Социально-учебный проект «Физика и здоровый образ жизни»


Правила безопасности

Для опытов дома по физике требуется:

  • Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
  • Очень важно прочесть ход опыта.
  • Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
  • Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
  • Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
  • Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
  • Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
  • Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.

Примеры для дошкольников

Опыты по физике в домашних условиях для детей дошкольного возраста.

Магнитный карандаш

Требующиеся материалы для опыта:

  • Батарейка.
  • Толстый карандаш.
  • Проволока. Диаметр от 0,2 до 0,5 мм.
  • Изолента.


Магнитный карандаш — эффектный опыт по физике, который легко сделать в домашних условиях
Ход эксперимента:

  1. Обмотать проволоку возле карандаша, оставить расстояние до края – 0,5 – 1 см.
  2. По окончании одного ряда – намотать второй ряд в противоположном направлении. До того момента, когда проволока не будет полностью намотана. Главное – запастись двумя концами проволоки примерно 8 см. Закрепить с помощью скотча витки, чтобы те не размотались.
  3. Почистить оставшиеся 2 конца проволоки, подсоединив к батарейке.

Результат опыта: в ходе опыта по физике в домашних условиях, удалось сделать магнит, способный присоединять небольшие железные объекты.

Волчок

Волчок находится в вертикальном положении во время вращения циркуляции около оси, осуществляет падение по замедлению вращения. Во время передвижения разноцветного волчка наблюдаются зрительные элементы смешения цветов, элементы дисперсии цветов.

Цветной опыт:

  1. Обыкновенная модель волчка – секторы. Окружность разделяется на соответствующее число и раскрашивается в разные цвета.
  2. Во время вращения наблюдается цветовое изменение.
  3. Опыт демонстрирует совмещение цветовой гаммы. Эксперименты проводятся с секторами.

При делении волчка на 7 секторов, разукрасив сектора в зависимости от расположения цвета, во время вращения волчок изменят цвет, становясь белым. Происходящий опыт – смешение цветовой гаммы. В некоторых случаях эффект не достигается, но зато создается разноцветный оттенок.

Волшебный волчок

Материалы и ход эксперимента:

  1. Печать шаблонов черного и белого цветов, сделать из материалов 2 волчка.
  2. Когда вращается первый волчок, появятся разного цвета кольца.
  3. При вращении в одном направлении, затем в другом, кольца будут отличаться друг от друга.
  4. Второй волчок становится похожим на круг.
АнализФакты
  • Иллюзия связана мозгом, начинающим воспроизведение области перемены цветов.
  • Белый и черный цвет влияют на пропорцию цвета.
  • Скорость волчков влияет на цветовую гамму.
  • Волчок принимает вертикальное состояние при вращении, что пользуется популярностью в современных технологиях.
  • Компасы, стабилизаторы устанавливают на кораблях и самолетах.
  • Эти приборы имеют то же полезное свойство, что и обыкновенный волчок.

Лимонная батарейка

Батарейка с легкостью создается из фруктов. Напряжение зависит от фрукта. Преимущество лимона заключается в лимонной кислоте, способной к созданию электрического тока.



Необходимые инструменты:

  • Лимон.
  • Проволока (медь). Чем больше эксперимент, тем больше понадобится проволоки. При ее отсутствии потребуется монета.
  • Пластина из цинка. В качестве пластины используется болт, шурупы, проволока.
  • Мультиметр (измеряет напряжение).
  • Светодиод. (Фиксирует ток).

Последовательность действий:

  1. Взять лимон, помять его.
  2. Положить на 2 см вглубь медные проводники.
  3. Присоединить провод к прутьям.
  4. Измерить с помощью мультиметра количество вольт.

Собрать еще 1 такую конструкцию, соединив между собой. Или вставить еще по медному проводу. Соединить их между собой. Вторая батарейка требуется, так как от одной светодиод не загорится. Теперь лимонная батарейка производит электричество.

Анализ опыта: Такой элемент питания осуществляет взаимодействие между проводниками. Когда проводники помещают во фрукт, металлы находятся среди кислоты. Реакция происходит, ионы передвигаются, производя энергию.

Опыт с инерцией

Инертность монеты:

  1. Взять монету, положить на линейку, лежащую на гладкой поверхности. При перемещении линейки, монета будет перемещаться. Если линейку резко вытащить из-под монеты, монета в силу инертности не сдвинется с места.
  2. Взять тонкую бумагу, перекинуть через перевернутый вверх дном стакан, положить пару монет на полоску бумаги. Придерживаясь за конец полоски, быстро линейкой по ней. Монеты останутся на месте.

Исследовательская работа по физике творческая работа учащихся по физике (9 класс) на тему

Слайд 1

Исследовательская работа по физике «Виды отопления и их экономичность» Выполнил учащийся 9 класса МБОУ « Шихобаловская основная общеобразовательная школа» Быковский Егор Руководитель :учитель физики Гофман Любовь Евгеньевна 2020 г.

Слайд 2

Актуальность работы Тепловой комфорт в помещениях в холодное время года обеспечивается поддержанием определенной температуры воздуха в доме, температуры внутренней поверхности наружных ограждений и поверхности отопительных установок . Цель отопления — создание теплового комфорта в помещениях, т.е. тепловых условий, благоприятных для жизни и деятельности человека. В нашем селе на коммунальные услуги мы тратим большую сумму денег и не предполагаем, что это может обходиться гораздо дешевле.

Слайд 3

Цель и задачи моей работы Как и чем отопить свой дом, чтобы он был максимально теплым, комфортным и экономичным? Цель работы: Выявить наиболее экономичный вид отопления дома. Задачи: 1) Рассчитать количество теплоты, которое необходимо для отопления: А. Двухкомнатной квартиры с центральным отоплением. Б. Дома с газовым отоплением. В. Дома с печным отоплением. 2) Выяснить оплату отопления за 6 месяцев. 3) Провести сравнительный анализ различных систем отопления. 4) Дать рекомендации по видам отопления.

Слайд 4

Методы исследований 1. Изучение научной литературы. 2. Вывод формул. 3.Сравнительный анализ полученных результатов.

Слайд 5

Системы отопления жилых помещений Тепловая сеть — это система соединенных между собой участников теплопроводов, по которым теплота с помощью теплоносителей (пара или горячей воды) транспортируется от источников к тепловым потребителям.

Слайд 6

Виды отопления в селе В ходе выполнения работы я выяснил, что в нашем селе есть дома с индивидуальным отоплением(местные системы отопления)- 82 дома и централизованным отоплением- 16 многоквартирных домов и 9 общественных зданий.

Слайд 7

Централизованное отопление села Шихобалова

Слайд 8

Расчет количества теплоты для отопления жилых помещений 1.Рассчитаем объем и массу воздуха в 2-х комнатной квартире и доме: m = ρ V m =1,29кг/м 3 *54,2 м 2 *2,5 м=174,795 кг 2.Рассчитаем количество теплоты, которое необходимо для нагревания воздуха в помещении на 20°С: Q = cm Δt Q =1,01 кДж/кг*°С*174,795 кг*20°С= =3530859 Дж =84068,7 кал=0,00084 Гкал

Слайд 9

Расчет количества теплоты для отопления жилых помещений 3.Рассчитаем количество топлива, необходимого для нагревания этой массы воздуха на 1 час: m = Q / q m (СН 4 )= 3530859 Дж/44 МДж/ кг= 0,08 кг m (дров)=3530859Дж/13 МДж/ кг= 0,27 кг 4.Рассчитаем количество необходимого топлива с учетом того, что отопительный сезон длится 6 месяцев: М(СН 4 )= 180 дней* 24 ч*0,08 кг=345,6 кг M (дров)= 180 дней*24 ч*0,27 кг=1166,4 кг

Слайд 10

Расчет количества теплоты для отопления жилых помещений 5. Рассчитаем стоимость отопления за 6 месяцев: ц(СН 4 )= 4,24 руб/м 3 ; ц(дров)= 1500 руб/м 3 V (СН 4 )= 345,6 кг:0, 717кг/м 3 =482 м 3 V (дров)= 1166,4 кг: 650кг/м 3 =1,8 м 3 Цена (СН 4 ) = 2043,68 руб. Цена (дров) = 2700 руб.

Слайд 11

Расчет количества теплоты для отопления жилых помещений 6. Оплата отопления за 6 месяцев отопительного периода: в двухкомнатной квартире панельного дома составляет 36546,24 руб в двухкомнатной квартире каменного дома составляет 36227,04 руб в деревянном доме с индивидуальным газовым отоплением- 3816 руб . в деревянном доме с печным отоплением-8000 руб.

Слайд 12

За что же мы переплачиваем деньги? Куда же тратится тепловая энергия?

Слайд 13

Теплопотери жилого помещения 1 . Зависимость энергосбережения от материала дома 2. Зависимость теплосохранения от оконных рам 3 . Зависимость энергосбережения от расположения дома от центральной котельной

Слайд 14

Выводы из проделанной работы 1) при строительстве дома следует учитывать преимущества строительных материалов по теплосбережению , оконных рам по теплоизоляции; 2) проживающие в многоэтажных домах с центральным отоплением платят за отопление почти в 10 раз больше, чем в частных домах с газовым отоплением. Это можно объяснить, что они оплачивают все тепловые потери в теплосетях. Для снижения потерь тепла следует сокращать по возможности протяженность тепловых сетей, отдавая предпочтение подземным тепловым сетям, в идеале – индивидуальным(модульным) котельным, расположенным непосредственно в доме; 3) для снижения себестоимости и повышения энергосбережения ресурсов следует использовать экономически выгодное топливо – природный газ. Люди, живущие в частных домах с газовым отоплением платят за отопление меньше всего, из этого следует, что этот вид наиболее экономичен. А так же они в любой момент могут включить и отключить свою систему отопления в зависимости от погодных условий, идет экономия топлива . 4)данную исследовательскую работу можно использовать на уроках физики при изучении в 8 классе тем «Удельная теплоемкость», «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива», «Расчет количества теплоты в тепловых процессах», на факультативных занятиях по экологии при изучении темы «Энергосбережение».

Слайд 15

Спасибо за внимание

Для младших классов

Опыты по физике в домашних условиях для детей младших классов представлены ниже.

Мыльные пузыри на морозе

Материалы для опыта:

  • мыльные пузыри;
  • пластмассовая трубка.

Ход опыта:

  1. Вынести банку с мыльными пузырями на сильный мороз, выдувая пластмассовой трубкой пузыри. Наблюдать, как пузырь замерзает.
  2. На поверхности возникнут красивые узоры в виде кристалликов.
  3. Когда пузырь замерзнет, образуется вмятина, но пузырь сохранит свою шарообразную форму.



Анализ опыта: Отрицательная температура замораживает пузыри, так как те во многом состоят из воды. Стенки пузыря делаются слабыми. Пузырь охлаждается. Начинается кристаллизация. Оболочка мыльного пузыря начинает сверху проседать. Вмятина пузыря увеличивается.

Шар под водой

Потребуется:

  • стакан;
  • вода;
  • небольшой мячик.

Ход опыта:

  1. Бросить мячик в стакан.
  2. Вылить туда жидкость.
  3. Установить в середине мяч.

Анализ: Во время добавления жидкости в стакан ее поверхность становится выпуклой. А натяжение распределило мяч в стакане по центру.

Шары и огонь

Необходимые материалы:

  • воздушные шары;
  • свечка;
  • спички;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Надуть шар и завязать его.
  2. Другой шар наполнить водой, завязать.
  3. Поджечь свечу и поднести надутый шарик к ней, он лопнет.
  4. Затем поднести шар с водой.
  5. Через какое-то время на шарике останутся следы от свечки, но шар не лопнет.



Анализ: До момента испарения жидкости, шар не лопается, потому что вода заберет основное количество пламени от свечки.

Потухшая свеча. Возгорание

Инструменты для эксперимента:

  • свечка, спички либо зажигалка.

Ход эксперимента:

  1. Зажечь свечку, затем погасить.
  2. Огонь поднести к дыму, который исходит от свечки.
  3. Свечка снова загорится.

Анализ опыта: Дым поднимается от свечки, потому что в состав его входит загорающийся парафин. Парафин добирается до фитиля, и свечка заново загорается.

Мотор из парафина

Инструменты для эксперимента:

  • свечка;
  • зубочистка;
  • стаканы;
  • бумага;
  • спички.

Ход опыта:

  1. Разместить зубочистку на свечке по центру – это станет осью двигателя.
  2. Уравновесив сооружение, установить свечу между двумя стаканами.
  3. Поджечь фитили с 2-х сторон.
  4. Конструкция постепенно начнет качаться в разные стороны.



Анализ опыта: Вес одного конца станет больше другого, что приведет к передвижению одного из концов при действии силы тяжести. Пульсация происходит в связи с изменением веса концов свечки. Пульсация повышается, потому что пламя все больше горит.

Резка дерева при помощи диска из бумаги

Требуемые инструменты:

  • болгарка;
  • спички;
  • бумага;
  • картон;
  • ножницы;
  • карандаши.

Ход опыта:

  1. Снять диск с болгарки. На бумаге разместить диск, обвести его по контурам.
  2. Сделать на бумаге аналогичный предмет. Закрепить его на болгарке, включив ее. Поднести спичку и разрезать.

Анализ опыта: Диск бумаги начинает поддаваться силе инерции, тем самым обеспечивая равновесие.

Пушка из магнитов

Требуемые инструменты:

  • несколько магнитов диаметром до 1 см;
  • шары из металла того же калибра;
  • изолента;
  • брусок или доска.

Ход эксперимента:

  1. Закрепить на доске при помощи скотча магниты.
  2. В правой стороне от магнитов расположить 3 шара. Четвертый опустить налево от края доски.
  3. Правый шарик должен выстрелить.



Анализ: Рейка является прообразом пушки. Шарики представляют заряды. Отдельный шар – порох. Шар находится в притяжении у магнита, тем самым он притягивается. Магнит, используя притяжение, разгоняется. Кинетическая энергия магнита передается на другой шар. Так происходит выстрел.

Физика 5-8 класс

Опыты по физике в домашних условиях для детей 5-8 классов.

Магнитный мотор

Инструменты для эксперимента:

  • микробатарейка;
  • тонкогубцы;
  • магнит;
  • спираль.

Ход эксперимента:

  1. Сторону батарейки, где нарисован минус, разместить на магните.
  2. Имея проволочную спираль, не соединять ее концы.
  3. Конструкция должна балансировать.
  4. При помощи тонкогубцев соорудить на батарейке вмятину.
  5. Проволочная конструкция размещается на микробатарейке.
  6. Сверху конструкция находится в углублении, не соприкасаясь с магнитом.

Анализ: Батарейка является источником питания, увесистой для ротора основой. Магнит проводит электричество. Рама из проволоки является ротором со встроенными щетками. При помощи микробатарейки частицы перемещаются. Электричество, под магнитным полем, осуществляет перемещение под воздействием силы Ампера.


Магнитное поле перпендикулярно силе тока, что обеспечивает движение элементов по кругу. Эксперимент демонстрирует тепловыделение. При работе мотора в течение времени, микробатарейка начнет нагреваться.

Парашют из магнита

Необходимые инструменты:

  • магнит цилиндрической формы;
  • труба из металла.

Опыт:

  1. Для начала кинуть вниз магнит, не задействовав трубу.
  2. Магнит опустится на пол.
  3. Поднять магнит, повторно кинуть в трубу.
  4. Заглянуть в трубу, наблюдать за падением магнита.

Анализ: Магнит связан с электроэнергией. Так как магнит перемещается, он может иметь влияние над магнитным полем, видоизменяя его. Круговые токи создаются за счет действия магнитного поля.

Ток создает магнитное поле, осуществляя взаимодействие с магнитом. От этого поток магнита становится меньше. Снижение магнита останавливается за счет магнита, который притягивается магнитным полем.

Водяная свечка

Инструменты для эксперимента:

  • свечка;
  • стакан с жидкостью;
  • гладкое стекло.

Ход опыта:

  1. Поджечь свечку, находящуюся в прозрачном стакане, наполненным водой.
  2. Свечка не угасает.

Анализ: По бокам от стекла располагаются свечка и стакан. Пространству между стаканом и свечой следует быть ровным, что позволит достичь горения свечки в стакане. Стекло отображает свечу, находящуюся на дистанции от стекла, равной расстоянию отображения предмета. Создается подобие горящей свечи под водой.

Водяное путешествие

Инструменты:

  • стакан с водой;
  • краска;
  • обыкновенные салфетки.


Ход эксперимента:

  1. Взять стаканы. В 3 из них налить воду, раскрасить разными цветами.
  2. Взять еще 2 стакана. Оставить их пустыми.
  3. Свернуть салфетку, часть ее положить в один из стаканов с раскрашенной водой, остаток салфетки положить в один из двух пустых стаканов.
  4. Соединить все стаканы.
  5. Салфетки вскоре напитаются водой, а стаканы, не заполненные водой, будут заполнены. Жидкость будет промежуточного цвета.
  6. Явление закончится, когда вода достигнет одинакового уровня во всех стаканах.

Анализ: По капиллярным каналам цветная вода поднимется наверх при помощи натяжной поверхности, пропитывая салфетки. 2 пустых стакана заполнятся жидкостью в связи с разным местоположением воды. Давление выровняется, уровень воды во всех стаканах станет одинаковым – перемещение воды закончится. Однородная жидкость в 5 стаканах будет на одинаковом уровне.

Социально — значимый проект «Физика вокруг нас» проект по физике

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбковская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

Социально-значимый проект

по физике

«Физика вокруг нас»

Руководитель проекта: Гуренкова В.А., учитель физики

Срок реализации проекта: 2020 -2019г.

Аннотация проекта:

Физика вокруг нас, да-да. К сожалению, когда сидишь за школьной партой, то, зачастую, мало что понимаешь. Но, оглянувшись по сторонам, можно понять, что физические явления и процессы везде, без них мир бы рухнул.

Творчество, познание, самовыражение в совокупности с интересами и способностями личности воспитанников — основные факторы физического образования и воспитания.

Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший и средний школьный возраст. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя картина мира. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Решение проблемы — введение ранней профилизации. У семиклассника падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как ребёнок не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать потребность в экспериментальных изысканиях.

Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Личностная компетентность подростка не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Одной из наиболее эффективных программ, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является работа над проектом.

Реализация данного проекта позволит решить следующие проблемы:

  1. Отсутствие интереса к предмету «физика».
  2. Самореализации обучающихся.
  3. Отсутствие раннего (пропедевтического) обучения предмету.
  4. Формирование активной жизненной позиции

Цели проекта:

  1. Повышение интереса к предмету всех обучающихся.
  2. Повышение активности обучающихся основной и старшей школы.
  3. Развитие коммуникативных УУД
  4. Развитие компетенций.

Задачи проекта:

1. Создать творческое объединение обучающихся разных классов для решения поставленных проблем.

2. Повысить интерес к предмету у обучающихся основной и старшей школы

Методы реализации проекта

1. Собрать копилку занимательных опытов (для демонстрационного и фронтального эксперимента).

2. Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента в период проведения Недели науки в школе.

3. Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».

4. Проводить презентацию подобранной информации

5. Размещение материалов в папках – раскладушках «Физика вокруг нас»

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на 5 лет (2015-2019 года)

Актуальность проекта

В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет подкреплен познавательным интересом. Для того чтобы разбудить у школьников активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Характер организации содержания учебного материала, выполнение практических работ и фронтальных экспериментов фактически на каждом занятии способствуют формированию универсальных учебных действий и, в конечном счете, умению учиться.

Активное участие в проекте позволит, ребятам ощущать свою компетентность. Они будут чувствовать себя более уверенно, и являться тьюторами по отношению к младшим товарищам по школе.

1 этап Организационный

Сроки Цели и задачи Деятельность куратора проекта Деятельность учащихся
Сентябрь-октябрь 2020 год 1. Создать творческое объединение обучающихся разных классов для решения поставленных проблем. 1.Проведение агитационной и разъяснительной работы

2 этап: Констатирующий

Сроки Цели и задачи Деятельность куратора проекта Деятельность учащихся
Ноябрь 2015

декабрь май 2015

1.Планирование работы над проектом
2.Собрать копилку занимательных опытов (для демонстрации и выполнения каждым ребенком). 2.Проведение индивидуальных консультаций с учащимися. 2. Самостоятельная работа с книгами, методической литературой по подборке интересных, зрелищных занимательных опытов.
3.Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика». 3.Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися. 3.Самостоятельная работа с книгами, методической литературой по подборке интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях

II. Преобразующий

Сроки Цели и задачи Деятельность куратора проекта Деятельность волонтеров
2015-2018

учебный год

1.Планирование работы по экспериментальному обучению учащихся. Консультации индивидуальные по составлению групповых графиков работы волонтеров по данному направлению Составление групповых графиков работы волонтеров по данному направлению
2.Разработка методики подобранных экспериментальных заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента. Индивидуальные консультации с группами волонтеров Разработка методики подобранных экспериментальных заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента.
3.Разработка сценариев, лекций и т.д. по использованию подборки интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика». Индивидуальные консультации с группами волонтеров Разработка сценариев, лекций и т.д. по использованию подборки интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».
4.Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента на классных часах в начальной школе. Оказывать по необходимости методическую помощь при проведении занятий Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента на классных часах в начальной школе.
5.Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене. Оказывать по необходимости методическую помощь при проведении занятий Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене

(в занимательной для обучающихся форме).

6. Размещение информации об ученых, явлениях, занимательных фактах на информационных стендах. Оказать педагогическую, психологическую, методическую, техническую помощь обучающимся. Индивидуальная работа по

-подбору темы

практическому выполнению работ

-методике выполнения

-защите заявленного проекта

III. Заключительный

Сроки Цели и задачи Деятельность куратора проекта Деятельность волонтеров
2019 год Показать эффективность проекта повышением интереса к предмету всех учеников Подготовка к защите проекта Продукт деятельности:

сформированные умения по работе с информацией, повышение качества знаний, повышение интереса к предмету, повышение активности учеников, ориентация на технические профессии.

Показать эффективность повышением активности старшеклассников и учеников средних классов
Показать эффективность профессиональной ориентации учащихся среднего и старшего звена на технические профессии.

Для старшеклассников

Опыты по физике в домашних условиях для детей, учащихся в старших классах.

Поющая рюмка

Для опыта по физике в домашних условиях потребуется:

  • рюмка;
  • вода.



Что нужно сделать:

  1. Заполнить изделие водой и вытереть по краям.
  2. Мокрым пальцем протереть по краям, рюмка будет издавать звук, похожий на пение.

Бокал и жидкости

Инструменты:

  • стеклянный стакан;
  • бумага;
  • ножницы;
  • соль;
  • красное вино;
  • масло;
  • спирт.

Ход эксперимента:

  1. Сначала налить в стакан воды.
  2. Сделать бумажное подобие рожка, загибая концы в угол 90 градусов. Вино из бумажной конструкции постепенно наливать в стакан. Подождать, когда вино достигнет уровня воды.
  3. Сделать второй рожок и налить точно так же подсолнечное масло.
  4. Сделать третий рожок и оттуда наливать спирт.
  5. В стакане будет 4 этажа жидкостей.

Анализ: Ингредиенты располагаются в стакане поочередно. Жидкости, которых самая большая плотность, находятся внизу, а самые лёгкие наверху.

Подсвечник

Потребуется:

  • свечка;
  • гвозди;
  • стакан или другое изделие, наполненное водой;
  • спички.


Последовательность:

  1. Разместить гвоздь на конце свечки.
  2. Поставить гвоздь так, чтобы парафин и фитиль находились над водой.
  3. Поджечь фитиль свечки.

Анализ: Свечка через пару минут начнет подниматься наверх. Рядом с фитилем появится воронка. Такая пустота облегчит свечку, тем самым она будет гореть до конца.

Змейка

Материалы для опыта:

  • листы бумаги;
  • свечка;
  • ножницы.

Ход опыта:

  1. Разрезав спираль, поставить ее в конец проволоки.
  2. В воздухе поставить спираль над свечой.



Анализ: В связи с расширением под воздействием энергии, которая начинает передвигаться, змейка начинает вращаться.

Вулкан

Понадобится:

  • вода;
  • стакан;
  • спирт;
  • пробка.

Последовательность:

  1. Тушь со спиртом разместить в стакане.
  2. Внутри проделать дырку.

Анализ: Отверстие наполнится водой, вытеснив тушь, потому что у той больше плотности, чем у спирта. Жидкость начнет всплывать наверх.

Спички

Для опыта в домашних условиях по физике потребуется 15 спичек.

Последовательность:

  1. Положить на гладкую поверхность (стол) спичку, остальные спички разместить концами, доходящими до стола.
  2. Для начала поднять любую спичку, за ней начнут подниматься все остальные.

Анализ: Последняя спичка кладется как раз для того, чтобы все поднялись за ней.

Подставка под кастрюлю

Для опыта по физике дома потребуется:

  • вилка;
  • тарелка;
  • кастрюля;
  • кольцо от салфетки.

Последовательность:

  1. Разместить на кольцо от салфетки пару вилок.
  2. Сверху положить посуду.
  3. Налить в кастрюлю воду, поставив ее вверх на подставку.



Анализ: Эффект демонстрирует состояния устойчивости и равновесия.

Жидкости

Для эксперимента понадобится цитрус, стакан с водой и вином. Вместо вина используется также молоко или спирт.

Физический опыт и его последовательность в домашних условиях:

  1. Снять кожицу апельсина, разрезав его пополам.
  2. Дно цитруса проткнуть и поместить в стакан.
  3. Цитрус должен иметь больший калибр по сравнению с серединой стакана, тем самым цитрусу удастся удержаться, не попадая на дно.
  4. Поставить цитрус на стакан.
  5. В корку цитруса вылить спирт или вино. Жидкость пройдет сквозь дырку, до того момента, когда вино не будет на дне цитрусовой чашки.
  6. Вода — ее долить до края. Вино поднимется до воды, а та спустится ко дну конструкции. Через какое-то время жидкости осуществят перемену мест.

В статье были приведены самые простые опыты, их описания и объяснения.

Интересные факты, опыты, эксперименты по физике привлекают внимание детей, способствуют их развитию. Главное правило проведения опытов в домашних условиях – знание техники безопасности.

Автор статьи: Матюк Егор

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Проектная деятельность — спорная тема

Введение проектной деятельности как обязательной не ново. Такой метод обучения внедрялся в России еще в начале XX века. Советская власть запретила его как несовместимый с новым устройством общества, но со временем проектная деятельность была возрождена и снова заняла почетное место в образовательном процессе. Однако возможно ли ее действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики? Давайте разберемся, что такое настоящая проектная деятельность.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.

Итак, ключевое слово – уникальный

. То есть готовым проектом ученика должен стать некий продукт, не существовавший до сих пор. Многие же работы являются лишь имитацией. Например, в начальной школе создание простой поделки из шишки (причем, как правило, усилиями родителей) — навряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше. Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.

Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы.

Что в современной школе является настоящей проектной деятельностью, а что ее имитацией, и почему? Рассмотрим на основе спорных видов проектной деятельности, которые часто упоминаются в методической литературе.

Физика. Базовый уровень. 10 класс. Рабочая тетрадь

Предлагаемая рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса, в который входят учебник, тетрадь для лабораторных работ и методическое пособие тех же авторов. Электронное приложение к учебнику размещено на сайте www.drofa.ru. В тетради содержатся вычислительные, качественные и графические задачи, которые сгруппированы по темам в соответствии с главами учебника. В каждой теме рассмотрены примеры решения типовых задач, приведены задачи для самостоятельного решения и тренировочный тест. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, а также для закрепления и проверки полученных знаний по физике.

Купить

Виды проектной деятельности

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Исследовательская деятельность — основной метод в физике, все результаты мы получаем именно этим путем. Исследование можно провести за один урок, и эксперты рекомендуют заменять такой формой некоторые традиционные лабораторные работы. Однако исследование не может быть проектом, поскольку оно не предполагает конкретного результата и в принципе может не привести к какому-либо результату. У исследования и проекта есть много схожих черт: они требуют самостоятельной работы ученика по четкой структуре для достижения заданных целей. Но путать их не следует.

Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры, развиваются по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).

В наши дни творческим проектом называется многое из того, что раньше именовалось творческим делом, творческим заданием. Однако если любую газету, любой снятый на телефон видеофильм или другую ученическую работу называть проектом, это просто нивелирует понятие проектной деятельности. Кроме того, нельзя назвать проектом то, что не имеет регламентированных этапов работы. Как же совместить творчество и проектную деятельность в занятиях по физике? Например, можно наладить выпуск тематического журнала. Речь идет не о создании одного номера, а об организации школьного издательства с распределением ролей (редактор, корреспондент, дизайнер и т.д.), с установкой дедлайнов, с понятной схемой распространения. Также проектом может стать, например, видеозадачник, для которого ученики готовят ролики с разными сюжетами, а из них рождаются задачи.

Игровые проекты. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Раньше такая деятельность называлась дидактической игрой

. Отсутствие структуры лишает подобную работу статуса проекта. Совсем другое дело, если ученики сами создают новую игру с физическим содержанием. Это может быть настольная игра с карточками или даже компьютерная игра. Такой проект становится гордостью учеников и педагога, им с интересом пользуются дети в подрастающих классах. Разумеется, за один урок физики игру не сделать, но можно отвести один урок на презентацию проекта.

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Реферат или доклад никак не может являться проектом, хотя в школах ими часто подменяют настоящие проекты. Реферат или доклад в лучшем случае становится результатом исследовательской деятельности. Здесь подмена понятий особенно опасна. Брать чужой текст, представлять его как собственную работу, получать награду фактически за плагиат — это фальсификация проектной деятельности. Неудивительно, что после ученик может заниматься «заимствованием» в университете, при научной деятельности.

Практико-ориентированные проекты. Четко обозначенный результат (продукт), тщательно продуманная структура и сроки выполнения каждого этапа, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Данный вид работы соответствует описанию проекта и единственный в полной мере относится к проектной деятельности. Он может подразумевать создание игры, устройства, 3D-модели и многого другого.

С конкретными темами для проектной деятельности по физике вы можете ознакомиться в учебнике «Физика. 8 класс».

Что ещё почитать?

Новый федеральный перечень. Рекомендации для учителей. Математика. Физика. Астрономия

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Учебные мини-проекты в курсе физики. «Задачи кинематики», 7 класс

Почему металл холодный?

Условия проектной деятельности как ведущего метода обучения

На данный момент очевидно противоречие. С одной стороны — метод проектов один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС. С другой: классно-урочная система и принцип «повтори-выучи» — единственная форма обучения в подавляющем большинстве российских школ. Не ставится под сомнение, что лучшей формой обучения физике является экспериментально-исследовательская деятельность. Но она требует:

  • Отмены традиционной классно-урочной системы.
  • Серьезную и длительную переподготовку действующих учителей на базе научных лабораторий и исследовательских центров, а не на фиктивных курсах.
  • Полного изменения программ и методов обучения в педвузах.
  • Наличия у учителя свободного времени на подготовку.
  • Разнообразного современного оборудования и различных материалов.
  • Значительных капиталовложений в систему образования со стороны государства.

Конечно, любая работа должна быть по силам, и обязывать ребенка выполнять настоящий проект — это не гуманно. Без соответствующих условий — тем более. Если ученик с первого класса не будет понимать, что проект — кропотливая и ответственная работа, позже он перенесет это непонимание во взрослую жизнь.

Педагог Вадим Муранов является постоянным спикером корпорации «Российский учебник». Чтобы задать ему вопрос или оспорить точку зрения в режиме реального времени, следите за расписаниями онлайн-трансляций вебинаров!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]