Добро и зло в русских сказках» (русское народное творчество) |
Февраль | ||
1 неделя (1.02 –5.02) | Мир профессий | Тематическое: «Кем быть?» (тематическое развлечение) |
2 неделя (8.02 –12.02) | Мир профессий. Посуда. Столовый этикет. | Забавы: «Народные узоры» (развлечение с красками) |
3 неделя (15.02 –19.02) | Мое Отечество Защитники Отечества День защитника Отечества | Музыкально-спортивное: «День защитника Отечества» (праздник) |
4 неделя (24.02 –26.02) | Мое Отечество | Концерт : «Мы слушаем музыку» |
Март | ||
1 неделя (29.02 –4.03) | Мамин день Международный женский день | Музыкальное: 8 марта (праздник) |
2 неделя (9.03 –11.03) (14.03 –18.03) | Народная культура и традиции. Русские игрушки. Масленица | Физкультурное: «Веселые старты» Тематическое: «Масленица» (10.03) |
3 неделя (21.03 –25.03) | Свойства предметов | Забавы: «Волшебный мешочек» (игра-забава) |
4 неделя (28.03 –1.04) | Весна. Пробуждение природы День смеха | Тематическое: «Времена года» (развлечение с красками) Л. Пантелеева Праздник смеха. (1.04) «Бабушки-потешницы» (шутка) А Шибицкая |
Апрель | ||
1 неделя (4.04 –8.04) | Музыкальное: Весна-красна! (праздник) | |
2 неделя (11.04 –15.04) | Космос День космонавтики | Тематическое: «День космонавтики» (12.04) Физкультурное: Всемирный день здоровья (14.04) |
3 неделя (18.04 – 22.04) | Что такое хорошо и что такое плохо | Театр картинок: «Что такое хорошо и что такое плохо» (театр картинок) |
4 неделя (25.04 – 29.04) | ||
Май | ||
1 неделя (4.05 – 6.05) | Деревья | Театр картинок: Путешествие в лес (театр картинок) |
2 неделя (10.05 – 13.05) | День победы | Тематическое мероприятие «Мы помним» |
3 неделя (16.05 – 20.05) | Физкультурное: «Подвижные игры» | |
4 неделя (23.05 – 27.05) (30.05 – 31.05) | Скоро лето! | Забава: И вот этак и вот так (игра-забава) Е. Благинина |
Культурно-досуговая деятельность
в разновозрастной группе (5-7 лет)
2015-2016 учебный год
Дата | Тема недели | КДД |
Сентябрь | ||
1 неделя (1.09 – 4.09) | День знаний. Школа, школьные принадлежности | Тематическое: «День знаний» |
2 неделя (7.09 – 11.09) | История и традиции детского сада. Мой город, моя страна, моя планета День города | Музыкальное: «Наш город» (тематическое развлечение) |
3 неделя (14.09 – 18.09) | Мой дом, улица День города | Физкультурное: «Игры с мячами» |
4 неделя (21.09 – 25.09) | Дружат дети всей Земли День дошкольного работника | Концерт: «День воспитателя» |
Октябрь | ||
1 неделя (28.09 – 2.10) | Осень. От зернышка до булочки. Овощи, фрукты, грибы | Тематическое: «Осенняя ярмарка» |
2 неделя (5.10 – 9.10) | Осень. Подготовка животных и растений к зиме. | Кукольный театр «Скворец и воробей» |
3 неделя (12.10 – 16.10) | Осень. Зимующие и перелетные птицы День здоровья | Физкультурное: День здоровья (15.10.2015) Музыкальное: «Осень» (праздник) |
4 неделя (19.10 – 23.10) | В мире животных (дикие животные) | |
5 неделя (26.10 – 30.10) | В мире животных (домашние животные) | Игра-драматизация: «Осень спросим» Е. Благинина |
Ноябрь | ||
1 неделя (2.11 – 6.11) | День народного единства В мире животных (домашние животные) | Тематическое: «Родина моя – Россия» Викторина: «Знатоки леса» |
2 неделя (9.11 – 13.11) | ||
3 неделя (16.11 – 20.11) | Животный и растительный мир нашего края | Музыкально-тематическое развлечение к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (16.11) |
4 неделя (23.11 – 27.11) | Деревья хвойные и лиственные День матери | Физкультурное: «На природу в лес пойдем» (полоса препятствий) |
Декабрь | ||
1 неделя (30.11 – 04.12) | Зима. Приметы зимы | Игра-драматизация: «Метелица» Е.Благинина |
2 неделя (7.12 – 11.12) | Животные жарких и холодных стран | Музыкально-тематическое: «Зима-волшебница» |
3 неделя (14.12 – 18.12) | Зимние забавы и развлечения | Физкультурное: Зимние соревнования Л. Пантелеева |
4 неделя (21.12 – 25.12) | Новый год у ворот Новогодний праздник | Музыкальное: А Новый год поет и пляшет… (праздник) |
5 неделя (28.12 – 31.12) | Забавы: «Фокусник» (шутка) Загадки по теме | |
Январь | ||
1 неделя (4.01 – 8.01) | Каникулы | |
2 неделя (11.01 – 15.01) | Комнатные растения | Музыкальное: Музыкальный конкурс Л. Лебедева |
3 неделя (18.01 – 22.01) | Библиотека. | Литературная композиция: «Сказочная почта» Л. Панкратова |
4 неделя (25.01 – 29.01) | Транспорт | Тематическое: «Азбука безопасности» |
Февраль | ||
1 неделя (1.02 –5.02) | Мир профессий. Посуда. Столовый этикет. | Тематическое: «Народные узоры» (д-п искусство, развлечение с красками и карандашами) |
2 неделя (8.02 –12.02) | Профессии, машины и механизмы | Тематическое: «Кем быть?» (тематическое развлечение) |
3 неделя (15.02 –19.02) | Мое Отечество Защитники Отечества День защитника Отечества | Музыкально-спортивное: «День защитника Отечества» (праздник) |
4 неделя (24.02 –26.02) | Мое Отечество | Музыкальное: «Песни о Москве» (концерт) |
Март | ||
1 неделя (29.02 –4.03) | Леди и Джентльмены Моя семья Международный женский день | Музыкальное: 8 марта (праздник) |
2 неделя (9.03 –11.03) (14.03 –18.03) | Народная культура и традиции. Русские игрушки. Масленица | Тематическое: «Масленица» (10.03) |
3 неделя (21.03 –25.03) | Человек и здоровье | Спортивный праздник |
4 неделя (28.03 –1.04) | Весна. Пробуждение природы День смеха | Тематическое: «Времена года» (развлечение с красками) Л. Пантелеева Праздник смеха. (1.04) «Бабушки-потешницы» (шутка) А Шибицкая |
Апрель | ||
1 неделя (4.04 –8.04) | Весна. | Музыкальное: Весна-красна! (праздник) |
2 неделя (11.04 –15.04) | Космос День космонавтики | Тематическое: Развлечение «День космонавтики» (12.04) Физкультурное: Всемирный день здоровья (14.04) |
3 неделя (18.04 – 22.04) | Цветы. Растения луга и сада День земли | Тематическое: «Составь красивый букет» (развлечение с красками) Л. Пантелеева |
4 неделя (25.04 – 29.04) | Насекомые. Рыбы | Концерт: «Кто чем занят?» (концерт) А. Шибицкая |
Май «Познай мир!» | ||
1 неделя (4.05 – 6.05) | ПДД. Пожарная безопасность | Музыкально-спортивное: «Светофор – наш друг!» |
2 неделя (10.05 – 13.05) | День победы | Тематическое мероприятие: «Мы помним» |
3 неделя (16.05 – 20.05) | ||
4 неделя (23.05 – 27.05) (30.05 – 31.05) | Старшая: Скоро лето! | Забавы: И вот этак и вот так (игра-забава) Е. Благинина |
Подготовительная: До свидания, детский сад. | Выпускной бал |
Культурно-досуговая деятельность
в подготовительной к школе группе
2015-2016 учебный год
Дата | Тема недели | КДД |
Сентябрь | ||
1 неделя (1.09 – 4.09) | День знаний. Школа, школьные принадлежности | Тематическое: «День знаний» |
2 неделя (7.09 – 11.09) | История и традиции детского сада. Мой город, моя страна, моя планета День города | Физкультурное: «Игры с мячами» |
3 неделя (14.09 – 18.09) | Мой дом, улица День города | Музыкальное: «Город чудный, город древний» |
4 неделя (21.09 – 25.09) | Дружат дети всей Земли День дошкольного работника | Концерт: «День воспитателя» |
Октябрь | ||
1 неделя (28.09 – 2.10) | Осень От зернышка до булочки Овощи, фрукты, грибы | Тематическое: «Осенняя ярмарка» |
2 неделя (5.10 – 9.10) | Осень Подготовка животных и растений к зиме. | Кукольный театр: «Непослушный козленок» (театр кукол) Л. Фурмина |
3 неделя (12.10 – 16.10) | Осень. Зимующие и перелетные птицы День здоровья | Физкультурное: День здоровья (15.10.2015) Музыкальное: «Осень» (праздник) |
4 неделя (19.10 – 23.10) | В мире животных (дикие животные) | |
5 неделя (26.10 – 30.10) | В мире животных (домашние животные) | Игра-драматизация: «Осень спросим» Е. Благинина |
Ноябрь | ||
1 неделя (2.11 – 6.11) | День народного единства В мире животных (Дикие и домашние животные) | Тематическое: «Родина моя – Россия» Тематическое: «Коснемся русской старины» (11.11) |
2 неделя (9.11 – 13.11) | ||
3 неделя (16.11 – 20.11) | Животный и растительный мир нашего края | Музыкально-тематическое развлечение к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (16.11) |
4 неделя (23.11 – 27.11) | Деревья хвойные и лиственные День матери | Физкультурное: «На природу в лес пойдем» (полоса препятствий) |
Декабрь | ||
1 неделя (30.11 – 04.12) | Зима. Приметы зимы | Игра-драматизация: «Метелица» (игра-драматизация) Е.Благинина |
2 неделя (7.12 – 11.12) | Животные жарких и холодных стран | Тематическое: «Рассели животных» (развлечение с красками и карандашами) |
3 неделя (14.12 – 18.12) | Зимние забавы и развлечения | Физкультурное: Зимние соревнования (игры-забавы) Л. Пантелеева |
4 неделя (21.12 – 25.12) | Новый год у ворот Новогодний праздник | Музыкальное: «А Новый год поет и пляшет…» (праздник) |
5 неделя (28.12 – 31.12) | Кукольный театр: «Гуси-лебеди» | |
Январь | ||
1 неделя (4.01 – 8.01) | Каникулы | |
2 неделя (11.01 – 15.01) | Комнатные растения | Музыкальное: «Приходила коляда» (тематическое развлечение) |
3 неделя (18.01 – 22.01) | Библиотека. | Литературная игра: «Отправь по адресу» Л. Панкратова |
4 неделя (25.01 – 29.01) | Транспорт Дорожная безопасность | Тематическое: «Азбука безопасности» |
Февраль | ||
1 неделя (1.02 –5.02) | Мир профессий. Посуда. Столовый этикет. | Тематическое: «Народные узоры» (д-п искусство, развлечение с красками и карандашами) |
2 неделя (8.02 –12.02) | Профессии, машины и механизмы | Тематическое: «Кем быть?» |
3 неделя (15.02 –19.02) | Мое Отечество Защитники Отечества День защитника Отечества | Музыкально-спортивное: «День защитника Отечества» (праздник) |
4 неделя (24.02 –26.02) | Мое Отечество | Музыкальное: «Песни о Москве» (концерт) |
Март | ||
1 неделя (29.02 –4.03) | Леди и Джентльмены Моя семья Международный женский день | Музыкальное: 8 марта (праздник) |
2 неделя (9.03 –11.03) (14.03 –18.03) | Народная культура и традиции. Русские игрушки. Масленица | Тематическое: «Масленица» (10.03) |
3 неделя (21.03 –25.03) | Человек и здоровье | Спортивный праздник |
4 неделя (28.03 –1.04) | Весна. Пробуждение природы День смеха | Тематическое: «Времена года» (развлечение с красками) Л. Пантелеева Праздник смеха. (1.04) «Бабушки-потешницы» (шутка) А . Шибицкая |
Апрель | ||
1 неделя (4.04 –8.04) | Весна. | Музыкальное: Весна-красна! (праздник) |
2 неделя (11.04 –15.04) | Космос День космонавтики | Тематическое: Развлечение «День космонавтики» (12.04) Физкультурное: Всемирный день здоровья (14.04) |
3 неделя (18.04 – 22.04) | Цветы. Растения луга и сада День земли | Концерт: «Цветы леса» (литературная композиция) И. Владимирова |
4 неделя (25.04 – 29.04) | Насекомые. Рыбы | Игра-драматизация: «Полянка» Н. Гернет |
Май «Познай мир!» | ||
1 неделя (4.05 – 6.05) | ПДД. Пожарная безопасность | Музыкально-спортивное: «Светофор – наш друг!» |
2 неделя (10.05 – 13.05) | День победы | Тематическое мероприятие: «Мы помним» |
3 неделя (16.05 – 20.05) | ||
4 неделя (23.05 – 27.05) (30.05 – 31.05) | До свидания, детский сад. | Выпускной бал |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»
выполнила:
Леонидова Маргарита Руслановна
педагог дополнительного развития
ЦРР «Буратино»
г. Омск
Проблема в организации досуга не является новой, к ней проявляли интерес знаменитые педагоги и психологи. Так К.Д.Ушинский считал, что «человек когда остается в руках без работы, в голове без мысли, то портится нравственность ,голова исердце именно в эти минуты». Слово «досуг» в русском языке имеет место с 15 века, а происходит от глагола «достигнуть». Под досугом в настоящее время предполагается свободное ,внерабочее время, которым по своему выбору и усмотрению распоряжается человек. Досуг является возможностью что–либо сделать или что-то достичь [40,с.225].
С.И.Ожегов трактует досуг как время свободное от работы. Л.Д. Мардахаев досуг дошкольников определяет как свободное время от учебного , используемое для прогулок ,игр, различных видов свободной деятельности по интересам детей [30,с.86]. Свободное время-это досуговое время, которым ребенок сам располагает под присмотром взрослых или по собственному усмотрению [55,с.220].
Досуг осуществляется как в дошкольных учреждениях так и в семье. Задача педагогов и родителей, состоит в том ,чтобы досуг проводился разумно ,т.е. развивать личностные качества ребёнка. В исследованиях современной психологии и педагогики А.В. Антонов, А.В. Даринский, М.Б. Зацепин, Т.С. Комаров, Л.Н. Галигузов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков рассматривают досуг как социальное сложное явление,в себя включающее отдых, праздник,развлечение,твррчество и самообразование.
.
Организации досуговой деятельности классифицируется следующим образом:
1) отдых — и восстанавливает духовные и физические силы; снимает усталость
2) развлечения — просмотр мультфильмов, различных развлекательных передач ,посещение концертов и пр.
3) праздники – сочетание развлечения и отдыха , позволяющие ребёнку ощутить эмоциональный подъем;
4) самообразование – это приобщающие к культурным ценностям и имеющие в себе сочетание приобретения развлечений и знаний;
5) творчество — являет наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В досуговой области, выделяется активный и пассивный отдых. Пассивный отдых несёт в себе расслабление ,уменьшение напряжения, исключение на организм нагрузок. Это обеспечивает человеку смену впечатлений и имеет компенсаторный характер .Активный отдых это основанное на смене видов деятельности перераспределение нагрузок.
Активный отдых предполагает:
-общение,
-игры и отдых на природе
-спортивную оздоровительную деятельность,
— развлекательную деятельность (просмотр телепередач, прогулки ,слушание музыки и т.д.),
-интеллектуально-познавательная деятельность активного характера (занятие в кружках ,чтение и т.д.).
Для детей старшего дошкольного возраста отдых в том заключатся, чтобы учились заниматься интересной и содержательной деятельностью в свободное время .
Компенсаторный характер имеет развлечение.Это позволяет выйти за пределы однообразия будней, поэтому в жизни дошкольников должны присутствовать всегда яркие моменты, обогащающие впечатления и развивать творческую активность.
Экологические конкурсы 2017, проводимые на ВИОП «Аксиома»
Всестороннему развитию ребенка способствуют развлечения, которые знакомят с различными видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным,литературным и др. Развлечения поднимают настроение ,жизненный тонус и пробуждают радостные чувства. Дошкольник на таких мероприятиях может проявить самостоятельность, инициативу, а значит, приобрести в себе уверенность, в своих способностях; так же развиваются положительные черты, как взаимопомощь, доброжелательность, доброта, жизнерадостность.
В процессе развлечений закрепляются полученные на занятии умения и навыки , углубляется потребность, в расширении кругозора и познании нового. Развлечения особую роль играют при формировании художественно – эстетических взглядов и способностей. дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Чтобы действительно развлечения развивали и воспитывали детей, тщательно необходимо их планировать, продумывать заранее подготовку, участие и проявление индивидуальных интересов и особенностей детей.
Виды развлечений:
- Аттракционами являются веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке организованные педагогом, родителями или самими детьми.
- Сюрпризы – это веселые неожиданные моменты,обычно всегда вызывают бурю эмоций. При возникновении сюрпризной ситуации, дошколята оживляются, активизируют свою деятельность. Момент сюрприза создаёт ситуацию новизны ,внезапности, в чём так нуждаются дети. Обычная потребность в получении интересных моментов плавно переходит в познавательную потребность.
- Фокусы — представляют у старших дошкольников живой интерес: связано с ними что-то загадочное, поразительное для воображения.
- Шутки используются на праздничных утренниках и развлечениях, в перерывах между играми ,в любое подходящее для этого время.
- Шарадами является отгадывание слова по его частям. Старших дошкольников надо познакомить детей с техникой их отгадывания,
прежде чем шарады загадать .
- Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор дошкольников, развивают внимание и память, происходит обогащение речи.
Праздники формируют знания о праздничных и будничных днях. Воспитывают к окружающим людям внимание и любовь, умение преподносить, сделанные своими руками подарки. Происходит знакомство с историческим появлением праздников, учат относится к народным праздникам, обычаям, традициям бережно. Вызывает у детей интерес, непосредственно сама подготовка к празднику ,что так же формирует их нравственные качества. Сам процесс вызывает у старших дошкольников радостное волнение, сплачиваются все его участники. Взрослые должны принимать активное участие при оформлении зала, групповой комнаты, дать выход желанию детей участвовать в танцах, инсценировках играх.[19].
Самообразование — это познавательная целенаправленная деятельность которая учит получать знания по приобретению систематических знаний во всех сферах развития и обучения методом наблюдения, экспериментальной деятельностью,рассматриванием иллюстраций , просмотров телепередач. Самообразование дошкольника происходит под чутким руководством взрослых,которое зависит во многом от предметно-развивающей среды, (в основном создается взрослыми
В полной мере от взрослых зависит потребность к самообразованию, их кругозора, стремления к новым знаниям. К самообразованию, которое является видом культурно — досуговой деятельности старших дошкольников, относятся чтение книг, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии [19,с.11].
Творческая деятельность как вид досуговой деятельности не всегда приводит к ожидаемому результату, но не проходит бесследно участие в ней. У всех дошколят есть способности: полны желания делать что-то интересное ,любознательны , но зачастую не обладают навыками и умениями, поэтому для этого создаётся необходимая для их развития творческая проектировочную среда9кружки.студии) [19,с.28].
Обычным явлением современного общества стало бессмысленное времяпровождение многих детей, пустые, а порой и антисоциальные забавы.
Огромное влияние оказывает досуговое время на познавательную деятельность детей.
Тематические недели при планировании в ДОУ включают в себя различные формы проведения досуга, делающие занятия интересными, увлекательными, игровыми,которые подобранны по определенной теме и обычно состоят из семи блоков: развитие мышления, познавательный блок, развитие речи, наглядность , развитие мелкой моторики, творческий блок, физическое развитие.
основные формы:
Игровые часы. дети во время игрового часа знакомятся с играми различногоплана(народные и современные). Удетей старшего дошкольного возраста интерес вызывают шашки ,лото, шахматы и т.д. Значительно обогащают детский досуг разучивание игр и дальнейшее закрепление в игровой повседневной деятельности.
Музыкальные часы.: Дети разучивают новые песни, поют хорошо знакомые, танцуют, играют в музыкальные игры и т.д. Это время самой разнообразной деятельности
Игра-путешествие. Представляет последовательное прохождение различных точек по ранее заготовленноммаршруте. Перед дошкольниками ставятся игровые задачи (посетить царю Берендея). Необходимо на маршруте делать остановки, где различные игры и задания будут предлагаться, в соответствии темам недели. —————————
Чтение, разучивание стихов. Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий. Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу «развлекая — поучать».
Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей — это загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.
Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению «учебное время — досуг» и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.
Детский театр. Театрализованная деятельность — одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка.
Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности:
сценическая постановка или драматизация (с участием детей),
кукольный театр,
пальчиковый,
теневой,
театр на фланелеграфе,
настольный театр и др.
В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
необходимо обеспечить условия, требуемые для самореализации в процессе досуговой деятельности,чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер.
Чем шире будут интересы детей, проявят любознательность, увлеченность,тем больше получат впечатлений.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми [13,с.3].
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.
Перспективный план досугов и развлечений в подготовительной группе
Перспективный план досугов и развлечений в подготовительной группе «Лучики» на 2020 – 2020 гг.
Воспитатель: Карпухина Н.А.
Сентябрь
Первая неделя
Досуг: «День знаний».
Цель: создать атмосферу праздника, показать детям значимость получения знаний, воспитывать уважение к книге, педагогическим профессиям, развивать творческие способности.
Вторая неделя
Развлечения: «Лето красное прошло».
Цель: доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный настрой, через песни и танцы.
Третья неделя
Оформление стенгазеты «Лето, ах лето» (коллективная работа).
Цель: продолжать развивать коллективное творчество, воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Четвертая неделя
Физкультурный досуг «В гости к лесовичку».
Цель: развивать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту, совершенствовать двигательные навыки и умения детей, создать радостное настроение.
Октябрь
Первая неделя
КВН «Займемся арифметикой».
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе досуга. Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации.
Вторая неделя
Спортивный праздник «Осенние гуляния».
Цель: повысить двигательную активность, совершенствовать двигательные навыки и умения детей, создавать радостное бодрое настроение.
Третья неделя
Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибком».
Цель: создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, формировать у детей интерес к игре – драматизации, умение импровизировать под музыку. Активизировать речевую деятельность людей.
Четвертая неделя
Развлечения «Его величество – электричество».
Цель: обобщать знания детей об электричестве. Расширять представления о том, где живет электричество и как оно помогает человеку, закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Ноябрь
Первая неделя
Путешествие в город дорожных знаков.
Цель: в игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Способствовать развитию осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность.
Вторая неделя
Развлечения «Дорогою мастеров»
Цель: закреплять знания детей о профессиях, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре.
Третья неделя
Физкультурный досуг «Сильные, ловкие и смелые».
Цель: совершенствовать навыки выполнения основных движений, развивать физические качества, закреплять знания о здоровом образе жизни, воспитывать взаимовыручку в играх и эстафетах.
Четвертая неделя
«Подарок для любимой мамочки» (изготовление кукол из ниток).
Цель: расширять представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах, и их символическом значении. Знакомство с народным видом мастерства – изготовление кукол из ниток.
Декабрь
Первая неделя
Драматизация сказки «Лиса и журавль».
Цель: формировать у детей умение подражать героям сказки голосом, мимикой. Учить детей запоминать диалоги героев. Воспитывать смелость. Развивать эмоциональность. Память.
Вторая неделя
Музыкальное развлечение «Музыка и поэзия».
Цель: приобщать к музыкальной культуре, воспитывать интерес к музыке и видам музыкальной деятельности.
Третья неделя
Физкультурное развлечение «Веселые старты».
Цель: совершенствовать технику основных движений, добиваясь легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность.
Четвертая неделя
Викторина «Сказки наши друзья».
Цель: обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, ассоциативную память. Воспитывать потребность в чтении книг. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Январь
Вторая неделя
Музыкальный досуг «Рождественские святки».
Цель: продолжать знакомить детей с народными обычаями, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре.
Третья неделя
Вечер загадок «Волшебница зима» (изготовление волшебных снежинок).
Цель: развивать у детей смекалку, сообразительность, внимание. Развивать у детей фантазию творчества.
Четвертая неделя
Физкультурный досуг «Зимушка – зима».
Цель: способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы через подвижные игры, эстафеты. Обеспечивать высокую двигательную активность детей. Создавать радостное настроение, положительную атмосферу.
Февраль
Первая неделя
Квест-игра «День детской книги».
Цель: вызвать интерес к сказкам и произведениям детских писателей. Совершенствовать умение высказывать свои мысли и суждения. Обогащать словарный запас, развивать творческие способности.
Вторая неделя
Музыкальное развлечение «Бравые солдаты».
Цель: создать радостную атмосферу праздника, вызывать желание активно участвовать в играх и эстафетах. Воспитывать в детях уважение к российской армии, чувство патриотизма.
Третья неделя
Прослушивание аудиозаписи «Царевна лягушка».
Цель: воспитывать у детей усидчивость, умение внимательно слушать произведение, запоминать его содержание, главных героев. Учить отвечать на вопросы по произведению.
Четвертая неделя
Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт».
Цель: совершенствовать технику передачи эстафеты, формировать умение соревновательной деятельности. Развивать скоростно-силовые и двигательные качества, способствовать воспитанию выдержки, настойчивости и самостоятельности.
Март
Первая неделя
Развлечения «Здравствуй матушка-весна. Масленица».
Цель: способствовать созданию положительных эмоций от совместного празднования мероприятия. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, загадками, играми.
Вторая неделя
Музыкальный концерт «Угадай мелодию, по произведениям В. Шаинского».
Цель: закреплять знания у детей произведений В. Шаинского, развивать слуховое внимание и память.
Третья неделя
Забавы «Волшебные краски».
Цель: закреплять нетрадиционные техники рисования – лексография, кляксография, фотокопия. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Продолжать развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Четвертая неделя
Физкультурный досуг «Весну встречаем, зиму провожаем».
Цель: доставить детям радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности.
Апрель
Первая неделя
День смеха и шуток, забавы с воздушными шарами.
Цель: формирование потребности общения со сверстниками, воспитывать у детей чувство юмора.
Вторая неделя
Музыкально-спортивное развлечение «Проделки Бабы Яги в космосе».
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на характер музыки, совершенствовать танцевальные движения, используя ранее полученные навыки. Развивать умения проявлять фантазию и творческие способности.
Третья неделя
Викторина «В поисках клада».
Цель: развитие воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания. Расширение опыта ориентировки в пространстве.
Четвертая неделя
Тематический праздник «К нам возвращаются птицы».
Цель: дальнейшее формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желание беречь ее.
Май
Первая неделя
Квест-игра «День Победы 9 мая».
Цель: поднять эмоциональный настрой у детей. Формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, патриотических чувств.
Вторая неделя
Музыкальная викторина «День музыки»
Цель: активизировать и обогащать музыкальную культуру детей.
Третья неделя
Физкультурный досуг «День рождения Мухи Цикотухи»
Цель: способствовать формированию основ здорового образа жизни, эмоционально-положительного отклика детей на веселые развлечения, построенное на подвижных играх и упражнениях.
Четвертая неделя
Развлечение «Будь вежливым»
Цель: развивать коммуникативные навыки, стимулировать эмоциональное сопереживание детей со сверстниками. Развивать добрые отношения между детьми.
Весёлая игра для детского сада «Угадай слог»
Это подвижная весёлая игра, в которую можно играть в детском саду на прогулке или в спортивном зале. Главное, чтобы под ногами у играющих была ровная поверхность.
Любая весёлая игра в детском саду проводится не просто для развлечения, она ставит перед собой ряд развивающих целей и задач.
Цель весёлой игры «Угадай слог» – тренировка у детей внимания, умения слушать и совершать действия только после того, как поймёшь, о чём идёт речь. Также в ходе этой весёлой игры в детском саду дети знакомятся с новыми словами и понятиями. Каждый раз, давая командам слова, воспитатель должен поинтересоваться у детей, знают ли они значение того или иного слова, и если нет, то познакомить детей с незнакомым понятием.
На полу или на земле проводится черта, вдоль которой встают участники игры. Играть могут до двадцати человек, поделённых на две команды. Встать надо следующим образом: носок одной ноги находится у черты, вторая нога чуть сзади.
Задача участников команд —услышав своё слово, которое произнесёт ведущий, перебежать черту и задеть кого-нибудь из другой команды. Затем всё повторяется сначала.
Слова могут быть разными, смысл в том, что каждый раз обе пары слов начинаются с одинаковых слогов. Каждая пара слов может повторяться раз по пять-шесть. Ведущий произносит слово, специально растягивая первый слог, чтобы придать игре интригу и заинтересовать детей. Перед каждой сменой слов ведущий договаривается с командами, у кого какое слово будет.
Примеры пар слов: корова — корона, бабочка — бабушка, верблюд — вертолёт, самолёт — самокат, чебурек — Чебурашка, переход — перевал, плотина — плотник, перемена — перерыв, пустыня — пустота, шарик — шарфик, варежки — варево, пароход — паровоз