«Особенности межличностных отношений подростков»
Бобкова Ирина Александровна, учитель русского языка
и литературы, МКОУ Клеванцовская СОШ
Островского района Костромской области
«Особенности межличностных отношений подростков»
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме
Аннотация: В выступлении раскрываются вопросы взаимоотношений подростков, основные типы межличностных отношений в детском коллективе.
Родителям даются советы по решению проблем, сложных ситуаций, сложившихся у их ребенка в школе.
Здравствуйте, уважаемые родители! Именно с этого вежливого слова начинается общение наших детей с взрослыми и сверстниками.
(Презентация. Слайд 1)
Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
(Слайд 2)
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно. Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).
(Слайд 3)
На втором, третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во 2-3 классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.
Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу. Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками
обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
(Слайд 4)
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят
товарищеские отношения.
Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства.
Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Часто подросток стремится завоевать лидерство любой ценой, провоцируя тем самым нарушения отношений со сверстниками.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского
сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. Дружба активизирует общение подростков, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».
К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола.
Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику. Девочек уже волнует, кто кому нравится, с кем дружит, возникают ситуации соперничества и связанные с этим конфликты подростков.
Ребенок видит себя таким, каким его, как ему кажется, воспринимают другие. В детской среде культивируется свой стандарт. Все, что выходит за пределы этой нормы, как правило, подлежит осмеянию. Чуть выше рост – «Каланча», чуть полнее – «Жирный» или «Жир». И дети, которым раздают прозвища направо и налево, откликаются на новые «имена», даже сами порой подшучивают над собой – есть такой способ «смазать ситуацию»: каждый придумывает свой способ, потому что, стоит показать, что ты обиделся, будут дразнить еще больше.
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и происходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того что признаки и приметы взросления появились раньше, чем у других. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним. То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Если вы чувствуете, что в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать о нехитрых приемах «психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?
(Слайд 5)
1. Конфликты неизбежны.
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно.
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет.
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься. Родители должны еще на начальном этапе предпринять все возможные меры, чтобы ребенок вписался в социум. Поговорите с учителями о проблемах своего ребенка и сделайте их своими союзниками.
(Слайд 6)
* Сделайте так, чтобы ваш ребенок внешне не очень выделялся среди других.
* Постарайтесь сами обеспечить ребенку общение с одноклассниками (приглашайте их в гости, отдайте ребенка в группу продленного дня и т. д.).
* Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно дома прорепетировать их в виде ролевой игры («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения.
«Дети сами разберутся»
Существует мнение, что взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых, ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
«Я своего ребенка в обиду не дам»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
«Главное – выучить приемы»
Родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.
Виды агрессии и способы реагирования
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
(В презентации слайды 7 — 10)
На первый взгляд, данная информация кажется настолько банальной, но, тем не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые только что были озвучены, имеют место быть.
Мы не должны забывать с вами о том, что мы должны делать, и что мы все без исключения делаем – это воспитываем своих детей. Но напрашивается вопрос – а кто занимается воспитанием родителей? Предлагаю ответить на вопросы теста.
(Тест в презентации. Слайды 11-13)
Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из- под контроля.
Можно выделить несколько типов их реакций на сложившуюся ситуацию в классе.
- Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
- Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
Иногда родители бывают, правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.
В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции будет правильнее всего.
Что делать, если ребенка отвергают. (Слайд 14)
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и так далее.
Памятка родителям (слайд 15)
Заключительное слово. (Последний слайд – 16)
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический проект» — М.: Просᴨȇкт, 2000
Родительское собрание в 6-7 классе. Конспект
Конспект родительского собрания по теме:
Особенности общения подростков с представителями противоположного пола.
Автор: Голобородько Елена Евгеньевна, студентка 4 курса Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений. Также информация об особенностях общения подростков с представителями противоположного пола актуальна для родителей чьи дети являются подростками. Цель: рассмотрение правил поведения родителей с детьми подросткового возраста, расширение их знаний в сфере психологических особенностей подростков. Задачи: 1.Дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей – подростков; 2.Расширить психологические знания родителей; 3.Оказать помощь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье. 4.Оказать помощь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период. Форма проведения собрания: круглый стол. План собрания: 1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. 3.Обсуждение особенностей общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Мини-лекция по этой теме . 4.Разборы различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них. 5.Раздача памяток для родителей . 6.Подведение итогов . Оборудование: Выставка книг о воспитании подростков, плакат с фотографиями семей учащихся. Презентация.
Подготовительная работа к собранию: 1. Подготовка различного статистического материала по проблеме. 2. Памятка для родителей по теме собрания, анкеты для диагностирования родителей и детей. 3. Диагностика детей и родителей. 4. Приглашения для родителей на родительское собрание. Пример приглашения: Родительское собрание: « Особенности общения подростков с представителями противоположного пола» состоится 24 .10.07 г. в 18.00 ч. Уважаемые Татьяна Алексеевна и Владимир Иванович! Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям. Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к ним. Классный руководитель: Голобородько Елена Евгеньевна
5. На доске эпиграф. 6. Ситуации для обсуждения во время собрания. 7. Электронная презентация по теме собрания. Диагностика детей и родителей Анкетирование учащихся
Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению: 1. В последнее время тебе больше нравится проводить время: А. В кругу своей семьи; Б. С друзьями; В. В одиночестве. 2. Изменения твоей внешности, роста, веса: А. Радуют; Б. Огорчают; В. Раздражают и злят. 3. Тебе больше всего хотелось бы быть: А. Умным; Б. Красивым; В. Общительным. 4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это: А. Радовало; Б. Огорчало; В. Было бы безразлично.
Анкетирование родителей
1, Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться: А. Своей внешностью; Б. Своим весом и ростом; В. Гигиеной собственного тела; Г. Противоположным полом. 2. Что он стал больше: А. Общаться с друзьями по телефону; Б. Проводить время у зеркала; В. Проводить время с друзьями вне дома; Г. Обращать внимание на свою одежду. 3. В личностном плане он стал: А. Более скрытным; Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание; В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес; Г. Менее ответственным в учебной деятельности.
Ход собрания: 1.Организационный момент: а)размещение, приветствие. Учитель– Здравствуйте дорогие родители ! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей в подростковом возрасте, и о том, что именно в этот период, в этом возрасте, ваши дети начинают активное общение с представителями противоположного пола, основанное на симпатии, или абсолютно противоположной ей антипатии. Обсудим особенности и результаты возможного общения, и разберемся как же предотвратить негативные последствия этого общения. 2.Вступительное слово учителя: «Учим детей общению, учимся у детей общению». Подростковый возраст характеризуется наиболее контрастными психофизиологическими, социальными переменами, которые, сплетясь в тугой узел, создают весьма противоречивый социально-психологический портрет сегодняшнего подростка. Это время, когда совершается перестройка отношений к окружающему, бурно формируется самооценка, нередко неадекватная реальным возможностям подростка, резко возрастает критичность в оценках при явном недостатке самокритичности. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Приоритетным для подростка становится общение со сверстниками, главным образом представителями противоположного пола. Сегодня мы постараемся понять, на сколько в подростковый период важно для ребенка общение, особенно с представителями противоположного пола. А также какова роль семьи , поддержка и советы родителей в этом вопросе для подростков.
Учитель: Прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования класса . Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания. Анализ результатов анкетирования детей и родителей. Можно представить на слайдах в виде диаграмм. Например:
3. Учитель: А теперь давайте поговорим об особенностях общения между мальчиками и девочками в этот период. Вопросы родителям:
— Итак уважаемые родители может кто-то из вас может назвать эти особенности? — С какими трудностями вы столкнулись? Ответы родителей.
Учитель: Давайте подробно разберемся в этих особенностях.
Мини-лекция
Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы. Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
Меняются и отношения между мальчиками и девочками. В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п. Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше. Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят , что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола. При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. И поэтому вы, уважаемые родители, не должны оставаться безучастными и равнодушными к жизни своих детей! Ведь именно в этот период они как никто другой, нуждаются именно в вашем совете и поддержке. Обсуждение с родителями основных положений мини-лекции. 4. Анализ и обсуждение ситуаций, предложенных классным руководителем. Ситуация 1
Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей…
Ситуация 2
Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…
Ситуация 3
Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной…
Ситуация 4
Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…
Папы и мамы! Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда необходимы ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать(также на слайдах): 1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. 2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. 3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 4. 60% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности. 5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе. 6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек — 11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков— 13 лет. 7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. 8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
5. Раздача родителям памяток и подведение итогов родительского собрания.
Памятка для родителей по теме собрания 1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. 3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом. 5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап. 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. 10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. 6. Заключительное слово: Учитель: Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие!
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание 7 класс Родительское собрание 6 — 7 класс. Дети и родители Конспект родительского собрания в 6 классе Особенности подросткового возраста
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс