Программа по робототехнике для детей дошкольного возраста

Главная \ Блог \ Робототехника в детском саду: что учат дошкольники?

Дошкольный возраст – период, в котором дети активно познают мир и получают важнейшие навыки и которые могут понадобиться ему во взрослой жизни. Сегодня существует много возможностей всесторонне развивать ребенка, используя современные досуги и методики. Множество малышей уже в столь раннем возрасте активно интересуются цифровыми технологиями, что, несомненно, можно выгодно использовать. Занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста – относительно новое направление, активно внедряемое в детских садах. Многие педагоги и родители уже успели заметить, какие плоды дает такой вид образования.

Дошкольная робототехника – что это?

Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок учится думать самостоятельно и в коллективе, изучает работу механизмов, пробует создавать собственных роботов. Не стоит думать, что все настолько мудрено и сложно, что только лишь некоторые дети 5-ти лет в состоянии справиться с поставленными задачами. Занятия организовываются таким образом, чтобы каждому малышу было понятно функционирование разных упрощенных механизмов. Не все взрослые способны поверить, что в таком возрасте дети могут научиться не только собирать модели, но и создавать для них простую программу на компьютере.

Всю робототехнику можно разделить на три основных вида:

  1. Спортивная. В рамках такой робототехники практикуется соревновательная составляющая обучения. Каждый должен продемонстрировать, какого уровня достиг.
  2. Творческая. Не предполагает соперничества. Само создание роботов и есть главной целью.
  3. Образовательная. Сочетает в себе азы физики, информатики, математики, технологий. Направлена на всестороннее развитие ребенка.

В дошкольной робототехнике делается упор на творческий и образовательный вид подачи и усвоения материала.

На занятиях по робототехнике дети конструируют всевозможные машины, которые их окружают в повседневной жизни, сказочных персонажей, животных, разные предметы и многое другое, что их интересует в таком возрасте.

Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду»

Библиографическое описание:

Ташкинова, Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» / Л. В. Ташкинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Бук, 2020. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10278/ (дата обращения: 10.10.2020).


В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения. Дошкольное образование, согласно закону № 273-ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего образования. Наряду с этим появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю организацию работы в дошкольной сфере «по-новому». Это введение Единых требований к квалификации специалистов ДОУ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального стандарта педагога. Изменить сознание взрослых людей — специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной сфере — вот основная задача «революции» в дошкольном образовании.

В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования, а именно, программа нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей — дошкольников.

Важная задача сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.

«Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Работая индивидуально, парами или в командах, дети смогут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Применение конструкторов LEGO WeDO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования программы «Робототехника в детском саду» является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций — умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Роботоконструирование — это не только создание роботов, но и программирование. Программа позволяет выявить одарённых детей и обеспечить соответствующие условия для их технического развития, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям. Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения и вызовет заинтересованность и понимание со стороны родителей.

Цель программы: формирование основных навыков роботоконструирования.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательного интереса к робототехнике и информатике.
  2. Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
  3. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  4. Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

 конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями;

 конструктор LEGO WeDO Education 9585 (по количеству детей);

 компьютеры (по количеству детей), проектор, экран.

Планируемые результаты освоения программы

 формирование устойчивого интереса к робототехнике;

 формирование умения работать по предложенным инструкциям;

 формирование умения творчески подходить к решению задачи;

 формирование умения довести решение задачи до работающей модели;

 формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

 формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю подгруппой по 8 человек, по 25–35 минут:

  1. 1 занятие: Знакомство с конструктором Lego WeDo, правилами работы в компьютерном классе, сборка модели по инструкции.
  2. 2 занятие: Знакомство с программным обеспечением, программирование модели.

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника в детском саду», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Литература:

  1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. , 2013.
  2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: LEGO, ребенок, формирование умения, детский сад, дошкольное образование, вид деятельности, дошкольная сфера, образовательный процесс, организация работы, решение задачи.

Почему стоит начать заниматься в 5-летнем возрасте?

Примерно в 5 лет дети начинают интересоваться тем, как устроены некоторые механизмы, что ими движет и как их делают. Активно познающие окружающий мир, они очень хорошо воспринимают различную информацию, которая при правильной подаче отлично усваивается. Конструирование может успешно использоваться для их продуктивного развития.

Упор во время занятий делается на творческое и интеллектуальное развитие ребенка, формирование его личности и социальных навыков. Создание технически сложного продукта – не главное. Очень важен первый успех малыша, так как он дает мощный старт для формирования уверенности в своих силах и способностях. Если ребенку нравится робототехника и он добивается пусть небольших, но таких приятных результатов, у него возникает желание заниматься ею далее – уже в школе.

В нашей мастерской Робостудио вы можете записать ребенка на курс Lego WeDo для самых маленьких.

Мастер-класс «Робототехника»

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе: «Робототехника средство формирования основ инженерно-технического мышления»

Уважаемые коллеги, в 21 веке широкое распространение получил такой регион биосферы, как техносфера. Название говорит за себя, а как думаете вы, что такое техносфера?

Всё перечисленное можно обобщить определением

Техносфера – это технические сооружения, созданные человеком.

Давайте посмотри видеоролик о развитии техносферы.

Это реальный пример который демонстрирует распространение техносферы и её проникновение в образовательный процесс. Готовы ли мы сегодня работать с новыми технологиями такими как: дистанционное обучение, робототехника. (опрос учащихся)

И социальные опросы показывают, что большинство учителей не готовы к внедрению в практику техники такого рода.

Но при этом министр образования РФ Дмитрий Ливанов предложил ввести с 1 сентября 2020 года в образовательный процесс робототехнику.

Конечно же техносфера не обошла стороной и наши образовательные организации.

Внимание на экран.

А как вы думаете готовы ли учителя школ к проведению уроков робототехники, которые министр образования РФ Дмитрий Ливанов предложил ввести с 1 сентября 2020 года. Предмет робототехники станет обязательной частью учебного плана. Как нам разрешить противоречие между низким уровнем нашей психологической готовности и новыми требованиями к качеству образования…

Первый вопрос, на который мы сегодня ответим в ходе нашего мастер-класса, для чего вводить робототехнику в учебный план.

Проводимые исследования в общеобразовательных школах г.Санкт-Петербурга показали, что робототехника развивает особый вид мышления, а именно востребованное на данный момент на рынке труда инженерно-техническое мышление.

Давайте на практике подтвердим или опровергнем эти исследования. Я специально пригласила на наш мастер-класс коллег, которые никогда в своей практике не занимались робототехникой. Им сейчас будет предложено в течении 10 минут собрать простейшего робота с помощью конструктора лего и запрограммировать его. По завершению этого мы проведём блиц-опрос какие качества коллеги развивали, решая данную задачу.

Итак, сейчас я проведу интерактивную консультацию, а нашим коллегам я предлагаю просмотреть видеоролик и предложить варианты применения робототехники в образовательном процессе на уроках физики, технологии, математики, окружающем мире, на уроках начальной школы.

Консультация…+ролик….

Итак, уважаемые коллеги в каких тем образовательного процесса можно применять робототехнику? Ответы….

Можно сделать вывод: робототехника это универсальная технология, которую можно применять в образовательном процессе с целью развития инженерно-технического мышления.

Безусловно робототехника положительно влияет на развитие инженерно-технического мышления, но сегодня существуют проблемы внедрения робототехники:

  • низкий уровень профессионально-личностной готовности учителей к работе с новой технологией;
  • слабая материально-техническая база образовательных организаций;
  • отсутствие качественной-консультативно-методической базы для изучения данного вопроса и внедрение робототехники в практику внеурочной деятельности;
  • ограниченный ресурс времени для организации дополнительных учебных занятий.

В рамках нашего мастер-класса, мне хотелось бы обсудить наиболее значимую:

  • низкий уровень профессионально-личностной готовности учителей к работе с новой технологией.

Как мы можем решить эту проблему сегодня? Что необходимо сделать чтобы преодолеть низкий уровень готовности?

Предположения…

Вы правы. Я вам предлагаю обратиться к буклету

У вас в буклете представлен алгоритм, он выведен из моего личного опыта. Я прошла все эти шаги. Наиболее сложным для меня был пункт обмен опытом. Любая технология наиболее эффективно внедряется при обмене опытом. Этот ресурс, на данный момент, очень ограничен. Я предлагаю в городе Новосибирске, создать страницу сайта, на базе сайта «Эгиды» которая будет содержать мастер-классы и методические разработки по робототехнике. Только помогая друг – другу, мы сможем быть готовы к 1 сентября 2020 года к внедрению робототехники. Я с вами поделилась своими наработками, под каждым пунктом алгоритма у вас указан сайт на котором можно посмотреть решение вашей проблемы.

В своей практике я использовала сайт:

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8190&showentry=7174

Данный сайт позволяет познакомиться не только с робототехникой, но и обменяться опытом и обсудить актуальные образовательные темы.

Данный сайт предназначен для учителей различных областей например

Незаметное погружение в физику через робототехнику

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8190&showentry=7257

За каждую публикацию, обсуждение вы накапливаете и баллы и затем получаете подарки и призы. Что является ещё одним стимулом для посещения данного сайта.

Итак, в открытом диалоги мы обсудили робототехнику, где она используется проблемы внедрения и алгоритм их решения, а теперь давайте подведём итоги. Вам всем в самом начале были розданы три кружка. Давайте проголосуем:

Красный кружок: я совсем не готов к внедрению робототехники и не желаю обучаться этому.

Жёлтый кружок: я пока не готов к внедрению робототехники, но готов обучаться.

Зелёный кружок: у меня есть начальные знания по робототехнике, я готов их развивать и делиться своим опытом.

А я попрошу помощницу собрать кружки с вашими голосами.

А мы переходим к демонстрации, лего-модели которую собрали наши коллеги. Все с поставленной задачей справились. Обращаю ваше внимание, что коллеги не собирали роботов ранее. Уважаемые коллеги, как вы считаете, что вы развивали в процессе работы с роботами?

-Умение собирать целое из частей;

Способность сориентироваться во времени

Способность накапливать информацию

Верно. И процесс формирования инженерно -технического мышления включает в себя именно эти пункты.

Инженерно – техничсекое мышление формирует:

  • способность работать в неожиданных ситуациях;
  • возможность работать по многим программам;
  • способность использовать недостаточную (неполную) информацию и создать целое;
  • возможность принимать решения на основе обобщенных данных и знаний;
  • способность сориентироваться во времени и в пространстве;
  • способность интегрировать разнородные элементы в единую систему;
  • способность накапливать информацию и использовать накопленный опыт для совершенствования способов работы.

А теперь подведём итог для этого воспользуемся интерактивным методом ПОПС

П

– позиция (я считаю, что робототехника…)

О

– обоснование (потому, что она формирует…)

П

– пример (например…)

С

– следовательно (следовательно …)

Проблема, поднятая в рамках нашего мастер-класса, требует системного подхода, и она может быть решена только нашими совместными усилиями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: